Церковный рейд: Самарская соборная мечеть. Соборная мечеть

Самарская соборная мечеть является уникальным архитектурным комплексом, одним из крупнейших культовых сооружений не только в России, но и в Европе. Ее высота - 60 метров, общая площадь – 4800 квадратных метров, вместимость – около 5000 молящихся одновременно. В архитектурный комплекс самарской мечети входит медресе «Нур», рассчитанное на 60 учащихся.

Стены сложены из 4,5 тысячи кубометров кирпича, 2,5 тысячи кубометров площади выложено плитами из мрамора, 700 кубометров изделий из железобетона, 36 тонн изделий из железа.

С подходящим для возведения мечети местом не могли определиться довольно долго. Тогда рассматривались различные варианты размещения – и в Зубчаниновке, и на ул. Партизанской.

17 сентября 1989 года на месте пересечения улиц Партизанской и Борской даже состоялась церемония закладки первого камня в фундамент будущего храма.

Но вскоре выяснилось, что данная площадка не совсем подходит для строительства уникального культового сооружения подобного масштаба, который предполагает статус соборной мечети.

Над проектом соборной мечети работал известный самарский архитектор Расим Вальшин. Согласно проекту, мечеть должна была занимать площадь 3600 квадратных метров, а высота 4-этажного здания мечети вместе с минаретом должна достигать 67 метров.

После кропотливых изысканий, как рассказывает архитектор проекта Расим Вальшин, внимание было обращено на участок на пересечении ул. Стара-Загоры и XXII Партсъезда. Когда-то этот участок был выделен для строительства обкома комсомола, но перестройка помешала реализации планов. Но и на этом месте строительство мечети долгое время не начиналось.

Все строили предположения, что же разместится на данном участке – одной из самых высоких точек Самары, отличающейся выгодным расположением, которое и диктовало строительство здесь особого объекта с примечательной инфраструктурой.

В планы по возведению мечети вмешалась сама история. Ни для кого не секрет, что улица Стара-Загоры названа в честь побратима Самары - одноименного болгарского города, а кинотеатр «Шипка» носит название возвышенности, где происходила битва болгар против Османской империи. В ней участвовали и воины из Самары. В связи с этим возникли первые проволочки: общественность выражала протест против строительства на данной территории мусульманской мечети. Но вскоре шумиха вокруг строительства отошла на второй план. А когда все увидели воплощение нового объекта, возражения и вовсе сошли на «нет». Жители района все-таки признали, что Соборная мечеть – масштабное архитектурное сооружение, которое стало украшением улицы: золотой минарет и полумесяц мечети заметны издалека в любое время суток. В ночное время осуществляется ее подсветка.

Работы по подготовке котлована начались летом 1992 года, в апреле 1993 г. была забита первая свая. 20 мая 1995 года в торжественной обстановке в готовый фундамент были заложены первый кирпич и капсула с посланием для потомков. Тогда же было принято решение, что строящаяся мечеть станет соборной.

Официальное открытие первой самарской соборной мечети состоялось 28 ноября 1999 года. В этот же день в строящейся мечети состоялся праздник-митинг по случаю поднятия минарета и установки полумесяцев. Самарская соборная мечеть стала образцом мусульманской архитектуры конца XX века. В первую очередь посетителей поражает воплощение идеи создания михраба, который сооружен из мрамора. Если смотреть из молитвенного зала в сторону михраба в дневное время, то создается впечатление, что он освещен рассеянными лучами. Этот эффект достигается за счет витражей – цветных пластинок на окнах. Таким же образом оформлен вход в молитвенный зал со стороны прихожей.

Особым архитектурным элементом композиции комплекса мечети является забор. Выложенный из красного кирпича, длиной более 500 метров и высотой 2,5 метра, он вдоль всего периметра сооружения архитектурно закольцовывает композицию всех объектов соборной мечети. На заборе установлены декоративные решетки с изображением полумесяца, а на столбах - малые купола. На больших столбах, на которых укреплены ажурные ворота, написаны слова «Аллах» и «Мухаммад».

На территории мечети создан парк отдыха, посажены яблони, виноград, все проходы к мечети выложены асфальтобетоном, вдоль них высажены кустарниковые деревья и цветочные клумбы.

Совет мечети занимается совершенствованием внутреннего убранства здания, сегодня в мечети ведутся службы, которые посещают тысячи мусульман, совершаются обряды бракосочетания и наречения именем новорожденных.

Историческая мечеть была построена в 1891 году на средства симбирского фабриканта-суконщика Тимербулата Акчурина.

В Самарской области живут более 200 тысяч мусульман. Преимущественно, это татары - потомки волжских булгар, принявшие ислам ещё в 922 году. Первые мечети в городе появились ещё задолго до революции. Но только здание одной из них пережило советскую власть. Большинство же было снесено, как например мечеть, находившаяся около современного Дворца спорта. Сейчас уцелевшая Самарская историческая мечеть является действующей. Только не каждый сможет узнать в облике этого здания культовую постройку, поскольку её минарет был снесён в советское время. В данный момент ведётся реконструкция исторической мечети. Находится она в доме 61 по улице Алексея Толстого (до революции - Казанской). Именно здесь во времена Российской империи был компактный район проживания татар, которые, по большей части, работали грузчиками на многочисленных городских хлебных пристанях.

Историческая мечеть была построена в 1891 году на средства симбирского фабриканта-суконщика Тимербулата Акчурина. С 1908 по 1913 года в здании мечети работала редакция общественно-политического и экономического журнала на татарском языке «Икътисад», а провинциальная Самара была одним из главных мировых очагов татарского просвещения. В 1932 году здание мечети было отобрано у верующих. Возвращено же мусульманам оно было только спустя 70 лет. Медленно, но верно мечети возвращается её первоначальный облик.

Но гораздо более известно здание Самарской соборной мечети, находящейся на улице Стара-Загора. Её спроектировал самарский архитектор Расим Вальшин. Изначально мечеть планировалось строить на улице Партизанской, но место не подошло для столь значимой для города постройки. В итоге, на этом месте тот же архитектор построил центр интерьера и дизайна «Руслан и Людмила», а мечеть была возведена в другом месте.

Открытие мечети состоялось 28 ноября 1999 года. Здание мечети построено в соответствии с канонами современной исламской архитектуры. Часто приходится слышать неверную информацию, что Самарская соборная мечеть - одна из самых больших мечетей Европы. Стоит вспомнить хотя бы знаменитую стамбульскую мечеть Айя-Суфия, бывшую до перестройки константинопольским Собором Святой Софии, которая находится в европейской части турецкой столицы. Тем не менее, размеры самарской мечети, действительно, довольно внушительны. Площадь её составляет 3600 кв. метров, а высота минарета - 67 метров. В залах здания расстелены ковры площадью 750 квадратных метров, привезённые из Таджикистана. Также община особенно гордиться архитектурным решением михраба (ниши в стене, указывающей на направление к Мекке), сделанного из белого мрамора и причудливо освещаемого рассеянным светом, благодаря разноцветным витражам в окнах. Работы над внутренним убранством мечети не прекращаются до сих пор. Кроме того, со времени открытия мусульманская община облагородила прилегающую к культовой постройке территорию. Возле мечети создан парк отдыха, который оборудован цветочными клумбами и засажен яблонями. Здание может вместить около 5000 молящихся одновременно. В его архитектурный комплекс входит медресе «Нур», рассчитанное на 60 учащихся.

Соборную мечеть строили семь лет и открыли в 1999 году в районе кинотеатра «Шипка». Редакция «Большой Деревни» наведалась в нее на волне возросшего интереса к исламу, чтобы узнать, чем он живет, не из телевизора. Правда ли, что до сих пор женщинам разрешено видеть мужчин, а мужчинам женщин - нет? Делятся ли входы для прихожан по половому признаку? Поговорили с муфтием Самарской области и имамом мечети о положении этой религии в Самаре на фоне охватившей мир истерии, о приемлемом луке для посещения храма и выяснили, наконец, почему на продуктах все чаще можно видеть наклейку «Халяль».

Над входом: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его»

Хазрат - исламский религиозный статус

Особенности пребывания: везде ковры, на входе нужно разуться.

Дресс-код: женщинам - одежда, прикрывающая волосы, руки до запястья и ноги до щиколоток.

Торговые точки: внутри - магазин мусульманской одежды и лавка с атрибутикой, на территории - магазин одежды и косметики, мясная лавка.

Досуг: во дворе есть чайхана, в самой мечети - музей.

Прайс-лист на услуги: отсутствует.


Имам мечети Иршат хазрат Сафин (отказался фотографироваться крупным планом)

О мечети

Имам Иршат хазрат Сафин: Мечеть очень простая, можно сказать, в стиле модерн. Экскурсоводы, конечно, пытаются что-то в ней найти. К примеру, связывают светло-голубой купол с небом. Ничего такого нет, это случайность.

Об исламе в Самаре


Муфтий Талиб хазрат Яруллин. Фото: пресс-служба мечети

Оживления экстремистских настроений, которые есть в Татарстане, Башкортостане, не говоря уже о Кавказе, у нас пока, слава Богу, нет

Муфтий Талип хазрат Яруллин: Мы живем в России, многонациональной и многоконфессиональной стране, и являемся примером для других государств. К сожалению, сейчас обстановка в мире такова, что отношение к исламу часто негативное в связи с тем, что люди, называющие себя мусульманами, делают то, что не соответствует религии. Они дискредитируют ислам. Сейчас в Самаре каких-то недовольств мы не чувствуем. Как было раньше, так и сейчас. Если ты ведешь себя правильно, достойно, то никаких возражений быть не может. У нас в городе, к примеру, семь мечетей, где мы можем поклоняться, преподавать ислам и рассказывать о нем желающим, в том числе людям других вер, которые приходят на экскурсии, смотрят, интересуются.

Иршат хазрат Сафин: У нас живут, пожалуй, самые толерантные, «мягкие» мусульмане - российские татары, башкиры. Оживления экстремистских настроений, которые есть в Татарстане, Башкортостане, не говоря уже о Кавказе, у нас пока, слава Богу, нет. Самара в этом плане давно считается один из самых стабильных регионов.

О дресс-коде

Талип хазрат Яруллин: Существует определенная этика. Из уважения к религии, людям, вы должны быть одеты соответствующим образом, чтобы не привлекать внимание. В принципе, двери мечети открыты для всех. Можете придти, посмотреть, здесь ничего запретного нет. Но чтобы не проявлять неуважение к представителям религии, надо соответствовать существующим порядкам. Если человек приходит в храм, в особенности женщина, тело должно быть прикрыто. В русской традиции это тоже всегда было обязательным. Женщины также повязывали платок, надевали длинный сарафан на рубашку. Другими словами, хиджаб - это не только мусульманское понятие, а в принципе прикрытие тела.

Мужчины не могут соприкасаться с женщинами даже при выходе из мечети. Но если мы потом в транспорте едем едва ли не в обнимку, кого мы обманываем?

О сексизме


При входе можно купить гобелен с видом соборной мечети - за 600 или 2000 рублей

Гиды, когда приходят, уже не обращаются к нам: знают, как все устроено

Талип хазрат Яруллин: У нас один общий вход в мечеть для мужчин и женщин. Но есть боковые входы: для мужчин слева, для женщин - справа. Также сделаны и туалеты. Женщина имеет право приходить в мечеть, здесь ничего запретного нет. Она может придти, но не обязана. Если у нее есть свободное время, если муж разрешает, если при этом она не бросает дома плачущих детей и хозяйство, - пожалуйста. Женщины приходят, у них есть отдельное место для поклонения на втором этаже. Они видят мужчин, но мы их видеть не должны. В идеале мы не можем с ними соприкасаться даже при входе. Но давайте будем честны: если мы здесь не можем, а потом в транспорте вместе едем едва ли не обнимку, тогда кого мы обманываем? Так что у нас в этом плане более светский ислам.

Талип хазрат Яруллин: Соборная мечеть включена в список объектов для посещения экскурсионными группами. Приходят они в основном летом, в сезон речного туризма. Часто приезжают для ознакомления дети со школ, вузов.


По соседству с кабинетом имама находится магазин

В религии нет национальности. Мы принимаем всех

Иршат хазрат Сафин: Много отдыхающих приезжает из самарских санаториев. Их, вероятно, водят по общему маршруту, который включает основные храмы как достопримечательности. Гиды, когда приходят, уже не обращаются к нам: знают, как все устроено, где разуваться и прочие детали.

О прихожанах


По канонам, женщины-мусульманки могут видеть мужчин во время молитвы. Мужчины женщин - нет

Талип хазрат Яруллин: На праздничные молитвы только в нашу мечеть приходит по 15-16 тысяч человек. По пятницам 3,5-4 тысячи. По праздникам всех людей мечеть не вмещает, и народ стоит на улице. Но строить из-за праздников большую нецелесообразно. Потом ее же надо как-то содержать.


Минбар, или мимбар - кафедра в соборной мечети, с которой имам читает пятничную проповедь

В религии нет национальности. Мы принимаем всех. Приходят и татары, и башкиры, и выходцы из средней Азии, этносы трудовых мигрантов. Чтобы все понимали проповедь, мы читаем ее по частям, - сначала на татарском, потом на русском.

Иршат хазрат Сафин: Статус мечети - соборная - предопределяет состав и количество прихожан - думаю, у нас их больше всего. Кстати, такого, как раньше - что в церковь ходят только люди преклонного возраста, уже нет. У нас очень много молодежи.

В слове «халяль» нет ничего религиозного. В переводе с арабского оно означает «дозволенный»

О «таксе» и пожертвованиях


Закулисье мечети с рабочими кабинетами

Талип хазрат Яруллин: Мечеть живет исключительно на пожертвования. Иногда можно услышать, что в других конфессиях есть установленные цены на услуги. У нас такого нет: если у человека есть возможность и желание - он дает некую сумму. Нет возможности - нет и спроса. Не будет такого, что человеку в чем-то откажут, если он не заплатил.

Про халяль

Иршат хазрат Сафин: В слове «халяль» нет ничего религиозного. В переводе с арабского оно означает «дозволенный». Если говорить о мясе, то халяль - это разрешенная животная продукция. Конкретно - нужно, чтобы животное было зарезано и из него была выпущена кровь. Вот и все. Конечно, по исламу, человек, который забивает это животное, должен уповать на Аллаха. Также нельзя бить животное, тащить его к месту забоя, резать тупым ножом. Все это влияет на качество пищи.


На втором этаже атриума есть специальная зона для женщин, отделенная от глаз мужчин занавесками

Халяльный - значит, чистый, аккуратно сделанный. Это не только зарезать утку, но и потрошить ее в чистоте, брать чистыми руками. Мы можем только надеяться на добросовестность поставщиков мяса халяль и продавцов. Все хотят, чтобы самса была из мяса, а не лука и кусков жира.

Киоски с надписью «халяль» сегодня повсюду. Значит, есть спрос - это всего лишь закон рынка. Если есть потребность, то пускай мусульмане сами себя обеспечивают, лишь бы налог платили. Все должно быть цивилизованно, регулироваться законом.

Ул. Стара Загора, 54

Самарская соборная мечеть является уникальным архитектурным комплексом, одним из крупнейших культовых сооружений не только в России, но и в Европе. Ее высота - 60 метров, общая площадь - 4800 квадратных метров, вместимость - около 5000 молящихся одновременно. В архитектурный комплекс самарской мечети входит медресе «Нур», рассчитанное на 60 учащихся.

Стены сложены из 4,5 тысячи кубометров кирпича, 2,5 тысячи кубометров площади выложено плитами из мрамора, 700 кубометров изделий из железобетона, 36 тонн изделий из железа.

С подходящим для возведения мечети местом не могли определиться довольно долго. Тогда рассматривались различные варианты размещения - и в Зубчаниновке, и на ул. Партизанской. 17 сентября 1989 года на месте пересечения улиц Партизанской и Борской даже состоялась церемония закладки первого камня в фундамент будущего храма.

Но вскоре выяснилось, что данная площадка не совсем подходит для строительства уникального культового сооружения подобного масштаба, который предполагает статус соборной мечети.

Над проектом соборной мечети работал известный самарский архитектор Расим Вальшин. Согласно проекту, мечеть должна была занимать площадь 3600 квадратных метров, а высота 4-этажного здания мечети вместе с минаретом должна достигать 67 метров.

После кропотливых изысканий, как рассказывает архитектор проекта Расим Вальшин, внимание было обращено на участок на пересечении ул. Стара-Загоры и XXII Партсъезда. Когда-то этот участок был выделен для строительства обкома комсомола, но перестройка помешала реализации планов. Но и на этом месте строительство мечети долгое время не начиналось.

Все строили предположения, что же разместится на данном участке – одной из самых высоких точек Самары, отличающейся выгодным расположением, которое и диктовало строительство здесь особого объекта с примечательной инфраструктурой.

В планы по возведению мечети вмешалась сама история. Ни для кого не секрет, что улица Стара-Загоры названа в честь побратима Самары - одноименного болгарского города, а кинотеатр «Шипка» носит название возвышенности, где происходила битва болгар против Османской империи. В ней участвовали и воины из Самары. В связи с этим возникли первые проволочки: общественность выражала протест против строительства на данной территории мусульманской мечети. Но вскоре шумиха вокруг строительства отошла на второй план. А когда все увидели воплощение нового объекта, возражения и вовсе сошли на нет. Жители района все-таки признали, что соборная мечеть - масштабное архитектурное сооружение, которое стало украшением улицы: золотой минарет и полумесяц мечети заметны издалека в любое время суток. В ночное время осуществляется ее подсветка.

Работы по подготовке котлована начались летом 1992 года, в апреле 1993 г. была забита первая свая. 20 мая 1995 года в торжественной обстановке в готовый фундамент были заложены первый кирпич и капсула с посланием для потомков. Тогда же было принято решение, что строящаяся мечеть станет соборной.

Официальное открытие первой самарской соборной мечети состоялось 28 ноября 1999 года. В этот же день в строящейся мечети состоялся праздник-митинг по случаю поднятия минарета и установки полумесяцев. Самарская соборная мечеть стала образцом мусульманской архитектуры конца XX века.

Работа над внутренним убранством мечети не прекращается и по сей день. По словам председателя религиозного общества мусульман самарской соборной мечети Фарида Аюпова, особое, неизгладимое впечатление на туристов и правоверных мусульман производит оригинальное оформление михраба (ниша в стене мечети, указывающая направление на Каабу. К ней обращаются лицом молящиеся мусульмане, перед ней стоит имам, руководящий коллективной молитвой, около нее ставится минбар – возвышение с ведущими к нему ступенями, нечто вроде кафедры, с которой читают проповеди в мечетях. - Прим. ред.).

В первую очередь посетителей поражает воплощение идеи создания михраба, который сооружен из мрамора. Если смотреть из молитвенного зала в сторону михраба в дневное время, то создается впечатление, что михраб освещен рассеянными лучами. Этот эффект достигается за счет витражей - цветных пластинок на окнах. Таким же образом оформлен вход в молитвенный зал со стороны прихожей.

Как рассказал Фарид Аюпов, здание мечети уже потребовало небольшого ремонта. В течение двух лет производился косметический ремонт всех этажей внутри мечети, заменено большинство дверей, утеплены окна, здание оборудовано с точки зрения противопожарной безопасности. В молитвенных залах расстелены ковровые изделия площадью более 750 квадратных метров, привезенные из Таджикистана. Также проведена реконструкция всех куполов, теперь их покрыли позолотой.

Особым архитектурным элементом композиции комплекса мечети является забор. Выложенный из красного кирпича, длиной более 500 метров и высотой 2,5 метра, он вдоль всего периметра сооружения архитектурно закольцовывает композицию всех объектов соборной мечети. На заборе установлены декоративные решетки с изображением полумесяца, а на столбах - малые купола. На больших столбах, на которых укреплены ажурные ворота, написаны слова «Аллах» и «Мухаммад».

На территории мечети создан парк отдыха, посажены яблони, виноград, все проходы к мечети выложены асфальтобетоном, вдоль них высажены кустарниковые деревья и цветочные клумбы.

Совет мечети занимается совершенствованием внутреннего убранства здания, сегодня в мечети ведутся службы, которые посещают тысячи мусульман, совершаются обряды бракосочетания и наречения именем новорожденных.

«Я очень доволен, что мой проект продолжает жить своей собственной жизнью», - отмечает Расим Вальшин.

18.07.2012

Соборная мечеть, пожалуй, одна из самых молодых достопримечательностей Самары.

Решение о сооружение мечети в Самаре было принято еще в 1989 году, однако строительство долго не начиналось. Рассматривалось несколько вариантов размещения, в одном месте даже был заложен первый камень в фундамент будущего храма. Однако, вскоре выяснилось, что выбранная площадка не соответствует требованиям, предъявляемым к возведению культового сооружения подобного масштаба.

На том месте, где сейчас высятся минареты Самарской соборной мечети, долгое время был пустырь. Потом этот участок был выделен для строительства обкома ВЛКСМ. Однако перестройка внесла коррективы в эти планы, и перекресток улиц Стара-Загоры и 22 Партсъезда снова продолжал зарастать бурьяном. Это место - одно из самых высоких в Самаре, отличается выгодным расположением и диктует строительство здесь особого объекта. Таким и должна была стать сборная мечеть.

Однако в планы вмешалась сама история. Улица Стара-Загора названа в честь болгарского города-побратима Самары. В битве болгар против Османской империи участвовали и воины из Самары. Поэтому общественность возражала против возведения на этом месте мусульманского храма. Однако вскоре шумиха поутихла, а когда горожане увидели воплощение нового объекта, возражения и вовсе сошли на нет. Масштабное архитектурное сооружение стало украшением улицы- золотой минарет и полумесяц видны издалека, а ночью мечеть очень красиво подсвечивается.

20 мая 1995 года в торжественной обстановке в готовый фундамент был заложен первый кирпич и капсула с посланием для потомков. Тогда же было принято решение, что строящаяся мечеть станет соборной.

Официальное открытие сборной мечети состоялось 28 ноября 1999 года. В этот день в мечети состоялся праздничный митинг и совершен первый намаз.

Сегодня самарская мечеть- образец мусульманской архитектуры конца ХХ века. Объемно-пространственная композиция мечети проста - это вытянутый параллелепипед, на продольной оси которого возвышается минарет высотой в 61 метр, увенчанный куполом диаметром 13,5 метров. В южной стороне здания расположен молитвенный зал, который способен вместить более 1000 человек. На полах расстелены ковры, привезенные из Таджикистана. Особое впечатление на посетителей мечети- туристов и правоверных мусульман - производит михраб - ниша в стене, указывающая направление на Каабу. Если смотреть из молитвенного зала в сторону михраба, то создается впечатление, что михраб освещен рассеянными лучами. Этот эффект сдается за счет цветных витражей на окнах. Таким же образом оформлен вход в молитвенный зал.

Особым архитектурным элементом комплекса мечети является забор, выложенный из красного кирпича. На заборе установлены декоративные решетки с изображением полумесяца, а на столбах - малые купола.

На территории мечети разбит очень уютный парк отдыха с садовыми деревьями. Грозди винограда обвивают резные решетки ворот. Все дорожки возле мечети заасфальтированы, вдоль них растут кустарники и разбиты цветочные клумбы.

При мечети работает медресе «Нур». Кроме стационарной учебы здесь проводятся курсы по усовершенствованию знаний имамов и муэдзинов. А в воскресенье работает школа для детей, где они узнают основы исламского вероучения, культуры и арабской графики.

mob_info