Приме­ча­ния к таб­ли­це V. Чем отличается Бог от Аллаха

(174 голоса : 3,8 из 5 )

Религия отри­ца­ет, что поня­тие Духа может быть при­ме­не­но к Аллаху. Духов­ность – не атри­бут Аллаха . В Коране под духом сле­ду­ет пони­мать толь­ко твар­ную чело­ве­че­скую душу или твар­но­го анге­ла. Святым духом назван ангел Джибрил

1.4. Счита­ет ли рели­гия, что Бог обла­да­ет твар­ны­ми атри­бу­та­ми (каче­ства­ми и свой­ства­ми, при­су­щи­ми тво­ре­ни­ям)?

«Кому же вы упо­до­би­те Меня и с кем срав­ни­те?» () .

Свойства Бога совер­шен­но не подоб­ны свой­ствам Его тво­ре­ний. О Его свой­ствах надо судить толь­ко духов­но .

Бог обла­да­ет твар­ны­ми свой­ства­ми слу­ха и зре­ния, «слы­шит» самый тихий шорох и «видит» чер­но­го пау­ка ночью на тем­ном камне . Учение о зре­нии и телес­но­сти Аллаха засви­де­тель­ство­ва­но в офи­ци­аль­ных доку­мен­тах мусуль­ман­ско­го веро­ис­по­ве­да­ния .

1.5. Раскры­ва­ет ли рели­гия внут­рен­нюю при­ро­ду Бога?

Христи­ан­ство счи­та­ет, что Господь суще­ству­ет в трех Ипоста­сях – Отец (Ум), Сын (Слово) и Святой Дух. Бог обла­да­ет Умом (Отец), Который в веч­но­сти рож­да­ет Слово (Сын) во Святом Духе. Христи­ан­ство есть уче­ние «Ума, Слова и Духа – еди­ной сопри­род­но­сти и боже­ствен­но­сти» как ска­зал о св. Григо­рий Богослов.

«Ум – Отец, Слово – Сын, Дух Святой – Дух, как учат бого­нос­ные отцы, изла­гая дог­ма­ти­че­ское уче­ние о пре­сущ­ной и пре­есте­ствен­ной Святой Троице» (св. Григо­рий Синаит). «Первый Ум Сущий, Бог еди­но­сущ­ное в Себе име­ет Слово с Духом соприс­но­сущ­ным, без Слова и Духа нико­гда не бывая»

(св. Никита Студий­ский).

Внутрен­няя при­ро­да Бога оста­ет­ся нерас­кры­той. Учение о Божествен­ном Уме, Слове и Духе отсут­ству­ет . При этом само уче­ние о Святой Троице истол­ко­ва­но пре­врат­но в виде Иисуса, Марии и Аллаха (5.73, 5.116) .

1.6. Счита­ет ли рели­гия, что Бог есть любовь?

«Научи­тесь от Меня, ибо Я кро­ток и сми­рен серд­цем, и най­де­те покой душам вашим»
() .

1.8. Счита­ет ли рели­гия, что Бог обла­да­ет ?

«По при­ме­ру при­звав­ше­го вас Свята­го, и сами будь­те свя­ты во всех поступ­ках. Ибо напи­са­но: будь­те свя­ты, пото­му что Я свят».
()

Аллах явля­ет­ся источ­ни­ком добра и зла, сле­до­ва­тель­но он не обла­да­ет свя­то­стью, под кото­рой под­ра­зу­ме­ва­ет­ся совер­шен­ная непри­част­ность злу.

1.9. Счита­ет ли рели­гия, что одним из качеств Бога явля­ет­ся хит­рость?

Хитрость и лукав­ство – свой­ства дья­во­ла (лука­во­го), пре­льща­ю­ще­го людей и после­ду­ю­щих ему.

Бог нена­ви­дит ложь, ковар­ство и лице­ме­рие.

Аллах «замыш­ля­ет хит­рость» (86.16) , «хит­рит», посколь­ку «Аллах – луч­ший из всех хит­ре­цов» (3:54) , «обма­ны­ва­ет» (4.142) . «Поизде­ва­ет­ся», «уве­ли­чит без­за­ко­ние» (2:15) . «Запуты­ва­ет коз­ни» (105:2) .

1.10. Счита­ет ли рели­гия, что одним из качеств Бога явля­ет­ся гор­дость?

Гордость – свой­ство дья­во­ла, лож­ных учи­те­лей, всех злых и нече­сти­вых.

«Гордое досто­ин­ство – Мое покры­тие». Гордость – атри­бут сущ­но­сти Аллаха .

1.11. Счита­ет ли рели­гия, что Бог хочет спа­се­ния всех людей, жела­ет, чтобы все люди позна­ли Его?

«Бог хочет, чтобы все люди спас­лись и достиг­ли позна­ния исти­ны»
() .

«Тот кто хочет встре­чи с Аллахом, с тем и Аллах жела­ет встре­чи; а тот кто не хочет встре­чи с Аллахом, с тем и Аллах не жела­ет встре­чи» .

1.12. Счита­ет ли рели­гия, что Бог порож­да­ет зло?

Истин­ный, Святой и Правед­ный Бог не явля­ет­ся источ­ни­ком зла.

«Бог есть свет, и нет в Нем ника­кой тьмы»
() .

«Бог не иску­ша­ет­ся злом и Сам не иску­ша­ет нико­го» () . «Кто дела­ет доб­ро, тот от Бога; а дела­ю­щий зло не видел Бога»
() .

«Все пути Его пра­вед­ны. Бог верен, и нет неправ­ды в Нем
() .

Аллах явля­ет­ся источ­ни­ком зла.

2.3. Создан ли види­мый мир Богом?

Бог создал мате­ри­аль­ный (про­стран­ствен­но-вре­мен­ной) мир вме­сте с при­су­щим ему вре­ме­нем. Бог есть «Творец не толь­ко вещей, но и само­го вре­ме­ни и века, в кото­рый вещи полу­ча­ли бытие» (Прав. Испов. ч. 1, отв. на вопр. 33).

Внача­ле, за пять­де­сят тысяч лет до тво­ре­ния все­го мате­ри­аль­но­го мира Аллах сотво­рил перо (аль-калам), кото­рым запи­сал в кни­гу все сотво­рен­ное, а затем сотво­рил мате­ри­аль­ный мир .

2.4. Создан ли чело­век Богом?

2.5. Создан ли чело­век толь­ко Богом или Госпо­ду нуж­ны помощ­ни­ки в тво­ре­нии чело­ве­ка?

Человек создан толь­ко Богом, Который есть един­ствен­ный Творец бытия.

Аллах при­бе­га­ет к помо­щи анге­лов, чело­ве­че­ская душа и тело тво­рят­ся с помо­щью анге­лов .

2.6. Создал ли Бог иных разум­ных существ, поми­мо анге­лов и чело­ве­ка?

Ангелы и люди – два вида существ, обла­да­ю­щих разу­мом и сво­бод­ной волей, спо­соб­ные познать Бога.

Аллах создал из огня джин­нов – чело­ве­ко­об­раз­ных духов, спо­соб­ных при­ни­мать любое обли­чье.

2.7. Может ли все­мо­гу­щий Бог по Своему жела­нию пре­кра­тить тво­рить?

Да, может.

Нет, не может.

Аллах тво­рит непре­стан­но.

III. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ

ХРИСТИ­АНСТВО ИСЛАМ
3.1. Какова цель сотво­ре­ния чело­ве­ка? Бог создал чело­ве­ка для люб­ви к Себе, обще­ния с Собой. Бог хочет пре­бы­вать в чело­ве­ке Своей бла­го­да­тью, даруя чело­ве­ку воз­мож­ность обо­же­ния .
«Для того Он сотво­рил нас, чтобы мы ста­ли при­част­ни­ка­ми Божеско­го есте­ства и при­част­ни­ка­ми самой веч­но­сти…”

(св. Максим Исповед­ник)

Бог создал для испол­не­ния зако­на.

3.2. Создан ли чело­век по обра­зу и подо­бию Божье­му?

Человек создан по обра­зу и подо­бию Божье­му. И ска­зал Бог: сотво­рим чело­ве­ка по обра­зу Нашему и по подо­бию Нашему» ().

«Бог создал чело­ве­ка для нетле­ния и соде­лал его обра­зом веч­но­го бытия Своего» (Прем. 23:2 )

Человек сотво­рен по его соб­ствен­но­му виду и обра­зу

(Коран 64:3; 82:6-8).

3.3. Были ли пра­ро­ди­те­ли чело­ве­че­ства созда­ны нетлен­ны­ми и бес­смерт­ны­ми?

3.4. Подверг­лись ли гре­хо­па­де­нию пра­ро­ди­те­ли чело­ве­че­ства (Адам и Ева)?

Болезнь чело­ве­че­ской души вслед­ствие ее рас­тор­же­ния свя­зи с Богом чрез нару­ше­ние Божествен­ной запо­ве­ди . Разрыв обще­ния с Богом через про­тив­ле­ние Его воле.

Просту­пок, выра­жа­ю­щий­ся в неис­пол­не­нии пред­пи­са­ний зако­на Аллаха.

3.6. Повли­я­ло ли гре­хо­па­де­ние пра­ро­ди­те­лей на все про­ис­шед­шее от них чело­ве­че­ство?

Грехов­ная при­ро­да не может порож­дать при­ро­ду свя­тую и без­греш­ную, каж­дый чело­век от рож­де­ния полу­ча­ет при­ро­ду, зара­жен­ную гре­хом.

«О, что сде­лал ты, Адам? Когда ты согре­шил, то совер­ши­лось паде­ние не тебя толь­ко одно­го, но и нас, кото­рые от тебя про­ис­хо­дим»
().

3.7. Испор­ти­лась ли душев­ная при­ро­да чело­ве­ка вслед­ствие гре­хо­па­де­ния пра­ро­ди­те­лей?

Все силы души чело­ве­ка полу­чи­ли пред­рас­по­ло­жен­ность ко злу и стра­стям. Грехо­па­де­ние «извра­ти­ло все силы души, осла­бив ее при­род­ные вле­че­ния к доб­ро­де­те­ли» . «От нару­ше­ния запо­ве­ди Божией чело­век сде­лал­ся доступ­ным все­ва­нию в него зла со сто­ро­ны дья­во­ла» .

3.8. Испор­ти­лась ли телес­ная при­ро­да чело­ве­ка вслед­ствие гре­ха пра­ро­ди­те­лей?

Челове­че­ское тело ста­ло под­вер­же­но болез­ням и смер­ти, «ибо воз­мез­дие за грех – смерть» (). Чрез паде­ние чело­ве­ка «грех вошел в мир, и гре­хом смерть» (). Смерть и болез­ни не были созда­ны изна­чаль­но все­б­ла­гим Богом.

3.9. Исказил­ся ли весь мате­ри­аль­ный мир после гре­хо­па­де­ния пра­ро­ди­те­лей?

Через грех смерть и тле­ние рас­про­стра­ни­лись во всем мире. Живот­ные и при­ро­да пере­ста­ли пови­но­вать­ся чело­ве­ку без тру­да.

3.10. Нужда­ет­ся ли чело­век в Спаси­те­ле от вла­сти и силы гре­ха?

Челове­ку необ­хо­дим Спаси­тель.

«Правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех веру­ю­щих, ибо нет раз­ли­чия, пото­му что все согре­ши­ли и лише­ны сла­вы Божией»
()

3.11. Облада­ет ли чело­век сво­бод­ной волей в выбо­ре добра и зла?

Человек обла­да­ет сво­бод­ной волей в выбо­ре добра и зла.

Бог все зна­ет напе­ред, но не все пред­опре­де­ля­ет. Как и врач, Он непо­ви­нен в болез­ни гре­ха, хотя и пред­ви­дит гре­хи людей. То, что «Бог пред­опре­де­ля­ет или осуж­да­ет, нисколь­ко не взи­рая на дела пред­опре­де­ля­е­мых или осуж­да­е­мых, – это мы почи­та­ем безу­ми­ем … Бог непри­ча­стен ника­ко­му злу, рав­но жела­ет спа­се­ния всем, у Него нет места лице­при­я­тию» .

Человек лишен сво­бо­ды выбо­ра. Все его дей­ствия пред­опре­де­ле­ны Аллахом

«Поисти­не, Мы сотво­ри­ли каж­дую вещь по пред­опре­де­ле­нию» (54. 49).
«Твой Господь созда­ёт, что поже­ла­ет, и изби­ра­ет, что поже­ла­ет, а у них нет выбо­ра» (28. 68). .

3.12. Творит ли чело­век свои поступ­ки сам или все его дей­ствия тво­рит Бог?

Творит сам, исполь­зуя свою бого­об­ра­зую и бого­по­доб­ную сво­бод­ную волю.

Аллах совер­ша­ет за него все, в том чис­ле доб­рые и гре­хов­ные дей­ствия

«Аллах сотво­рил вас и то, что вы дела­е­те» (37. 96) .

3.13. Равны ли муж­чи­на и жен­щи­на в сво­ем духов­ном досто­ин­стве перед Богом?

Мужчи­на и жен­щи­на в рав­ной мере сотво­ре­ны по Образу Божье­му .

Женщи­на явля­ет­ся низ­шим суще­ством в срав­не­нии с муж­чи­ной .

3.14. Сколь­ко жен может иметь муж­чи­на?

До четы­рех жен, а кро­ме того, столь­ко налож­ниц, сколь­ко поз­во­ля­ют мате­ри­аль­ные сред­ства. При этом к женам надо про­яв­лять спра­вед­ли­вость, выра­жа­ю­щу­ю­ся в том, что нель­зя опре­де­лять наи­бо­лее люби­мую .

3.15. Запове­да­но ли муж­чине бить про­ви­нив­шу­ю­ся жену?

IV. БОГ И ЧЕЛОВЕК

ХРИСТИ­АНСТВО

ИСЛАМ

4.1. Дает ли Бог Свое Откро­ве­ние чело­ве­ку?

4.2. Общает­ся ли Бог в Откро­ве­нии с чело­ве­ком непо­сред­ствен­но или толь­ко через создан­ных Им посред­ни­ков?

Бог рас­кры­ва­ет Себя и обща­ет­ся с чело­ве­ком в непо­сред­ствен­но, Сам, дей­стви­ем Свято­го Духа через про­ро­ков и чрез Вопло­тив­ше­го­ся Сына Своего Иисуса Христа.

«Никогда про­ро­че­ство не было про­из­но­си­мо по воле чело­ве­че­ской, но изре­ка­ли его свя­тые Божии чело­ве­ки, будучи дви­жи­мы Духом Святым»

«Бог явил­ся во пло­ти, оправ­дал Себя в Духе, пока­зал Себя Ангелам, про­по­ве­дан в наро­дах, при­нят верою в мире, воз­нес­ся во сла­ве» ().

Аллах рас­кры­ва­ет­ся чело­ве­ку толь­ко через анге­ла. Единствен­ным исклю­че­ни­ем явля­ет­ся Муса (Моисей), с кото­рым Аллах гово­рил лицом к лицу. Даже Мухам­мед не видел Аллаха и не общал­ся с Аллахом.

4.3. Что явля­ет­ся вер­ши­ной и пол­но­той Божествен­но­го Откро­ве­ния?

Вочело­ве­чи­ва­ние Самого Бога: «И Слово ста­ло пло­тию, и оби­та­ло с нами, пол­ное бла­го­да­ти и исти­ны; и мы виде­ли сла­ву Его, сла­ву, как Едино­род­но­го от Отца»

«Ибо так воз­лю­бил Бог мир, что отдал Сына Своего Едино­род­но­го, дабы вся­кий веру­ю­щий в Него, не погиб, но имел жизнь веч­ную».

Явление Мухам­ме­ду анге­ла Джибри­ла, кото­рый в пеще­ре несколь­ко раз схва­ты­вал и сжи­мал его, застав­ляя его напря­гать­ся до пре­де­ла , вызы­вал в нем страх, по при­чине кото­ро­го он гово­рил: «Укрой­те меня, укрой­те меня!» .

4.4. Должен ли чело­век стре­мить­ся искать позна­ния Самого Бога?

Люди созда­ны «дабы они иска­ли Бога, не ощу­тят ли Его и не най­дут ли, хотя Он и неда­ле­ко от каж­до­го из нас»

Человек может искать лишь испол­не­ния шари­а­та (араб. пра­виль­ный путь) – пред­пи­са­ний зако­на Аллаха.

4.5. Может ли чело­век соеди­нить­ся с Богом?

Бог откры­ва­ет каж­до­му чело­ве­ку воз­мож­ность познать Себя вплоть до того, чтобы люди ста­ли «при­част­ни­ка­ми Божествен­но­го есте­ства» (), соеди­ни­лись с Ним.

Позна­вая Бога, чело­век соеди­ня­ет­ся с Ним чрез дар нетвар­ной Свято­го Духа – дар обо­же­ния.

«Он воче­ло­ве­чил­ся, чтобы мы обо­жи­лись» (св. Афана­сий Великий). Человек – храм Свято­го Духа.

Аллах не может соеди­нить­ся с чело­ве­ком, оби­тать в чело­ве­че­ской душе, уме и серд­це.

4.6. Может ли Господь Сам лич­но рас­крыть Себя каж­до­му чело­ве­ку?

Благо­да­тью Свято­го Духа каж­до­му веру­ю­ще­му: «Любовь Божия изли­лась в серд­ца наши Духом Святым» ().

Аллах не рас­кры­ва­ет­ся каж­до­му чело­ве­ку.

4.7. Может ли Господь лич­но общать­ся с каж­дым чело­ве­ком?

Христи­ан­ство откры­ва­ет воз­мож­ность обще­ния с Богом для каж­до­го чело­ве­ка в молит­ве и .

«Верен Бог, Которым вы при­зва­ны в обще­ние Сына Его Иисуса Христа, Госпо­да наше­го»
().

Аллах не жела­ет общать­ся с чело­ве­ком. Даже Мухам­мед лич­но не общал­ся с Ним.

4.8. В каких отно­ше­ни­ях нахо­дит­ся Бог с чело­ве­ком?

В отно­ше­ни­ях усы­нов­ле­ния. Через веру в Иисуса Христа, Сына Божье­го по есте­ству (при­ро­де), чело­век ста­но­вит­ся сыном Богу по бла­го­да­ти.

«Ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наслед­ник Божий через Иисуса Христа»

Аллах – гос­по­дин, а чело­век – раб. Всякий при­хо­дит к Аллаху толь­ко как раб (19.88-93).

4.9. Что Бог тре­бу­ет от чело­ве­ка?

Испол­не­ния еван­гель­ских люб­ви рас­кры­тых в сло­вах Спаси­те­ля: «воз­лю­би Госпо­да Бога тво­е­го всем серд­цем тво­им, и всею душою тво­ею, и всею кре­по­стию тво­ею, и всем разу­ме­ни­ем тво­им, и ближ­не­го тво­е­го, как само­го себя» (). Запове­ди рас­кры­ва­ют­ся через Священ­ное Писание, Преда­ние и сочи­не­ния свв. Отцов.

Испол­не­ние пред­пи­са­ний шари­а­та – зако­на Аллаха, дово­ди­мо­го до людей через Коран, хади­сы и сочи­не­ния рели­ги­оз­ных авто­ри­те­тов. К обя­за­тель­ной части шари­а­та отно­сят­ся – шахада, закят, саум, хадж, салят, часто добав­ля­ет­ся джи­хад.

4.10 Требу­ет ли Бог испо­ве­да­ния веры?

«Всяко­го, кто испо­ве­да­ет Меня пред людь­ми, того испо­ве­даю и Я пред Отцем Моим Небес­ным»

«Кто испо­ве­ду­ет, что Иисус есть Сын Божий, в том пре­бы­ва­ет Бог, и он в Боге» ().

«Если уста­ми тво­и­ми будешь испо­ве­ды­вать Иисуса Госпо­дом и серд­цем тво­им веро­вать, что Бог вос­кре­сил Его из мерт­вых, то спа­сешь­ся» ().

Требу­ет­ся про­из­не­се­ние шахады: «Нет боже­ства, кро­ме Аллаха, и Мухам­мад – Послан­ник Аллаха».

4.11. Запове­ду­ет ли Бог любовь к Себе?

Любовь к Богу – пер­вая и наи­боль­шая запо­ведь

«Кто любит Меня, тот воз­люб­лен будет Отцем Моим; и Я воз­люб­лю его и явлюсь ему Сам»
().

Совер­шен­ная вера выра­жа­ет­ся в люб­ви к шари­а­ту – зако­ну Аллаха, а не Аллаху. Высшие чув­ства к Аллаху – раб­ская покор­ность и пови­но­ве­ние.

4.12. Запове­ду­ет ли Бог любовь ко вся­ко­му чело­ве­ку?

Бог запо­ве­ду­ет нели­це­при­ят­ную, совер­шен­ную любовь чело­ве­ка к чело­ве­ку. Разли­чие меж­ду вра­гом и ближ­ним уни­что­же­но Христом:

«Любите вра­гов ваших»
().

«И если люби­те любя­щих вас, какая вам за то бла­го­дар­ность? ибо и греш­ни­ки любя­щих их любят.

И если дела­е­те доб­ро тем, кото­рые вам дела­ют доб­ро, какая вам за то бла­го­дар­ность? ибо и греш­ни­ки то же дела­ют»
().

Возмож­на любовь толь­ко к еди­но­вер­цу, но и здесь уста­нов­ле­на нена­висть (напри­мер, в слу­чае мести или ряда его про­ступ­ков, нару­ша­ю­щих шари­ат).

4.13. Запове­ду­ет ли Бог молит­ву?

Да, по воз­мож­но­сти непре­стан­ную.

Да, пяти­крат­ную (араб. cалят).

4.14. Являет­ся ли молит­ва риту­а­лом, для кото­ро­го необ­хо­ди­мы внеш­ние усло­вия?

Пост (араб. саум) уста­нов­лен лишь для награ­ды в буду­щей жиз­ни.

4.18. Запове­ду­ет ли Бог вой­ну с ино­вер­ца­ми?

Запове­да­на духов­ная борь­ба с дья­во­лом и пад­ши­ми духа­ми – вра­га­ми чело­ве­че­ской души.

«Наша брань не про­тив кро­ви и пло­ти, но про­тив начальств, про­тив вла­стей, про­тив миро­пра­ви­те­лей тьмы века сего, про­тив духов зло­бы под­не­бес­ной» ().

Опреде­лен джи­хад как «свя­щен­ная вой­на» с ино­вер­ца­ми.

«Когда вы встре­ти­те тех, кото­рые не уве­ро­ва­ли, то – удар мечом по шее» (47.4). «Борись с невер­ны­ми и лице­ме­ра­ми. Будь жесток к ним!» (9.73).

4.19. Допусти­мо ли муче­ни­че­ство за веру?

4.20. В чем состо­ит муче­ни­че­ство?

Мученик (испо­вед­ник, сви­де­тель Христа) – хри­сти­а­нин, доб­ро­воль­ном пере­нес­ший гоне­ния за Христа вплоть до лише­ния жиз­ни от руки гони­те­лей.

Мученик (араб. шахид – погиб­ший со сви­де­тель­ством веры) – мусуль­ма­нин, погиб­ший во вре­мя джи­ха­да, на войне с ино­вер­ца­ми.

4.21. Присут­ству­ет ли почи­та­ние при­род­ных явле­ний и палом­ни­че­ство к ним?

Запре­ще­но почи­тать явле­ния при­ро­ды.

Присут­ству­ет покло­не­ние метео­ри­ту (чер­но­му кам­ню, араб. хад­жар аль-асвад) в Каабе. Мусуль­мане целу­ют его или каса­ют­ся рукой (обряд так­биль). Покло­не­ние – часть хад­жа (араб. палом­ни­че­ство), палом­ни­че­ства в Мекку. Хадж – один из пяти стол­пов исла­ма .

4.22. Существу­ют ли риту­а­лы (внеш­ние меха­ни­че­ские дей­ствия) чрез кото­рые дости­га­ет­ся спа­се­ние?

Отвер­га­ют­ся риту­а­лы, не содер­жа­щие живо­го обще­ния Бога и чело­ве­ка.

Напри­мер, семи­крат­ный бег меж­ду хол­ма­ми Сафа и Марва во вре­мя хад­жа, бро­са­ние кам­ней в стол­бы с целью поби­ва­ния шай­та­на, жерт­во­при­но­ше­ния живот­ных и пр .

4.23. Существу­ют ли таин­ства, в кото­рых Бог осо­бен­но близ­ко обща­ет­ся с чело­ве­ком?

Установ­ле­ны свя­щен­но­дей­ствия в кото­рых хри­сти­а­ни­ну ощу­ти­мо пода­ют­ся бла­го­дат­ные силы для спа­се­ния души таин­ствен­ным обра­зом: кре­ще­ние, миро­по­ма­за­ние, пока­я­ние, евха­ри­стия, свя­щен­ство, брак и еле­освя­ще­ние.

В таин­ствах дости­га­ет­ся реаль­ное еди­не­ние с Богом чрез бла­го­дать Свято­го Духа.

Отвер­га­ет­ся бла­го­дат­ное обще­ние Бога и чело­ве­ка.

4.24. Обеща­ет ли Господь чело­ве­ку рай или ад в зави­си­мо­сти от его зем­ной жиз­ни?

Да. Но при этом предопределение — один из столпов ислама. Для того, чтобы преодолеть это очевидное противоречие, понятие предопределение подменяется предвидением .

4.25. Какое воз­на­граж­де­ние ожи­да­ет чело­ве­ка в раю?

«Он будет оби­тать с ними; они будут Его наро­дом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Ап. 21.3).

Мусуль­ман ожи­да­ют плот­ские удо­воль­ствия. Они будут лежать на «ложах рас­ши­тых», «с чаша­ми, сосу­да­ми и куб­ка­ми», есть пло­ды и мясо птиц, кото­рые поже­ла­ют, насла­ждать­ся с «чер­но­оки­ми, боль­шегла­зы­ми» гури­я­ми. (56. 15-22) . Совер­шен­но­го позна­ния Аллаха достиг­ну­то не будет.

4.26. Призна­ет ли рели­гия свя­щен­ную кни­гу?

Да, Библию.

Да, Коран.

4.27. Какова при­ро­да свя­щен­ной кни­ги?

Написа­на про­ро­ка­ми и апо­сто­ла­ми по вдох­но­ве­нию Свято­го Духа.

«Все Писание бого­дух­но­вен­но и полез­но для науче­ния, для обли­че­ния, для исправ­ле­ния, для настав­ле­ния в пра­вед­но­сти»

В ней при­сут­ству­ет как Божествен­ная, так и чело­ве­че­ская воля. Христи­ане верят в Бога, а не в текст. Библия не явля­ет­ся Богом. Искон­ный смысл Библии может быть пере­дан на всех язы­ках мира.

Коран суще­ство­вал все­гда, он не был сотво­рён Аллахом. Видимый Коран – про­яв­ле­ние извеч­но­го Корана, небес­ной «мате­ри кни­ги». Коран вечен как и Аллах. Коран дан на араб­ском язы­ке – это искон­ный язык веч­но­го откро­ве­ния Аллаха. Истин­ный смысл Корана пере­да­ет­ся толь­ко на араб­ском язы­ке

4.28. Как рели­гия оце­ни­ва­ет дру­гую? Призна­ет все­це­ло лож­ным уче­ни­ем. Называ­ет хри­сти­ан «людь­ми Писания», частич­но иска­зив­ши­ми исти­ну Аллаха.

V. ОСНОВАТЕЛЬ РЕЛИГИИ

ХРИСТИ­АНСТВО

ИСЛАМ

5.1. Кем себя счи­тал?

Иисус Христос счи­тал Себя вопло­тив­шим­ся Богом, Богоче­ло­ве­ком – совер­шен­ным Богом и совер­шен­ным чело­ве­ком, Сыном Божьим по есте­ству, Второй ипо­ста­сью Святой Троицы – Словом Бога.

«Я есмь Первый и Послед­ний, и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею клю­чи ада и смер­ти» (Ап. 1. 17.18)

«Я есмь Альфа и Омега, нача­ло и конец»
(Ап. 21. 6).

«Меня про­слав­ля­ет Отец Мой, о Котором вы гово­ри­те, что Он Бог ваш ()».

«Видев­ший Меня, видел Отца» ().

«Я и Отец – одно»
().

«Истин­но, истин­но гово­рю вам: преж­де неже­ли был Авраам, Я есмь» ().

«Сказа­ли Ему: кто же Ты? Иисус ска­зал им: от нача­ла Сущий, как и гово­рю вам» ().

Считал себя греш­ным чело­ве­ком.

5.4. Явил ли окру­жа­ю­щим свое сми­ре­ние?

«Уничи­жил Себя Самого, при­няв образ раба, сде­лав­шись подоб­ным чело­ве­кам и по виду став как чело­век; сми­рил Себя, быв послуш­ным даже до смер­ти, и смер­ти крест­ной».
()

Факти­че­ски обо­жеств­лял себя. Напри­мер, «бла­го­слов­лял» сво­их после­до­ва­те­лей слю­ной, соп­ля­ми, потом, кро­вью, мочой и дру­ги­ми выде­ле­ни­я­ми. Это под­твер­жда­ет­ся досто­вер­ны­ми хади­са­ми и авто­ри­тет­ны­ми мусуль­ман­ски­ми бого­сло­ва­ми!

5.5. Явил ли Свою любовь людям?

Да, явил Свою любовь вплоть до доб­ро­воль­ных стра­да­ний и смер­ти.

«Я есмь пас­тырь доб­рый: пас­тырь доб­рый пола­га­ет жизнь свою за овец»

«Никто не отни­ма­ет ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять при­нять ее»
().

«В том любовь, что не мы воз­лю­би­ли Бога, но Он воз­лю­бил нас и послал Сына Своего в уми­ло­стив­ле­ние за гре­хи наши».
().

Некото­рые доб­рые поступ­ки не идут ни в какое срав­не­ние с совер­шён­ны­ми зло­де­я­ни­я­ми.

5.6. Имел ли семью, жен и налож­ниц?

Число жен точ­но не опре­де­ле­но – от 11 до 25. При этом имел мно­же­ство налож­ниц.

На сво­ей люби­мой жене Айше Мухам­мед женил­ся, когда ей было шесть лет, а ему пять­де­сят.

5.7. Допус­кал ли обо­га­ще­ние нечест­ным путем и богат­ство для себя?

На Земле жил Стран­ни­ком: «лиси­цы име­ют норы и пти­цы небес­ные – гнез­да, а Сын Челове­че­ский не име­ет, где при­к­ло­нить голо­ву» ().

«Иисус же ска­зал уче­ни­кам Своим: истин­но гово­рю вам, что труд­но бога­то­му вой­ти в Царство Небес­ное»
()

В том чис­ле и нажи­тое путем гра­би­тель­ских набе­гов на кара­ва­ны, выку­па за захва­чен­ных плен­ных, рабо­тор­гов­ли и пыток людей, спря­тав­ших день­ги.

5.8. Допус­кал ли ложь?

«Кто из вас обли­чит Меня в неправ­де?» ().

Считал, что ложь исхо­дит от дья­во­ла: «он был чело­ве­ко­убий­ца от нача­ла и не усто­ял в истине, ибо нет в нем исти­ны. Когда гово­рит он ложь, гово­рит свое, ибо он лжец и отец лжи». ().

Отдавая при­ка­зы уби­вать, одоб­рял убий­ство с помо­щью лжи. Напри­мер, убий­ство Кааба бин аль-Ашрафа или убий­ство Абу Рафиа Абдул­ла­ха бин Абу-ль-Хукай­ка.

5.9. Как отно­сил­ся к вра­гам?

Учил о люб­ви к вра­гам и про­ще­нию нена­ви­дя­щих и оби­жа­ю­щих. Даже в момент стра­да­ний на кре­сте, молил­ся за сво­их убийц: «Отче! про­сти им, ибо не зна­ют, что дела­ют» ().

Приме­нял месть вплоть до физи­че­ско­го уни­что­же­ния. Напри­мер, уби­вал поэтов, писав­ших о нем сати­ри­че­ские сти­хи, при­ка­зал убить двух жен­щин, пев­ших о нем смеш­ные пес­ни.

5.10. Приме­нял ли наси­лие для рас­про­стра­не­ния рели­гии?

Пытав­ше­му­ся защи­щать Его с помо­щью силы ска­зал: «воз­вра­ти меч твой в его место, ибо все, взяв­шие меч, мечом погиб­нут» ().

Вел непре­стан­ные рели­ги­оз­ные вой­ны, насиль­но обра­щая в свою веру. Совер­шил девят­на­дцать воен­ных похо­дов. Имел восемь мечей, четы­ре копья, четы­ре коль­чу­ги, четы­ре лука. Считал, что мож­но напа­дать на спя­щих ино­вер­цев, даже если при этом постра­да­ют их жен­щи­ны и дети.

А. Воскре­шал ли мерт­вых?

Б. Исцелял ли сле­пых, про­ка­жен­ных, немых, глу­хих и бес­но­ва­тых?

В. Прони­цал ли мыс­ли и дея­ния людей?

Христос кор­мил голод­ных, исце­лял боль­ных, вос­кре­шал мерт­вых… Все Его чуде­са были чуде­са­ми люб­ви, они име­ли сво­ей целью физи­че­ское и духов­ное спа­се­ние кон­крет­ных людей.

5.12. Умер ли есте­ствен­ной смер­тью?

Был рас­пят на кре­сте вме­сте с раз­бой­ни­ка­ми.

«С Ним рас­пя­ли двух раз­бой­ни­ков, одно­го по пра­вую, а дру­го­го по левую сто­ро­ну Его.

И сбы­лось сло­во Писания: и к зло­де­ям при­чтен»
().

5.13. Оставил ли уче­ни­ков и после­до­ва­те­лей?

В том чис­ле 11 апо­сто­лов в пол­ной рас­те­рян­но­сти.

Воору­жен­ную общи­ну.

5.14. Предска­зал ли свою смерть и обе­щал ли сно­ва явить­ся сво­им уче­ни­кам после смер­ти?

«Сын Челове­че­ский пре­дан будет в руки чело­ве­че­ские, и убьют Его, и в тре­тий день вос­креснет» ().

«По вос­кре­се­нии же Моем пред­ва­рю вас в Галилее». ().

5.15. Явился ли после смер­ти и воз­нес­ся ли на небо?

Явился самим один­на­дца­ти апо­сто­лам, ска­зав: «Посмот­ри­те на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; ося­жи­те Меня и рас­смот­ри­те; ибо дух пло­ти и костей не име­ет, как види­те у Меня».

«И, когда бла­го­слов­лял их, стал отда­лять­ся от них и воз­но­сить­ся на небо» ().

5.16. Что оста­вил уче­ни­кам после сво­ей смер­ти?

Самого Себя: «Я с вами во все дни до скон­ча­ния века»
().

Призыв к даль­ней­шим вой­нам, иму­ще­ство, власть, захва­чен­ных в плен людей и тер­ри­то­рии.

5.17. Существу­ет ли гроб­ни­ца?

В xраме Гроба Господ­ня, в Иеруса­ли­ме.

В Медине.

5.18. Лежит ли в гроб­ни­це тело осно­ва­те­ля рели­гии?

Гробни­ца пуста.

«Что вы ище­те живо­го меж­ду мерт­вы­ми? Его нет здесь: Он вос­крес; вспом­ни­те, как Он гово­рил вам»
().

Приме­ча­ния к таб­ли­це I

На выс­ших сту­пе­нях духов­ной жиз­ни, непре­мен­но свя­зан­ных со стя­жа­ни­ем высо­чай­ше­го сми­ре­ния, обо­жен­ный хри­сти­а­нин полу­ча­ет осо­бую бла­го­дать совер­шен­ства, выра­жа­ю­щу­ю­ся в дарах чудо­тво­ре­ний, исце­ле­ний, про­зор­ли­во­сти. При этом его душа и ум совер­шен­но соеди­ня­ют­ся с Богом. К тако­му чело­ве­ку отно­сят­ся сло­ва апо­сто­ла Павла «уже не я живу, но живет во мне Христос» (). Его духов­ное воз­рас­та­ние дости­га­ет уров­ня «мужа совер­шен­но­го», он при­хо­дит «в меру пол­но­го воз­рас­та Христо­ва» (). Не познав­ший Бога мир не может судить о таком чело­ве­ке, но он может судить обо всем, посколь­ку «име­ет ум Христов» ().

Приме­ча­ния к таб­ли­це V

«Махмуд бен Ар-Раби был тем, на чьё лицо про­рок выплё­вы­вал воду из сво­е­го рта. Урва рас­ска­зал, что вся­кий раз, когда про­рок совер­шал омо­ве­ние, его после­до­ва­те­ли дра­лись за остав­шу­ю­ся (после омо­ве­ния) воду.» Сахих Бухари, кни­га 4, хадис 188, пере­дал ибн Шихаб

«Клянусь Аллахом, вся­кий раз, когда послан­ник Аллаха пле­вал, его пле­вок попа­дал в руки одно­го из его спо­движ­ни­ков, кото­рый рас­ти­рал (этим плев­ком) своё лицо и тело. Если он при­ка­зы­вал им, они выпол­ня­ли его при­ка­зы немед­лен­но. Если он совер­шал омо­ве­ние, они дра­лись за остав­шу­ю­ся (после омо­ве­ния) воду.»Сахих Бухари, том 3, кни­га 50, хадис 891, рас­ска­за­ли Аль-Мисвар бин Маара­ма и Марван

Уважа­е­мые мусуль­мане, ува­жа­е­мые чита­те­ли таб­ли­цы!

В наш адрес ино­гда при­хо­дят пись­ма от воз­му­щён­ных мусуль­ман. Авторы таких писем в боль­шин­стве слу­ча­ев стре­мят­ся ука­зать, что ислам­ское веро­уче­ние не соот­вет­ству­ет пред­став­лен­но­му в таб­ли­це, а пред­став­ля­ет собой нечто прин­ци­пи­аль­но иное. Они утвер­жда­ют, что есть некий «насто­я­щий ислам», а все изло­жен­ные пред­став­ле­ния невер­ны. Они не при­во­дят серьез­ных аргу­мен­тов, не апел­ли­ру­ют к пер­во­ис­точ­ни­кам. Напро­тив, они стре­мят­ся выдать свои пред­став­ле­ния о Боге за осно­ву ислам­ско­го веро­уче­ния.

Авторам подоб­ных писем мы напо­ми­на­ем, что ислам­ское веро­уче­ние про­ти­во­ре­чи­во и в его рам­ках невоз­мож­но адек­ват­но выра­зить пред­став­ле­ния о Боге. Челове­ку изна­чаль­но при­су­щи пред­став­ле­ния о Боге как о воз­вы­шен­ном, все­це­ло духов­ном, любя­щем, состра­да­тель­ном, нрав­ствен­но совер­шен­ном Существе, источ­ни­ке Добра и Благо­сти, и имен­но такие пред­став­ле­ния содер­жат­ся в хри­сти­ан­стве.

Мы пони­ма­ем, что каж­дый чело­век стре­мит­ся к таким воз­вы­шен­ным пред­став­ле­ни­ям о сво­ем Творце и отвер­га­ет про­ти­во­по­лож­ные. Не наша вина в том, что подоб­ные пред­став­ле­ния не явле­ны в ислам­ском веро­уче­нии. Авторы таб­ли­цы не несут ответ­ствен­но­сти за ислам­ские пред­став­ле­ния о Боге и мораль­ные нор­мы. Мы при­зы­ва­ем лишь срав­нить их с хри­сти­ан­ски­ми.

Ислам и христианство являются наиболее крупными по числу последователей конфессиями на нашей планете. На сегодняшний день практически во всех странах мира мусульмане и христиане живут бок о бок, и от межрелигиозных отношений, зачастую, во многом зависит национальное благополучие. В этой связи необходимо разобраться, как ислам предписывает своим последователям относиться к христианам.

В современных реалиях немало радикальных группировок пропагандируют ненависть к христианам, называя их безбожниками, неверными и так далее. Встречается такой антагонизм и на бытовом уровне. Но что же говорится об отношении к христианам в Священном Коране и Пречистой сунне Пророка Мухаммада (с.г.в.)?

1. Близость по духу

В суре Создатель обращается к нам со словами:

«Ты также непременно найдёшь, что ближе всех в любви к верующим, являются те, которые говорят: "Мы - христиане". Это - потому, что среди них есть священники и монахи, и потому, что они не проявляют высокомерия» (5:82)

2. Дозволенность пищи христиан

В этой же суре сказано:

«Сегодня вам дозволена благая пища. также дозволена вам, а ваша еда дозволена им…» (5:5)

3. Брачные узы

В пятой суре также говорится:

«…Вам дозволены целомудренные женщины из числа уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому Писание было даровано до вас…» (5:5)

При этом следует отметить, что данное правило действует лишь в том случае, если мусульманин (т.е. мужчина) намерен вступить в брачные узы с христианкой или иудейкой.

4. Достойный диалог

В суре «Паук» сказано:

«Если вступаете в спор с людьми Писания (христианами и иудеями - прим.ред.) , то ведите его наилучшим образом…» (29:46)

5. Прощение

В случае каких-либо неурядиц Аллах в Своей Книге призывает не к агрессии, а к прощению, о чем повествует сура «Корова»:

«После того, как прояснилась им истина, многие из людей Писания из зависти своей хотели бы отвратить вас от веры, когда вы уже приняли её. Простите их и будьте великодушны…» (2:109)

6. Огорчение поражениями христиан

Следует отметить, что в VII веке крупнейшими государствами-соседями молодого мусульманского государства являлись Восточная Римская империя, более известная как Византия, и Государство Сасанидов. Эти державы вели постоянную борьбу друг с другом за влияние в регионе и захват новых земель. При жизни Пророка Мухаммада (с.г.в.) между византийцами, исповедующими христианство, и персами-язычниками состоялась крупная битва, победу в которой одержало Государство Сасанидов. После того, как данная весть дошла до Аравийского полуострова, мекканские многобожники начали издеваться над мусульманами, восклицая, что единобожники из Византии не смогли одолеть персов-язычников, и никакой Бог не помог римлянам. После этого Аллах ниспослал аят, в котором предвещал скорую победу римлян в противостоянии с язычниками:

«Повержены римляне в самой низкой (или ближайшей) земле. Но после своего поражения они одержат верх через несколько (от трёх до девяти) лет. Аллах принимал решения до этого и будет принимать их после этого. В тот день верующие возрадуются помощи Аллаха» (30:2-5)

Милость миров Мухаммад (с.г.в.) подчёркивал: «Верующий - это тот, от которого люди в безопасности касательно своей жизни и имущества» (Насаи). Ещё одно его известное высказывание гласит: «Убийство одного невинного человека хуже для Аллаха, чем уничтожение всего мира» (Муслим).

Кроме того, если мы обратимся к истории первого мусульманского государства - Арабского халифата, то в нём проживало немало христиан, наделённых такими же правами, как и мусульмане, включая право на исповедование своей религии. А после взятия Иерусалима в седьмом веке нашей эры войском под командованием второго праведного мусульманского халифа в городе не было разрушено ни одной христианской святыни, и это является наглядным примером того, что ислам - религия добра, мира и любви.

Тем не менее, в случае агрессии извне и возникновения необходимости самообороны, защиты своей родины и семьи мусульманин наделяется правом отстаивать жизнь и свободу своих близких. В кораническом аяте сказано:

«Дозволено тем, против кого сражаются, сражаться, потому что с ними поступили несправедливо. Воистину, Аллах способен помочь им» (22:39)

8. Добрые взаимоотношения

Как-то раз Пророк Мухаммад (с.г.в.) обратился к своим сахабам: «Сказать ли вам хорошее дело, которое лучше, чем намаз, ураза и садака?» - Сподвижники ответили утвердительно. - «Это добрые взаимоотношения, поскольку взаимный разлад уничтожает хорошие дела подобно лезвию, сбривающему волосы», - пояснил Посланник Всевышнего (хадис приводит ат-Тирмизи).

Часто говорят о том, что Ислам – толерантная религия. Тогда возникает вопрос: если Ислам толерантен, почему же некоторые мусульмане строят отношения по схеме «мы» и «они»?

Люди, которые раньше всегда были готовы придти на помощь соседям, справляли праздники с семьёй и занимались общественной работой, став мусульманами, начинают думать, будто у них нет ничего общего с «теми» - с людьми, бывшими их друзьями всего лишь несколько дней или недель назад. Очень часто они называют немусульман «кяфирами», произнося это слово как оскорбление. В чём же дело?

Как и во многих других случаях, проблема здесь не в Исламе, а в неправильном понимании его. Мусульмане жили среди последователей других религий со времён получения Откровения. Иногда при этом они были правителями.

Уже через 18 лет после смерти Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям) мусульмане, возглавляемые Садом ибн абу Ваккасом, отправились к восточному побережью Китая. Они получили разрешение императора поселиться там и построить мечеть, которая стоит по сегодняшний день.

Казалось, что жизнь среди немусульман не создаёт для них неразрешимых проблем. Изучая историю, мы понимаем, что проблемы, с которыми сталкиваются исламские меньшинства, если у власти немусульмане, не новы. Мы должны помнить и о том, что мусульмане часто оказывались меньшинством, даже тогда, когда у власти были их братья по вере.

Ислам учит нас относится к другим с терпимостью.

Сегодня многие мусульмане, в том числе и выросшие в обществах, где существуют самые разнообразные культурные слои, часто сами создают себе проблему общения с «другими» - будь то немусульмане или даже мусульмане, придерживающиеся другой школы фикха (мусульманского права).

Однако в действительности Ислам учит нас относиться друг к другу с терпимостью и принимать то, что между нами существуют различия. Люди, говорящие на разных языках и имеющие разный цвет кожи – одно из знамений Аллаха и свидетельство Его могущества. Человек может обладать превосходством благодаря не своему происхождению, а своему поведению.

В прощальной проповеди Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Знайте, что каждый мусульманин – брат другому мусульманину. Ни у кого нет превосходства над другим, кроме как в богобоязненности и хороших поступках».

Таким образом, мы не должны думать, что мы лучше других и проявлять нетерпимость к чужому мнению. Хадисы и ранняя история Ислама свидетельствуют о том, что среди мусульман часто существовали разные мнения, однако же это не препятствовало мирно уживаться и сотрудничать друг с другом.

Что касается немусульман, то мы не должны ни на минуту забывать о доброте и справедливости по отношению к тем, кто не сражается с нами. К Асме бинт Аби Бакр в Медине пришли её мать – язычница и её дедушка в то время, когда действовал мирный договор между курайшитами Мекки и мусульманами. Асма спросила Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), должна ли она проявлять доброту по отношению к своей матери, и он ей ответил: «Да» (Сахих аль-Бухари). После этого был ниспослан следующий аят: «Не даёт вам Аллах запрета в отношении тех, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ, благодетельствовать им и быть справедливыми к ним - ведь Аллах любит справедливых!» (сура «аль-Мумтахина», аят 8).

Призывая к Исламу, мы не должны проявлять агрессивности по отношению к другим, с другой стороны, из-за вежливости и цивилизованности мы не должны забывать и о нашей миссии. Нам не следует молчать и стесняться доносить до людей слова Истины.

Долг мусульман – донести послание Ислама в ясном виде, без принуждения и нетерпимости. Если немусульмане не принимают донесённого до них послания, то следует, тем не менее, относиться к ним с добротой и мягкостью, предоставив суд над ними Аллаху Справедливому.

Мы должны помнить, что Аллах Милосердный даровал нам Ислам как путь к спасению. Исламское послание сохранилось в своей первоначальной чистоте, и в этом уникальность нашей религии. Это послание обращено ко всем людям мира. Наш долг – донести его до них самым прекрасным и эффективным способом. Мы должны быть свидетелями перед людьми, как словами, так и делами.

Наши соседи остаются нашими соседями, и наши родственники остаются нашими родственниками. Хотя они могут и не разделять нашей веры, они, тем не менее, заслуживают нашего уважения, доброты и справедливого обращения. Существует много хадисов, касающихся отношений с соседями, и при этом ни в одном из них не сказано, что это касается только соседей – мусульман.

Например, Айша (да будет доволен ею Аллах) рассказывает: «Я слышала слова Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям): «Джабраил (ангел Джибрил) так настоятельно советовал мне относиться к соседям с добротой, что я подумал, что он мне будет сказано убеждать меня предоставить им (право на) наследство» (Муслим).

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывает, что Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) говорил: «Тот, кто верит в Аллаха и в Последний День, должен либо произносить добрые слова, либо хранить молчание; тот, кто верит в Аллаха и в Последний День, должен относиться к своему соседу с добротой; тот, кто верит в Аллаха и в Последний День, должен проявлять гостеприимство» (Муслим).

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) также передаёт слова Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям): «Никто из вас не должен мешать своему соседу укрепить балку в стене своего дома» (Муслим).

Терпимость означает способность принимать то, что люди придерживаются различных идей, верований, имеют разные ценности и обычаи. Она не означает согласия с теми, чьи взгляды отличаются от наших, она означает лишь признание их права на несогласие с нами.

Такая терпимость может проявляться на различных уровнях: индивидуальном, групповом и государственном. Именно терпимость является основой соблюдения прав человека, существования в обществе многообразия (в том числе и культурного) и власти закона. Если бы каждый должен был думать и действовать так же, как мы, то не могло бы быть и речи о правах человека. Коран напоминает нам: «Для всякого народа Мы устроили обряд поклонения, которым они поклоняются. Пусть же они не спорят с тобой из-за этого дела. Призывай к Господу твоему, ведь ты на прямом пути! А если они с тобой препираются, то скажи: «Аллах лучше знает то, что вы делаете! Аллах рассудит вас в День воскресенья в том, в чём у вас часто бывали разногласия» (сура «аль-Хадж», аяты 67-69).

Терпимость подразумевает, что мы не должны ни уничтожать, ни осквернять места поклонения немусульман, а также запрещать любые обряды, не связанные с Исламом. Конечно же, имеется в виду, что мы надеемся на такое же отношение к нам и со стороны немусульман.

Мы должны вести диалог с немусульманами, и в первую очередь – с людьми Писания для того, чтобы лучше понять друг друга. При этом нам следует фокусировать внимание на том, что между нами много общего.

Такой диалог не означает, что мы можем в чём-то отступать от нашей религии или отрицать какие-либо аспекты Ислама. Однако, отгораживаясь от немусульман и отказываясь вступать с ними в диалог, мы выглядим в их глазах «странными» и можем стать жертвой предрассудков. Мы также должны сотрудничать с немусульманами в искоренении несправедливости, распущенности, гомосексуальных связей, абортов и других недугов современного общества.

Нам, мусульманам, заповедано совершенствовать общество, в котором мы живём, поощрять хорошее и удерживать от неодобряемого. И это надо делать не только в среде мусульман. Мы должны быть активными членами общества, что должно проявляться не только в отстаивании своих прав, но также в борьбе за господство справедливости.

Мы не должны скрывать свою принадлежность к Исламу, нам следует с гордостью нести Ислам как факел всюду, куда бы мы ни шли. Люди должны знать, что мы руководствуемся исламскими принципами.

Наше участие в жизни общества необязательно должно иметь политический характер, хотя это также важно. Оно должно означать активную роль, например, в работе с детьми и молодёжью, а также в других областях. Важно сотрудничать с окружающими нас немусульманами, чтобы общество улучшалось и все больше соответствовало исламским стандартам.

Пусть Всевышний наставит нас на истинный путь! Амин.

В основе этой статьи лежат многочисленные беседы с мусульманами, моё персональное исследование и интенсивная подготовка в школе миссионеров перед месячной миссионерской поездкой в мусульманскую страну в 1979 году.

Самым удивительным в моих беседах с мусульманами было то, что большинство из них разделяют моральные ценности, которых должны придерживаться христиане, и это является одним из самых больших камней преткновения, мешающих им поверить в истинность христианства. (Большинство этих людей - теплые и доброжелательные. По оценкам экспертов только 7-10% мусульман связаны с радикальным исламом, что, тем не менее, составляет около 100 миллионов по всему миру.)

Ранняя церковь состояла преимущественно из жителей ближневосточных стран (например, все церкви, которым адресованы послания в книге Откровение, находились на территории современной Турции), и некоторые из великих отцов церкви (Августин, Тертуллиан и другие) жили и служили в Северной Африке (которая постепенно стала почти полностью мусульманской). Тем не менее, христиане сегодня ведут себя крайне сдержанно в плане благовестия мусульманам.

Приведенные ниже пункты призваны помочь христианам лучше понять своих соседей-мусульман прежде, чем пытаться донести до них Благую весть.

1. Христиане - слабаки.

Мусульмане считают нашу веру в то, что Иисус, как Божий Сын, умер на кресте, сильнейшим признаком слабости и оскорблением всемогущего Бога, который никогда не может умереть!

Мусульмане считают честью умереть, защищая свою веру, семью и друзей, а христианскую практику подставления второй щеки расценивают как малодушие. Они знают, как быстро Мухаммед насадил ислам в христианских странах с помощью меча, и всех христиан считают слабаками.

Конечно, многие христиане искажают учение Иисуса, данное в нагорной проповеди относительно этого вопроса (Матф.5:38-39). Иисус говорил лишь о том, чтобы не отвечать на личное оскорбление, не платить той же монетой. Он не говорил, что христиане не могут сражаться для защиты своей жизни или жизни своей семьи, или своего народа (с одним лишь исключением: быть гонимым или убитым ради Христа является особой честью, что мы и наблюдаем на примере апостолов в книге Деяния 4).

2. Христиане поддерживают идолопоклонство.

Большинство мусульман не знают о различиях между христианскими деноминациями (как многие христиане не знают разницы между суннитами, шиитами и ваххабитами) и смотрят на христианство преимущественно через доминирующую Римско-католическую церковь. И потому они считают, что мы поклоняемся четырем богам: Отцу, Иисусу, Святому Духу и Марии. Кроме того, они считают размещение статуй в Римско-католических церквях морально предосудительным. (Одной из основных причин искоренения христианства Мухаммедом было идолопоклонство, которое он наблюдал в христианских церквях на территории своей страны.)

3. Христиане - моральные декаденты.

Поскольку большинство мусульман считают Западную Европу и Америку христианскими, они ставят знак равенства между моральным упадком в этих странах и моралью среднего христианина. Они считают засилье порнографии, едва прикрытых одеждой женщин, аборты, гомосексуализм, сквернословие на телевидении и общую коррумпированность общества отражением характера и нравственного облика христиан.

Кроме того, они видят аморальную публичную жизнь звезд шоу-бизнеса и профессиональных спортсменов, которые называют себя христианами. Публичное моральное падение Мела Гибсона, который снял, наверное, один из самых сильных фильмов об Иисусе («Страсти Христовы») и который заявлял о своей принадлежности к Римской-католической церкви, является одним из современных примеров безнравственного христианина.

4. Церковь компрометирует истинную религию.

Недавно я общался с чудесной мусульманской семьей. Они очень горячо интересовались, почему церковь венчает однополые браки? Они не знают разницы между церквями либерального протестантского мэйнстрима в Америке и евангельскими церквями, основанными на Библии. И я очень интересно провел время, объясняя им эту разницу. Когда мусульмане видят, как Епископальная (Англиканская) церковь рукополагает гомосексуалистов в епископов, а лесбиянок в священнослужителей, они воспринимают церковь как следствие, или даже причину засилья секулярной гуманистической культуры.

5. Христианство связано с радикальным феминизмом.

Когда мусульмане видят, как одеваются их христианские коллеги по работе (особенно женщины), они приходят в ужас и делают вывод, что христиане проповедуют свободную сексуальность, являющуюся следствием радикального феминизма.

Это в добавок к их убеждению, что многие христианские жены ведут себя неуважительно и непочтительно: управляют домом, командуют, раздают приказы, зарабатывают больше, чем их мужья и даже делают аборты. Мусульмане не хотят иметь ничего общего с нашей верой! Они предпочитают, чтобы их женщины одевались скромно, покрывая лицо и тело, и сохраняли свои тела исключительно для своих супругов. И так же как мы в церкви осуждаем их за ношение паранджи и полностью закрытые головы, они осуждают нас за то, как нескромно мы одеваемся - или раздеваемся - на публике!

6. Библия полна противоречий.

Мусульман учат тому, что Библия (особенно Новый Завет) была искажена и потому полна противоречий. И многие мусульмане верят, что Бог послал ангела Гавриила продиктовать Священный Коран пророку Мухаммеду прежде всего для того, чтобы исправить ошибки и прояснить эти противоречия относительно веры в одного истинного Бога и путей следования за Ним.

7. Церковь поддерживает сионизм.

Мусульмане видят, как на телевидении лидеры евангельских церквей (например, Джон Хэги) постоянно пропагандируют про-еврейскую позицию относительно споров о Земле Обетованной и принимают сторону Израиля по другим политическим вопросам. И это ещё больше усиливает их оппозицию к христианам и христианству.

8. Христиане ненавидят мусульман.

Церковь ежегодно тратит миллионы долларов, посылая Библии и миссионеров в исламские страны. Но при этом почти полностью игнорирует мусульманские семьи, живущие по соседству! Иисус говорил нам нести Благую весть сначала там, где мы живем, а потом уже отправляться до всех краев земли (Деян.1:8). А вместо этого мусульмане видят осуждающие взгляды своих соседей христиан из-за того, что мусульманские женщины покрывают голову; христиане избегают разговоров с коллегами мусульманами на работе. Также мусульмане постоянно слышат негативные шутки против ислама от христианских лидеров в средствах массовой информации.

Несмотря на указание Иисуса любить своих врагов и делать добро тем, кто злословит нас, злорадствует или злобно использует (Матф.5:44-48), мы, верующие, избегаем, игнорируем и даже презираем многих мусульман, которым Бог позволил иммигрировать в наши сообщества. И в то время как христиане смотрят на массовое внедрение мусульман в наши города, как на угрозу, Бог ищет христиан, которые должным образом расценят это как прекрасную возможность относится к мусульманам с любовью и вести с ними диалог в качестве свидетельства истинной веры.

9. Христиане сообразуются с мирскими представлениями относительно деторождения.

В то время как мусульмане продолжают рожать много детей и размножаться (хотя Коран позволяет мусульманам иметь больше одной жены, что помогает иметь большое количество детей), уровень рождаемости у христианских пар практически такой же, что и у среднестатистической неверующей пары на Западе. Во многих, так называемых христианских странах (Италия, Англия, Франция, Испания) уровень рождаемости (менее 2.1 ребенка на семью) ниже уровня смертности, и эти страны вынуждены открываться массовой иммиграции мусульман, чтобы поддерживать собственную экономику! (Больше на эту тему можно найти в книге Патрика Буханана «Смерть Запада» — Pat Buchanan’s The Death of the West .)

Подписывайтесь:

В США дела обстоят не лучше (1.8 ребенка на семью). И правда в том, что мусульмане верят в культурный мандат «плодиться и размножаться» (Быт.1:28) больше, чем средневзвешенный христианин. Способ достичь преимущества в культуре ясно показан в этом месте Библии: сильная целостная семья, рождающая много детей, боящихся Бога, является основным способом, которым церковь может трансформировать культуру и общество.

10. Церковь полна непрактичных мистиков, отделяющих духовный мир от естественного.

Ислам является жизнью и мировоззрением, которое включает все аспекты общества, где духовная жизнь является только частью. Когда мусульмане слышат христианские проповеди по телевидению или общаются с христианами на работе, они думают, что церковь придерживается дуалистического взгляда на мир. Это происходит потому, что мы говорим только о духовной жизни, молитве, исцелении, вере и эмоциональном благополучии, но мы крайне редко вовлекаемся в экономику, политику и государственные вопросы. Многие мусульмане считают, что ислам связывает все области жизни, а христианство озабочено только последующей жизнью, прощением грехов и миром в сердце.

Выступление митрополита Волоколамского Илариона в университете Аль-Азхар (Каир, Египет, 13 июня 2011 г.)

13 июня 2011 года в ходе рабочей поездки в Египет председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион выступил на встрече с преподавателями и студентами университета Аль-Азхар.

Уважаемые преподаватели и студенты университета Аль-Азхар!

Благодарю вас за возможность встречи и, надеюсь, доброй беседы в стенах старейшего и авторитетнейшего в мире исламского университета. Ваш университет возник в X веке, несколькими веками раньше, чем первые университеты в Европе.

Я являюсь архиереем Русской Православной Церкви и выступаю перед вами по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В апреле прошлого года Святейший Патриарх был гостем вашего университета. Надеюсь, что мое посещение Аль-Азхара станет продолжением того диалога, который был начат Предстоятелем нашей Церкви.

Сегодня я предстаю перед вами как христианин ― один из более чем двух миллиардов христиан на нашей планете. Нынешний христианский мир разделен на западную и восточную части. Восточная христианская традиция включает в себя Православные Церкви и Древние ориентальные Церкви. Одной из Древних ориентальных Церквей является Коптская Церковь, которая на территории вашей страны насчитывает около 10 процентов верующих. Православная Церковь состоит из пятнадцати Поместных Церквей, одна из которых ― Александрийская ― включает в свою каноническую территорию Египет.

Русская Православная Церковь ― самая многочисленная Поместная Православная Церковь. Она насчитывает свыше 150 миллионов верующих и располагается также в странах, где большинство составляют мусульмане, ― Казахстане, Таджикистане, Узбекистане, Азербайджане, Туркменистане. Сегодня, после десятилетий богоборческих гонений в XX веке, наша Церковь активно развивается. Церковное присутствие можно наблюдать в самых различных сферах общественной жизни.

Я приехал из России, где мирно и по-добрососедски проживают на протяжении более десяти веков православные и мусульмане. В России представители ислама с уважением относятся к Православной Церкви; мы тесно сотрудничаем как с руководителями Совета муфтиев России, так и с Центральным духовным управлением мусульман России, а также с муфтиятами, входящими в Координационный совет мусульман Северного Кавказа. В России никогда не было межрелигиозных войн и крупных конфликтов на религиозной почве. У нас в стране, где мусульмане являются религиозным меньшинством, они пользуются не меньшими правами, чем православные.

Сегодня мы отчетливо видим, что, к сожалению, есть силы, которые заинтересованы в разжигании межрелигиозной розни, создании очагов нестабильности в разных уголках мира. Для этого широко используются современные информационные технологии, социальные сети, методы «промывки мозгов». Именно сейчас, как никогда ранее, важен активный межрелигиозный диалог, целью которого является свидетельство каждой из общин о своей вере и традиции, а также укрепление мира. Я приехал к вам, чтобы вместе подумать, как нам, людям веры, отвечать на вызовы секулярного мира, а также противостоять попыткам разжигания межрелигиозных конфликтов.

Наши религии призывают к миру и добрососедству. В Евангелии Бог заповедует нам любить своих ближних так, как мы любим себя. Христиане считают мусульман своими ближними. Диалог между нами понимается как разумный инструмент общения и поддержания мирных отношений религиозных общин. Мы руководствуемся словами Нового Завета: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18).

Священная книга мусульман Коран также говорит о необходимости уважительного отношения к христианам со стороны приверженцев ислама.

Христиане и мусульмане на площади Тахрир в Египете

Коран упоминает «благочестивых» ― носителей традиционных религий единобожия (т.е. иудеев и христиан), которые остались верны изначальным заветам своих учителей ― Моисея и Иисуса Христа, «держащим прямо Тору и Евангелие» (Коран, 5:66). Они и мусульмане призваны стремиться «опережать друг друга в добрых делах» (Коран, 2:148). Коран учит, что мусульмане и христиане призваны идти своими путями к Богу: «…Каждому из вас Мы установили закон и путь…» (Коран, 5:48). Сосуществование различных видов монотеизма ― трех авраамических религий, согласно Корану, имеет глубокий смысл: «…Если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас одной общиной, однако Он разделил вас, чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. Состязайтесь же в добрых делах. Всем вам предстоит вернуться к Аллаху, и Он поведает вам о том, в чем вы расходились во мнениях» (Коран, 5:48).

Именно обилие добрых дел, сказано в Коране, указывает на преимущество того или иного направления авраамической традиции: «…И творите добро, поскольку Аллах любит творящих добро» (Коран, 2:195). Коран прямо говорит, что именно по этому критерию будут судимы представители авраамических религий: «Воистину, верующим, а также иудеям, христианам и сабиям, которые уверовали в Аллаха и в Последний день и совершали праведные деяния, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены» (Коран, 2:62).

История знает множество примеров толерантности мусульман по отношению к христианским храмам и иудейским синагогам. Монастырь святой Екатерины на горе Синай избежал разграблений и сохранил свои уникальные рукописи и святыни именно благодаря такому отношению египетских мусульман.

По мысли Корана, нельзя навязывать иную веру христианину: «Нет принуждения в вере. Стала ясной разница между стезей праведной и заблуждением. И кто не верует в идолов, а верует в Аллаха, тот держится за крепчайшие узы, коим нет расторжения…» (Коран, 2:256).

Коран говорит о Евангелии как о законе для христиан, содержащем в себе, подобно Торе, «руководство к прямому пути и свет»: «Вслед за пророками Мы отправили Ису [Иисуса], сына Марьям [Марии], с подтверждением истинности того, что было до него в Торе. И Мы даровали ему Евангелие, а в нем ― свет и праведный путь в подтверждение тому, что в Торе, и ниспослали наставление для богобоязненных» (Коран, 5:46). Священная Книга ислама призывает христиан следовать Евангелию: «Пусть последователи Евангелия судят согласно тому, что Аллах ниспослал в нем…» (Коран, 5:47).

Мусульмане на протяжении многих веков жили бок о бок с христианами, в частности, в Египте. Положение христиан в мусульманском мире определялось обстоятельствами места и времени, однако их традиционный статус, сформировавшийся в период Арабского халифата, оставался практически неизменным.

Главная проблема в настоящее время, на мой взгляд, состоит в том, что в последние десятилетия становится все больше людей, стремящихся в угоду собственной гордыне исказить древние установления, разжечь межрелигиозные войны. Вспомним, что и первое братоубийство на земле свершилось «по религиозным мотивам»: жертва праведного Авеля была принята Господом, а жертва Каина - отвергнута (Быт. 4:3-8), поэтому Каин в злобе и зависти убил Авеля.

Гордецы, действующие своим разумением, а не по воле Творца, приводят свой народ к катастрофе. Иисус Христос называл лжепророков «волками хищными» (Мф. 7:15), а пророк Исайя предупреждал народ, чтобы он не следовал «пророку-лжеучителю», насаждающему заблуждение и ведущему к погибели (Ис. 9:15-16). Далее он же говорит: «…Так как этот народ приближается ко Мне устами своими… сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих… мудрость мудрецов его погибнет и разума у разумных его не станет» (Ис. 29:13-14).

Такие лжепророки породили проблему религиозного сектантства. К сожалению, иногда мусульмане отождествляют их представления с общехристианскими. Мы видим сегодня, как лидеры различных харизматических сект, именующие их христианскими Церквами, провоцируют людей на необдуманные поступки ради собственного, как сейчас модно говорить, «пиара». Вспомним пастора из Флориды, который совершил кощунство в отношении Священной книги ислама ― Корана. Такие лжепастыри не имеют ничего общего с подлинным христианством. Существуют и сектантские движения, которые занимаются агрессивной и неуважительной к местным традициям деятельностью среди мусульман. Все это ведет к искажению образа христианства, подобно тому, как и действия исламских сект представляют ислам в извращенном виде. Я понимаю возмущение мусульман, религиозное чувство которых оскорбляют эти псевдохристиане. Но я призываю не отождествлять их с христианами восточной традиции ― православными и коптами, которые уважают ислам и никогда не оскорбляли то, что священно для мусульман.

Аналогичная проблема существует и в мусульманской среде. Есть люди, которые, называя себя мусульманами, проповедуют ненависть и призывают к убийствам людей иных религий, в частности, христиан. Они, несмотря на имеющиеся в Коране запреты насилия над христианами как «людьми Книги», присваивают себе авторитет и право решать, кто из последователей Христа заслуживает смерти. Показательно, что их жертвами становятся не только христиане, но и многие мусульмане, которые, будучи приверженцами традиционных направлений ислама, объявляются «отступниками» или «лицемерами». Подлинной трагедией стала необъявленная война, которую эти люди объявили муфтиям на Северном Кавказе. Одной из последних их жертв стал председатель Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии Анас-хаджи Пшихачев. Буквально на прошлой неделе в Дагестане убит ректор исламского теологического института Максуд Садиков, а в прошлом году экстремисты убили единственного на постсоветском пространстве доктора шариатского права, выпускника дамасского университета Абу-Нур Муртазали Магомедова.

Трагедия состоит еще и в том, что чуждые Корану идеи ненависти к христианам в последнее время усиленно распространяются среди исламской молодежи. Недавно в Египте были подожжены коптские храмы, но ведь Коран говорит о том, что места молитвы Богу необходимы: «Если бы Аллах не удерживал одних людей другими, то были бы разрушены и монастыри, и церкви, и синагоги, и мечети, где постоянно призывается имя Божие» (Коран, 22:41-42).

Все вы знаете, что в последние месяцы происходят акты насилия в отношении христиан-коптов, которые составляют в настоящее время около 10 процентов населения Египта. Коптские храмы, которые стоят здесь многие столетия, пытаются уничтожить, а христиан ― заставить покинуть Египет. Но ведь копты ― коренные египтяне. Они с уважением относятся к исламу и законам Египта, горячо любят свою родину. Как и мусульмане, христиане хотят видеть свою страну независимой и сильной. Уверен, если египтяне-мусульмане и египтяне-христиане будут жить в мире, соревнуясь в добрых делах, это и будет исполнением воли Бога. Конфликт между египтянами выгоден только врагам Египта.

Чтобы преодолеть разделения, нам необходимо найти то, что нас объединяет. И, как оказывается, у наших религиозных общин есть много общего: мы одинаково стремимся противостоять разрушительной секулярной идеологии, отстаивать семейные ценности и традиционную мораль. Сегодня верующие люди сообща свидетельствуют о глубоком моральном кризисе, в котором находится современное общество. Я назову лишь некоторые, хорошо известные глобальные проблемы.

Окружающий нас мир всегда был полон насилия, страданий и несовершенства. Однако бытие человечества имеет смысл, если между людьми устанавливаются отношения искренности, дружбы и жертвенности. Сегодня мы наблюдаем кризис доверия в межличностных и международных отношениях, который вызван всепроникающим эгоизмом, рассматривающим окружающих людей как средство удовлетворения собственных амбиций.

Мировые экономические отношения являются выражением несправедливости, которая ставит одни государства в положение сверх потребления материальных благ, а другие ― за черту бедности. Экономическая элита пытается подчинить цели наибольшей выгоды любые общественные отношения как внутри, так и за пределами государств. Самым наглядным доказательством глубокой болезни мировой экономики стал глобальный кризис, порожденный человеческими пороками, которые оказались сильнее казавшихся безупречными систем контроля и регулирования.

Упоминание прав человека в наши дни нередко связано не столько с обеспечением богодарованной свободы личности, сколько с политическими технологиями, превращающими человека в объект манипулирования. Человеческой свободой сейчас оправдываются посягательства на чувства верующих, на признанные нравственные нормы, регулирующие общественную и семейную этику, отношения между родителями и детьми. Мы испытали чувство стыда, когда в датской прессе появились карикатуры на основателя ислама. Оскорбление религиозных чувств мусульман при этом оправдывалось свободой слова и прессы.

Посмотрите, что происходит с семейными ценностями в некоторых западных странах. По существу, традиционная семья упраздняется как отживший общественный институт. В публичном пространстве культивируются идеи половой распущенности, разврата, допустимости супружеской измены, однополых сожительств. Разрушение семьи ― это мина замедленного действия, способная подорвать нравственный базис целых поколений. Ведь именно семья позволяет передать от родителей к детям веру, уважение и почитание старших. Если под влиянием современной популярной культуры отношения детей и родителей перерастают в торговый контракт, то это обесценивает и вырождает семью.

Кампания за уравнивание прав гомосексуальных сожительств с традиционными семьями в глазах верующих людей ― недопустимая попытка нивелировать различия между пороком и добродетелью.

Зачастую борьба за свободу женщин превращается в стремление последних освободиться от «навязанных стереотипов», что приводит к разрушению нравственных ограничений, связанных с целомудрием будущих матерей. В результате мы сталкиваемся с неуклонным ростом проституции, сексуального рабства и торговли людьми.

Все упомянутые выше вызовы ― это необъявленная война против людей, придерживающихся традиционных ценностей, в которой они проиграют, если не объединятся вокруг общего представления о добре и зле. Да, между нами много различий, но мы близки в вопросах традиционной нравственности, понимания необходимости добродетельности и мирного сосуществования.

Поэтому мы, христиане и мусульмане, должны выступить единым фронтом против общественных пороков, сообща отстаивать право жить по своим убеждениям, воспитывать детей по вере отцов, быть свободными от насмешек и издевательств со стороны людей, которые забыли свое прошлое и пренебрегли духовным наследием предков. Вера делает нас свободными, а этого не могут терпеть люди, поклоняющиеся кумирам современного мира: богатству, ложно понимаемой свободе, страстям и эгоизму.

Мы призваны свыше к тому, чтобы жить в мире, к взаимному уважению и противостоянию безнравственному нечестию. Будем же вместе отвечать на вызовы современного мира, защищать наше право жить, основываясь на традиционной нравственности. Это необходимо не только для нас с вами, но и для блага будущих поколений!

mob_info