Примечания к таблице V. Чем отличается Бог от Аллаха
Религия отрицает, что понятие Духа может быть применено к Аллаху. Духовность – не атрибут Аллаха . В Коране под духом следует понимать только тварную человеческую душу или тварного ангела. Святым духом назван ангел Джибрил
1.4. Считает ли религия, что Бог обладает тварными атрибутами (качествами и свойствами, присущими творениям)?
«Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните?» () .
Свойства Бога совершенно не подобны свойствам Его творений. О Его свойствах надо судить только духовно .
Бог обладает тварными свойствами слуха и зрения, «слышит» самый тихий шорох и «видит» черного паука ночью на темном камне . Учение о зрении и телесности Аллаха засвидетельствовано в официальных документах мусульманского вероисповедания .
1.5. Раскрывает ли религия внутреннюю природу Бога?
Христианство считает, что Господь существует в трех Ипостасях – Отец (Ум), Сын (Слово) и Святой Дух. Бог обладает Умом (Отец), Который в вечности рождает Слово (Сын) во Святом Духе. Христианство есть учение «Ума, Слова и Духа – единой соприродности и божественности» как сказал о св. Григорий Богослов.
«Ум – Отец, Слово – Сын, Дух Святой – Дух, как учат богоносные отцы, излагая догматическое учение о пресущной и преестественной Святой Троице» (св. Григорий Синаит). «Первый Ум Сущий, Бог единосущное в Себе имеет Слово с Духом соприсносущным, без Слова и Духа никогда не бывая»
(св. Никита Студийский).
Внутренняя природа Бога остается нераскрытой. Учение о Божественном Уме, Слове и Духе отсутствует . При этом само учение о Святой Троице истолковано превратно в виде Иисуса, Марии и Аллаха (5.73, 5.116) .
1.6. Считает ли религия, что Бог есть любовь?
«Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим»
()
.
1.8. Считает ли религия, что Бог обладает ?
«По примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят».
()
Аллах является источником добра и зла, следовательно он не обладает святостью, под которой подразумевается совершенная непричастность злу.
1.9. Считает ли религия, что одним из качеств Бога является хитрость?
Хитрость и лукавство – свойства дьявола (лукавого), прельщающего людей и последующих ему.
Бог ненавидит ложь, коварство и лицемерие.
Аллах «замышляет хитрость» (86.16) , «хитрит», поскольку «Аллах – лучший из всех хитрецов» (3:54) , «обманывает» (4.142) . «Поиздевается», «увеличит беззаконие» (2:15) . «Запутывает козни» (105:2) .
1.10. Считает ли религия, что одним из качеств Бога является гордость?
Гордость – свойство дьявола, ложных учителей, всех злых и нечестивых.
«Гордое достоинство – Мое покрытие». Гордость – атрибут сущности Аллаха .
1.11. Считает ли религия, что Бог хочет спасения всех людей, желает, чтобы все люди познали Его?
«Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины»
()
.
«Тот кто хочет встречи с Аллахом, с тем и Аллах желает встречи; а тот кто не хочет встречи с Аллахом, с тем и Аллах не желает встречи» .
1.12. Считает ли религия, что Бог порождает зло?
Истинный, Святой и Праведный Бог не является источником зла.
«Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы»
()
.
«Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» ()
. «Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога»
()
.
«Все пути Его праведны. Бог верен, и нет неправды в Нем
()
.
Аллах является источником зла.
2.3. Создан ли видимый мир Богом?
Бог создал материальный (пространственно-временной) мир вместе с присущим ему временем. Бог есть «Творец не только вещей, но и самого времени и века, в который вещи получали бытие» (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 33).
Вначале, за пятьдесят тысяч лет до творения всего материального мира Аллах сотворил перо (аль-калам), которым записал в книгу все сотворенное, а затем сотворил материальный мир .
2.4. Создан ли человек Богом?
2.5. Создан ли человек только Богом или Господу нужны помощники в творении человека?
Человек создан только Богом, Который есть единственный Творец бытия.
Аллах прибегает к помощи ангелов, человеческая душа и тело творятся с помощью ангелов .
2.6. Создал ли Бог иных разумных существ, помимо ангелов и человека?
Ангелы и люди – два вида существ, обладающих разумом и свободной волей, способные познать Бога.
Аллах создал из огня джиннов – человекообразных духов, способных принимать любое обличье.
2.7. Может ли всемогущий Бог по Своему желанию прекратить творить?
Да, может.
Нет, не может.
Аллах творит непрестанно.
III. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ
ХРИСТИАНСТВО | ИСЛАМ | |
3.1. Какова цель сотворения человека? | Бог создал человека для любви к Себе, общения с Собой. Бог хочет пребывать в человеке Своей благодатью, даруя человеку возможность обожения . «Для того Он сотворил нас, чтобы мы стали причастниками Божеского естества и причастниками самой вечности…” (св. Максим Исповедник) |
Бог создал для исполнения закона. |
3.2. Создан ли человек по образу и подобию Божьему? |
Человек создан по образу и подобию Божьему. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (). «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» (Прем. 23:2 ) |
Человек сотворен по его собственному виду и образу (Коран 64:3; 82:6-8). |
3.3. Были ли прародители человечества созданы нетленными и бессмертными? |
||
3.4. Подверглись ли грехопадению прародители человечества (Адам и Ева)? |
||
Болезнь человеческой души вследствие ее расторжения связи с Богом чрез нарушение Божественной заповеди . Разрыв общения с Богом через противление Его воле. |
Проступок, выражающийся в неисполнении предписаний закона Аллаха. |
|
3.6. Повлияло ли грехопадение прародителей на все происшедшее от них человечество? |
Греховная природа не может порождать природу святую и безгрешную, каждый человек от рождения получает природу, зараженную грехом. «О, что сделал ты, Адам? Когда ты согрешил, то совершилось падение не тебя только одного, но и нас, которые от тебя происходим» |
|
3.7. Испортилась ли душевная природа человека вследствие грехопадения прародителей? |
Все силы души человека получили предрасположенность ко злу и страстям. Грехопадение «извратило все силы души, ослабив ее природные влечения к добродетели» . «От нарушения заповеди Божией человек сделался доступным всеванию в него зла со стороны дьявола» . |
|
3.8. Испортилась ли телесная природа человека вследствие греха прародителей? |
Человеческое тело стало подвержено болезням и смерти, «ибо возмездие за грех – смерть» (). Чрез падение человека «грех вошел в мир, и грехом смерть» (). Смерть и болезни не были созданы изначально всеблагим Богом. |
|
3.9. Исказился ли весь материальный мир после грехопадения прародителей? |
Через грех смерть и тление распространились во всем мире. Животные и природа перестали повиноваться человеку без труда. |
|
3.10. Нуждается ли человек в Спасителе от власти и силы греха? |
Человеку необходим Спаситель. «Правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией» |
|
3.11. Обладает ли человек свободной волей в выборе добра и зла? |
Человек обладает свободной волей в выборе добра и зла. Бог все знает наперед, но не все предопределяет. Как и врач, Он неповинен в болезни греха, хотя и предвидит грехи людей. То, что «Бог предопределяет или осуждает, нисколько не взирая на дела предопределяемых или осуждаемых, – это мы почитаем безумием … Бог непричастен никакому злу, равно желает спасения всем, у Него нет места лицеприятию» . |
Человек лишен свободы выбора. Все его действия предопределены Аллахом «Поистине, Мы сотворили каждую вещь по предопределению» (54. 49). |
3.12. Творит ли человек свои поступки сам или все его действия творит Бог? |
Творит сам, используя свою богообразую и богоподобную свободную волю. |
Аллах совершает за него все, в том числе добрые и греховные действия «Аллах сотворил вас и то, что вы делаете» (37. 96) . |
3.13. Равны ли мужчина и женщина в своем духовном достоинстве перед Богом? |
Мужчина и женщина в равной мере сотворены по Образу Божьему . |
Женщина является низшим существом в сравнении с мужчиной . |
3.14. Сколько жен может иметь мужчина? |
До четырех жен, а кроме того, столько наложниц, сколько позволяют материальные средства. При этом к женам надо проявлять справедливость, выражающуюся в том, что нельзя определять наиболее любимую . |
|
3.15. Заповедано ли мужчине бить провинившуюся жену? |
IV. БОГ И ЧЕЛОВЕК
ХРИСТИАНСТВО |
ИСЛАМ |
|
4.1. Дает ли Бог Свое Откровение человеку? |
||
4.2. Общается ли Бог в Откровении с человеком непосредственно или только через созданных Им посредников? |
Бог раскрывает Себя и общается с человеком в непосредственно, Сам, действием Святого Духа через пророков и чрез Воплотившегося Сына Своего Иисуса Христа. «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» «Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (). |
Аллах раскрывается человеку только через ангела. Единственным исключением является Муса (Моисей), с которым Аллах говорил лицом к лицу. Даже Мухаммед не видел Аллаха и не общался с Аллахом. |
4.3. Что является вершиной и полнотой Божественного Откровения? |
Вочеловечивание Самого Бога: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». |
Явление Мухаммеду ангела Джибрила, который в пещере несколько раз схватывал и сжимал его, заставляя его напрягаться до предела , вызывал в нем страх, по причине которого он говорил: «Укройте меня, укройте меня!» . |
4.4. Должен ли человек стремиться искать познания Самого Бога? |
Люди созданы «дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» |
Человек может искать лишь исполнения шариата (араб. правильный путь) – предписаний закона Аллаха. |
4.5. Может ли человек соединиться с Богом? |
Бог открывает каждому человеку возможность познать Себя вплоть до того, чтобы люди стали «причастниками Божественного естества» (), соединились с Ним. Познавая Бога, человек соединяется с Ним чрез дар нетварной Святого Духа – дар обожения. «Он вочеловечился, чтобы мы обожились» (св. Афанасий Великий). Человек – храм Святого Духа. |
Аллах не может соединиться с человеком, обитать в человеческой душе, уме и сердце. |
4.6. Может ли Господь Сам лично раскрыть Себя каждому человеку? |
Благодатью Святого Духа каждому верующему: «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым» (). |
Аллах не раскрывается каждому человеку. |
4.7. Может ли Господь лично общаться с каждым человеком? |
Христианство открывает возможность общения с Богом для каждого человека в молитве и . «Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего» |
Аллах не желает общаться с человеком. Даже Мухаммед лично не общался с Ним. |
4.8. В каких отношениях находится Бог с человеком? |
В отношениях усыновления. Через веру в Иисуса Христа, Сына Божьего по естеству (природе), человек становится сыном Богу по благодати. «Ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» |
Аллах – господин, а человек – раб. Всякий приходит к Аллаху только как раб (19.88-93). |
4.9. Что Бог требует от человека? |
Исполнения евангельских любви раскрытых в словах Спасителя: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (). Заповеди раскрываются через Священное Писание, Предание и сочинения свв. Отцов. |
Исполнение предписаний шариата – закона Аллаха, доводимого до людей через Коран, хадисы и сочинения религиозных авторитетов. К обязательной части шариата относятся – шахада, закят, саум, хадж, салят, часто добавляется джихад. |
4.10 Требует ли Бог исповедания веры? |
«Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» «Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге» (). «Если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (). |
Требуется произнесение шахады: «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад – Посланник Аллаха». |
4.11. Заповедует ли Бог любовь к Себе? |
Любовь к Богу – первая и наибольшая заповедь «Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» |
Совершенная вера выражается в любви к шариату – закону Аллаха, а не Аллаху. Высшие чувства к Аллаху – рабская покорность и повиновение. |
4.12. Заповедует ли Бог любовь ко всякому человеку? |
Бог заповедует нелицеприятную, совершенную любовь человека к человеку. Различие между врагом и ближним уничтожено Христом: «Любите врагов ваших» «И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают» |
Возможна любовь только к единоверцу, но и здесь установлена ненависть (например, в случае мести или ряда его проступков, нарушающих шариат). |
4.13. Заповедует ли Бог молитву? |
Да, по возможности непрестанную. |
Да, пятикратную (араб. cалят). |
4.14. Является ли молитва ритуалом, для которого необходимы внешние условия? |
Пост (араб. саум) установлен лишь для награды в будущей жизни. |
|
4.18. Заповедует ли Бог войну с иноверцами? |
Заповедана духовная борьба с дьяволом и падшими духами – врагами человеческой души. «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (). |
Определен джихад как «священная война» с иноверцами. «Когда вы встретите тех, которые не уверовали, то – удар мечом по шее» (47.4). «Борись с неверными и лицемерами. Будь жесток к ним!» (9.73). |
4.19. Допустимо ли мученичество за веру? |
||
4.20. В чем состоит мученичество? |
Мученик (исповедник, свидетель Христа) – христианин, добровольном перенесший гонения за Христа вплоть до лишения жизни от руки гонителей. |
Мученик (араб. шахид – погибший со свидетельством веры) – мусульманин, погибший во время джихада, на войне с иноверцами. |
4.21. Присутствует ли почитание природных явлений и паломничество к ним? |
Запрещено почитать явления природы. |
Присутствует поклонение метеориту (черному камню, араб. хаджар аль-асвад) в Каабе. Мусульмане целуют его или касаются рукой (обряд такбиль). Поклонение – часть хаджа (араб. паломничество), паломничества в Мекку. Хадж – один из пяти столпов ислама . |
4.22. Существуют ли ритуалы (внешние механические действия) чрез которые достигается спасение? |
Отвергаются ритуалы, не содержащие живого общения Бога и человека. |
Например, семикратный бег между холмами Сафа и Марва во время хаджа, бросание камней в столбы с целью побивания шайтана, жертвоприношения животных и пр . |
4.23. Существуют ли таинства, в которых Бог особенно близко общается с человеком? |
Установлены священнодействия в которых христианину ощутимо подаются благодатные силы для спасения души таинственным образом: крещение, миропомазание, покаяние, евхаристия, священство, брак и елеосвящение. В таинствах достигается реальное единение с Богом чрез благодать Святого Духа. |
Отвергается благодатное общение Бога и человека. |
4.24. Обещает ли Господь человеку рай или ад в зависимости от его земной жизни? |
Да. Но при этом предопределение — один из столпов ислама. Для того, чтобы преодолеть это очевидное противоречие, понятие предопределение подменяется предвидением . |
|
4.25. Какое вознаграждение ожидает человека в раю? |
«Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Ап. 21.3). |
Мусульман ожидают плотские удовольствия. Они будут лежать на «ложах расшитых», «с чашами, сосудами и кубками», есть плоды и мясо птиц, которые пожелают, наслаждаться с «черноокими, большеглазыми» гуриями. (56. 15-22) . Совершенного познания Аллаха достигнуто не будет. |
4.26. Признает ли религия священную книгу? |
Да, Библию. |
Да, Коран. |
4.27. Какова природа священной книги? |
Написана пророками и апостолами по вдохновению Святого Духа. «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» В ней присутствует как Божественная, так и человеческая воля. Христиане верят в Бога, а не в текст. Библия не является Богом. Исконный смысл Библии может быть передан на всех языках мира. |
Коран существовал всегда, он не был сотворён Аллахом. Видимый Коран – проявление извечного Корана, небесной «матери книги». Коран вечен как и Аллах. Коран дан на арабском языке – это исконный язык вечного откровения Аллаха. Истинный смысл Корана передается только на арабском языке |
4.28. Как религия оценивает другую? | Признает всецело ложным учением. | Называет христиан «людьми Писания», частично исказившими истину Аллаха. |
V. ОСНОВАТЕЛЬ РЕЛИГИИ
ХРИСТИАНСТВО |
ИСЛАМ |
||
5.1. Кем себя считал? |
Иисус Христос считал Себя воплотившимся Богом, Богочеловеком – совершенным Богом и совершенным человеком, Сыном Божьим по естеству, Второй ипостасью Святой Троицы – Словом Бога. «Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (Ап. 1. 17.18) «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» «Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш ()». «Видевший Меня, видел Отца» (). «Я и Отец – одно» «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (). «Сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам» (). |
Считал себя грешным человеком. |
|
5.4. Явил ли окружающим свое смирение? |
«Уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной». |
Фактически обожествлял себя. Например, «благословлял» своих последователей слюной, соплями, потом, кровью, мочой и другими выделениями. Это подтверждается достоверными хадисами и авторитетными мусульманскими богословами! |
|
5.5. Явил ли Свою любовь людям? |
Да, явил Свою любовь вплоть до добровольных страданий и смерти. «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» «Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши». |
Некоторые добрые поступки не идут ни в какое сравнение с совершёнными злодеяниями. |
|
5.6. Имел ли семью, жен и наложниц? |
Число жен точно не определено – от 11 до 25. При этом имел множество наложниц. На своей любимой жене Айше Мухаммед женился, когда ей было шесть лет, а ему пятьдесят. |
||
5.7. Допускал ли обогащение нечестным путем и богатство для себя? |
На Земле жил Странником: «лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (). «Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное» |
В том числе и нажитое путем грабительских набегов на караваны, выкупа за захваченных пленных, работорговли и пыток людей, спрятавших деньги. |
|
5.8. Допускал ли ложь? |
«Кто из вас обличит Меня в неправде?» (). Считал, что ложь исходит от дьявола: «он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи». (). |
Отдавая приказы убивать, одобрял убийство с помощью лжи. Например, убийство Кааба бин аль-Ашрафа или убийство Абу Рафиа Абдуллаха бин Абу-ль-Хукайка. |
|
5.9. Как относился к врагам? |
Учил о любви к врагам и прощению ненавидящих и обижающих. Даже в момент страданий на кресте, молился за своих убийц: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (). |
Применял месть вплоть до физического уничтожения. Например, убивал поэтов, писавших о нем сатирические стихи, приказал убить двух женщин, певших о нем смешные песни. |
|
5.10. Применял ли насилие для распространения религии? |
Пытавшемуся защищать Его с помощью силы сказал: «возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (). |
Вел непрестанные религиозные войны, насильно обращая в свою веру. Совершил девятнадцать военных походов. Имел восемь мечей, четыре копья, четыре кольчуги, четыре лука. Считал, что можно нападать на спящих иноверцев, даже если при этом пострадают их женщины и дети. |
|
А. Воскрешал ли мертвых? Б. Исцелял ли слепых, прокаженных, немых, глухих и бесноватых? В. Проницал ли мысли и деяния людей? |
Христос кормил голодных, исцелял больных, воскрешал мертвых… Все Его чудеса были чудесами любви, они имели своей целью физическое и духовное спасение конкретных людей. |
||
5.12. Умер ли естественной смертью? |
Был распят на кресте вместе с разбойниками. «С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его. И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен» |
||
5.13. Оставил ли учеников и последователей? |
В том числе 11 апостолов в полной растерянности. |
Вооруженную общину. |
|
5.14. Предсказал ли свою смерть и обещал ли снова явиться своим ученикам после смерти? |
«Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет» (). «По воскресении же Моем предварю вас в Галилее». (). |
||
5.15. Явился ли после смерти и вознесся ли на небо? |
Явился самим одиннадцати апостолам, сказав: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня». «И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (). |
||
5.16. Что оставил ученикам после своей смерти? |
Самого Себя: «Я с вами во все дни до скончания века» |
Призыв к дальнейшим войнам, имущество, власть, захваченных в плен людей и территории. |
|
5.17. Существует ли гробница? |
В xраме Гроба Господня, в Иерусалиме. |
В Медине. |
|
5.18. Лежит ли в гробнице тело основателя религии? |
Гробница пуста. «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам» |
Примечания к таблице I
На высших ступенях духовной жизни, непременно связанных со стяжанием высочайшего смирения, обоженный христианин получает особую благодать совершенства, выражающуюся в дарах чудотворений, исцелений, прозорливости. При этом его душа и ум совершенно соединяются с Богом. К такому человеку относятся слова апостола Павла «уже не я живу, но живет во мне Христос» (). Его духовное возрастание достигает уровня «мужа совершенного», он приходит «в меру полного возраста Христова» (). Не познавший Бога мир не может судить о таком человеке, но он может судить обо всем, поскольку «имеет ум Христов» ().
Примечания к таблице V
«Махмуд бен Ар-Раби был тем, на чьё лицо пророк выплёвывал воду из своего рта. Урва рассказал, что всякий раз, когда пророк совершал омовение, его последователи дрались за оставшуюся (после омовения) воду.» Сахих Бухари, книга 4, хадис 188, передал ибн Шихаб
«Клянусь Аллахом, всякий раз, когда посланник Аллаха плевал, его плевок попадал в руки одного из его сподвижников, который растирал (этим плевком) своё лицо и тело. Если он приказывал им, они выполняли его приказы немедленно. Если он совершал омовение, они дрались за оставшуюся (после омовения) воду.»Сахих Бухари, том 3, книга 50, хадис 891, рассказали Аль-Мисвар бин Маарама и Марван
Уважаемые мусульмане, уважаемые читатели таблицы!
В наш адрес иногда приходят письма от возмущённых мусульман. Авторы таких писем в большинстве случаев стремятся указать, что исламское вероучение не соответствует представленному в таблице, а представляет собой нечто принципиально иное. Они утверждают, что есть некий «настоящий ислам», а все изложенные представления неверны. Они не приводят серьезных аргументов, не апеллируют к первоисточникам. Напротив, они стремятся выдать свои представления о Боге за основу исламского вероучения.
Авторам подобных писем мы напоминаем, что исламское вероучение противоречиво и в его рамках невозможно адекватно выразить представления о Боге. Человеку изначально присущи представления о Боге как о возвышенном, всецело духовном, любящем, сострадательном, нравственно совершенном Существе, источнике Добра и Благости, и именно такие представления содержатся в христианстве.
Мы понимаем, что каждый человек стремится к таким возвышенным представлениям о своем Творце и отвергает противоположные. Не наша вина в том, что подобные представления не явлены в исламском вероучении. Авторы таблицы не несут ответственности за исламские представления о Боге и моральные нормы. Мы призываем лишь сравнить их с христианскими.
Ислам и христианство являются наиболее крупными по числу последователей конфессиями на нашей планете. На сегодняшний день практически во всех странах мира мусульмане и христиане живут бок о бок, и от межрелигиозных отношений, зачастую, во многом зависит национальное благополучие. В этой связи необходимо разобраться, как ислам предписывает своим последователям относиться к христианам.
В современных реалиях немало радикальных группировок пропагандируют ненависть к христианам, называя их безбожниками, неверными и так далее. Встречается такой антагонизм и на бытовом уровне. Но что же говорится об отношении к христианам в Священном Коране и Пречистой сунне Пророка Мухаммада (с.г.в.)?
1. Близость по духу
В суре Создатель обращается к нам со словами:
«Ты также непременно найдёшь, что ближе всех в любви к верующим, являются те, которые говорят: "Мы - христиане". Это - потому, что среди них есть священники и монахи, и потому, что они не проявляют высокомерия» (5:82)
2. Дозволенность пищи христиан
В этой же суре сказано:
«Сегодня вам дозволена благая пища. также дозволена вам, а ваша еда дозволена им…» (5:5)
3. Брачные узы
В пятой суре также говорится:
«…Вам дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас…» (5:5)
При этом следует отметить, что данное правило действует лишь в том случае, если мусульманин (т.е. мужчина) намерен вступить в брачные узы с христианкой или иудейкой.
4. Достойный диалог
В суре «Паук» сказано:
«Если вступаете в спор с людьми Писания (христианами и иудеями - прим.ред.) , то ведите его наилучшим образом…» (29:46)
5. Прощение
В случае каких-либо неурядиц Аллах в Своей Книге призывает не к агрессии, а к прощению, о чем повествует сура «Корова»:
«После того, как прояснилась им истина, многие из людей Писания из зависти своей хотели бы отвратить вас от веры, когда вы уже приняли её. Простите их и будьте великодушны…» (2:109)
6. Огорчение поражениями христиан
Следует отметить, что в VII веке крупнейшими государствами-соседями молодого мусульманского государства являлись Восточная Римская империя, более известная как Византия, и Государство Сасанидов. Эти державы вели постоянную борьбу друг с другом за влияние в регионе и захват новых земель. При жизни Пророка Мухаммада (с.г.в.) между византийцами, исповедующими христианство, и персами-язычниками состоялась крупная битва, победу в которой одержало Государство Сасанидов. После того, как данная весть дошла до Аравийского полуострова, мекканские многобожники начали издеваться над мусульманами, восклицая, что единобожники из Византии не смогли одолеть персов-язычников, и никакой Бог не помог римлянам. После этого Аллах ниспослал аят, в котором предвещал скорую победу римлян в противостоянии с язычниками:
«Повержены римляне в самой низкой (или ближайшей) земле. Но после своего поражения они одержат верх через несколько (от трёх до девяти) лет. Аллах принимал решения до этого и будет принимать их после этого. В тот день верующие возрадуются помощи Аллаха» (30:2-5)
Милость миров Мухаммад (с.г.в.) подчёркивал: «Верующий - это тот, от которого люди в безопасности касательно своей жизни и имущества» (Насаи). Ещё одно его известное высказывание гласит: «Убийство одного невинного человека хуже для Аллаха, чем уничтожение всего мира» (Муслим).
Кроме того, если мы обратимся к истории первого мусульманского государства - Арабского халифата, то в нём проживало немало христиан, наделённых такими же правами, как и мусульмане, включая право на исповедование своей религии. А после взятия Иерусалима в седьмом веке нашей эры войском под командованием второго праведного мусульманского халифа в городе не было разрушено ни одной христианской святыни, и это является наглядным примером того, что ислам - религия добра, мира и любви.
Тем не менее, в случае агрессии извне и возникновения необходимости самообороны, защиты своей родины и семьи мусульманин наделяется правом отстаивать жизнь и свободу своих близких. В кораническом аяте сказано:
«Дозволено тем, против кого сражаются, сражаться, потому что с ними поступили несправедливо. Воистину, Аллах способен помочь им» (22:39)
8. Добрые взаимоотношения
Как-то раз Пророк Мухаммад (с.г.в.) обратился к своим сахабам: «Сказать ли вам хорошее дело, которое лучше, чем намаз, ураза и садака?» - Сподвижники ответили утвердительно. - «Это добрые взаимоотношения, поскольку взаимный разлад уничтожает хорошие дела подобно лезвию, сбривающему волосы», - пояснил Посланник Всевышнего (хадис приводит ат-Тирмизи).
Часто говорят о том, что Ислам – толерантная религия. Тогда возникает вопрос: если Ислам толерантен, почему же некоторые мусульмане строят отношения по схеме «мы» и «они»?
Люди, которые раньше всегда были готовы придти на помощь соседям, справляли праздники с семьёй и занимались общественной работой, став мусульманами, начинают думать, будто у них нет ничего общего с «теми» - с людьми, бывшими их друзьями всего лишь несколько дней или недель назад. Очень часто они называют немусульман «кяфирами», произнося это слово как оскорбление. В чём же дело?
Как и во многих других случаях, проблема здесь не в Исламе, а в неправильном понимании его. Мусульмане жили среди последователей других религий со времён получения Откровения. Иногда при этом они были правителями.
Уже через 18 лет после смерти Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям) мусульмане, возглавляемые Садом ибн абу Ваккасом, отправились к восточному побережью Китая. Они получили разрешение императора поселиться там и построить мечеть, которая стоит по сегодняшний день.
Казалось, что жизнь среди немусульман не создаёт для них неразрешимых проблем. Изучая историю, мы понимаем, что проблемы, с которыми сталкиваются исламские меньшинства, если у власти немусульмане, не новы. Мы должны помнить и о том, что мусульмане часто оказывались меньшинством, даже тогда, когда у власти были их братья по вере.
Ислам учит нас относится к другим с терпимостью.
Сегодня многие мусульмане, в том числе и выросшие в обществах, где существуют самые разнообразные культурные слои, часто сами создают себе проблему общения с «другими» - будь то немусульмане или даже мусульмане, придерживающиеся другой школы фикха (мусульманского права).
Однако в действительности Ислам учит нас относиться друг к другу с терпимостью и принимать то, что между нами существуют различия. Люди, говорящие на разных языках и имеющие разный цвет кожи – одно из знамений Аллаха и свидетельство Его могущества. Человек может обладать превосходством благодаря не своему происхождению, а своему поведению.
В прощальной проповеди Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Знайте, что каждый мусульманин – брат другому мусульманину. Ни у кого нет превосходства над другим, кроме как в богобоязненности и хороших поступках».
Таким образом, мы не должны думать, что мы лучше других и проявлять нетерпимость к чужому мнению. Хадисы и ранняя история Ислама свидетельствуют о том, что среди мусульман часто существовали разные мнения, однако же это не препятствовало мирно уживаться и сотрудничать друг с другом.
Что касается немусульман, то мы не должны ни на минуту забывать о доброте и справедливости по отношению к тем, кто не сражается с нами. К Асме бинт Аби Бакр в Медине пришли её мать – язычница и её дедушка в то время, когда действовал мирный договор между курайшитами Мекки и мусульманами. Асма спросила Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), должна ли она проявлять доброту по отношению к своей матери, и он ей ответил: «Да» (Сахих аль-Бухари). После этого был ниспослан следующий аят: «Не даёт вам Аллах запрета в отношении тех, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ, благодетельствовать им и быть справедливыми к ним - ведь Аллах любит справедливых!» (сура «аль-Мумтахина», аят 8).
Призывая к Исламу, мы не должны проявлять агрессивности по отношению к другим, с другой стороны, из-за вежливости и цивилизованности мы не должны забывать и о нашей миссии. Нам не следует молчать и стесняться доносить до людей слова Истины.
Долг мусульман – донести послание Ислама в ясном виде, без принуждения и нетерпимости. Если немусульмане не принимают донесённого до них послания, то следует, тем не менее, относиться к ним с добротой и мягкостью, предоставив суд над ними Аллаху Справедливому.
Мы должны помнить, что Аллах Милосердный даровал нам Ислам как путь к спасению. Исламское послание сохранилось в своей первоначальной чистоте, и в этом уникальность нашей религии. Это послание обращено ко всем людям мира. Наш долг – донести его до них самым прекрасным и эффективным способом. Мы должны быть свидетелями перед людьми, как словами, так и делами.
Наши соседи остаются нашими соседями, и наши родственники остаются нашими родственниками. Хотя они могут и не разделять нашей веры, они, тем не менее, заслуживают нашего уважения, доброты и справедливого обращения. Существует много хадисов, касающихся отношений с соседями, и при этом ни в одном из них не сказано, что это касается только соседей – мусульман.
Например, Айша (да будет доволен ею Аллах) рассказывает: «Я слышала слова Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям): «Джабраил (ангел Джибрил) так настоятельно советовал мне относиться к соседям с добротой, что я подумал, что он мне будет сказано убеждать меня предоставить им (право на) наследство» (Муслим).
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывает, что Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) говорил: «Тот, кто верит в Аллаха и в Последний День, должен либо произносить добрые слова, либо хранить молчание; тот, кто верит в Аллаха и в Последний День, должен относиться к своему соседу с добротой; тот, кто верит в Аллаха и в Последний День, должен проявлять гостеприимство» (Муслим).
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) также передаёт слова Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям): «Никто из вас не должен мешать своему соседу укрепить балку в стене своего дома» (Муслим).
Терпимость означает способность принимать то, что люди придерживаются различных идей, верований, имеют разные ценности и обычаи. Она не означает согласия с теми, чьи взгляды отличаются от наших, она означает лишь признание их права на несогласие с нами.
Такая терпимость может проявляться на различных уровнях: индивидуальном, групповом и государственном. Именно терпимость является основой соблюдения прав человека, существования в обществе многообразия (в том числе и культурного) и власти закона. Если бы каждый должен был думать и действовать так же, как мы, то не могло бы быть и речи о правах человека. Коран напоминает нам: «Для всякого народа Мы устроили обряд поклонения, которым они поклоняются. Пусть же они не спорят с тобой из-за этого дела. Призывай к Господу твоему, ведь ты на прямом пути! А если они с тобой препираются, то скажи: «Аллах лучше знает то, что вы делаете! Аллах рассудит вас в День воскресенья в том, в чём у вас часто бывали разногласия» (сура «аль-Хадж», аяты 67-69).
Терпимость подразумевает, что мы не должны ни уничтожать, ни осквернять места поклонения немусульман, а также запрещать любые обряды, не связанные с Исламом. Конечно же, имеется в виду, что мы надеемся на такое же отношение к нам и со стороны немусульман.
Мы должны вести диалог с немусульманами, и в первую очередь – с людьми Писания для того, чтобы лучше понять друг друга. При этом нам следует фокусировать внимание на том, что между нами много общего.
Такой диалог не означает, что мы можем в чём-то отступать от нашей религии или отрицать какие-либо аспекты Ислама. Однако, отгораживаясь от немусульман и отказываясь вступать с ними в диалог, мы выглядим в их глазах «странными» и можем стать жертвой предрассудков. Мы также должны сотрудничать с немусульманами в искоренении несправедливости, распущенности, гомосексуальных связей, абортов и других недугов современного общества.
Нам, мусульманам, заповедано совершенствовать общество, в котором мы живём, поощрять хорошее и удерживать от неодобряемого. И это надо делать не только в среде мусульман. Мы должны быть активными членами общества, что должно проявляться не только в отстаивании своих прав, но также в борьбе за господство справедливости.
Мы не должны скрывать свою принадлежность к Исламу, нам следует с гордостью нести Ислам как факел всюду, куда бы мы ни шли. Люди должны знать, что мы руководствуемся исламскими принципами.
Наше участие в жизни общества необязательно должно иметь политический характер, хотя это также важно. Оно должно означать активную роль, например, в работе с детьми и молодёжью, а также в других областях. Важно сотрудничать с окружающими нас немусульманами, чтобы общество улучшалось и все больше соответствовало исламским стандартам.
Пусть Всевышний наставит нас на истинный путь! Амин.
В основе этой статьи лежат многочисленные беседы с мусульманами, моё персональное исследование и интенсивная подготовка в школе миссионеров перед месячной миссионерской поездкой в мусульманскую страну в 1979 году.
Самым удивительным в моих беседах с мусульманами было то, что большинство из них разделяют моральные ценности, которых должны придерживаться христиане, и это является одним из самых больших камней преткновения, мешающих им поверить в истинность христианства. (Большинство этих людей - теплые и доброжелательные. По оценкам экспертов только 7-10% мусульман связаны с радикальным исламом, что, тем не менее, составляет около 100 миллионов по всему миру.)
Ранняя церковь состояла преимущественно из жителей ближневосточных стран (например, все церкви, которым адресованы послания в книге Откровение, находились на территории современной Турции), и некоторые из великих отцов церкви (Августин, Тертуллиан и другие) жили и служили в Северной Африке (которая постепенно стала почти полностью мусульманской). Тем не менее, христиане сегодня ведут себя крайне сдержанно в плане благовестия мусульманам.
Приведенные ниже пункты призваны помочь христианам лучше понять своих соседей-мусульман прежде, чем пытаться донести до них Благую весть.
1. Христиане - слабаки.
Мусульмане считают нашу веру в то, что Иисус, как Божий Сын, умер на кресте, сильнейшим признаком слабости и оскорблением всемогущего Бога, который никогда не может умереть!
Мусульмане считают честью умереть, защищая свою веру, семью и друзей, а христианскую практику подставления второй щеки расценивают как малодушие. Они знают, как быстро Мухаммед насадил ислам в христианских странах с помощью меча, и всех христиан считают слабаками.
Конечно, многие христиане искажают учение Иисуса, данное в нагорной проповеди относительно этого вопроса (Матф.5:38-39). Иисус говорил лишь о том, чтобы не отвечать на личное оскорбление, не платить той же монетой. Он не говорил, что христиане не могут сражаться для защиты своей жизни или жизни своей семьи, или своего народа (с одним лишь исключением: быть гонимым или убитым ради Христа является особой честью, что мы и наблюдаем на примере апостолов в книге Деяния 4).
2. Христиане поддерживают идолопоклонство.
Большинство мусульман не знают о различиях между христианскими деноминациями (как многие христиане не знают разницы между суннитами, шиитами и ваххабитами) и смотрят на христианство преимущественно через доминирующую Римско-католическую церковь. И потому они считают, что мы поклоняемся четырем богам: Отцу, Иисусу, Святому Духу и Марии. Кроме того, они считают размещение статуй в Римско-католических церквях морально предосудительным. (Одной из основных причин искоренения христианства Мухаммедом было идолопоклонство, которое он наблюдал в христианских церквях на территории своей страны.)
3. Христиане - моральные декаденты.
Поскольку большинство мусульман считают Западную Европу и Америку христианскими, они ставят знак равенства между моральным упадком в этих странах и моралью среднего христианина. Они считают засилье порнографии, едва прикрытых одеждой женщин, аборты, гомосексуализм, сквернословие на телевидении и общую коррумпированность общества отражением характера и нравственного облика христиан.
Кроме того, они видят аморальную публичную жизнь звезд шоу-бизнеса и профессиональных спортсменов, которые называют себя христианами. Публичное моральное падение Мела Гибсона, который снял, наверное, один из самых сильных фильмов об Иисусе («Страсти Христовы») и который заявлял о своей принадлежности к Римской-католической церкви, является одним из современных примеров безнравственного христианина.
4. Церковь компрометирует истинную религию.
Недавно я общался с чудесной мусульманской семьей. Они очень горячо интересовались, почему церковь венчает однополые браки? Они не знают разницы между церквями либерального протестантского мэйнстрима в Америке и евангельскими церквями, основанными на Библии. И я очень интересно провел время, объясняя им эту разницу. Когда мусульмане видят, как Епископальная (Англиканская) церковь рукополагает гомосексуалистов в епископов, а лесбиянок в священнослужителей, они воспринимают церковь как следствие, или даже причину засилья секулярной гуманистической культуры.
5. Христианство связано с радикальным феминизмом.
Когда мусульмане видят, как одеваются их христианские коллеги по работе (особенно женщины), они приходят в ужас и делают вывод, что христиане проповедуют свободную сексуальность, являющуюся следствием радикального феминизма.
Это в добавок к их убеждению, что многие христианские жены ведут себя неуважительно и непочтительно: управляют домом, командуют, раздают приказы, зарабатывают больше, чем их мужья и даже делают аборты. Мусульмане не хотят иметь ничего общего с нашей верой! Они предпочитают, чтобы их женщины одевались скромно, покрывая лицо и тело, и сохраняли свои тела исключительно для своих супругов. И так же как мы в церкви осуждаем их за ношение паранджи и полностью закрытые головы, они осуждают нас за то, как нескромно мы одеваемся - или раздеваемся - на публике!
6. Библия полна противоречий.
Мусульман учат тому, что Библия (особенно Новый Завет) была искажена и потому полна противоречий. И многие мусульмане верят, что Бог послал ангела Гавриила продиктовать Священный Коран пророку Мухаммеду прежде всего для того, чтобы исправить ошибки и прояснить эти противоречия относительно веры в одного истинного Бога и путей следования за Ним.
7. Церковь поддерживает сионизм.
Мусульмане видят, как на телевидении лидеры евангельских церквей (например, Джон Хэги) постоянно пропагандируют про-еврейскую позицию относительно споров о Земле Обетованной и принимают сторону Израиля по другим политическим вопросам. И это ещё больше усиливает их оппозицию к христианам и христианству.
8. Христиане ненавидят мусульман.
Церковь ежегодно тратит миллионы долларов, посылая Библии и миссионеров в исламские страны. Но при этом почти полностью игнорирует мусульманские семьи, живущие по соседству! Иисус говорил нам нести Благую весть сначала там, где мы живем, а потом уже отправляться до всех краев земли (Деян.1:8). А вместо этого мусульмане видят осуждающие взгляды своих соседей христиан из-за того, что мусульманские женщины покрывают голову; христиане избегают разговоров с коллегами мусульманами на работе. Также мусульмане постоянно слышат негативные шутки против ислама от христианских лидеров в средствах массовой информации.
Несмотря на указание Иисуса любить своих врагов и делать добро тем, кто злословит нас, злорадствует или злобно использует (Матф.5:44-48), мы, верующие, избегаем, игнорируем и даже презираем многих мусульман, которым Бог позволил иммигрировать в наши сообщества. И в то время как христиане смотрят на массовое внедрение мусульман в наши города, как на угрозу, Бог ищет христиан, которые должным образом расценят это как прекрасную возможность относится к мусульманам с любовью и вести с ними диалог в качестве свидетельства истинной веры.
9. Христиане сообразуются с мирскими представлениями относительно деторождения.
В то время как мусульмане продолжают рожать много детей и размножаться (хотя Коран позволяет мусульманам иметь больше одной жены, что помогает иметь большое количество детей), уровень рождаемости у христианских пар практически такой же, что и у среднестатистической неверующей пары на Западе. Во многих, так называемых христианских странах (Италия, Англия, Франция, Испания) уровень рождаемости (менее 2.1 ребенка на семью) ниже уровня смертности, и эти страны вынуждены открываться массовой иммиграции мусульман, чтобы поддерживать собственную экономику! (Больше на эту тему можно найти в книге Патрика Буханана «Смерть Запада» — Pat Buchanan’s The Death of the West .)
Подписывайтесь:
В США дела обстоят не лучше (1.8 ребенка на семью). И правда в том, что мусульмане верят в культурный мандат «плодиться и размножаться» (Быт.1:28) больше, чем средневзвешенный христианин. Способ достичь преимущества в культуре ясно показан в этом месте Библии: сильная целостная семья, рождающая много детей, боящихся Бога, является основным способом, которым церковь может трансформировать культуру и общество.
10. Церковь полна непрактичных мистиков, отделяющих духовный мир от естественного.
Ислам является жизнью и мировоззрением, которое включает все аспекты общества, где духовная жизнь является только частью. Когда мусульмане слышат христианские проповеди по телевидению или общаются с христианами на работе, они думают, что церковь придерживается дуалистического взгляда на мир. Это происходит потому, что мы говорим только о духовной жизни, молитве, исцелении, вере и эмоциональном благополучии, но мы крайне редко вовлекаемся в экономику, политику и государственные вопросы. Многие мусульмане считают, что ислам связывает все области жизни, а христианство озабочено только последующей жизнью, прощением грехов и миром в сердце.
Выступление митрополита Волоколамского Илариона в университете Аль-Азхар (Каир, Египет, 13 июня 2011 г.)
13 июня 2011 года в ходе рабочей поездки в Египет председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион выступил на встрече с преподавателями и студентами университета Аль-Азхар.
Уважаемые преподаватели и студенты университета Аль-Азхар!
Благодарю вас за возможность встречи и, надеюсь, доброй беседы в стенах старейшего и авторитетнейшего в мире исламского университета. Ваш университет возник в X веке, несколькими веками раньше, чем первые университеты в Европе.
Я являюсь архиереем Русской Православной Церкви и выступаю перед вами по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В апреле прошлого года Святейший Патриарх был гостем вашего университета. Надеюсь, что мое посещение Аль-Азхара станет продолжением того диалога, который был начат Предстоятелем нашей Церкви.
Сегодня я предстаю перед вами как христианин ― один из более чем двух миллиардов христиан на нашей планете. Нынешний христианский мир разделен на западную и восточную части. Восточная христианская традиция включает в себя Православные Церкви и Древние ориентальные Церкви. Одной из Древних ориентальных Церквей является Коптская Церковь, которая на территории вашей страны насчитывает около 10 процентов верующих. Православная Церковь состоит из пятнадцати Поместных Церквей, одна из которых ― Александрийская ― включает в свою каноническую территорию Египет.
Русская Православная Церковь ― самая многочисленная Поместная Православная Церковь. Она насчитывает свыше 150 миллионов верующих и располагается также в странах, где большинство составляют мусульмане, ― Казахстане, Таджикистане, Узбекистане, Азербайджане, Туркменистане. Сегодня, после десятилетий богоборческих гонений в XX веке, наша Церковь активно развивается. Церковное присутствие можно наблюдать в самых различных сферах общественной жизни.
Я приехал из России, где мирно и по-добрососедски проживают на протяжении более десяти веков православные и мусульмане. В России представители ислама с уважением относятся к Православной Церкви; мы тесно сотрудничаем как с руководителями Совета муфтиев России, так и с Центральным духовным управлением мусульман России, а также с муфтиятами, входящими в Координационный совет мусульман Северного Кавказа. В России никогда не было межрелигиозных войн и крупных конфликтов на религиозной почве. У нас в стране, где мусульмане являются религиозным меньшинством, они пользуются не меньшими правами, чем православные.
Сегодня мы отчетливо видим, что, к сожалению, есть силы, которые заинтересованы в разжигании межрелигиозной розни, создании очагов нестабильности в разных уголках мира. Для этого широко используются современные информационные технологии, социальные сети, методы «промывки мозгов». Именно сейчас, как никогда ранее, важен активный межрелигиозный диалог, целью которого является свидетельство каждой из общин о своей вере и традиции, а также укрепление мира. Я приехал к вам, чтобы вместе подумать, как нам, людям веры, отвечать на вызовы секулярного мира, а также противостоять попыткам разжигания межрелигиозных конфликтов.
Наши религии призывают к миру и добрососедству. В Евангелии Бог заповедует нам любить своих ближних так, как мы любим себя. Христиане считают мусульман своими ближними. Диалог между нами понимается как разумный инструмент общения и поддержания мирных отношений религиозных общин. Мы руководствуемся словами Нового Завета: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18).
Священная книга мусульман Коран также говорит о необходимости уважительного отношения к христианам со стороны приверженцев ислама.
Христиане и мусульмане на площади Тахрир в Египете
Коран упоминает «благочестивых» ― носителей традиционных религий единобожия (т.е. иудеев и христиан), которые остались верны изначальным заветам своих учителей ― Моисея и Иисуса Христа, «держащим прямо Тору и Евангелие» (Коран, 5:66). Они и мусульмане призваны стремиться «опережать друг друга в добрых делах» (Коран, 2:148). Коран учит, что мусульмане и христиане призваны идти своими путями к Богу: «…Каждому из вас Мы установили закон и путь…» (Коран, 5:48). Сосуществование различных видов монотеизма ― трех авраамических религий, согласно Корану, имеет глубокий смысл: «…Если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас одной общиной, однако Он разделил вас, чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. Состязайтесь же в добрых делах. Всем вам предстоит вернуться к Аллаху, и Он поведает вам о том, в чем вы расходились во мнениях» (Коран, 5:48).
Именно обилие добрых дел, сказано в Коране, указывает на преимущество того или иного направления авраамической традиции: «…И творите добро, поскольку Аллах любит творящих добро» (Коран, 2:195). Коран прямо говорит, что именно по этому критерию будут судимы представители авраамических религий: «Воистину, верующим, а также иудеям, христианам и сабиям, которые уверовали в Аллаха и в Последний день и совершали праведные деяния, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (Коран, 2:62).
История знает множество примеров толерантности мусульман по отношению к христианским храмам и иудейским синагогам. Монастырь святой Екатерины на горе Синай избежал разграблений и сохранил свои уникальные рукописи и святыни именно благодаря такому отношению египетских мусульман.
По мысли Корана, нельзя навязывать иную веру христианину: «Нет принуждения в вере. Стала ясной разница между стезей праведной и заблуждением. И кто не верует в идолов, а верует в Аллаха, тот держится за крепчайшие узы, коим нет расторжения…» (Коран, 2:256).
Коран говорит о Евангелии как о законе для христиан, содержащем в себе, подобно Торе, «руководство к прямому пути и свет»: «Вслед за пророками Мы отправили Ису [Иисуса], сына Марьям [Марии], с подтверждением истинности того, что было до него в Торе. И Мы даровали ему Евангелие, а в нем ― свет и праведный путь в подтверждение тому, что в Торе, и ниспослали наставление для богобоязненных» (Коран, 5:46). Священная Книга ислама призывает христиан следовать Евангелию: «Пусть последователи Евангелия судят согласно тому, что Аллах ниспослал в нем…» (Коран, 5:47).
Мусульмане на протяжении многих веков жили бок о бок с христианами, в частности, в Египте. Положение христиан в мусульманском мире определялось обстоятельствами места и времени, однако их традиционный статус, сформировавшийся в период Арабского халифата, оставался практически неизменным.
Главная проблема в настоящее время, на мой взгляд, состоит в том, что в последние десятилетия становится все больше людей, стремящихся в угоду собственной гордыне исказить древние установления, разжечь межрелигиозные войны. Вспомним, что и первое братоубийство на земле свершилось «по религиозным мотивам»: жертва праведного Авеля была принята Господом, а жертва Каина - отвергнута (Быт. 4:3-8), поэтому Каин в злобе и зависти убил Авеля.
Гордецы, действующие своим разумением, а не по воле Творца, приводят свой народ к катастрофе. Иисус Христос называл лжепророков «волками хищными» (Мф. 7:15), а пророк Исайя предупреждал народ, чтобы он не следовал «пророку-лжеучителю», насаждающему заблуждение и ведущему к погибели (Ис. 9:15-16). Далее он же говорит: «…Так как этот народ приближается ко Мне устами своими… сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих… мудрость мудрецов его погибнет и разума у разумных его не станет» (Ис. 29:13-14).
Такие лжепророки породили проблему религиозного сектантства. К сожалению, иногда мусульмане отождествляют их представления с общехристианскими. Мы видим сегодня, как лидеры различных харизматических сект, именующие их христианскими Церквами, провоцируют людей на необдуманные поступки ради собственного, как сейчас модно говорить, «пиара». Вспомним пастора из Флориды, который совершил кощунство в отношении Священной книги ислама ― Корана. Такие лжепастыри не имеют ничего общего с подлинным христианством. Существуют и сектантские движения, которые занимаются агрессивной и неуважительной к местным традициям деятельностью среди мусульман. Все это ведет к искажению образа христианства, подобно тому, как и действия исламских сект представляют ислам в извращенном виде. Я понимаю возмущение мусульман, религиозное чувство которых оскорбляют эти псевдохристиане. Но я призываю не отождествлять их с христианами восточной традиции ― православными и коптами, которые уважают ислам и никогда не оскорбляли то, что священно для мусульман.
Аналогичная проблема существует и в мусульманской среде. Есть люди, которые, называя себя мусульманами, проповедуют ненависть и призывают к убийствам людей иных религий, в частности, христиан. Они, несмотря на имеющиеся в Коране запреты насилия над христианами как «людьми Книги», присваивают себе авторитет и право решать, кто из последователей Христа заслуживает смерти. Показательно, что их жертвами становятся не только христиане, но и многие мусульмане, которые, будучи приверженцами традиционных направлений ислама, объявляются «отступниками» или «лицемерами». Подлинной трагедией стала необъявленная война, которую эти люди объявили муфтиям на Северном Кавказе. Одной из последних их жертв стал председатель Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии Анас-хаджи Пшихачев. Буквально на прошлой неделе в Дагестане убит ректор исламского теологического института Максуд Садиков, а в прошлом году экстремисты убили единственного на постсоветском пространстве доктора шариатского права, выпускника дамасского университета Абу-Нур Муртазали Магомедова.
Трагедия состоит еще и в том, что чуждые Корану идеи ненависти к христианам в последнее время усиленно распространяются среди исламской молодежи. Недавно в Египте были подожжены коптские храмы, но ведь Коран говорит о том, что места молитвы Богу необходимы: «Если бы Аллах не удерживал одних людей другими, то были бы разрушены и монастыри, и церкви, и синагоги, и мечети, где постоянно призывается имя Божие» (Коран, 22:41-42).
Все вы знаете, что в последние месяцы происходят акты насилия в отношении христиан-коптов, которые составляют в настоящее время около 10 процентов населения Египта. Коптские храмы, которые стоят здесь многие столетия, пытаются уничтожить, а христиан ― заставить покинуть Египет. Но ведь копты ― коренные египтяне. Они с уважением относятся к исламу и законам Египта, горячо любят свою родину. Как и мусульмане, христиане хотят видеть свою страну независимой и сильной. Уверен, если египтяне-мусульмане и египтяне-христиане будут жить в мире, соревнуясь в добрых делах, это и будет исполнением воли Бога. Конфликт между египтянами выгоден только врагам Египта.
Чтобы преодолеть разделения, нам необходимо найти то, что нас объединяет. И, как оказывается, у наших религиозных общин есть много общего: мы одинаково стремимся противостоять разрушительной секулярной идеологии, отстаивать семейные ценности и традиционную мораль. Сегодня верующие люди сообща свидетельствуют о глубоком моральном кризисе, в котором находится современное общество. Я назову лишь некоторые, хорошо известные глобальные проблемы.
Окружающий нас мир всегда был полон насилия, страданий и несовершенства. Однако бытие человечества имеет смысл, если между людьми устанавливаются отношения искренности, дружбы и жертвенности. Сегодня мы наблюдаем кризис доверия в межличностных и международных отношениях, который вызван всепроникающим эгоизмом, рассматривающим окружающих людей как средство удовлетворения собственных амбиций.
Мировые экономические отношения являются выражением несправедливости, которая ставит одни государства в положение сверх потребления материальных благ, а другие ― за черту бедности. Экономическая элита пытается подчинить цели наибольшей выгоды любые общественные отношения как внутри, так и за пределами государств. Самым наглядным доказательством глубокой болезни мировой экономики стал глобальный кризис, порожденный человеческими пороками, которые оказались сильнее казавшихся безупречными систем контроля и регулирования.
Упоминание прав человека в наши дни нередко связано не столько с обеспечением богодарованной свободы личности, сколько с политическими технологиями, превращающими человека в объект манипулирования. Человеческой свободой сейчас оправдываются посягательства на чувства верующих, на признанные нравственные нормы, регулирующие общественную и семейную этику, отношения между родителями и детьми. Мы испытали чувство стыда, когда в датской прессе появились карикатуры на основателя ислама. Оскорбление религиозных чувств мусульман при этом оправдывалось свободой слова и прессы.
Посмотрите, что происходит с семейными ценностями в некоторых западных странах. По существу, традиционная семья упраздняется как отживший общественный институт. В публичном пространстве культивируются идеи половой распущенности, разврата, допустимости супружеской измены, однополых сожительств. Разрушение семьи ― это мина замедленного действия, способная подорвать нравственный базис целых поколений. Ведь именно семья позволяет передать от родителей к детям веру, уважение и почитание старших. Если под влиянием современной популярной культуры отношения детей и родителей перерастают в торговый контракт, то это обесценивает и вырождает семью.
Кампания за уравнивание прав гомосексуальных сожительств с традиционными семьями в глазах верующих людей ― недопустимая попытка нивелировать различия между пороком и добродетелью.
Зачастую борьба за свободу женщин превращается в стремление последних освободиться от «навязанных стереотипов», что приводит к разрушению нравственных ограничений, связанных с целомудрием будущих матерей. В результате мы сталкиваемся с неуклонным ростом проституции, сексуального рабства и торговли людьми.
Все упомянутые выше вызовы ― это необъявленная война против людей, придерживающихся традиционных ценностей, в которой они проиграют, если не объединятся вокруг общего представления о добре и зле. Да, между нами много различий, но мы близки в вопросах традиционной нравственности, понимания необходимости добродетельности и мирного сосуществования.
Поэтому мы, христиане и мусульмане, должны выступить единым фронтом против общественных пороков, сообща отстаивать право жить по своим убеждениям, воспитывать детей по вере отцов, быть свободными от насмешек и издевательств со стороны людей, которые забыли свое прошлое и пренебрегли духовным наследием предков. Вера делает нас свободными, а этого не могут терпеть люди, поклоняющиеся кумирам современного мира: богатству, ложно понимаемой свободе, страстям и эгоизму.
Мы призваны свыше к тому, чтобы жить в мире, к взаимному уважению и противостоянию безнравственному нечестию. Будем же вместе отвечать на вызовы современного мира, защищать наше право жить, основываясь на традиционной нравственности. Это необходимо не только для нас с вами, но и для блага будущих поколений!