Что такое икао в авиации. Международная организация гражданской авиации (ICAO)

7 декабря 1944 года в американском городе Чикаго произошло знаменательное событие. В ходе длительных и напряженных переговоров представители пятидесяти двух стран приняли Конвенцию о международной гражданской авиации. В ней говорится о том, что развитие крепких международных связей в гражданской авиации способствует будущему прогрессивному развитию дружеских отношений, сохранению мира и спокойствия между народами различных государств. От того, насколько крепкими и стабильными будут эти связи зависит мир на земле. Отсюда следует, что главным приоритетом участников этой Организации должно стать соблюдение принципов авиационной безопасности и правил, на основании которых эксплуатируются гражданские воздушные судна.

Важность этой Организации несомненна. Но что известно о ней широкой общественности? Как правило, не так уж много. В статье подробнее расскажем о том, что такое международная организация гражданской авиации ИКАО, какова история ее создания, список участников и принципы деятельности.

Что такое ИКАО?

Рассмотрим аббревиатуру - ИКАО. Она образована от английского варианта ICAO, что расшифровывается как International Civil Aviation Organization, а на русский язык переводится как « гражданской авиации». На данный момент это одно из крупнейших учреждений ООН, которое отвечает за создание глобальной нормативной базы для обеспечения безопасности международной гражданской авиации.

Штаб-квартира ИКАО располагается в Монреале, Канада. На карте ниже можно ознакомиться с ее точным местонахождением.

Являются следующие: английский, русский, французский, арабский, испанский и китайский. Заметим, что именно представитель Китая в настоящее время занимает пост Генерального секретаря ИКАО.

История создания

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) была создана после принятия Конвенции гражданской авиации. Поскольку собрание представителей будущих государств проходило в Чикаго, вторым (и, пожалуй, более известным) ее названием является Чикагская конвенция. Дата - 7 декабря 1944 года. Статус специализированного учреждения ИКАО получила в 1947 году и вплоть до настоящего времени сохраняет за собой определенную свободу с точки зрения управления и методов осуществления основных задач.

Основным стимулом к развитию авиации и впоследствии созданию организации, контролирующей ее гражданскую отрасль, стала Вторая мировая война. В период с 1939 по 1945 год происходит особенно активное развитие транспортных путей, поскольку необходимо было обеспечивать нужды армии и народа. Одновременно с этим на первый план выходили милитаристские задачи, что мешало развитию мирных взаимоотношений на земле.

Первыми, кто предложил создать эффективную модель развития гражданской авиации, стали США. После предварительных переговоров с союзными государствами было решено организовать созыв представителей 52 государств для принятия единой Конвенции о международной гражданской авиации. Встреча прошла 7 декабря 1944 года в Чикаго. Пять недель делегаты обсуждали множество вопросов, была проведена огромная работа, результатом которой стала Конвенция. По всеобщему согласию делегатов, она вступила в силу лишь в апреле 1947 года, когда была ратифицирована 26-м государством-членом ИКАО.

Члены Организации

В состав членов ИКАО входит 191 государство, среди которых числится Российская Федерация на правах преемницы СССР, вступившего в ИКАО в 1977 году. Сюда входят почти все участники ООН: 190 стран (за исключением Доминики и Лихтенштейна), а также Острова Кука.

Кроме прямых участников, есть особые отраслевые группы, цель которых - создание глобальной нормативной базы, необходимой для эффективной деятельности международной гражданской авиации. Важно отметить, что для достижения консенсуса в отношении обеспечения Международных стандартов и Рекомендуемой практики существует отдельный орган - Совет. Он же занимается оформлением принятых стандартов в форме Приложений к Конвенции о международной гражданской авиации. (Подробнее об остальных функциях Совета поговорим немного позже).

Устав ИКАО

Конвенция о международной гражданской авиации содержит 96 статей и включает в себя все внесенные изменения за период с 1948 по 2006 годы. В ней установлены обязанности и привилегии членов ИКАО, указывается суверенитет государств собственной воздушной территории. Подчеркивается, что все международные перелеты должны быть согласованы с государством, над территорией которого они будут осуществляться. В последней статье даются определения основным понятиям, использующимся в гражданской авиации. Так, например, "Международное воздушное пространство" определяется как пространство над открытым морем и иными территориями с особым режимом (Антарктида, международные проливы и каналы, архипелажные воды). Со всеми терминами можно ознакомиться самостоятельно на официальном сайте ИКАО. Они описаны доступным языком, поэтому будут понятны даже тем, кто совсем не знаком с авиационной терминологией.

Кроме того, существуют 19 Приложений к Конвенции, в которых установлены упомянутые выше Международные стандарты и Рекомендуемые практики.

Цели и задачи ИКАО

44 статья Чикагской конвенции гласит, что основные цели и задачи Организации происходят из ее стремления способствовать развитию международного сотрудничества посредством укрепления авиасообщения между государствами-членами. Это заключается в следующих направлениях ее деятельности:

  • Обеспечение авиационной безопасности и безопасности международной аэронавигации.
  • Поощрение и развитие более совершенных способов эксплуатации воздушных судов.
  • Удовлетворение потребности общества в регулярном, безопасном и экономичном аэросообщении.
  • Содействие общему развитию международной гражданской авиации во всех сферах.

Все обозначенные цели и задачи лаконично представлены в стратегическом плане действий Международной организации гражданской авиации ИКАО:

  • Повышение эффективности авиации.
  • Безопасность полетов и авиационная безопасность в целом.
  • Минимизация вредного воздействия гражданской авиации на природу.
  • Непрерывность авиационного развития.
  • Укрепление норм правового регулирования деятельности ИКАО.

Институциональные органы ИКАО (структура)

В соответствии с Чикагской конвенцией, Международная организация гражданской авиации ИКАО имеет четкую структуру. Статья 43 сообщает, что в ее состав входят Ассамблея, Совет и прочие органы, необходимые для ее деятельности.

Ассамблея

Ассамблея состоит из 191 государства, которые входят в состав ИКАО. орган, сессии которого происходят не реже одного раза в три года по требованию Совета. Во время обсуждения того или иного вопроса каждый член обладает правом одного голоса. Непосредственно решения принимаются на основании большинства голосов.

На сессиях Ассамблеи происходит рассмотрение текущей деятельности Организации, принятие годового бюджета, формирование общих руководящих принципов на определенный период.

Совет включает в себя 36 государств, которые избираются единожды в течение трех лет. Определяющими критериями выбора служат следующие требования:

  • Государство должно играть немаловажную роль (в идеале - ведущую) в области авиации и осуществлении перевозок воздушными путями;
  • Государство должно в значительной степени способствовать развитию международной авиации и участвовать в обслуживании авиатранспорта.
  • Государство должно обеспечивать представительство в Совете всех географических регионов мира.

Основная цель Совета заключается в принятии им Международных стандартов и Рекомендуемой практики. Стандарт - это особое техническое требование, исполнение которого необходимо для того, чтобы обеспечивать безопасность и регулярность международного гражданского сообщения. Рекомендуемая практика - это тоже техническое требование, но в отличие от стандарта его исполнение не носит императивный характер. И стандарты, и практика содержатся в Приложениях к Конвенции о международной гражданской авиации.

Руководит Советом избираемый им же на три года президент. В его обязанности входит созыв заседаний Совета и исполнение функций, которые Совет возлагает на него в ходе этих заседаний.

Аэронавигационная комиссия

Аэронавигационная комиссия состоит из 19 членов, которые являются независимыми экспертами, назначенными Советом для рассмотрения и внесения необходимых поправок в Приложения.

Секретариат

Секретариат помогает ИКАО организовывать работу. Особенно важная роль при этом отводится Авиатранспортному комитету, Комитету по совместной поддержке аэронавигационного обеспечения и Комитету технического сотрудничества.

Региональные органы

ИКАО включает также семь региональных комитетов, которые одобрены государствами-членами и допущены к осуществлению Международных стандартов ИКАО и Рекомендуемой практики:

  • Азиатско-Тихоокеанское отделение (Бангкок).
  • Комитет Восточной и Южной Африки (Найроби).
  • Европейский и Североатлантический комитет (Париж).
  • Ближневосточный офис (Каир).
  • Североамериканский, центральноамериканский и карибский комитет (Мексика).
  • Южноамериканский комитет (Лима).
  • Комитет Западной и Центральной Африки (Дакар).

Коды ИКАО

Для обозначения каждого международного аэропорта и авиакомпании используется специально разработанная система кодов. Для состоят из четырех букв, для авиакомпаний - из трех. Так, например, для аэропорта "Шереметьево" код ИКАО - UUEE, для авиакомпании "Аэрофлот" - AFL. У последней есть телефонный позывной для самолетов, совершающих международные рейсы - AEROFLOT. На официальном сайте можно самостоятельно ознакомиться и с другими не менее интересными кодами и узнать их расшифровку.

ИКАО, организованная еще в первые годы после окончания Второй мировой войны, по-прежнему не теряет своего важного статуса в системы современных международных организаций. Ее деятельность направлена на развитие и укрепление уже существующих межнациональных связей, а поддержание мира и порядка на земле. Все это принципиально важно сегодня, когда здоровье и жизнь миллионов людей находятся в постоянной опасности.

Международная организация ICAO действует под эгидой ООН и представляет собой координирующий орган мирового значения в сфере гражданской авиации (ГА).

Миссия и цель ИКАО

По уставу цель ICAO в том, чтобы обеспечить безопасное и контролируемое развитие ГА, содействовать сотрудничеству стран по вопросам организации полетов и пассажирского сервиса. Ключевая роль международного органа - в разделении воздушного пространства на участки с помощью навигационных средств и контроле за соблюдением границ.

ИКАО присваивает аэропортам специальные коды из 4 букв для того, чтобы капитаны воздушного судна могли четко передавать информацию по навигации и метеорологической обстановке, составлять полетные планы и карты.

Чем занимается ИКАО?

Международная организация ГА занимается утверждением мировых стандартов и вынесением рекомендаций в области авиаконструирования, регламентирует работу летчиков и экипажа, диспетчеров и сотрудников аэропортов, следит за исполнением техники безопасности.

Организация создает общие правила полетов по приборам, унифицирует аэронавигационные карты и авиационные коммуникации. В приоритетах ICAO стоит также забота об окружающей среде и минимизация экологического ущерба из-за выбросов в атмосферу и шумового загрязнения.

Орган при ООН стремится улучшить движение путешественников за счет стандартизации процедур на таможне, совершенствования санитарного и миграционного контроля.

Идентификационные коды ИК A О

Как и ИAТА, Международная организация гражданской авиации имеет классификацию кодов для обозначения воздушных гаваней и авиаперевозчиков. Разница между кодами обеих организаций в том, что код ИАТА основан на сокращении названия, а код ИКАО обоснован локацией. Цифровые комбинации ИКАО нужны также в планах полетов, в позывных для самолетов.

Устав и структура

В качестве устава организации принята редакция Чикагской конвенции с изменениями и положениями, дополняющими документ.

International Civil Aviation Organization включает в себя Ассамблею, Совет и аэронавигационную комиссию, а также разные комитеты и региональные подразделения в Париже, Бангкоке, Мехико и других городах.

Ассамблея собирается раз в три года либо чаще - по чрезвычайным поводам. Орган занимается выборами председателя и других руководящих лиц, рассматривает отчеты Совета, формирует бюджет и планирует финансовые операции, проверяет целевые расходы средств и рассматривает предложения о коррективах устава.

Совет организации ИКАО состоит из 36 стран, которые избираются Ассамблеей. Члены совета составляют ежегодные доклады, исполняют предписания Ассамблеи и назначают авиатранспортный комитет, учреждают аэронавигационную комиссию и ее главу. В функции Совета входит также назначение заработной платы Президенту, контроль и информирование государств-участников об отклонении от плана Ассамблеи.

Аэронавигационная комиссия рассматривает предложения по изменению Приложений к Чикагской конвенции, консультирует Совет касательно аэронавигационных аспектов.

Обеспечение безопасности

Незаконное нарушение границ воздушных территорий является угрозой для безопасности и стабильности авиации, поэтому ИКАО занимается разработкой планов предотвращения террористических атак и обеспечением сохранности жизни пассажиров и экипажа. Ею создана программа из 7 курсов по подготовке к полету и выживанию в экстремальных ситуациях. В ведении ИКАО находится около 10 учебно-тренировочных центров, которые активно сотрудничают с развивающимися странами по вопросам подготовки пилотов.

Участники ICAO

Членами специализированного учреждения является 191 страна из ООН (кроме Доминики и Лихтенштейна) и архипелаг Кука.

Справочная информация

Штаб-квартира находится в Монреале. Почтовый адрес ИКАО: International Civil Aviation Organization (ICAO), 999 Robert-Bourassa Boulevard, Montréal, Quebec H3C 5H7, Canada. Организация имеет 8 региональных бюро в разных частях мира.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ (ИКАО)

Уставные положения и организационная структура

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) - одна из наиболее представительных межправительственных организаций, имеющих статус специализированных учреждений ООН.

Данная организация учреждена Чикагской конвенцией в 1944 году и работает под эгидой Организации Объединённых наций. Штаб-квартира находится в Монреале, Канада.

Деятельность ИКАО основана на равенстве наций в деятельности индустрии воздушного транспорта. Членами ИКАО на сегодняшний день являются более 180 государств мира.

Одна из особенностей ИКАО состоит в том, что её уставные положения не оформлены в виде отдельного документа, а включены в текст Чикагской конвенции 1944 года в качестве неотъемлемой её части.

Уставом ИКАО считается девятая редакция Международной конвенции гражданской авиации (также называется Чикагской конвенцией), которая включает в себя изменения с 1948 по 2006 годы. Она имеет также обозначение ICAO Doc 7300/9.

Конвенция дополняется 18 Приложениями, устанавливающими международные стандарты и рекомендуемую практику.

Рассмотрим организационную структуру представительных органов ИКАО на схеме:

Рис. 3.1

Ассамблея ИКАО

Ассамблея ИКАО собирается не реже одного раза в три года, а по требованию Совета или по просьбе не менее одной пятой от общего числа Договаривающихся государств в любое время может быть проведена чрезвычайная сессия Ассамблеи.

До поправки, внесённой 8-й сессией Ассамблеи 14 июня 1954 года и вступившей в силу 12 декабря 1956 года, Ассамблея собиралась ежегодно, а до поправки 14-й сессии Ассамблеи, внесённой 15 сентября 1962 года и вступившей в силу 11 сентября 1975 года, для проведения чрезвычайной сессии Ассамблеи достаточно было просьбы любых десяти Договаривающихся государств.

В права и обязанности Ассамблеи входят:

избрание на каждой сессии Ассамблеи её Председателя и других должностных лиц;

избрание Договаривающихся государств-членов Совета;

рассмотрение отчётов Совета и принятие соответствующих мер по ним;

определение годового бюджета и финансовых мероприятий Организации;

проверка расходов и утверждение финансовых отчётов Организации;

рассмотрение предложений об изменениях положений текущей Конвенции и поправок к ним.

Совет ИКАО

Совет ИКАО состоит из 36 Договаривающихся государств, избираемых Ассамблеей каждые три года. Первоначальным текстом конвенции 1944 года предусматривался Совет в составе 21 члена. С тех пор число государств менялось четыре раза: на 13-й сессии Ассамблеи (27 государств), 17-й (30), 21-й (33) и 28-й (36). Последнее изменение, внесённое на 28-й (чрезвычайной) сессии Ассамблеи 26 октября 1990 года, вступило в силу 28 ноября 2002 года.

В обязанности совета входят:

составление годовых докладов Ассамблее;

выполнение указаний Ассамблеи;

назначение Авиатранспортного комитета, формируемого из числа членов Совета;

учреждение Аэронавигационной комиссии и назначение её Председателя;

распоряжение финансами Организации, в том числе определение жалования Президента Совета;

Президент Совета ИКАО

Президент Совета избирается самим Советом сроком на три года с возможностью переизбрания. Президент Совета не имеет своего голоса, им может стать любое государство из числа Договаривающихся.

В том случае, если Президентом Совета становится член Совета, то его место становится вакантным - тогда Ассамблеей в кратчайшие сроки данное место заполняется другим Договаривающимся государством.

Также Советом избирается один или несколько вице-президентов, сохраняющих за собой право голоса во время исполнения обязанностей Президента Совета.

Обязанности Президента Совета включают:

созыв заседаний Совета, Авиатранспортного комитета и Аэронавигационной комиссии;

выполнение от имени Совета функций, возлагаемых на него Советом.

Аэронавигационная комиссия ИКАО

Аэронавигационная комиссия состоит из 19 человек, назначенных Советом из числа лиц, выдвинутых Договаривающимися государствами. В соответствии с первоначальным текстом конвенции 1944 года Комиссия состояла из 12 человек. Впоследствии это число менялось дважды: на 18-й сессии Ассамблеи (15 человек) и на 27-й (19). Последнее изменение, внесённое на 27-й сессии Ассамблеи 6 октября 1989 года, вступило в силу 18 апреля 2005 года.

В обязанности Аэронавигационной комиссии входят:

рассмотрение предложений об изменениях Приложений к Конвенции, рекомендация их Совету для принятия;

учреждение технических подкомиссий;

консультация Совета относительно передачи Договаривающимся государствам информации для развития аэронавигации.

Другие органы

Авиатранспортный комитет;

Юридический комитет;

Комитет по совместной поддержке аэронавигационного обеспечения;

Финансовый комитет;

Комитет по контролю за противоправным вмешательством в международные воздушные перевозки;

Комитет по кадрам.

Цели и задачи ИКАО

Целями и задачами ИКАО являются разработка принципов и методов международной аэронавигации и содействие планированию и развитию международного воздушного транспорта в целях:

1. Обеспечения безопасного и упорядоченного развития международной гражданской авиации во всем мире.

2. Поощрения искусства конструирования и эксплуатации воздушных судов.

3. Поощрения развития воздушных трасс, аэропортов и аэронавигационных средств для международной гражданской авиации.

4. Удовлетворения потребностей народов мира в безопасном, регулярном эффективном и экономичном воздушном транспорте.

5. Предотвращения экономических потерь, вызванных неразумной конкуренцией.

6 .Обеспечения полного уважения прав Договаривающихся государств и справедливой для каждого Договаривающегося государства возможности использовать авиапредприятия, занятые в международном воздушном сообщении.

7. Исключения случаев дискриминации в отношениях между Договаривающимися государствами.

8. Обеспечения безопасности полетов в международной аэронавигации.

9. Содействия развитию международной гражданской аэронавтики во всех ее аспектах.

Кроме того, ИКАО выполняет запросы развивающихся стран на оказание помощи в совершенствовании авиатранспортных систем и подготовке авиаперсонала.

ICAO - специализированное учреждение ООН, протокол о признании которого подписан 1 октября 1947 г. и вступил в силу 13 мая 1948 г. ICAO является международной правительственной организацией. Первоначально, после подписания Чикагской конвенции, существовала Временная международная организация гражданской авиации (Provisional International Civil Aviation Organisation - PICAO). После вступления в силу 4 апреля 1947 г. Чикагской конвенции на 1-й сессии Ассамблеи, состоявшейся в Монреале, в мае 1947 г. PICAO переименована в ICAO. По предложению правительства Канады местом расположения Штаб-квартиры ICAO был выбран г. Монреаль.

1947г.

Основными целями деятельности ICAO, в соответствии с положениями Чикагской конвенции, являются вопросы, имеющие глобальное значение для международной гражданской авиации:

  • разработка принципов и методов международной воздушной навигации;
  • содействие планированию и развитию международного воздушного транспорта, с тем чтобы обеспечивать безопасное и упорядоченное развитие международной ГА;
  • поощрение искусства конструирования и эксплуатации ВС в мирных целях;
  • поощрение развития воздушных трасс, аэродромов и аэронавигационных средств для международной ГА;
  • удовлетворение потребности народов мира в безопасном, регулярном, эффективном и экономичном воздушном транспорте;
  • предотвращение экономических потерь, вызванных неразумной конкуренцией;
  • обеспечение полного уважения прав государств и справедливых для каждого из них возможностей использовать авиапредприятия, занятые в международном воздушном сообщении;
  • избежание дискриминации в отношениях между государствами;
  • обеспечение безопасности полетов в международной аэронавигации;
  • содействие развитию международной гражданской аэронавтики во всех ее аспектах.

Состав и статус органов ICAO определяются положениями Чикагской конвенции, которая, по сути, является уставом ICAO. В соответствии с Чикагской конвенцией, ICAO состоит из Ассамблеи (Assembly), Совета (с подчиненными ему органами) и Секретариата (Secretariat). Совет и Секретариат возглавляют соответственно Президент (President) Совета и Генеральный секретарь (Secretary General), которые являются главными должностными лицами ICAO.

Ассамблея ICAO состоит из представителей всех Договаривающихся государств и является суверенным верховным органом ICAO. Ассамблея созывается через каждых три года (если не возникает потребность внеочередного созыва). На сессиях Ассамблеи подробно рассматривается работа ICAO, вырабатывается политика на предстоящие годы и утверждается бюджет на трехлетний период деятельности путем голосования. Каждое Договаривающееся государство имеет право на один голос. Решения Ассамблеи принимаются большинством голосов (кроме случаев, предусмотренных Чикагской конвенцией).

Ассамблея ICAO избирает Совет (Council), который состоит из представителей 33 Договаривающихся государств и является руководящим исполнительным органом ICAO, постоянно направляющим ее работу в период между Ассамблеями. Выборы в Совет ICAO проводятся с учетом требований ротации, предусмотренных Чикагской конвенцией, и на основе адекватного представительства трех групп государств, а именно: играющих ведущую роль в воздушном транспорте; не включенных в Совет на ином основании, но вносящих наибольший вклад в предоставление средств обслуживания для международной гражданской аэронавигации; не включенных в Совет на ином основании, но избрание которых обеспечивает представительство в Совете ICAO всех основных географических регионов мира.

Чикагская конвенция предусматривает сотрудничество Договаривающихся государств в обеспечении максимально возможной степени единообразия принимаемых национальных Авиационных правил. Для этого Совет ICAO наделен регулирующими полномочиями, которыми не обладают подобные руководящие органы в других международных организациях.

Совет ICAO избирает сроком на три года своего Президента, который не имеет права голоса и может быть переизбран. Обязанности Президента состоят в следующем:

  • собирать заседания Совета ICAO, Авиатранспортного комитета (Air Transport Committee) и Аэронавигационной комиссии (Air Navigation Commission);
  • действовать в качестве представителя Совета; выполнять от имени Совета функции, которые возлагает на него Совет.

В функции Совета ICAO входит (Статья 54 Чикагской конвенции):

  • назначение и определение обязанностей Авиатранспортного комитета, который формируется из числа представителей членов Совета и ответственен перед ним;
  • учреждение Аэронавигационной комиссии; назначение главного исполнительного должностного лица - Генерального секретаря;
  • принятие SARPs, которые оформляются в качестве Приложений к Чикагской конвенции;
  • рассмотрение рекомендаций Аэронавигационной комиссии по изменению SARPs и принятие в связи с этим соответствующих мер, предусмотренных Чикагской конвенцией, и др.

Совет ICAO уполномочен созывать Ассамблеи ICAO.

Каждому Комитету или специализированному органу ICAO соответствует подразделение Секретариата ICAO, укомплектованное персоналом, отобранным по признаку технической компетентности в соответствующей области. Персонал подразделений призван оказывать техническую и административную помощь представителям правительств, составляющих Совет ICAO, Комитеты и специализированные органы.

Секретариат ICAO, возглавляемый Генеральным секретарем, состоит из пяти основных подразделений: Аэронавигационного Управления (Air Navigation Bureau), Авиатранспортного Управления (Air Transport Bureau), Управления технического сотрудничества (Technical Cooperation Bureau), Юридического Управления (Legal Bureau) и Административного Управления (Bureau of Administration and Services). Персонал Секретариата набирается на широкой географической основе, что обеспечивает международное представительство в его деятельности.

ICAO работает в тесном содружестве с другими членами сообщества ООН - правительственными организациями, которыми являются: Всемирная метеорологическая организация (World Meteorological Organization), Международный телекоммуникационный союз (International Telecommunication Union), Международный союз электросвязи (International Telecommunication Union), Всемирный почтовый союз (Universal Postal Union), Всемирная организация здравоохранения (World Health Organization), Международная организация труда (International Labour Organisation) и Международная морская организация (International Maritime Organization). В мероприятиях, проводимых ICAO, принимают участие также неправительственные организации: Международная ассоциация воздушного транспорта (International Air Transport Association - IATA), Международный совет аэропортов (Airports Council International - ICA), Международная федерация ассоциации линейных пилотов (International Federation of Air Line Pilots Associations), Всемирная организация туризма (World Tourism Organization) и другие международные организации.

Международные стандарты (SARPs) для удобства пользования называются Приложениями к Чикагской конвенции. Для безопасности и регулярности международной аэронавигации признано необходимым единообразное применение требований, включенных Договаривающимися государствами в Международные стандарты. Согласно Статье 38 Чикагской конвенции, в случае несоблюдения какого-либо Международного стандарта Договаривающиеся государства обязаны уведомить Совет ICAO о различиях между национальными Авиационными правилами, практикой того или иного государства и положениями Международного стандарта.

Единообразное применение требований, включенных в Рекомендуемую практику, считается желательным в интересах безопасности, регулярности и эффективности международной аэронавигации. Хотя Чикагская конвенция и не предусматривает каких-либо обязательств в отношении Рекомендуемой практики, Совет ICAO просил Договаривающиеся государства уведомлять о различиях не только с Международными стандартами, но и с Рекомендуемой практикой.

ICAO выпускает серии технических изданий, а также специальные издания, которые не входят ни в одну из серий технических изданий (например, «Каталог аэронавигационных карт IСАО» или «Метеорологические таблицы».

Правила аэронавигационного обслуживания (Procedures of Air Navigation Service - PANS) утверждаются Советом ICAO. Предназначенные для применения во всем мире, они содержат эксплуатационные правила, которые еще не получили статуса SARPs, а также материалы более постоянного характера, которые считаются слишком подробными, чтобы их можно было включить в Приложение, или подвергаются частым изменениям и дополнениям и для которых процесс, предусмотренный Чикагской конвенцией, был бы слишком затруднителен. В настоящее время существует четыре основных документа PANS: Doc 4444 «Правила полетов и обслуживания воздушного движения»; Doc 8168 «Производство полетов воздушных судов» (Том 1 «Правила производства полетов» и Том 2 «Построение схем визуальных полетов и полетов по приборам»); Doc 8400 «Сокращения и коды ICAO»; Doc 7030 «Дополнительные региональные правила».

Всю территорию Земного шара Совет ICAO разделил на девять аэронавигационных районов:

  • 1. Африки и Индийского океана (AIF);
  • 2. Юго- Восточной Азии (SEA);
  • 3. Европейский (EUR);
  • 4. Североатлантический (NAT);
  • 5. Североамериканский (NAM);
  • 6. Южноафриканский (SAM);
  • 7. Карибского моря (CAR);
  • 8. Ближнего и Среднего Востока (MID);
  • 9. Тихоокеанский (РАС).

Дополнительные региональные правила (Supplementary Procedures - SUPPS) имеют такой же статус, как и PANS, но применяются только в соответствующих регионах. Они разрабатываются в сводном виде, поскольку некоторые из них распространяются на сопредельные регионы либо являются одинаковыми в двух или нескольких регионах.

Технические руководства, которые готовятся с санкции Генерального секретаря ICAO, содержат инструктивный и информационный материал, развивающий и дополняющий Международные стандарты, Рекомендуемые практики и PANS, и служат для оказания помощи в их применении.

Аэронавигационные таны также готовятся с санкции Генерального секретаря ICAO на основе рекомендаций региональных аэронавигационных совещаний и принятых по ним решений Совета ICAO. Они конкретизируют требования к средствам и обслуживанию международной аэронавигации в соответствующих аэронавигационных регионах ICAO. В Аэронавигационные планы периодически вносятся поправки с учетом изменений в требованиях и положениях, связанных с внедрением рекомендуемых средств и служб.

Циркуляры ICAO, которые также готовятся с санкции Генерального секретаря ICAO, содержат специальную информацию, представляющую интерес для Договаривающихся государств, включая исследования по техническим вопросам.

В мировом масштабе деятельность гражданской авиации (ГА) регулируется международными межправительственными (и неправительственными), универсальными или региональными авиационными организациями. В нашей статье рассказывается о наиболее влиятельных из них.Основная масса международных авиационных организаций была создана в период бурного развития гражданской авиации (1944-1962 гг), что было обусловлено необходимостью стандартизации и унификации правил, документов, процедур, требований и рекомендаций в области выполнения и обеспечения полетов, а также выработки единых подходов к безопасности полетов.

Безусловно, главной такой организацией является ICAO — Международная Организация ГА (International Civil Aviation Organization) , чьей целью является развитие мировой гражданской авиации, разработка и внедрение в практику унифицированных правил выполнения и обеспечения полётов с целью повышения уровня безопасности и регулярности воздушных перевозок.ICAO была создана как специальное учреждение Организации объединенных наций 7 декабря 1947 года на основании Положений Чикагской конвенции с штаб-квартирой в Монреале (Канада). Членами ICAO являются государства.Структурно Организация состоит из Ассамблеи, Совета, Аэронавигационной комиссии, семи комитетов и секретариата.Ассамблея (Assembly) — высший орган ICAO. Регулярная сессия Ассамблеи собирается не реже одного раза в три года, а чрезвычайная сессия может быть проведена при необходимости. Постоянный орган ICAO — Совет (англ. Council), возглавляемый президентом, состоит из представителей 36 Договаривающихся государств, избираемых Ассамблеей каждые три года.

Деятельность ICAO сосредоточена на следующих основных областях: технической (разработка, внедрение и совершенствование стандартов и рекомендуемых практик — SARP), экономической (исследование тенденций развития воздушных перевозок, на основе которых создаются рекомендации по значениям ставок сборов за пользование аэропортами и аэронавигационное обслуживание, а также порядка установления тарифов и упрощение формальностей при перевозках; оказание постоянной технической помощи развивающимся странам за счёт развитых), в правовой (разработка проектов новых конвенций по международному воздушному праву).

Другим примером универсальной организации является Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA, International Air Transport Association) , которая была создана в 1945 году со штаб-квартирой в Монреале. В отличие от ICAO, членами IATA являются юридические лица — авиакомпании, а основными целями организации является развитие безопасного, регулярного и экономичного воздушного транспорта, а также обеспечение развития сотрудничества между авиапредприятиями. Высшим органом является Общее собрание, а постоянно действующим рабочим органом - Исполнительный комитет.

IАТА обобщает и распространяет опыт экономической и технической эксплуатации воздушного транспорта, организует согласование расписаний полётов между перевозчиками и их работу с агентами по продажам, а также взаиморасчеты между авиакомпаниями. Другой важнейшей функцией IATA является проведение аудита безопасности авиакомпаний (IOSA, IATA Operational Safety Audit) — строгой проверки деятельности перевозчика по 872 параметрам, без которой компания не может вступить ни в IATA, ни в один из альянсов, таких как Star Alliance, Skyteam или One World. Получение сертификата IOSA повышает статус авиакомпании и расширяет возможности для международного сотрудничества.

Также существуют международные организации, представляющие и защищающие интересы частных лиц, а также повышающие их роль в развитии безопасной и регулярной системы воздушных сообщений, сотрудничества и единства действий: пилотов — Международная федерация ассоциаций линейных пилотов (IFALPA — International Federation of Airline Pilots’ Associations) и диспетчеров — Международная федерация ассоциаций диспетчеров воздушного движения (IFATCA — International Federation of Air Traffic Controllers Associations). Обе организации функционируют в целях повышения и поддержания профессионального уровня своих членов, социального партнёрства, расширения культурных и отраслевых международных связей, обмена опытом.

Региональные международные авиационные организации представлены: Европейской конференцией гражданской авиации (ЕCAC — European Civil Aviation Conference), Африканской комиссией гражданской авиации (AfCAC — African Civil Aviation Commission), Латиноамериканской комиссией гражданской авиации (LACAC — Latin America Civil Aviation Commission) и Советом гражданской авиации арабских государств (ACAC — Arab Civil Aviation Commission). Цели каждой из этих организаций схожи: содействие сотрудничеству государств-участниц в области воздушного транспорта для более эффективного и упорядоченного его развития, обеспечение систематизации и стандартизации общих технических требований к новому авиационному оборудованию, включая системы связи, навигации и наблюдения, вопросы безопасности полётов, сбор статистических данных об авиационных происшествиях и инцидентах.

На территории СНГ также действует специальная организация — Межгосударственный авиационный комитет (МАК) - исполнительный орган в области ГА и использования воздушного пространства, общий для 11 стран бывшего СССР (кроме Литвы, Латвии, Эстонии и Грузии).

МАК занимается сертификацией воздушных судов, аэродромов и авиакомпаний, а также расследованием авиационных происшествий. Однако, как отмечают независимые эксперты, совмещение этих функций в ряде случаев вызывает подозрение в конфликте интересов, необъективности расследований и выводах комиссий.

В области аэронавигации крупнейшей организацией является Европейская организация по обеспечению безопасности аэронавигации — EUROCONTROL . Она была создана в 1960 году с целью обеспечения аэронавигации и безопасности полётов, осуществления управления и согласования воздушного движения в верхнем воздушном пространстве над территорией 40 стран-членов, разработка единых правил выполнения полётов и деятельности аэронавигационных служб. Высшим руководящим органом EUROCONTROL является Постоянная комиссия, работающая с руководителями государств, поставщиками ОВД, пользователями воздушного пространства, аэропортами и другими организациями. Среди основных функций организации — планирование и управление потоками воздушных судов. Как известно, европейские центры ОВД обслуживают в год в среднем в 5-6 раз больше рейсов, чем российские (в самом загруженном Центре — Маастрихьт — интенсивность воздушного движения превышает 5000 воздушных судов в день!), поэтому EUROCONTROL ввел систему жёстких слотов (временных окон) для каждого из поступающих на управление рейсов.

mob_info