Исследования кусто. Утопленная легенда

Историческая справка

Жак Ив Кусто - наш современник, а не средневековый исследователь. Этот человек не стал первооткрывателем, однако он создал устройство, которое обеспечило возможность увидеть подводный мир. Жак Ив Кусто за свою жизнь изобрел несколько различных технических приспособлений, но наиболее важным для всей человеческой цивилизации считается акваланг.

Жак родился в 1910 году в небольшом городке недалеко от Бордо. Его отец занимался коммерцией, много ездил за границу. Это дало маленькому Жаку возможность, помимо родного, быстро освоить немецкий и английский языки. Кочевая жизнь негативно отразилась на обучении Кусто, однако, к всеобщему изумлению, он прекрасно сдал экзамены и поступил в Военно-морскую академию. Ему довелось даже совершить кругосветку, но мысли о путешествиях, тем более подводных, тогда ему не приходили в голову.

Все изменила автомобильная авария. Жак хотел стать морским летчиком, но врачи после долгого курса лечения поставили крест на авиации. Кусто закончил обучение и стал морским офицером. Во время очередного летнего купания Жак Ив Кусто обратил внимание на сильное раздражение глаз от морской соли. Тогда ему пришла мысль создать специальные очки, погрузившись с которыми, он впервые увидел подводный мир. Именно с этого момента жизнь Кусто изменилась. Он полюбил глубоководную среду и задался целью донести эту красоту миру. Однако без кислорода долго продержаться невозможно, да и современной киноаппаратуры пока не было.

Во время войны Жаку приходилось вести разведывательно-подпольную деятельность, прикрытием которой было подводное изучение. В таких условиях, после неоднократных рискованных попыток, и появился первый акваланг, или, как его назвал изобретатель, «подводное легкое».

Значение для современности

Жак Кусто известен не только как создатель основного аппарата для дайвинга, но и как активный участник французского Сопротивления. После войны он остался на службе и предложил создать новое устройство для погружения на дно моря - батискаф. Руководство флота пошло навстречу, но сделало это чересчур деликатно - Кусто отправился в отпуск и фактически на деньги найденного им самим спонсора создал знаменитую плавучую лабораторию «Каллисто» и первый аппарат для погружения «Дениз». С помощью этих приспособлений было снято немало кинофильмов, которые впервые на мировых экранах продемонстрировали необычайную красоту подводного мира. Возможно, эти кадры, которые увидели потом миллионы людей, и подтолкнули самых инициативных к организации популярного туристического досуга - дайвинга.

Многие любители морских глубин путешествуют по миру, а в их багаже находится созданный Кусто акваланг. Дайвинг - это, скорее, симбиоз путешествия, спорта и отдыха. Наиболее востребованы для погружений такие места, как остров Бали, Таиланд, Турция, Египет. Красное море пользуется огромной популярностью благодаря интересным объектам, ради которых и происходит погружение, прекрасному климату, развитой инфраструктуре и ценовой доступности авиаперелета.

Все это пришло к нам благодаря созданию акваланга Жаком Ивом Кусто. Он собрал не только команду единомышленников, он увлек этим делом всю свою семью. Его сыновья стали последователями изучения подводного мира и охраны окружающей среды. Неоднократно Жаком проводились призывы к руководству стран-обладательниц ядерного оружия прекратить утилизацию радиоактивных отходов в море, но с тех пор мало что изменилось.

Заключение

Жак Ив Кусто умер 25 июня 1997 года в возрасте 87 лет, причиной смерти стал инфаркт миокарда. В его жизни была и новая любовь после смерти супруги, еще двое детей. Он был назначен директором океанографического музея, но об этих фактах мало кто знает. Жак Ив Кусто известен миру как создатель акваланга, а остальное словно прилагается к его жизни.

11 июня этого года исполнилось бы 100 лет Жаку-Иву Кусто. Пока вдова, дети и внуки знаменитого исследователя морских глубин оспаривают в судах право наследовать его благородное дело, "Калипсо", легендарный корабль, 40 лет бороздивший Мировой океан и прославивший Капитана и его команду, гниет в ангаре на верфи Пириу порта Конкарно во французской Бретани


Елизавета Замыслова


"Калипсо" стала мировой знаменитостью благодаря банкиру Лоэлю Гиннессу, который в июне 1950 года согласился купить для морского французского офицера Кусто минный тральщик JB26 серии BYMS 1942 года постройки. Первой после оформления сделки на борт корабля вступила Симона, жена Кусто, потомственная морячка. Пока сам Кусто, или JYC (Jacques-Yves Cousteau), как прозвали его в команде, летал по миру в поисках новых спонсоров для подводных исследований, с головой окунаясь в жизнь бомонда пяти континентов, Симона плавала из экспедиции в экспедицию на своем корабле, являясь, по признанию большинства членов команды, настоящим его капитаном. Bergere — пастушка, хранительница овец — так прозвали Симону моряки "Калипсо", каждый из которых, естественно, был тайно влюблен в единственную женщину на корабле.

Шерше ля фам


С приходом успеха Кусто стал редко жаловать экспедиции своим присутствием. 75 процентов съемочных дней протекали в его отсутствие. Он прилетал лишь для того, чтобы сняться в кульминационных эпизодах. Мало кто знал, что между ним и Симоной существовал негласный договор. JYC купил у жены свою свободу, расплатившись кораблем: очередному роману Кусто — со стюардессой авиакомпании Air France Франсин Трипле, с которой он встретился в 1976-м — суждено было продлиться до самой его смерти. В то время как фанаты Капитана по всему миру по-прежнему видели в его фильмах погружающихся с аквалангом сыновей Симоны — Жана-Мишеля и Филиппа, стюардесса Франсин и двое детей, которых она родила Капитану, оставались в тени. Долгих 15 лет. Кусто лишь изредка появлялся в обществе с Франсин, представляя ее своей племянницей.

Последние три месяца жизни Пастушка доживала на берегу, в Монако — 70-летней мадам Кусто было уже не под силу выдерживать суровый ритм корабельной жизни. Ее сильно подкосила смерть младшего сына Филиппа — в 1979 году он разбился на вертолете. Через полгода после смерти Симоны JYC торжественно зарегистрировал брак с Франсин. 81-летний Капитан вывел под руку из мэрии Парижа новую мадам Кусто — ей было 36. В тот день их общие дети, 10-летняя Диана и 8-летний Пьер-Ив, впервые были представлены широкой публике.

На войне как на войне


Новая мадам Кусто стала планомерно избавляться от всего, что ассоциировалось с именем прежней. "Это месть оскорбленной женщины за 15 лет, прожитых в тени со своими детьми. Она стирает историю, в которой не принимала участия",— уверен журналист Бернар Дюссоль, автор книги "Последнее приключение "Калипсо"".

Первой "жертвой" Франсин стал сын Кусто — Жан-Мишель. Справедливости ради надо заметить, что у него всегда были проблемы с отцом, у которого он часто просил денег. "Жану-Мишелю уже 70, а он по-прежнему использует имя Кусто, чтобы заработать. Хотя никогда не обладал ни талантом отца, ни талантом своего брата Филиппа. Он смог занять место старшего брата только потому, что тот погиб",— сокрушается Жослин де Пасс, автор биографии Симоны Кусто и "Секретной автобиографии легендарной "Калипсо"".

Архитектор по образованию, в 1979 году Жан-Мишель переквалифицировался в подводного исследователя и режиссера, чтобы поддержать отца после смерти брата. Их первая громкая ссора произошла в 1993 году из-за провала Океанического парка Кусто, который был спроектировал в Париже под руководством Жана-Мишеля. Получив за символическую ежегодную арендную плату в 100 франков многоярусное подземное помещение в центре Парижа, Общество Кусто вложило в создание парка 100 млн франков. За неоправданно высокую входную плату в 75 франков (12 евро) семья Кусто рассчитывала принимать 1 млн посетителей в год и удивлять их своими изобретениями. В итоге за четыре года существования парк так и не смог привлечь более 400 тысяч посетителей в год и разорился. Кусто-отец обвинил в неудаче Кусто-сына, обронив журналистам ужасную фразу: "Если кто-то родился от вашей спермы, это еще не значит, что он унаследует все ваши качества". Тогда Жан-Мишель покинул пост вице-президента Общества Кусто.

Потеряв финансовую поддержку отца, Жан-Мишель решил заработать, продав свою фамилию шикарному отелю на острове Фиджи. "Ты отдаешь себе отчет? Он использует твое имя, чтобы обделать свои делишки!" — нашептывала мачеха Жана-Мишеля Капитану. В результате Франция, сгорая от стыда, наблюдала, как отец судится с сыном, чтобы запретить тому использовать свое имя. После многолетних разбирательств правосудие оставило за Жаном-Мишелем право использовать фамилию Кусто только в связке с его собственным именем "набранных тем же шрифтом и в том же цвете". "Чтобы не создать конфуз для благотворителей и сторонников Кусто",— оправдывалась заварившая всю эту кашу Франсин. Вывеску отеля на Фиджи пришлось сменить. По данным французского журнала Capital, за право называться "Жан-Мишель Кусто" отель до сих пор платит Кусто-сыну 9 тысяч евро в месяц.

Симона создавала легенду «Жак-Ив Кусто» (на фото), а Франсин снимает с нее дивиденды. Младший сын Симоны - Филипп - погиб, все остальные члены семьи ожесточенно судятся. Неужели это финал истории о великом исследователе?

Обосновавшись в Санта-Барбаре, Кусто-младший создал свою организацию Ocean Futures Society. OFC зарабатывает достаточно, чтобы приумножать проекты по защите окружающей среды и выпускать совместно с американским телеканалом PBC документальный сериал.

Дети Жана-Мишеля, Фабьен и Селин, естественно, трудятся в организации отца. Их кузены, Александра и Филипп, дети погибшего брата Жана-Мишеля — Филиппа, также строят свою карьеру в сфере океанологии и защиты природы. Правда, из-за угроз мачехи, правообладательницы бренда "Кусто", они не смогли назвать свое общество "Филипп Кусто". Пришлось переименовать его в EarthEcho. Внук Кусто, Филипп, снимает документальные фильмы о подводном мире для телеканала BBC, его сестра, Александра, организует морские экспедиции. "Она могла бы стать настоящей принцессой заброшенной "Калипсо"",— считает писательница Жослин де Пасс.— Умница, красавица, дочь Филиппа с трехлетнего возраста ныряла с отцом и дедом. Получила прекрасное экологическое образование. А главное, она обладает легитимностью, которой Франсин никогда не завоевать". Разумеется, вдова Кусто пресекла все попытки Александры поучаствовать в восстановлении судна ее бабушки Симоны.

Жан-Мишель также никогда не привлекал в свои проекты племянников. "Он вообще во многом похож на отца: детьми мало занимался, живет с любовницей",— делится человек, близкий к семье Кусто. Квартира в Париже — это единственное, что ему досталось после смерти JYC. Но пасынок никогда не будет судиться с мачехой, потому что у нее хранится досье, где рукой Кусто-отца записаны все суммы, которые он когда-либо давал Жану-Мишелю. Говорят, Капитан ссудил больше, чем сын мог бы получить в наследство. А Франсин продолжает стирать сына Симоны из истории: переиздавая комиксы "Одиссея Кусто", главным для нее было удалить картинки с участием Жана-Мишеля.

Брошенная "Калипсо"


Но, пожалуй, более серьезным врагом, чем сын первой женщины Капитана, для Франсин всегда оставался корабль первой женщины. Многие уверены, что, имитируя бурную деятельность по реставрации "Калипсо", на самом деле вдова Кусто просто не хочет ее восстанавливать.

Звездная одиссея "Калипсо" закончилась 8 января 1996 года, когда во время очередной экспедиции ее протаранила баржа в порту Сингапура. "Из-за огромной пробоины судно опустилось на дно причала,— вспоминает главный механик корабля Жан-Мари Франс.— Местные рабочие подготовили смету ремонтных работ, но Франсин ее не утвердила". Уже после смерти Кусто в 1998 году "Калипсо" была репатриирована во Францию, в порт Ля Рошель.

Шесть лет легенда обрастала водорослями в порту. Только в ноябре 2004-го Франсин объявила о соглашении с американской компанией Carnival: реставрировать "Калипсо" решили на Багамах, чтобы потом заякорить в районе Карибов. Carnival готова была потратить 1,3 млн долларов на переоборудование судна в плавающий музей. Поверивший в серьезность этих намерений, владелец корабля Лоэль Гиннесс, внук того самого банкира, который купил когда-то корабль для исследований Кусто, согласился продать "Калипсо" Обществу Кусто за символический 1 франк. Все карты спутала французская таможня, затребовав для переправки судна в Америку навигационный паспорт, который когда-то был выписан на имя другого общества — Campagnes Oceanographiques Francaises (COF), созданного Кусто для морских исследований. Выяснилось: именно ему в 1950 году Гиннесс отдал "Калипсо" в бессрочную аренду. Президент COF Жан Алина, последний капитан "Калипсо", объявил, что не желает, чтобы корабль покидал Францию.

Один из самых влиятельных членов COF — Жан-Мишель Кусто, естественно, также высказался против планов своей мачехи. Он предложил перевезти "Калипсо" на юг Франции и выставить в учебном морском центре, как того хотел его отец. Кусто писал: "Было бы неплохо обсудить с институтом в Экс-ан-Прованс, как бы нам в дальнейшем использовать "Калипсо" для учебных исследований". О том, чтобы сделать на "Калипсо" музей, Капитан даже слышать не хотел. "И речи быть не может, чтобы туристы с сэндвичами и кока-колой поднимались на борт корабля!" — в сердцах заявил как-то Кусто перед журналистами.

В очередной раз члены семьи Кусто оказались по разные стороны баррикад, и имя Капитана стало сотрясать залы судебных заседаний. В конце концов правосудие признало, что "Калипсо" принадлежит вдове. "И вроде как она собралась его починить, нашла спонсоров и переправила судно в Конкарно (один из лучших судостроительных заводов Франции)",— вспоминает автор автобиографии "Калипсо" Жослин де Пасс. К 2009 году работы должны были быть завершены. И вдруг весь процесс остановился — Франсин опять судится. На этот раз с портом Конкарно. По информации администрации верфи Пириу, Общество Кусто задолжало им более 850 тысяч евро.

Бизнес на красной шапочке


Полноправная наследница и распорядительница завещания Кусто, Франсин время от времени появляется в головном офисе общества, расположенном в шикарном особняке на улице Клебер, в двух шагах от Елисейских Полей. Она также является президентом Cousteau Society со штаб-квартирой в Гэмптоне в американской Вирджинии, созданного Кусто в 1973 году.

На первой пресс-конференции после смерти Кусто вдова пообещала воплотить мечту Капитана — составить природоохранную Хартию будущих поколений. Говорила, что создаст специальный телеканал для привлечения внимания к проблеме исчезновения малых народностей. Пообещала найти средства для постройки нового экспедиционного корабля — "Калипсо II" Ни один из анонсированных проектов так и не воплотился в жизнь.

Сразу после смерти Капитана Франсин уволила всех его бывших соратников: главного водолаза, подводных и обычных телевизионных операторов, научного руководителя экспедиций. Из "бывших" сохранил свой пост только Франсуа Сарано, научный консультант Кусто, считавшийся духовным наследником Капитана. Он составил план будущих исследований и экспедиций. Но Франсин не утвердила ни одного предложения, и Сарано покинул Общество Кусто.

За первые три года, что Франсин возглавляла Общество Кусто, не был запущен ни один проект. "Содержать корабли стало дорого",— защищали вдову ее сторонники. "Передо мной закрываются все двери, когда я прихожу обсуждать контракт",— оправдывалась Франсин. В то же время в 2003-м она нашла деньги, чтобы отправить своих детей в экспедицию по Красному морю на экспериментальном корабле Alcyone — туда, где Кусто снял свой самый знаменитый фильм "Мир тишины". Экспедицию оплатил швейцарский часовой дом, которому за 1,5 млн евро Франсин разрешила выпустить две люксовые модели часов для ныряния, названных Aquatimer Cousteau. Партию в 2,5 тысячи экземпляров распродали по 3,5 тысячи евро за штуку. "Посмотрите этот шедевр. Он выложен на YouTube,— говорит о телеверсии экспедиции журналист Бернар Дюссоль.— Дети Франсин ныряют и плавают вокруг подводных кораллов. Поднявшись на борт, прижимают к сердцу красную шапочку Кусто. Это смешно! Новая команда Франсин не способна ничего снять!"

Симона создавала легенду «Жак-Ив Кусто», а Франсин снимает с нее дивиденды. Младший сын Симоны - Филипп (на фото) - погиб, все остальные члены семьи ожесточенно судятся. Неужели это финал истории о великом исследователе?

На место экологов-романтиков, жаждущих новых открытий, в Общество Кусто пришли менеджеры, жаждущие увеличить доходы компании. Исполнительным директором Франсин назначила Дэвида Дженисона, за плечами которого работа в крупнейших банках США JPMorgan, Merryl Lynch и Lehman Brothers. "Я встречался с ее американским директором,— делится впечатлениями Бернар Дюссоль.— Типичный гангстер! Это он чуть что сочиняет письма с угрозами: "Берегитесь! Мы вас засудим за нарушение авторских прав!"" Если популяризация Кусто не приносит денег, ее менеджеры тормозят любые начинания. Один американский издатель попросил у вдовы фотографию Кусто для публикации в школьном учебнике — она отказала.

Журналистов Франсин боится как бубонной чумы. На просьбы о съемках, интервью отвечает молчанием или вежливым отказом. Впрочем, на разоблачающие ее деятельность фильм и книгу Бернара Дюссоля она никак не отреагировала. "Потому что все, что я снял и написал,— чистая правда,— утверждает журналист.— На случай судебных разбирательств у меня есть и неопубликованные доказательства того, что Франсин злоупотребляла пожертвованиями, поступающими в Общество Кусто. 600 тысяч франков (91,5 тысячи евро) были переведены из американского Общества Cousteau Society во французское, чтобы прикрыть нецелевую растрату. У меня есть на руках переписка, это подтверждающая. Финансовый директор Франсин пишет: "Возьмем деньги, предназначенные на строительство "Калипсо II", чтобы залатать дыру во французском обществе"". Разумеется, многие благотворители, узнав, как распоряжаются их деньгами, пожертвованными на строительство корабля, покинули jбщество. В целом с момента смерти Кусто количество постоянных членов его jбщества уменьшилось на 75 процентов. Но это не сильно расстраивает Франсин, которая предпочитает научным конференциям светские вечеринки.

Французские власти предпочитают закрывать глаза на нелицеприятные стороны деятельности очаровательной веселой вдовы. Она частая гостья на правительственных мероприятиях. За месяц до юбилея Франсин была замечена на вечере "во благо окружающей среды", организованном Министерством экологии Франции. Красивая, строго, но дорого одетая, она пришла со спутником. Официально его никто не представлял. Но, говорят, это ее второй муж. Богатый американец русского происхождения. Франсин поднялась на сцену в красной шапочке Кусто и с пальмовой ветвью в руках, полученной Капитаном в Канне за фильм "Мир тишины" в 1956-м. Зачитала по бумажке приветственную речь, и все продолжили закусывать и выпивать за здоровье Мирового океана.

К юбилею своего основателя на официальном сайте общество не анонсирует ни одного события. Зато предупреждает всех, кто хотел бы организовать памятные мероприятия, об эксклюзивном праве общества на использование имени Кусто и всех его произведений... Несмотря на это, пасынок Франсин, Жан-Мишель, готовит к выходу фильм об отце, а бывшие члены команды "Калипсо" планируют собраться в местечке Санари-сюр-Мэр, где когда-то жили Симона и Кусто. Вдова туда не приглашена.

Сами французы толком и не знают о плачевном состоянии "дела Кусто". На презентации книги о "Калипсо" Жослин де Пасс спрашивали, не она ли мадам Кусто и правда ли, что корабль-легенда в Америке? "Да нет же! — восклицала писательница.— Легенда гниет у вас под носом во французском порту!"

Жил отважный Капитан...

Досье

Жак-Ив Кусто прославился не только своей личной жизнью, но и множеством научных и художественных открытий. Вот некоторые


Изобретения


Акваланг — создан в 1943 году вместе с Эмилем Ганьяном.


Подводная телевизионная система — середина 1940-х годов.


Открытие эхолокации китообразных — 1953 год.


Подводный батискаф — 1957 год, вместе с Жаном Молларом.


Подводные дома — в середине 1960-х поставил эксперимент по проживанию в них в течение месяца на глубине 100 метров.


Военный крест 1939-1945


Офицер ордена Морских заслуг


Командор ордена Искусств и литературы


Командор ордена Почетного легиона


Кавалер Большого креста Национального ордена "За заслуги"


Два "Оскара" (за фильмы "Мир тишины" и "История красной рыбы")


"Золотая пальмовая ветвь" (за фильм "Мир тишины")

Творческое наследие


120 телевизионных фильмов



300 тысяч человек, объединенных Обществом Кусто

Дата рождения: 25 июня 1910 года
Дата смерти:1997 года
Место рождения: Сен-Андре-де-Кюбзак, Франция.

Жак Ив Кусто - знаменитый путешественник. Жак Ив Кусто (Jacques-Yves Cousteau) – исследователь океанов. Путешественник, творец подводных фотографий, испытатель технических новшеств, связанных с исследованием Мирового океана.

Жак появился на свет в 1910 году, 25 июня в маленьком французском городке. Его отец, Даниэль, выполнял обязанности личного помощника богатого бизнесмена. Мать, Элизабет, занималась хозяйством. Семья много путешествовала, и мальчик почти постоянно находился в интернате. Возможно, с этим было связано заболевание кишечника Жака, из-за которого он имел постоянный дефицит массы тела.

В 1920 году семья перебралась в Нью-Йорк. Жак и его брат Пьер наконец, отправились в школу, выучили английский язык. С этим временем связано первое погружение под воду. После возвращения семьи во Францию у Жака проснулся талант конструктора, который очень помог в дальнейшей жизни.
Инженерные навыки очень пригодились во время учебы в военно-морской академии. После окончания учебы последовало распределение в Шанхай. Все это время Жак мечтал летать, стать морским летчиком. Автоавария не позволила ему исполнить мечту из-за возникших проблем со здоровьем. Но она же была толчком к занятиям океанографией – во время реабилитации после аварии Жак увидел очки для плавания под водой. Единожды увидев подводный мир, он был покорен им навсегда.

В 1937 прошло бракосочетание Жака и Симоны Мельхор, вскоре родились двое сыновей.
Во время второй мировой войны Жак не остался в стороне от боевых действий и активно участвовал в военном сопротивлении.
С середины прошлого века настали, наверное, самые интересные для него годы. Переделанный в исследовательское судно минный тральщик во главе с Кусто проводил исследовательскую деятельность. Тогда же был снят «В мире безмолвия». Этот фильм был высоко оценен и получил высшие кинематографические награды.

После этого последовало назначение на директорскую должность в музее Океанографии в Монако.
Кусто прожил долгую жизнь – 87 лет. Скончался в результате острой сердечной недостаточности 25 июня 1997 года.

Достижения Жака Ива Кусто:

Испытатель оборудования для погружения под воду. Внес множество модификаций и новшеств в имевшиеся системы жизнеобеспечения. Разработал оборудование для съемки под водой.
Описал принцип геолокации у животных, ставший основой для появления и совершенствования навигационных приборов.
Награжден пятью значимыми наградами Франции.
Снял около ста фильмов. Все они, как правило, посвящены путешествиям и животным.

Даты из биографии Жака Ива Кусто:

1910 г. родился в маленьком французском городке Сен-Андре-де-Кюбзаке
1930 г. поступил в военно-морскую академию.
1936 г. поступил на должность инструктора на крейсер.
1937 г. сочетался законным браком с Симоной Мельхиор.
1950 г. переоборудовал военный корабль в исследовательский «Каллипсо».
1967 г начало съемок фильма о жителях океана и их взаимоотношениях с человеком.
1973 г. основал общество, которое занималось природоохранной деятельностью.
1997 г. умер от острой сердечной недостаточности.

Интересные факты Жака Ива Кусто:

Оплата за арендованный корабль для научных целей составляла 1 франк ежегодно.
В России имеется школа, названная именем исследователя.
Один из последних фильмов, начатый в 1997 году, был посвящен озеру Байкал.
Под водой установлен памятник, посвященный Жаку Кусто. Он находится в Алуште.
Всегда выступал за сохранение чистоты океана как источника жизни на Земле.

Жак-Ив Кусто (фр. Jacques-Yves Cousteau). Родился 11 июня 1910 года в Сен-Андре-де-Кюбзак, Бордо, Франция - умер 25 июня 1997 года в Париже. Французский исследователь Мирового океана, фотограф, режиссёр, изобретатель, автор множества книг и фильмов. Являлся членом Французской академии. Командор ордена Почётного легиона. Известен как Капитан Кусто (фр. Commandant Cousteau). Совместно с Эмилем Ганьяном в 1943 году разработал и испытал акваланг.

Жак-Ив Кусто родился в небольшом городке Сент-Андре-де-Кюбзак винодельческого региона Бордо, в семье адвоката Даниэля и Элизабет Кусто.

Его отец Даниэль Кусто (23 окт. 1878-1969) был вторым ребёнком из четырёх детей нотариуса из Сент-Андре-де-Кюбзак, при рождении записанным под двойным именем Пьер-Даниэль. Зажиточный нотариус сумел дать сыну хорошее воспитание и образование. Даниэль изучал право в Париже, став самым молодым доктором права во Франции. Работал в США частным секретарём богатого предпринимателя и франкофила Джеймса Хазена Хайда. Женился на Элизабет Дюрантон (Duranthon; род. 21 нояб. 1878), дочери фармацевта из его родного городка; семья обосновалась в 17-м округе Парижа по адресу 12, проулок Дуази. 18 марта 1906 года у них родился первенец Пьер-Антуан. Четыре года спустя в доме деда в Сент-Андре-де-Кюбзак родился Жак-Ив. Семья Даниэля много путешествовала.

Жак-Ив стал интересоваться водой в раннем возрасте. В 7 лет ему поставили диагноз - хронический энтерит, поэтому семейный врач не рекомендовал большие нагрузки. Из-за болезни Кусто стал очень тощим. Во время Первой мировой войны Даниэль Кусто стал безработным, но после войны он снова нашёл работу в компании американца Юджина Хиггинса. Ему пришлось много разъезжать по делам, его сыновья учились в школе и большую часть года проводили в школе-интернате. Кусто рано научился плавать и на всю жизнь полюбил море.

В 1920 году Юджин Хиггинс вернулся в Нью-Йорк, семейство Кусто последовало за ним. Жак-Ив и Пьер-Антуан стали учиться в школе в США и научились бегло говорить по-английски. Там же, во время семейного отдыха в штате Вермонт, братья совершили свои первые погружения. В 1922 году Хиггинс и Семья Кусто вернулись во Францию. В США Жак-Ив заинтересовался механикой и дизайном. Во Франции он построил автомобиль с батарейным питанием. Это увлечение помогло ему в его работе в дальнейшем. На сэкономленные и заработанные деньги Кусто купил себе свою первую кинокамеру.

Хотя Жак-Ив интересовался многими вещами, учёба ему не давалась. Спустя некоторое время родители решили отправить его в специальный интернат, который он закончил с отличием.

В 1930 году он поступил в военно-морскую академию. Он был двадцать вторым, мало того, группа, в которой он учился, первой ушла в кругосветное плавание на корабле «Жанна дʼАрк».

Военную академию он закончил в чине прапорщика, по распределению был отправлен на военно-морскую базу в Шанхай, также побывал в СССР, где много фотографировал, но почти все материалы были изъяты. Кусто решил пойти в Академию морской авиации, его манило небо, но после автомобильной аварии на горной дороге от авиации пришлось отказаться. Кусто сломал несколько рёбер и пальцы на левой руке, повредил лёгкие, и у него парализовало правую руку. Курс реабилитации проходил восемь месяцев. Для восстановления в 1936 году поступил инструктором на крейсер «Сюфрен», приписанный к порту Тулон. Однажды он пошёл в магазин и увидел очки для подводного плавания. Нырнув с ними, он понял, что отныне жизнь его безраздельно принадлежит подводному царству.

В 1937 году женился на Симоне Мельхиор, которая родила ему двух сыновей, Жан-Мишель (1938) и Филипп (1940-1979, погиб в авиакатастрофе «Каталины»). Во время Второй мировой войны - участник французского движения сопротивления.

Согласно его первой книге, «В мире безмолвия» , Кусто начал погружаться в воду, используя маску, трубку и ласты, вместе с Фредериком Дюма и Филиппом Талье в 1938 году. В 1943 году он испытал первый прототип акваланга , разработанный им совместно с Эмилем Ганьяном. Это впервые позволило проводить длительные подводные исследования, что в значительной степени способствовало улучшению современных знаний о подводном мире. Кусто стал создателем водонепроницаемых камер и осветительных приборов, а также изобрёл первую подводную телевизионную систему .

До того как стало известно о способности морских свиней к эхолокации, Кусто предположил возможность её существования. В своей первой книге, «В мире безмолвия» он сообщил, что его исследовательское судно «Élie Monier» движется к Гибралтарскому проливу и заметил группу свиней, следующих за ними. Кусто изменил курс судна на несколько градусов от оптимального, и свиньи некоторое время следовали за кораблём, а затем поплыли к центру пролива. Было очевидно, что они знали, где лежит оптимальный курс, даже если люди не знали. Кусто сделал вывод о том, что китообразные имеют что-то вроде сонара, бывшего в то время относительно новым элементом на подводных лодках. Он оказался прав.

С начала 1950-х годов Кусто вёл океанографические исследования с помощью судна «Калипсо» (Списанный минный тральщик Британских Королевских ВМС). Признание пришло к Кусто с выходом книги «В мире безмолвия» в 1953 году, написанной в соавторстве с Фредериком Дюма. Фильм, снятый по мотивам книги, в 1956 году получил премию «Оскар» и «Золотую пальмовую ветвь».

В 1957 Кусто был назначен директором Океанографического музея Монако. В 1973 он основал некоммерческое «Общество Кусто» по охране морской среды.

В 1991 году, через год после смерти супруги Симоны от рака, он женился на Франсине Триплет. К тому времени у них уже была дочь Диана (1979) и сын Пьер (1981), рождённые до женитьбы.

Кусто умер в возрасте 87 лет от инфаркта миокарда в результате осложнения респираторного заболевания. Похоронен на фамильном участке на кладбище Сен-Андре-де-Кюбзак.


11 июня 1910 года в Сен-Андре-де-Кюбзак, во французском регионе Бордо, родился один самых выдающихся Граждан Океана — Жак Ив Кусто

Этот незаурядный человек всегда хотел сохранить в тайне большую часть своей жизни вообще, и своей работы в частности. Фактически во всех его поступках, публичных или нет, были две стороны — видимая и скрытая. Было относительно легко восстановить ход его жизни, составить его жизнеописание и представить каталог его открытий и произведений, и, напротив, в большинстве случаев было достаточно сложно понять, почему он принимал решение участвовать в том или ином предприятии, двигаться именно в выбранном направлении. Задача осложнялась тем, что он практически ни с кем не обсуждал стратегию и тактику своих действий, даже с самыми близкими ему людьми. Он был «паша», «харизматический лидер», и он говорил: «Мы пойдем туда», — и все остальные подчинялись преданно и послушно.

Его отец Даниэль работал личным секретарем у двух американцев. Первый был страховым агентом, второй — предпринимателем. Его мать Элизабет Дюрантон была дочерью местного аптекаря. Из-за служебных обязанностей отца семья много переезжала с места на место и достаточно часто жила в Соединенных Штатах, где Жак Ив учился в одном из частных учебных заведений Нью-Йорка.

Когда пришло время вернуться во Францию, Кусто исполнилось 13 лет. Его отец купил кинокамеру, чтобы снимать семейные развлечения, но как только она попала в руки Жака, он стал владеть ей единолично. Это было началом настоящей страсти: Жак создавал «настоящие фильмы», строил декорации, снимал и даже сам проявлял пленку. Вскоре он создал свое первое общество по производству кинофильмов «Фильм Зикс, Жак Кусто».

Учеба, которую он продолжил во Франции, не была отмечена особенными успехами. Отечественные методы обучения слишком отличались от американских, и только в стенах Иезуитского колледжа в Париже Кусто начал всерьез относиться к занятиям. Он получил степень бакалавра в 1930 году — в 20 лет, выдержал вступительные экзамены в Высшую национальную военно-морскую школу и был принят туда с хорошими результатами. В 1933 году он получил назначение на крейсер «Примоге», направлявшийся на Ближний Восток, и уже тогда товарищи отметили склонность Кусто к несколько странной манере говорить о себе, как и его стремление к замкнутости и одиночеству.

В 1936 году он попросил назначение в военно-морскую авиацию и добился перевода. В этом же году, увлеченный автомобилями и большими скоростями, он взял прокатиться спортивную машину своего отца и попал в аварию. Ее последствия были поистине ужасающи для Жака Ива Кусто. У него было поломано множество ребер, смещение позвонков, пробито легкое и парализованы руки. Карьера лейтенанта военно-морской авиации Кусто была закончена и лишь его исключительная сила воли, характер борца позволили ему менее чем через год выйти из больницы. Кусто был слаб, но стоял на своих ногах и с уверенно владел обеими руками. Еще он был влюблен. Его счастливой избранницей стала Симона Мелькиор. Ее мать была дочерью адмирала Жана Баэма, страстно увлеченного подводными исследованиями, организатора экспедиции в Тунис, в Махдию. Воля случая проявилась в том, что спустя 12 лет Жак Ив Кусто вернулся в эти же края на судне для проведения подводных работ.

Кусто получил назначение на Suffren, а затем на Codercel, приписанные к военно-морской базе в Тулоне. В июле 1937 года морской лейтенант Жак Ив Кусто женился в Париже на Симоне Мелькиор и молодая семья устроилась жить в Тулоне. Симона была очаровательной молодой женщиной, примерной офицерской женой и обращала на себя внимание всех, кто был знаком с ней, и особенно тех, кто позже попадал на борт «Калипсо».

В это же время в Тулоне находился незаурядный человек, морской офицер более высокого звания, чем Жак Ив Кусто, поэт, гуманист и большой любитель спорта, влюбленный в море. Все время вне службы он посвятил морю, а большую часть свободного времени он проводил на подводной охоте в водах департамента Вар, на юге Франции. Его звали Филипп Тайе. Его неразлучного друга по подводной охоте звали Фредерик Дюма, и это он стал впоследствии легендарным Диди. В своей книге «Свободные погружения» (Plongees sans cables) Филип Тайе позже довольно беспристрастно описал характер Жака Ива Кусто. Они встретились в один прекрасный день 1938 года, и Филипп Тайе стал для Кусто крестным отцом в свободном погружении. Снаряжение в то время было самое простое и ограничивалось парой очков (так называемых Fernez), кстати, очень неудобных.

Жак Ив Кусто был потрясен, вся его жизнь перевернулась в этот момент, и он решил всецело посвятить ее проникновению в подводный мир. Филипп Тайе, Жак Ив Кусто и Диди больше не расставались. Они вместе совершали погружения, пытались приспособить существующие в то время системы для дыхания под водой. Такие, например, как скафандр капитана Ле Приера. Тесть Жака Ива Кусто, Анри Мелькиор, работал в компании I Air Luquide в Париже, где изучались и разрабатывались материалы и оборудование, применяемые для различных видов газов. Его поддержка была неоценимой для троих друзей.

В сентябре 1939 года Жак Ив Кусто был назначен канониром на крейсер Duplelx, где он прослужил до июня 1940 года, даты перемирия между Францией и Германией. Что касается Филиппа Тайе, то он служил на эскадренном миноносце Valmy, в то время как Диди был погонщиком мулов в Северном Провансе.

В начале 1941 года Жак Ив Кусто по приказу правительства Виши участвовал в удавшемся налете на итальянское представительство в Сете в целях получения секретных военных шрифтов. За эту операцию он был награжден орденом Почетного легиона в 1946 году. Участие Кусто в этой операции состоялось во многом благодаря положению его старшего брата Пьера Антуана. При всем этом Жака Ива Кусто никогда не покидала страсть к кино. При помощи одного из друзей, Веша, он смастерил камеру форматом 35 миллиметров, поместил ее в водонепроницаемый бокс, и после нескольких неудачных попыток ему удалось сделать съемки морского дна на глубине около 20 метров.

После затопления французского флота в Тулоне в ноябре 1942 года Жак Ив Кусто и его друзья остались без своих кораблей и практически без работы. Они вернулись к своим подводным увлечениям и занялись монтажом эпизодов, отснятых ранее. Результатом этой работы стал 18-минутный фильм «18 метров под водой». Впервые этот фильм был представлен публике 10 апреля 1943 года в Париже в Национальном театре Шайо, в рамках показа, организованного тогдашними французскими властями под контролем пропагандистского ведомства оккупационных властей. Жак Ив Кусто был представлен как режиссер этого фильма и получил радушный прием, особенно на страницах коллаборационистского издания «Я повсюду», главным редактором которого является Пьер Антуан Кусто. В результате этого показа и вновь благодаря помощи старшего брата Жак Ив Кусто получил у оккупационных властей разрешение на льготные условия для съемок, включая разрешение снимать в милитаризованной зоне Средиземноморского побережья. Кроме того, у него появилась возможность получать кинопленку, строго лимитированную в то время. В 1942 году Жак Ив Кусто создал свою первую компанию по производству фильмов «Студия научных фильмов Кусто», перед тем как организовать «Объединенные акулы», которая позднее выпустила значительную часть снятых им кинолент. Можно с полной уверенностью сказать, что именно в это время началась «Одиссея» капитана Кусто.

Проект переживал необыкновенно стремительный взлет благодаря встрече, устроенной при посредничестве тестя Анри Мелькиора, между Жаком Ивом Кусто и Эмилем Ганьяном, инженером из I Air liquide. Жак Ив Кусто изложил свои пожелания в том, что касалось снаряжения для обеспечения подачи воздуха при погружениях. Инженер Эмиль Ганьян работал в то время над прототипом редуктора для мотора, работающего на газовой смеси. Он собрал такой аппарат и провел ряд испытаний на Марне под Парижем в 1943 году. Не слишком удовлетворенный первыми результатами, Эмиль Ганьян модифицировал аппарат, и в июне 1943 года модель, испытанная в море, оказалась превосходной в эксплуатации.

Трое друзей объединились вновь, но в этот раз по настоянию Жака Ива Кусто. Они собирались вновь приступить к съемкам без особых ограничений благодаря достаточному количеству пленки и пропускам, предоставленным при участии Пьера Антуана Кусто. Отснятые ими кадры стали основой фильма «Останки затонувших кораблей». Среди прочих мест съемки проводились и среди затопленных судов, которые устилали дно тулонского рейда.

После освобождения Франции в 1945 году офицеры Филипп Тайе и Жак Ив Кусто вернулись на морскую службу. Они занялись поиском работы, которая бы соответствовала их профессионализму и технической подготовке в области подводных работ, и им было предложено разработать и осуществить программу по разминированию тулонского рейда. Друзья взялись за это опасное поручение. Они создали на базе военно-морского флота специализированную структуру G. E. R. S. (группа подводных исследований и поиска), которой руководил капитан Тайс. Позже они нашли повод для официального принятия в свои ряды «погонщика мулов» Дюма.

В 1947 году G. E. R. S. получила свое собственное судно — «Инженер Эли Монье». Военно-морское ведомство предоставило G. E.R.S. средства для проведения работ Жака Ива Кусто. Оно согласилось поддержать возобновление археологических раскопок в Махдии на глубине более 30 метров в сложных для погружения условиях. Министерство также предложило продолжить экспериментальные работы по созданию аппарата для глубоководных погружений швейцарского профессора Пикара вблизи Дакара. Этот последний опыт был неудачен, и сильно отразился на Кусто, но это позволило ему извлечь незабываемый урок на будущее.

Повышение в офицерском чине обязывало Кусто сменить занимаемую должность, и такая перспектива его совсем не радовала, так как вынуждала оставить подводную деятельность, начатую в рамках G.E.R.S. Тем не менее, он являлся кандидатом сразу на несколько должностей. Благодаря одной из них он мог стать руководителем новой программы освоения батискафа. Кусто принял решение просить для себя особый статус, и его просьба была удовлетворена, после чего Жак Ив Кусто стремился во что бы то ни стало добиться независимости, чтобы делать то, что ему самому хочется без опеки и принуждения. Именно поэтому он хотел иметь возможность распоряжаться огромным экономическим потенциалом, который имели в то время подводные разработки благодаря «его» редуктору «Кусто/Ганьян», поставленному на коммерческое производство фирмой «Спиротекник», филиалом «Эр Ликид».

Позднее контролирующая компания «Аква Ланг интернэшнл» объединила более 20 совершенных разных фирм,успешно производила и продавала по всему миру оборудование для погружений под различными марками. Эта компания обеспечивала торговый оборот порядка миллиарда французских франков, из которых Жак Ив Кусто получал 5 процентов как автор запатентованного изобретения.

Жак Ив Кусто добивался полной независимости, чтобы попытаться претворить в жизнь свои самые смелые замыслы — быть первым и самым масштабным исследователем подводного мира, создать и довести до совершенства техническое оборудование, которое отвечало бы специфическим требованиям в настоящем и будущем. Он не хотел какой-либо опеки, хотел лично определять цель, чтобы самостоятельно использовать результаты проведенной работы. Для этого ему необходим свой корабль. Кусто очень понравился старый минный тральщик, принадлежавший Королевским Британским ВМС, который он увидел на Мальте и который носил судьбоносное имя «Калипсо». Но у Кусто не было средств на покупку судна. Меценатом стал известный производитель пива Гинесс, именно он внес большую часть необходимой суммы, в то время как остальные потенциальные вкладчики участвовали в расходах: ассоциация «Французские океанографические общества», созданная Жаком Ивом Кусто специально по этому случаю, совершила историческую покупку, состоявшуюся в июле 1950 года. Жаку Иву Кусто в то время исполнилось 40 лет.

Переоборудование «Калипсо» длилось целый год. Самым важным из технических новшеств корабля было устройство под форштевнем, примерно на 2 метра ниже ватерлинии. Это была специальная кабина для подводного наблюдения. Она имела форму сферы, в которой были установлены специальные иллюминаторы. Жак Ив Кусто был готов заложить тело и душу, чтобы получить необходимые субсидии для своей первой экспедиции на Красное море. ВМС Франции откомандировало на борт «Калипсо» двух механиков и одного матроса. Все остальные участники экипажа были добровольцами, как и Симона Кусто, назначенная комиссаром судна. Фредерик Дюма был на борту в качестве помощника ответственного за погружения. Вулканолог А.Тазиефф участвовал в путешествии также на общественных началах и вместе с остальными выполнял необходимые работы на борту, ворча и ругаясь.

Через три месяца экспедиция вернулась, и на борт «Калипсо» поднялся человек, позже названный легендарным «Бебером» — Бернар Фалько. Он покинул корабль только в 1996 году, во время его крушения у берегов Гонконга. В этом же году Кусто всерьез заинтересовался историями о черепках амфор и различных предметах, которые часто находили рыбаки, закидывающие свои сети напротив Марселя, в местности Гран-Конглюэ, со стороны Фриульских островов. Получив необходимые сведения, он решил взять в свои руки то, что стало первой и величайшей подводной археологической стройкой. Кусто не закончил ее, оставив эту заботу страстному энтузиасту Иву Жиро, который с самого начала участвовал во всех работах. На поверхность были подняты более 2000 амфор и других предметов. Некоторые критики говорили, что раскопки проводились безо всякого метода и без специальной подготовки, но эти высказывания, сформулированные позднее титулованными археологами, не принимали во внимание бесчисленные трудности глубоководных погружений в условиях труднодоступной местности, в море, временами довольно суровом. С другой стороны, было необыкновенно трудно обеспечить успешное взаимодействие людей и особенно машин и оборудования, в том числе насосов, откачивающих песок и тину, неудобных и опасных в управлении, тем более что их зачастую использовали на глубине порядка 50 — 60 метров.

Жак Ив Кусто использовал свои, впоследствии отточенные до совершенства гениальные способности в работе со средствами массовой информации. Пресса и телевидение во всем мире сообщали о стройке в Гран-Конглюэ, «Nationl Geographic» посвятили ему большую статью, которая дала Кусто известность в англоговорящих странах.

И в это же время создавалось более совершенное оборудование для подводных съемок. Прежде всего — благодаря профессору Эджертону, изобретателю электронной вспышки, и гениальному инженеру Лабану, автору камер для съемок. Известнейшие индустриальные фирмы добивались участия в этом технологическом прорыве и охотно делали капиталовложения. Тем не менее, бурная деятельность была сопряжена с большим расходами, и Жак Ив Кусто вынужден был обратиться к решению задач менее зрелищных, но более прибыльных. Пришла мода на офшорную нефть, и ее разработчикам срочно требовались подготовленные команды для эффективной деятельности. Начав работы в этой области, Кусто создал французскую компанию подводных исследований 1OFRS (1 Office Francais de Recherches Sous marines), которая заключила контракты с нефтедобывающими компаниями и позволяла Кусто сделать небольшую передышку перед съемками полнометражного фильма. Замысел картины давно зрел в его голове, она должна носить то же название, что и книга, написанная им вместе с Ф.Дюма в 1953 году, — «Мир тишины», которая имела огромный успех во всем мире, окончательно утвердив известность Жака Ива Кусто.

В это же время Кусто принял участие в экспериментальных погружениях батискафа «Триест» профессора Пикара, забыв неудачи 1948 года. Аппарат с успехом погрузился на глубину 3200 метров с профессором и его сыном на борту. Во время этой операции командование ВМС Франции просило его обеспечить проведение подводных съемок. Кусто был убежден, что его будущее заключалось в исследовании техники проникновения человека в подводный мир. Опыты с «Преконтинентом» были проведены, чтобы доказать это.

В 1954 году Жак Ив Кусто отправился на Красное море и в Индийский океан. На борту «Калипсо» находился также молодой кинематографист Луи Маль. Кусто приобщал его к погружениям, и молодой человек снимал документальный сериал, который позже был с успехом показан миллионам телезрителей. Кусто уже понял, что средство массовой информации будущего — это телевидение, оно приносило изображение в дома скорее, чем потенциальные зрители добирались до кино. Этот сериал значительно увеличил его американскую аудиторию и был выпущен новым обществом, основанным Жаком Ивом Кусто, Les Requins Associes.

В начале 1955 года все собрались на борту «Калипсо» для великого отплытия, взяв курс на Красное море. Начались съемки «Мира тишины», который стал культовым фильмом для всех влюбленных в подводный мир. Были сняты Красное море, затем Индийский океан, Сейшельские острова с отрывками из Jojo le Merou, затем были произведены многочисленные съемки по всему свету в неизвестных в то время местах.

Фильм был смонтирован и представлен с необычайным размахом в Париже в феврале 1956 года в театре на Елисейских полях. Были приглашены всевозможные знаменитости, присутствовали президент республики, председатели обеих палат парламента, представители конституционных властей, а также послы более 30 стран. Национальные ВМС обеспечили почетный караул под аккомпанемент военно-морских маршей. Триумф фильма невообразимый, публика аплодировала стоя более получаса. Газеты, радио и телевидение называли фильм произведением века.

Фильм был отобран для показа на кинофестивале в Канне, где впервые в номинации «документальный фильм» картина получила Золотую пальмовую ветвь. В Нью-Йорке фильм ждал такой же феноменальный прием. В 1957 году ему был присужден «Оскар», а в следующем году другой фильм Жака Ива Кусто «История красной рыбы» получил еще один приз на Каннском фестивале и еще одного «Оскара» в Голливуде. Это подтверждало, что успех его работ был не случайным. Жак Ив Кусто сумел на протяжении всей своей жизни сохранить тот ореол славы, который ему принес «Мир тишины». И он сполна использовал все возможности, предоставляемые средствами массовой информации.

В 1957 году принц Монако Ренье предложил Кусто стать директором Океанографического музея княжества. Тот принял предложение, и это устраивало обе стороны: государство с выгодой использовало кинематографическую известность исследователя Кусто, а Жак Ив мог поздравить себя с назначением на научную должность. На самом деле, он никогда не называл себя ученым, но действовал и вел себя так, как будто был им. Достаточно послушать его выступления и комментарии в авторских фильмах, чтобы в этом убедиться. Такое положение вещей несколько раздражало некоторых настоящих ученых, но они не имели такого практического подводного опыта, как Кусто.

Нахождение Кусто во главе Океанографического музея мало сказалось на деятельности этой организации. Жака Ива не часто можно было застать в своем служебном кабинете, он свято соблюдал условие, поставленное при назначении на должность, - сохранять за собой свободу действия во всем, что касалось остальной его деятельности. Он предоставил возможность замещать себя Жану Алину, а затем и Филиппу Роу, позволяя им решать текущие вопросы. Но он никогда не передавал полномочий на разрешение принципиальных проблем. Кусто оставил свой пост лишь в 1989 году, через 32 года после того, как обосновался в княжестве.

В 1957 году в промежутках между съемками Кусто экспериментировал с первым проектом «ныряющего блюдца», он испытывал аппараты на больших (около 2000 метров) глубинах. Через год исследователь принял ряд предложений по организации для OFRS новых работ, требующих погружений на большие глубины. Прежде всего, он изучал возможность прокладки нефтепровода. Уже начиная с 1959 года большим подспорьем в реализации подводных проектов стало «ныряющее блюдце».


1960 год принес Кусто обильные доходы, которые позволили обеспечить финансирование многогранной деятельности подведомственных Кусто компаний, в то время как сам он увлекся чрезвычайно амбициозным проектом, который можно было бы окрестить «Подводные дома». В 1962 году Жак Ив Кусто начинал свой легендарный эксперимент по изучению полноценной жизни под водой. В ходе операции «Преконтинент I» два пловца Альбер Фалько и Клод Уэсли жили неделю в открытом море напротив берегов Марселя в подводном доме на глубине 10 метров и работали на глубине 25 метров под водой. Результаты работ были обнадеживающими, и в 1963 году была предпринята операция «Преконтинент II» в Красном море, за ней в 1965-м году последовала операция «Преконтинент III». Пять человек, среди которых были «ветераны» первого «Преконтинента», участвовали во втором опыте и шестеро - в третьем. Среди них и был Филипп Кусто — сын Жака Ива Кусто. Но у него было два сына. Старший сын Жан-Мишель в 1960 году стал архитектором, и вскоре выполнил несколько эскизов для своего отца. Младший Филипп, получив степень бакалавра в 1961 году, поступил на военную службу в ВМС Франции, а спустя еще какое-то время - на Высшие кинематографические курсы. Он принимал самое активное участие в исследовательской деятельности отца.

Опыты Кусто позволили добиться определенных научных и технических результатов, лучше изучить особенности человеческой психики в условиях закрытого пространства на глубине, но были расценены властями как слишком дорогостоящие. Остановка работ сильно разочаровала Кусто.

Еще одним итогом операции «Преконтинент III» стал «Оскар» за фильм «Мир без солнца». Фильм не имел такого же успеха, как «Мир тишины». Некоторые критики не преминули попрекнуть создателей фильма за откровенно грубые трюки, но Кусто эти упреки огорчили главным образом потому, что выбивали из рабочего ритма технический и научный персонал на «Калипсо». Чтобы совладать с возникшими трудностями, Кусто добился у французского правительства заключения крупного контракта на «проведение подводных исследовательских работ нового типа». «Аржиронет» - такое имя получил плод воображения инженера Французского института нефти (ФИН) Пьера Вилма. Проект пополам финансировали ФИН и CNEXO. Составив и утвердив первоначальную смету, они передали реализацию «Аржиронета» СЕМА Жака Ива Кусто. Масштаб задуманных работ огромен. Они были рассчитаны более чем на четыре года. Этот период был для исследователя самым трудным с финансовой точки зрения. Но Кусто мог многое себе позволить с учетом своей фантастической известности. В 1972 году Кусто покинул родину. В Америке он встретился с младшим сыном Филиппом - владельцем собственной киностудии. Старший Жан-Мишель тоже поехал с отцом. Он был ответственным за материально-техническое обеспечение, необходимое для путешествий «Калипсо» по всему свету.

В Соединенных Штатах у Кусто появился «запасной аэродром». Его компания Requins Assoies в течение пяти лет была связана с рядом американских телевизионных программ очень важным контрактом. Во многом именно это обстоятельство сделало лицо Жака Ива Кусто знакомым телезрителям во всем мире. И прежде всего - благодаря телевизионному сериалу «Одиссея капитана Кусто». Он смеялся, когда слышал, что стал настоящей телезвездой. Ему не было дела до критики, исходила она от ученых или от деятелей кино. Жак Ив Кусто всегда хотел добиться большего. Ему недостаточно было оставаться только исследователем и документалистом, и он стремится к расширению своих полномочий.

В 1977 году в США под видом некоммерческой организации было организовано «Общество Кусто». Его целью была «защита природы и улучшение качества жизни», президентом общества стал отец, а вице-президентом был назначен сын Жан-Мишель. Местом базирования штаб-квартиры был выбран Нью-Йорк. Имя Кусто творило чудеса. В общество активно поступали взносы, члены общества получали опубликованные произведения «Калипсо Лог» и «Долфин Лог». Продажа товаров на дому осуществлялась на американский манер - по почте. Успех был огромный, и он подталкивает к со зданию филиалов общества в Норфолке и в Лос-Анджелесе.

В Норфолке «Общество Кусто» хотело построить при помощи муниципальных властей океанографический парк, наподобие того, который Жан-Мишель на пару с отцом пытался создать на Лонг-Бич, но проект закончился полным финансовым провалом и потерей миллионов долларов. Но вопреки язвительной кампании, развернутой в местной прессе и направленной против проекта, он убедил власти в своей благонадежности. К несчастью (или, наоборот, к счастью для вкладчиков), из-за смены городских властей этому плану не суждено было осуществиться.

В 1979 году погиб младший сын Кусто Филипп. Он участвовал в съемках фильмов вместе с отцом, наполняя картины кадрами, снятыми с гидросамолета «Каталина». 28 июня 1979 года Филипп отправился в Португалию, в дельту Рио-Тежо, чтобы проверить качество ремонта гидросамолета, проведенного в местных мастерских. Испытания проходили безупречно, но во время приземления на воду, после первого контакта с поверхностью, нос машины внезапно ушел под воду. Хвост гидроплана был лишь залит водой, весь экипаж остался цел и невредим, на борту не было только Филиппа, который был объявлен без вести пропавшим. Его тело так и не было найдено.

Жак-Ив Кусто с сыновьями — Филип и Мишель.

Смерть сына сильно отразилась на Кусто. Провал плана по созданию парка в Норфолке никак не сказался на популярности Жака Ива Кусто в Соединенных Штатах. Тем не менее, в 1981 году он вернулся на родину, где основал «Фонд Кусто» с той же структурой и теми же целями, что и у его старшего «американского брата». Успех был почти такой же, и это общество существует по сей день. Именно под покровительством этой организации проходили первые испытания судна на принципиально новой, революционной ветряной тяге — турбопаруснике. Общество приобрело старый катамаран и отремонтировало его. Директор морской верфи в Санари стал верным сподвижником Кусто. Тем временем авторы концепции турбопарусника Л.Малавар, Б.Шарье и Жак Ив Кусто приняли решение, что катамаран послужит уменьшенной моделью для корабля «Алсион». Предприятие развивалось под управлением морского архитектора Мориса, конструктора парусника «Франсе З», участвовавшего в Кубке Америки, и автора первоначальных переоборудовании на «Калипсо». Небольшое судно получило имя «Ветряная мельница». В конце 1983 года она отправилась в свое первое плавание через Атлантику, где попала в очень сильный шторм, потеряв мачту и парус. Но Жак Ив не отчаивался. Он связался со вкладчиками и возобновил предприятие с удвоенной энергией. «Алсион» был готов в 1985 году, весной пересек Атлантику и произвел фурор своей управляемостью и экономичностью. Однако общий итог все равно был не в его пользу, так как стоимость эксплуатации корабля превысила цену сэкономленной энергии. В июне 1989 года Кусто возглавил Французскую академию, почти одновременно оставив свои обязанности директора Океанографического музея в Монако.


В декабре 1990 года внезапно скончалась Симона Кусто, которую все, кто близко знал эту женщину, ласково называли «пастушкой». Ее спокойный нрав, безусловно, повлиял и на характер капитана Кусто. Прах Симоны был развеян над морем у берегов Монако. Кусто женился во второй раз в конце июня 1991 года на Франсине Триплет, матери Дианы и Пьера-Ива Кусто. До этого Франсину и Кусто связывал на протяжении 14 лет тайный роман. Жаку Иву Кусто на тот момент исполнилось 80 лет.

Сложные связи между многочисленными обществами, основанными Кусто, порой служили соблазнительной приманкой для любителей ловли рыбы в мутной воде. Управлением ряда организаций все настойчивее интересовались налоговые службы. В частности, в США «Общество Кусто» было арестовано за не предоставление счетов, за незаконную вербовку в свои ряды по почте, не предусмотренную законом. Некоторые подразделения общества настолько запутались в отношениях с законом, что их деятельность закончилась конфискацией имущества. Тем не менее, никто не посягал на честное имя самого Кусто.

Жак Ив Кусто умер 25 июня 1997 года от инфаркта миокарда в результате осложнения респираторного заболевания и был похоронен на фамильном участке на кладбище Сен-Андре-де-Кюбзак.
В 2010 году о Жаке Иве Кусто был снят документальный фильм «Гражданин океана».

Некоторый цитаты Командора — Жака Ив Кусто, ставшие знаменитыми.

Если бы мы подчинялись логике, наше будущее было бы печально. Есть вещи поважнее логики, потому что мы - люди, и в нас живет вера, надежда, и мы умеем работать.

Мы управляем своей Землей беспечно.

Детство — самый насыщенный период жизни

Первопроходцев толкает любопытство, а следом идёт наука.

Несчастье - это мы сами, а счастье - это другие.

Счастье пчелы или дельфина в том, чтобы существовать. Для человека счастье - знать, что ты существуешь и испытывать восхищение этим фактом.

Надо любить жизнь, даже в самых непривлекательных формах.

Если у человека появляется возможность вести необычную жизнь, он не имеет права от неё отказываться.

В рыночной экономике любая вещь имеет цену, но ничто не имеет ценности.

Успешными бывают только невыполнимые задачи.

Хороший эколог — это тип, который видит далеко вперед и не очень-то верит в прогресс, науку и технику

Использованные материалы:

Материалы сайта www.j-cousteau.ru
Материалы сайта www.octopus.ru

mob_info