Истребители японии современные. Техника, вооружение и боевой состав ВВС Японии: история и современность

Империалистические круги Японии продолжают активно наращивать военный потенциал страны под видом создания «оборонительных сил», составной частью которых является авиация.

Судя по сообщениям иностранной печати, возрождение японских ВВС началось в 50-е годы в рамках созданного при непосредственной помощи Пентагона «корпуса общественной безопасности». После преобразования этого корпуса в «силы самообороны» (июль 1954 года) авиацию выделили в самостоятельный вид вооружённых сил. К этому времени её численность составляла около 6300 человек, в ней имелось примерно 170 устаревших самолётов американского производства. В 1956 году ВВС (16 тыс. человек) уже включали два авиационных крыла, четыре группы управления и предупреждения, шесть авиационных школ. Самолеты базировались на восьми аэродромах.

По данным зарубежной печати, формирование ВВС в основном было завершено к началу 60-х годов. В их состав вошли боевое авиационное командование с тремя авиационными направлениями, имевшими авиационные крылья (четыре истребительных и одно транспортное). Летчики готовились в учебном авиационном командовании, а наземные специалисты - в пяти авиационных технических школах, объединенных в учебный технический центр, который затем был преобразован в учебное авиатехническсе командование. В то время снабжением частей и подразделений занималось командование МТО, в которое входили три центра снабжения. Всего в ВВС числилось 40 тыс. человек.

Важную роль в последующем развитии военно-воздушных сил Японии сыграли третья и четвертая пятилетние программы строительства вооружённых сил. По третьей программе (1967/68 - 1971/72 финансовые годы) устаревшие истребители F-86F и F-104J заменялись самолётами F-4EJ (рис. 1), выпускаемыми японской промышленностью по американской лицензии. В были закуплены разведывательные самолёты RF-4E. На смену транспортному поршневому самолёту C-4G был создан собственный транспортный реактивный самолёт С-1 (рис. 2), а для обучения лётного состава сконструирован учебно-тренировочный сверхзвуковой самолёт Т-2 (рис. 3). На базе последнего разработан одноместный самолёт непосредственной авиационной поддержки FS-T2.

Рис. 1. Истребитель F-4EJ «Фантом»

В ходе реализации четвертой программы (1972/73 - 1976/77 финансовые годы), главной задачей которой считается коренная модернизация японских вооружённых сил, в том числе и ВВС, продолжается поставка в части новой авиационной техники. Как сообщалось в иностранной печати, к 1 апреля 1975 года в военно-воздушных силах находилось уже около 60 истребителей F-4EJ (всего намечено приобрести 128 самолётов). Со второй половины 1975 года ожидалось поступление в части самолётов FS-T2 (заказано 68 единиц).

Систему ПВО страны начали создавать в начале 60-х годов. Наряду с истребительной авиацией, составившей её основу, в неё вошли ракетные подразделения ЗУР. В 1964 году имелось уже две группы ЗУР «Найк-Аякс» (в каждой по зенитно-ракетному дивизиону). По планам третьей программы строительства вооружённых сил сформированы две группы ЗУР «Найк-J» (японский вариант ракеты ). В 1973 году к ним прибавилась еще одна группа этих ракет. В это же время ЗУР «Найк-Аякс» были заменены ракетами «Найк-J».


Рис. 2. Транспортный самолёт С-1

Ниже дается краткая характеристика современного состояния ВВС Японии.

Состав ВВС Японии

На середину 1975 года численность личного состава ВВС Японии была около 45 тыс. человек. На вооружении состояло более 500 боевых самолётов (в том числе до 60 истребителей F-4EJ, свыше 170 F-104J, около 250 F-86F и почти 20 разведчиков RF-4E и RF-86F), примерно 400 самолётов вспомогательной авиации (более 35 транспортных и 350 учебных самолётов). Кроме того, имелось не менее 20 вертолётов и приблизительно 150 ПУ ЗУР «Найк-J». Авиация базировалась на 15 авиабазах и аэродромах.


Рис. 3. Учебно-тренировочный самолёт Т-2

Организация ВВС Японии

Военно-воздушные силы Японии включают штаб ВВС, боевое авиационное командование, учебные авиационное и авиатехническое командования, командование МТО, а также части центрального подчинения (рис. 4). Командующий ВВС является одновременно и начальником штаба.


Рис. 4. Схема организации ВВС Японии

Боевое авиационное командование не является высшим оперативным объединением ВВС. Оно состоит из штаба, расположенного в Футю (близ Токио), трёх авиационных направлений, отдельной истребительной авиационной группы на о. Окинава, отдельных частей и подразделении, в том числе разведывательной авиационной эскадрильи.

Авиационное направление считается специфической оперативно-территориальной организационной единицей, характерной только для ВВС Японии. В соответствии с территориальным делением страны на три зоны ПВО (Северную, Центральную и Западную) созданы три авиационных направления. Командующий каждым из них отвечает за деятельность авиации и противовоздушную оборону в зоне своей ответственности. Общая схема организации авиационного направления изображена на рис. 5. Организационно направления различаются между собой только количеством авиационных крыльев и групп ЗУР.


Рис. 5 Схема организации авиационною направления

Северное авиационное направление (штаб на авиабазе Мисава) прикрывает с воздуха о. Хоккайдо и северо-восточную часть о. Хонсю. Здесь размещены истребительное авиационное крыло и отдельная истребительная авиационная группа, вооружённые самолётами F-4EJ и F-1U4J, а также группа ЗУР «Найк-J».

Центральное авиационное направление (авиабаза Ирумагава) отвечает за оборону центральной части о. Хонсю. Оно включает три истребительных авиационных крыла (самолёты F-4FJ, F-104J и F-86F) и две группы ЗУР «Найк-J».

Западное авиационное направление (авиабаза Касуга) обеспечивает прикрытие южной части о. Хонсю, а также о-вов Сикоку и Кюсю. Его боевые силы составляют два истребительных авиационных крыла (самолёты F-104J и F-86F), а также две группы ЗУР «Найк-J». Для обороны архипелага Рюкю на о. Окинава (авиабаза Паха) размещены оперативно подчиненная этому направлению отдельная истребительная авиационная группа (самолёты F-104J) и группа ЗУР «Найк-J», входящая в его состав. Здесь же находятся отряды: МТО, управления и предупреждения, а также базовый.

Как сообщалось в иностранной печати, истребительное авиационное крыло (рис. 6) - основная тактическая единица японских ВВС. Оно имеет штаб, боевую группу (две-три истребительные авиаэскадрильи), группу МТО, состоящую из пяти отрядов различного назначения, и группу аэродромного обслуживания (семь-восемь отрядов).


Рис. 6 Схема организации истребительного авиационного крыла

Крыло управления и предупреждения действует в зоне своего направления (сектора ПВО). Его основная задача - своевременное обнаружение воздушных целей, их опознавание, а также оповещение командиров частей и подразделении ПВО о воздушном противнике и наведение на него истребителей. В крыло входят: штаб, группа контроля воздушной обстановки, три-четыре группы управления и предупреждения, группы МТО и базового обслуживания. Крыльям управления и предупреждения Северного и Западного авиационных направлений подчинено по одному подвижному отряду обнаружения и предупреждения, предназначенному для усиления радиолокационного прикрытия на наиболее важных направлениях или для замены вышедших из строя стационарных РЛС.

Группа ЗУР «Найк-J» может поражать воздушные цели на средних и больших высотах. Она состоит из штаба, дивизиона ЗУР трёх- или четырёхбатарейного состава (по девять ПУ в батарее), отряда МТО и отряда обслуживания.

Отряд МТО авиационного направления несёт ответственность за организацию снабжения частей и подразделений боевой техникой, вооружением, боеприпасами и другим военным имуществом.

Отдельная разведывательная авиационная эскадрилья (аэродром Ирумагава), непосредственно подчиненная штабу боевого авиационного командования, оснащена самолётами RF-4E и RF-80F. Она имеет штаб, отряд МТО и отряд аэродромного обслуживания.

Учебное авиационное командование обеспечивает подготовку летно-подъёмного состава ВВС. Оно включает штаб, одно истребительное и три учебных авиационных крыла, а также учебный авиаотряд. Обучение ведется на самолётах Т-1А, Т-2, T-33A и F-86F.

Учебное авиатехническое командование, объединяющее пять авиационных технических школ, готовит специалистов для обеспечивающих и вспомогательных служб военно-воздушных сил.

Командование МТО занимается долгосрочным планированием, закупками и распределением боевой техники, вооружения и предметов снабжения в соответствии с потребностями боевых и вспомогательных частей и подразделений ВВС. Командованию МТО подчинены три базы снабжения.

К частям центрального подчинения относятся транспортное авиационное крыло и крыло спасательной авиации. Первое предназначено для перебрасывания по воздуху войск и грузов, а также для высадки воздушных десантов. В крыло входят: штаб, транспортная авиационная группа, включающая две авиационные эскадрильи и учебный авиационный отряд (самолёты С-1, YS-11 и С-40), а также группы МТО и аэродромного обслуживания. Задача второго крыла состоит в поиске и спасении экипажей самолётов (вертолётов), потерпевших аварию непосредственно над территорией Японии или над прибрежными водами. Составные элементы крыла - штаб, восемь спасательных отрядов, размещённых в различных районах страны, учебный авиаотряд и группа МТО. На его вооружении находятся самолёты MIJ-2, Т-34 и вертолёты S-G2, Y-107.

Противовоздушная оборона Японии организуется и ведется по единому плану командования вооружённых сил с использованием истребителей F-4EJ, F-104J, F-8GF и ЗУР «Найк-J» из состава военно-воздушных сил. Кроме того, для этих целей привлекаются имеющиеся в сухопутных войсках Японии 3УР (семь зенитный групп - до 160 ПУ). Наблюдение за воздушным пространством осуществляют 28 радиолокационных постов. Для централизованного управления силами и средствами ПВО используется автоматизированная система .

Боевая подготовка личного состава ВВС Японии направлена в первую очередь на отработку задач ПВО страны. Экипажи тактических истребителей и транспортных самолётов обучаются выполнению задач авиационной поддержки и обеспечения действий сухопутных войск и в меньшей мере - военно-морских сил.

Японское военное руководство считает, что возможности авиации страны не соответствуют в полной море современным требованиям ведения боевых действий в первую очередь потому, что большая часть состоящей на вооружении авиационной техники изношена. В связи с этим принимаются меры по замене устаревших истребителей F-86F и F-104J. С этой целью японские специалисты изучают боевые возможности истребителей зарубежных стран (американских F-16, F-15 и F-14, шведского , французского и других), производство которых можно было бы освоить на японских предприятиях по лицензиям. Помимо этого, японские фирмы увеличивают выпуск современных самолётов F-4FJ, FS-T2, С-1 и T-2.

Опубликованные в иностранной печати сведения о японских ВВС показывают, что находящаяся на их вооружении авиационная техника постоянно улучшается в качественном отношении, а организационная структура систематически совершенствуется. Характерным в строительстве ВВС является то, что они все в большей и большей степени комплектуются авиационной техникой собственного производства.

Являясь самостоятельным видом вооруженных сил, призваны решать следующие основные задачи: обеспечение ПВО, оказание авиационной поддержки сухопутным войскам и ВМС, ведение воздушной разведки, осуществление воздушных перевозок и десантирование войск и грузов. Учитывая важную роль, которая отводится ВВС в агрессивных планах японского милитаризма, военное руководство страны уделяет большое внимание наращиванию их боевой мощи. В первую очередь это делается за счет оснащения частей и подразделений новейшей авиационной техникой и оружием. С этой целью в последние годы при активном содействии США в Японии было развернуто производство современных боевых самолетов F-15J, управляемых ракет AIM-9P и L «Сайдвиндер» класса «воздух - воздух», вертолетов СН-47. Завершены разработки и начат серийный выпуск зенитных ракетных комплексов ближнего действия типа 81, реактивных учебно-тренировочных самолетов Т-4, УР ASM-1 класса «воздух - корабль», новых стационарных и мобильных трех-координатных РЛС и т. д. В настоящее время заканчивается подготовка к развертыванию производства на японских предприятиях зенитных ракетных комплексов «Патриот» по американской лицензии.

Все это, а также продолжающиеся поставки оружия из США позволили японскому руководству значительно укрепить свои ВВС. В частности, за последние пять лет на их вооружение поступило около 160 самолетов боевой и вспомогательной авиации, в том числе свыше 90 истребителей F-15J, 20 тактических истребителей F-1, восемь самолетов ДРЛО и управления Е-2С «Хокай», шесть транспортных самолетов С-130Н и другая авиационная техника. За счет этого четыре истребительные авиационные эскадрильи (201, 202, 203 и 204-я) были перевооружены самолетами F-15J, завершено укомплектование истребителями-бомбардировщиками F-1 трех эскадрилий (3, 6 и 8-й), сформирована 601-я эскадрилья ДРЛО и управления (самолеты Е-2С «Хокай»), начато перевооружение 401-й транспортной эскадрильи самолетами С-130Н. Из зенитных ракетных комплексов ближнего действия типа 81, а также переносных ЗРК «Стингер» и зенитных артиллерийских установок «Вулкан» сформирован первый смешанный зенитный ракетно-артиллерийский дивизион (смзрадн) ПВО. Кроме того, на вооружение ВВС продолжали поступать трехкоордн-натные стационарные (J/FPS-1 и -2) и мобильные (J/TPS-100 и -101) РЛС японского производства, которые заменяли устаревшие американские станции (AN/FPS-6 и -66) в радиотехнических войсках ВВС. Сформированы также семь отдельных мобильных радиолокационных рот. На завершающем этапе находятся работы по модернизации АСУ ПВО «Бейдж».

Ниже, по данным зарубежной печати, приводятся организация и состав, боевая подготовка и перспективы развития ВВС Японии.

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОСТАВ. Руководство военно-воздушными силами осуществляет командующий, который одновременно является начальником штаба. Основные силы и средства ВВС сведены в четыре командования: боевое авиационное (БАК), учебное авиационное (УАК), учебное авиационно-техническое (УАТК) и материально-технического обеспечения (МТО). Кроме того, имеется несколько частей и учреждений центрального подчинения (организационная структура ВВС показана на рис. 1).

С августа 1982 года систематически проводятся специальные летно-тактические тренировки, целью которых является отработка японскими летчиками перехватов бомбардировщиков противника в условиях широкого применения средств РЭБ. В роли последних выступают американские стратегические бомбардировщики В-52, которые осуществляют постановку активных помех бортовым РЛС истребителей, выполняющих перехват. В 1985 году было выполнено 12 таких тренировок. Все они проводились в зоне боевой подготовки ВВС Японии, расположенной западнее о. Кюсю.

Помимо упомянутых выше, еженедельно проводятся совместно с американской авиацией летно-тактические тренировки по совершенствованию навыков летного состава в выполнении перехватов и ведению групповых воздушных боев (от пары до звена самолетов с каждой стороны). Продолжительность такой тренировки одна-две летные смены (по 6 ч).

Наряду с совместными японо-американскими мероприятиями командование ВВС Японии систематически организует летно-тактические тренировки авиационных, зенитных ракетных частей и подразделений как самостоятельно, так и во взаимодействии с сухопутными войсками и ВМС страны.

Плановыми мероприятиями боевой подготовки истребительной авиации являются проводимые с 1960 года ежегодные учения-соревнования подразделений боевого и авиационного командования. В ходе их выявляются лучшие авиационные части н подразделения, изучается опыт их боевой подготовки. В таких учениях-соревнованиях участвуют команды от всех частей БАК, а также от учебных эскадрилий 4 иакр у учебного авиационного командования, расчеты от дивизионов ЗУР «Найк-J» и команды операторов РЛП и пунктов наведения.

В каждой авиационной команде четыре боевых самолета и до 20 человек летного и технического состава. Для проведения соревнований, как правило, используются авиабаза Комацу, одна из наиболее крупных зон боевой подготовки ВВС, расположенная над акваторией Японского моря северо-западнее Комацу, а также авиационные полигоны Амагамори (северная часть о. Хонсю) и Симамацу (о. Хоккайдо). Команды соревнуются в выполнении перехватов воздушных целей, ведении групповых воздушных боев, нанесении ударов по наземным и морским целям, в том числе с осуществлением практических бомбометаний и стрельб.

В иностранной печати отмечается, что ВВС Японии обладают широкими боевыми возможностями и их экипажи имеют высокий уровень профессиональной подготовки, который поддерживается всей системой повседневной боевой учебы и проверяется в ходе упомянутых выше различных учений, соревнований и других мероприятий. Средний годовой налет летчика истребительной авиации составляет около 145 ч.

РАЗВИТИЕ ВВС . В соответствии с пятилетней программой строительства вооруженных сил Японии (1986-1990) дальнейшее наращивание мощи ВВС планируется осуществлять главным образом за счет поставок современных самолетов, зенитных ракетных комплексов, модернизации авиационной техники и вооружения, а также совершенствования системы контроля воздушного пространства и управления.

Программой строительства намечается продолжить осуществляемые с 1982 года поставки самолетов F-15J ВВС страны и довести их общее количество к концу 1990 года до 187 единиц. К этому времени планируется перевооружить истребителями F-15 еще три эскадрильи (303, 305 и 304-ю). Большую часть состоящих на вооружении самолетов F-4EJ (сейчас их насчитывается 129 единиц), в частности 91 истребитель, намечается модернизировать с целью продления срока их эксплуатации до конца 90-х годов, а 17 машин переоборудовать в самолеты-разведчики.

В начале 1984 года было решено принять на вооружение ВВС американские зенитные ракетные комплексы «Пэтриот» и перевооружить ими все шесть зенитных ракетных дивизионов ЗУР «Найк-J». Начиная с 1986 финансового года намечено ежегодно выделять средства на закупку четырех ЗРК «Пэтриот». Поступление их в ВВС начнется в 1988 году. Первые две учебные батареи планируется сформировать в 1989 году, а с 1990-го приступить к перевооружению зенитных ракетных дивизионов (по одному ежегодно).

Программой строительства ВВС предусматривается также продолжение поставок из США транспортных самолетов С-130Н (для 401-й эскадрильи транспортного авиакрыла), количество которых к концу 1990 года намечено довести до 14 единиц.

Расширить возможности системы контроля воздушного пространства планируется за счет увеличения количества самолетов ДРЛО Е-2С «Хокай» (до 12), что, по мнению японских специалистов, позволит перейти к круглосуточному боевому дежурству. Кроме того, к 1989 году намечено завершить модернизацию АСУ силами и средствами ПВО «Бэйдж», в результате которой значительно возрастет уровень автоматизации процессов сбора и обработки данных о воздушной обстановке, необходимых для управления активными силами ПВО. Продолжится перевооружение радиолокационных постов ПВО современными трехкоординатными РЛС японского производства.

Проводятся также и другие мероприятия, направленные на дальнейшее развитие ВВС страны. В частности, продолжаются НИОКР по выбору нового боевого самолета, который должен заменить тактический истребитель в 90-х годах, изучаются вопросы целесообразности принятия на вооружение ВВС самолетов-заправщиков и самолетов ДРЛО и управления .

Полковник В. Самсонов

Авиация Японии во Второй Мировой войне. Часть первая: Айчи, Йокосука, Кавасаки Фирсов Андрей

Японская армейская авиация

Японская армейская авиация

Первый опыт полетов японская армия приобрела еще в 1877 г с использованием аэростатов. Позже во время русско-японской войны под Порт-Артуром два японских аэростата совершили 14 успешных подъемов с целью ведения разведки. Попытки же создания аппаратов тяжелее воздуха предпринимались частными лицами еще в 1789 г - в основном мускулолетов, но они не привлекли внимания военных. Только развитие авиации в других странах в первые годы 20-го века привлекло внимание японских официальных лиц. 30 июля 1909 г на базе Токийского университета и персонала армии и флота была создана исследовательская организация по военному воздухоплаванию.

В 1910 г "общество" направило во Францию капитана Йоситоси Токугаву, а капитана Кумазо Хино - в Германию, где им следовало приобрести и освоить управление самолетом. Обратно в Японию офицеры вернулись с бипланом Фармана и монопланом Граде, а 19 декабря 1910 г состоялся первый полет самолета в Японии. В течение 1911 г, когда Японией было приобретено уже несколько типов самолетов, капитаном Токугавой был спроектирован улучшенный вариант самолета Фармана, который был построен армейской воздухоплавательной частью. После подготовки еще нескольких пилотов за рубежом приступили к обучению полетам и в самой Японии. Несмотря на обучение довольно большого числа пилотов и их стажировку в 1918 г во французских ВВС, японские армейские летчики в боях первой мировой войны так и не поучаствовали. Однако в течение этого периода японская авиация уже приобрела видимость отдельного рода войск - в составе армейского транспортного командования был создан воздушный батальон. В апреле 1919 г часть уже стала дивизионом под командованием генерал-майора Икутаро Иноуйе.

В результате поездки во Францию миссии полковника Фауре, включавшей 63 опытных пилота, было приобретено несколько самолетов, снискавших себе славу во время боев первой мировой. Так, SPAD S.13C- 1 был принят на вооружение японской императорской армии, "Ньюпор"-24С-1 выпускался фирмой Накадзима в качестве учебного истребителя, а разведчик "Сальмсон" 2А-2 строился на Кавасаки под обозначением "тип оцу 1". Несколько машин, включая Сопвич "Пап" и "Авро"-504К, было закуплено в Великобритании.

К 1 мая 1925 г был организован армейский воздушный корпус, что возвело наконец авиацию в род войск наравне с артиллерией, кавалерией и пехотой. Во главе воздушного штаба корпуса ("Коку хомбу") был поставлен генерал-лейтенант Киничи Ясумицу. К моменту организации воздушного корпуса в его составе оказалось 3700 офицеров и до 500 самолетов. Практически сразу вслед за этим в корпус стали поступать и первые самолеты японской разработки.

За первое десятилетие существования воздушного дивизона, а потом корпуса, он принимал незначительное участие в боях в районе Владивостока в 1920 г и в Китае в 1928 г во время "Циньянского инцидента". Однако за следующее десятилетие армейские ВВС уже играли значительную роль в многочисленных конфликтах, развязанных Японией. Первым из них стала оккупация Маньчжурии в сентябре 1931 г, а в январе 1932 г - "шанхайский инцидент". К этому времени воздушные силы армии имели на вооружении уже несколько типов самолетов японской разработки, включая легкий бомбардировщик "тип 87" разработки Мицубиси, разведчик "тип 88" фирмы Кавасаки и истребитель "тип 91" Накадзимы. Эти самолеты позволили японцам без труда добиться превосходства над китайцами. В результате этих конфликтов японцы организовали марионеточное государство Маньчжоу-Го. С этого времени армейская авиация Японии развернула широкую программу модернизации и расширения своих сил, приведшую к разработке многих из тех типов летательных аппаратов, с которыми японцы вступили во вторую мировую войну.

Во время проведения этой программы перевооружения, 7 июля 1937 г возобновились бои в Китае, переросшие в полномасштабную войну - "второй китайско-японский инцидент". На начальном периоде войны авиация армии была вынуждена уступить первенство в проведении основных наступательных операций авиации своего вечного соперника - флота, и ограничилась лишь прикрытием наземных частей в районе Маньчжурии, формируя новые части и подразделения.

К этому времени основной единицей армейской авиации был воздушный полк - "хико рентай", состоящий из истребительной, бомбардировочной и разведывательной (или транспортной) эскадрилий ("чутай"). Первый опыт боев в Китае потребовал реорганизации частей, и была создана специализированная, меньшая по составу часть - группа ("сентай"), ставшая основой японской авиации во время войны на Тихом океане.

Сентай обычно состоял из трех чутаев с 9-12 самолетами и штабного звена - "сентай хомбу". Группу возглавлял капитан-лейтенант. Сентай объединялись в авиадивизии - "хикодан" под командованием полковника или генерал-майора. Обычно хикодан имела в своем составе три сентая в различных комбинациях из "сентоки" (истребительных), "кейбаку" (легкобомбардировочных) и "юбаку" (тяжелобомбардировочных) частей. Две или три хикодан составляли "хикосидан" - воздушную армию. В зависимости от потребности тактической обстановки создавались отдельные подразделения меньшего состава, чем сентай - "докурицу дай сидзуго чутай" (отдельная эскадрилья) или "докурицу хикотай" (отдельные авиакрылья).

Высшее командование армейской авиации подчинялось "дайхоней" - имперской верховной штаб- квартире и непосредственно "санбо сохо" - начальнику штаба армии. В подчинении начальника штаба находилась "коку сокамбу" - высшая авиационная инспекция (отвечала за подготовку летного и технического персонала) и "коку хомбу" - воздушный штаб, которые помимо боевого управления отвечали за разработку и производство самолетов и авиамоторов.

По мере поступления новых самолетов японской разработки и производства, а также подготовки летного персонала, авиация императорской армии все шире использовалась в боях в Китае. Одновременно японская армейская авиация дважды участвовала в кратковременных конфликтах с Советским Союзом у Хасана и на Халхин-Голе. Столкновение с советской авиацией оказало серьезное влияние на взгляды японской армии. В глазах штаб-квартиры армии Советский Союз стал главным потенциальным противником. С прицелом на это вырабатывались требования к новым самолетам, оборудованию и строились вдоль границы с Забайкальем военные аэродромы. Поэтому воздушный штаб в первую очередь требовал от самолетов сравнительно небольшой дальности полета и возможность действовать в суровых морозах. В результате самолеты армии оказались совершенно неподготовленными для полетов над просторами Тихого океана.

Во время планирования операций в Юго- Восточной Азии и на Тихом океане армейская авиация в силу своих технических ограничений должна была в первую очередь действовать над материковой частью и крупными островами - над Китаем, Малайей, Бирмой, Ост-Индией и Филиппинами. К началу войны армейская авиация из имевшихся 1500 самолетов выделила 650 в состав 3-й хикосидан для наступления на Малайю и в 5-ю хикосидан, действующую против Филиппин.

3-я хикосидан включала:

3-ю хикодан

7-ю хикодан

10-ю хикодан

70-й чутай - 8 Ки-15;

12-ю хикодан

15-ю хикотай

50-и чутай - 5 Ки-15 и Ки-46;

51-и чутай - 6 Ки-15 и Ки-46;

83-ю хикотай

71-й чутай - 10 Ки-51;

73-й чутай - 9 Ки-51;

89-м чутай - 12 Ки-36;

12-й чутай - Ки-57

5-я хикосидан включала:

4-ю хикодан

10-ю хикотай

52-й чутай - 13 Ки-51;

74-й чутай - 10 Ки-36;

76-й чутай - 9 Ки-15 и 2 Ки-46;

11-й чутай - Ки-57.

За первые девять месяцев войны авиация японской армии достигла впечатляющих успехов. Только в Бирме встретилось довольно серьезное сопротивление английских летчиков и американских добровольцев. С ростом сопротивления союзников на границах Индии наступление японцев к июлю 1942 г застопорилось. Во время боев этого периода японские пилоты хорошо зарекомендовали себя в боях с той "коллекцией" образцов самолетов, которую собрали союзники на Дальнем Востоке.

С осени 1942 г по октябрь 1944 г японская армия оказалась втянутой в войну на истощение, неся все увеличивающиеся потери в боях на Новой Гвинее и в Китае. Несмотря на то, что союзники отдавали приоритет войне в Европе, в течение этих двух лет им удалось добиться численного превосходства своей авиации в Азии. Там им противостояли все те же самолеты японской армии, разработанные еще до войны и уже быстро стареющие. Ожидать же поступления современных машин в большом числе японцам не приходилось. Особенно это касалось бомбардировщиков. И Мицубиси Ки-21, и Кавасаки Ки-48 имели слишком малую бомбовую нагрузку, слабое вооружение и практически полное отсутствие бронезащиты экипажа и протектирования баков. Несколько в лучшем положении были истребительные части, получившие Ки-61 "Хиен", но основу истребительной авиации армии все еще составляли плохо вооруженные и малоскоростные Ки-43 "Хаябуса". Только разведчик Ки-46 отвечал своим задачам.

К октябрю 1944 г, когда война вошла в новую фазу, а союзники высадились на Филиппинах, японская армия стала получать современные бомбардировщики типа Мицубиси Ки-67 и истребители Накадзима Ки-84. Новые машины уже не могли помочь японцам в условиях подавляющего численного превосходства авиации союзников, поражения следовали одно за другим. В конце концов война пришла и к порогу самой Японии.

Налеты на Японские острова начались с 15 июня 1944 г, сначала с баз в Китае, потом с островов Тихого океана. Японская армия была вынуждена стянуть для защиты метрополии многочисленные истребительные части, но все имевшиеся в наличии истребители Ки-43, Ки-44, Ки-84, Ки-61 и Ки-100 не обладали необходимыми летно-техническими характеристиками, чтобы эффективно противодействовать налетам "Сверхкрепостей". К тому же японская авиация оказалась совершенно неподготовленной для отражения ночных налетов. Единственным приемлемым ночным истребителем оказался двухмоторный Кавасаки Ки-45, но отсутствие локатора и небольшая скорость делали и его малоэффективным. На все это накладывалась постоянная нехватка топлива и запчастей. Выход японское командование видело в использовании довольно большой массы устаревших самолетов в самоубийственных (таятари) вылетах камикадзе, которые впервые были использованы в обороне Филиппин. Конец всему этому положила капитуляция Японии.

Из книги 100 великих военных тайн автора Курушин Михаил Юрьевич

КОМУ БЫЛА НУЖНА РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА? (По материалам А. Бондаренко.)Русско-японская война, начавшаяся в далеком 1904 году… Кто бы сейчас сказал, почему эта война началась, кому и для чего она была нужна, почему именно так все получилось? Вопрос отнюдь не праздный, ибо

Из книги Афганская война. Боевые операции автора

Из книги «Партизаны» флота. Из истории крейсерства и крейсеров автора Шавыкин Николай Александрович

ГЛАВА 5. РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА В ночь на 9 февраля 1904 года внезапным нападением на Тихоокеанскую эскадру, стоявшую на внешнем рейде Порт-Артура, началась Русско-японская война. Броненосцы «Цесаревич», «Ретвизан» и крейсер «Паллада» были подорваны торпедами японских

Из книги Мины российского флота автора Коршунов Ю. Л.

Из книги Пёрл-Харбор: Ошибка или провокация? автора Маслов Михаил Сергеевич

Армейская разведка Военное и морское министерства имели собственные разведывательные службы. Каждая из них получала информацию из различных источников и снабжала ею собственное министерство для обеспечения его деятельности. Вместе они поставляли основную массу

Из книги Все для фронта? [Как на самом деле ковалась победа] автора Зефиров Михаил Вадимович

Армейская мафия Одним из самых громких в годы войны стало уголовное дело против военнослужащих 10-го учебного танкового полка, расквартированного в Горьком. В данном случае воровская малина расцвела ни где-нибудь, а там, где должны были готовить молодое пополнение для

Из книги СССР и Россия на бойне. Людские потери в войнах XX века автора Соколов Борис Вадимович

Глава 1 Русско-японская война 1904-1905 годов Потери японской армии погибшими и умершими составили 84 435 человек, а флота – 2925 человек. В сумме это дает 87 360 человек. В армии умерло от болезней 23 093 человека.Общая убыль японской армии и флота убитыми и умершими от ран, а также

Из книги Россия в Первой Мировой. Великая забытая война автора Свечин А. А.

Японская армия Вооруженные силы состоят из постоянной армии с ее рекрутским резервом, терр. армии и ополчения. В мирное время содержатся лишь войска постоянной армии в кадровом составе и жандармские отряды в Корее, Маньчжурии, на Сахалине и на Формозе. При мобилизации

Из книги Современная Африка войны и оружие 2-е издание автора Коновалов Иван Павлович

Авиация Совершенно справедливо говорить и о том, что Африка - во многом «свалка» всевозможных военных и гражданских самолётов и вертолётов, причём их зачастую используют далеко не по назначению во время военных действий.И дело даже не в НУРСах (неуправляемых реактивных

Из книги Афганская война. Все боевые операции автора Рунов Валентин Александрович

Под винтом вертолета (Армейская авиация) За год до ввода советских войск в Афганистан советская авиация уже выполняла различные задания в приграничных районах, а также и в глубине территории этой страны. Полеты самолетов и вертолетов имели в основном разведывательные и

Из книги Оружие Победы автора Военное дело Коллектив авторов --

Из книги В тени восходящего солнца автора Куланов Александр Евгеньевич

Приложение 1. Японская пресса о русских семинаристах «Господа! Как вы знаете, Россия является в мире сильным государством. Она хвасталась званием цивилизованной державы. Другие люди также соглашались с этим. Поэтому о таких делах, как командирование в Японию учеников

Из книги 100 великих военных тайн [с иллюстрациями] автора Курушин Михаил Юрьевич

Кому была нужна русско-японская война? На первый взгляд в 1904 году все началось внезапно и неожиданно.«Ко мне подошел полковой адъютант и молча передал депешу из штаба округа: «Сегодня ночью наша эскадра, стоящая на внешнем Порт-Артурском рейде, подверглась внезапному

Из книги Цусима - знамение конца русской истории. Скрываемые причины общеизвестных событий. Военно-историческое расследование. Том I автора Галенин Борис Глебович

5.2. Японская армия Японская 1-я армия генерала Куроки Тамесада состояла из 36 батальонов пехоты, 3 саперных батальонов, 16 500 носильщиков-кули, 9 эскадронов кавалерии и 128 полевых орудий. Всего в районе города Ичжоу, на правом берегу реки Ялу, сосредоточилось более 60 тысяч

Из книги Ангелы смерти. Женщины-снайперы. 1941-1945 автора Бегунова Алла Игоревна

АРМЕЙСКАЯ ШКОЛА Сверхметкий стрелок может работать в группе.Людмила Павличенко, упомянув о боевой операции на Безымянной высоте, которую снайперы удерживали семь дней, описала основные правила такой работы. Четко распределив обязанности в группе, вычислив расстояние

Из книги Россия в Первой мировой войне автора Головин Николай Николаевич

АВИАЦИЯ В еще более печальном положении находилось удовлетворение потребностей Русской армии в авиации. Производство авиационных моторов в мирное время в России отсутствовало, если не считать отделения завода Гнома в Москве, дававшего не более 5 двигателей этого рода

ЗАРУБЕЖНОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 9/2008, стр. 44-51

Майор В. БУДАНОВ

Начало см.: Зарубежное военное обозрение. - 2008. - № 8. - С. 3-12.

В первой части статьи были рассмотрены общая организационная структура ВВС Японии, а также состав и задачи, решаемые боевым авиационным командованием.

Командование боевого обеспечения (КБО) предназначено для обеспечения деятельности БАК. Оно решает задачи поисково-спасательного, военно-транспортного, транспортно-заправочного, метеорологического и навигационного обеспечения. Организационно это командование включает поисково-спасательное авиационное крыло, три транспортные авиагруппы, транспортно-заправочную эскадрилью, группы управления воздушным движением, метеорологического обеспечения и контроля средств радионавигации, а также специальную транспортную авиагруппу. Численность личного состава КБО около 6 500 человек.

В текущем году в КБО создана первая эскадрилья транспортно-заправочной авиации с целью расширения операционной зоны истребительной авиации и повышения боевых возможностей ВВС по защите удаленных от основной территории островов и морских коммуникаций. Одновременно с этим предполагается обеспечить увеличение длительности патрулирования истребительной авиации на угрожаемых направлениях. Наличие заправочной авиации позволит также осуществлять беспосадочную переброску истребителей на удаленные полигоны (в том числе за рубеж) для отработки задач оперативной и боевой подготовки. Самолеты нового для японских ВВС класса могут быть использованы для доставки личного состава и грузов и обеспечить возможность более широкого участия национальных вооруженных сил в международных миротворческих и гуманитарных операциях. Предполагается, что заправочная авиация будет базироваться на АвБ Комаки (о. Хонсю).

Всего, по расчетам специалистов военного ведомства, считается целесообразным иметь в перспективе в боевом составе японских ВВС до 12 самолетов-заправщиков. Организационно эскадрилья заправочной авиации будет включать штаб и три группы: заправочной авиации, инженерно-авиационного обеспечения и аэродромно-технического обслуживания. Общая штатная численность подразделений около ПО человек.

Одновременно с выполнением заправочных функций самолет KC -767 J предусматривается использовать как транспортный

Организационная структура командования боевого обеспечения ВВС Японии

Основу формируемой эскадрильи составят транспортно-заправочные самолеты (ТЗС) KC-767J производства американской компании «Боинг». В соответствии с заявкой министерства обороны Японии в США осуществляется переоборудование четырех уже построенных Боинг 767 в соответствующую модификацию. Один самолет оценивается примерно в 224 млн долларов. KC-767J в хвостовой части фюзеляжа оборудуется управляемой топливно-заправочной штангой. С ее помощью он сможет выполнять в воздухе заправку одного самолета со скоростью передачи топлива до 3,4 тыс. л/мин. Время, требуемое для заправки одного истребителя F-15 (объем топливных баков 8 тыс. л), составит около 2,5 мин. Общий запас топлива самолета 116 тыс. л. В зависимости от необходимости горючее может либо использоваться самим KC-767J, либо передаваться на другие самолеты. Это позволит более гибко расходовать имеющиеся на борту его запасы. Возможности машины данного типа по дозаправке в воздухе могут быть увеличены за счет установки в грузовом отсеке дополнительного топливного бака объемом около 24 тыс. л.

Одновременно с выполнением заправочных функций самолет KC-767J предусматривается использовать как транспортный для доставки грузов и личного состава. Переоборудование из одной версии в другую занимает от 3 до 5 ч 30 мин. Максимальная грузоподъемность этой машины 35 т либо до 200 человек личного состава со штатным стрелковым вооружением.

Помимо штатного радиоэлектронного оборудования, устанавливаемого на самолетах Боинг 767, KC-767J оснащается комплектом аппаратуры специального назначения, включающим в себя: систему управления дозаправкой в воздухе RARO-2, средства радиосвязи метрового и дециметрового диапазонов, систему контроля воздушным движением GATM, аппаратуру опознавания «свой - чужой», аппаратуру быстродействующих линий передачи данных «Линк-16», радиопеленгаторную станцию УВЧ-диапазона, радионавигационную систему ТАКАН и приемник КРНС NAVSTAR. Согласно плану боевого использования KC-767J предполагается, что один ТЗС будет обеспечивать деятельность до восьми истребителей типа F-15.

Организационная структура учебного командования ВВС Японии

В настоящее время в ВВС Японии имеются самолеты только трех типов (истребители F-4EJ, F-15J/DJ и F-2A/B), оборудованные системами дозаправки топливом в воздухе. В последующем наличие таких систем будет рассматриваться в качестве обязательного условия для перспективных истребителей. Подготовка летного состава истребительной авиации ВВС Японии к решению задачи дозаправки в воздухе осуществляется на регулярной основе с 2003 года при проведении специальных летно-тактических тренировок, а также совместных с ВВС США учений «Коуп тандер» (штат Аляска) и «Коуп норт» (о. Гуам, Марианские о-ва). В ходе данных мероприятий передача топлива отрабатывается совместно с американскими ТЗС КС-135, базирующимися на АвБ Кадена (о. Окинава).

По заявке военного ведомства с 2006 года проводятся мероприятия по обеспечению возможности дозаправки в воздухе вертолетов. В рамках выделяемых ассигнований в размере свыше 24 млн долларов планируется, в частности, переоборудовать военно-транспортный самолет (ВТС) С-ИОН в заправщик. В результате машина будет оснащена штангой для приема топлива и двумя устройствами его передачи в воздухе методом «шланг - конус», а также дополнительными баками. Модернизированный С-130Н сможет сам принимать топливо от другого самолета-заправщика и осуществлять одновременную заправку в воздухе двух вертолетов. Предполагается, что объем запасов топлива составит около 13 тыс. л, а скорость его передачи - 1,1 тыс. л/мин. Одновременно с этим начались работы по установке соответствующего оборудования на вертолетах UH-60J, СН-47Ш и МСН-101.

Кроме того, министерство обороны приняло решение о придании возможностей по дозаправке перспективному транспортному самолету С-Х. С этой целью на втором опытном образце проведены необходимые доработки и исследования. По мнению руководства военного ведомства, это не повлияет на уже определенные сроки реализации программы НИОКР, согласно которым самолеты С-Х начнут поступать в войска на замену устаревших С-1 с конца 2011 года. В соответствии с тактико-техническим заданием грузоподъемность С-Х будет 26 т или до 110 человек личного состава, а дальность полета - около 6 500 км.

Учебное командование (УК) предназначено для подготовки кадров для ВВС. Оно функционирует с 1959 года, а в 1988-м в рамках реорганизации этого вида было переформировано. В структуру командования входят два истребительных и три учебных авиакрыла, офицерское кандидатское училище и пять авиационно-технических училищ. Общая численность постоянного личного состава УК около 8 тыс. человек.

Истребительные и учебные авиационные крылья предназначены для обучения слушателей и курсантов технике пилотирования самолетов. По своей организационной структуре эти авиакрылья аналогичны истребительному авиакрылу БАК двухэскадрильного состава. Кроме того, в 4 иакр имеется демонстрационно-пилотажная авиаэскадрилья «Блу импалс» (самолеты Т-4).

Подготовка летчиков истребительной, военно-транспортной и поисково-спасательной авиации ВВС Японии осуществляется в учебных заведениях и боевых авиационных частях. Она включает три основных этапа:

Обучение курсантов технике пилотирования и основам боевого применения учебно-боевых самолетов;

Освоение техники пилотирования и боевого применения истребителей, военно-транспортных самолетов и вертолетов, находящихся на вооружении ВВС;

Совершенствование выучки летного состава авиационных частей во время прохождения службы.

Продолжительность обучения в военном авиационном учебном заведении с момента зачисления и до присвоения первичного офицерского звания лейтенант составляет пять лет и три месяца. В учебные заведения ВВС принимаются юноши в возрасте от 18 лет до 21 года, имеющие среднее образование.

На предварительном этапе происходит первоначальный отбор кандидатов для обучения, осуществляемый офицерами префектурных вербовочных пунктов. Он включает рассмотрение заявлений, знакомство с анкетными данными кандидатов и прохождение медицинской комиссии. Успешно завершившие данный этап кандидаты сдают вступительные экзамены и проходят тестирование на профессиональную пригодность. Абитуриенты, сдавшие экзамены с оценкой не ниже «хорошо» и прошедшие тестирование, становятся курсантами УК ВВС Японии. Ежегодный набор составляет около 100 человек, из них до 80 - выпускники средних школ, остальные - выпускники гражданских институтов, изъявившие желание стать военными летчиками.

В рамках теоретической подготовки перед началом летного обучения курсанты изучают аэродинамику, авиатехнику, документы, регламентирующие выполнение полетов, средства связи и радиотехнического обеспечения, а также получают и закрепляют навыки в работе с оборудованием кабины самолета в ходе комплексных тренировочных занятий. Продолжительность обучения два года. После этого курсанты переводятся на первый курс начального летного обучения (на самолетах с поршневыми двигателями).

Продолжительность первого этапа (на учебно-боевых самолетах) составляет восемь месяцев, программа рассчитана на 368 ч (138 ч наземная и 120 ч командно-штабная подготовка, 70 ч налета на самолетах Т-3, а также 40 ч тренировок на тренажерах). Обучение организовано на базе 11-го и 12-го учебных АК, которые оснащены учебно-тренировочными самолетами Т-3 (до 25 единиц в каждом), тренажерами и другим необходимым оборудованием. Общая численность постоянного состава (преподаватели, летчики-инструкторы, инженеры, техники и т. д.) одного авиакрыла 400-450 человек, курсантов 40-50.

Основой высокой боевой выучки летного состава считается индивидуальная подготовка летчиков

Летно-инструкторский состав имеет значительный опыт работы в боевых и учебных частях. Минимальный общий налет инструктора 1 500 ч, средний - 3 500 ч. За каждым из них на период обучения закрепляется не более двух курсантов. Освоение ими техники пилотирования осуществляется по принципу «от простого к сложному» и начинается с отработки взлета, полета по кругу, посадки, простого пилотажа в зоне. К технике пилотирования курсантов предъявляются довольно жесткие требования, необходимость которых обусловлена соображениями обеспечения безопасности полетов и достижения высокого профессионализма будущих летчиков. В связи с этим число курсантов, отчисленных из-за профнепригодности, довольно велико (15-20 проц.). После окончания первого курса начального летного обучения подготовка курсантов проводится в соответствии с их желанием и проявленными профессиональными способностями по программам подготовки летчиков истребительной и военно-транспортной авиации, а также вертолетчиков.

Программа подготовки летчиков-истребителей начинает осваиваться со второго курса начального обучения (на самолетах с реактивным двигателем).

Продолжительность обучения в настоящее время составляет 6,5 месяца. Программа подготовки включает наземную (321 ч, 15 учебных тем) и командно-штабную (173 ч) подготовку, 85 ч налета на реактивных учебно-боевых самолетах (УБС) Т-2, а также комплексные тренировки на тренажере С-11 (15 ч). Обучение по программе второго курса организовано на базе 13-го учебного авиакрыла. Общая численность постоянного личного состава крыла 350 человек, в том числе 40 летчиков-инструкторов, средний налет которых на самолетах всех типов 3 750 ч. В ходе обучения до 10 проц. курсантов отчисляется из-за профнепригодности.

Демонстрационно-пилотажная эскадрилья «Блу импалс» 4 иакр оснащена

самолетами Т-4

Завершив начальное летное обучение на поршневых и реактивных самолетах с общим налетом 155 ч, курсанты переходят к основному курсу обучения, которое проводится на базе 1-го истребительного авиакрыла на самолетах Т-4 японского производства. Программа этого курса обучения рассчитана на 6,5 месяца. Она предусматривает общий налет каждым курсантом 100 ч, наземную подготовку (240 ч) и занятия по командно-штабным дисциплинам (161 ч). До 10 проц. курсантов, не освоивших технику пилотирования в рамках установленного программой количества вывозных полетов, отчисляются. Выпускникам основного курса летного обучения присваивается квалификация летчика и вручаются соответствующие нагрудные знаки.

Целью второго этапа летной подготовки курсантов является освоение техники пилотирования и боевого применения самолетов, находящихся на вооружении ВВС. В интересах решения этих задач организованы курсы боевой подготовки на сверхзвуковых реактивных УТС Т-2 и курсы переучивания на боевые самолеты F-15J и F-4EJ.

Курс боевой подготовки на УТС Т-2 проводится в 4-м истребительном авиакрыле, укомплектованном летчиками-инструкторами со значительным опытом полетов на боевых самолетах F-4E и F-15. Он рассчитан на десять месяцев. Программа предусматривает общий налет курсанта 140 ч. Самостоятельные тренировочные полеты составляют примерно 70 проц. времени общего налета. При этом у обучаемых вырабатываются устойчивые навыки пилотирования и боевого применения самолетов Т-2. Характерная особенность подготовки - участие курсантов, по мере приобретения ими опыта, в совместных с летчиками боевых частей летно-тактических тренировках по отработке вопросов ведения воздушных боев истребителей различного типа. После завершения курса боевой подготовки на самолетах Т-2 общий налет курсантов составляет 395^00 ч и им присваивается воинское звание унтер-офицера. Теоретическое и практическое переучивание осуществляется в 202-й (самолеты F-15J) и 301 (F-4EJ) истребительно-авиационных эскадрильях ПВО, которые наряду с выполнением этой задачи привлекаются к боевому дежурству. В ходе его курсанты отрабатывают основные элементы техники пилотирования и боевого применения самолетов F-15J и F-4EJ.

Программа переучивания на самолеты F-15J рассчитана на 17 недель. Она включает теоретическую подготовку, тренировки на тренажерах TF-15 (280 ч) и полеты (30 ч). Всего в 202 иаэ насчитывается 26 летчиков, из них 20 летчиков-инструкторов, за каждым из которых на период обучения закрепляется один курсант. Переучивание на самолеты F-4EJ осуществляется в 301-й истребительно-авиационной эскадрилье ПВО в течение 15 недель (за это время налет курсанта составляет 30 ч). Программа теоретической подготовки и тренировок на тренажерах рассчитана на 260 учебных часов.

Подготовка летчиков на самолетах ВТА и вертолетах проводится на базе 403 аэ транспортного авиационного крыла и учебной эскадрильи поисково-спасательного АК. Большая часть этих пилотов готовится путем переучивания бывших летчиков-истребителей на военно-транспортные самолеты и вертолеты, а около половины проходят обучение в качестве курсантов, которые, как и будущие летчики-истребители, сначала занимаются в отряде теоретической подготовки (два года) и проходят на первом курсе начального летного обучения (восемь месяцев, на самолетах Т-3), после чего они осваивают технику пилотирования на УТС Т-4, а затем на учебном ВТС В-65. Далее будущие летчики военно-транспортной авиации проходят подготовку на самолетах YS-11, С-1 и вертолетах S-62.

Перед присвоением офицерского звания лейтенанта все курсанты, завершившие переучивание и летную практику в частях, направляются на четырехмесячные командно-штабные курсы летного состава при офицерском кандидатском училище в г. Нара (о. Хонсю). После окончания курсов они распределяются по боевым авиационным частям, в которых осуществляется дальнейшая их подготовка согласно планам и программам, разрабатываемым командованием ВВС Японии.

Третий этап - совершенствование выучки летного состава авиационных частей во время прохождения службы предусмотрено в процессе боевой подготовки. Основой высокой профессиональной и боевой выучки летного состава считается индивидуальная подготовка летчиков. Исходя из этого, в японских ВВС разработан и реализуется план увеличения ежегодного налета летчиков истребительной авиации. Навыки летный состав совершенствует в соответствии со специальными программами боевой подготовки ВВС, которые предусматривают последовательную отработку элементов боевого применения самостоятельно, в составе пары, звена, эскадрильи и крыла. Программы разрабатывает штаб ВВС Японии во взаимодействии со штабом 5 ВА ВВС США (АвБ Иокота, о. Хонсю). Высшей формой боевой подготовки летного состава являются летно-тактические учения и тренировки, проводимые как самостоятельно, так и совместно с авиацией США, дислоцирующейся в западной части Тихого океана.

Ежегодно в ВВС Японии проходит значительное количество мероприятий ОБП в масштабе авиакрыльев, авиационных направлений, важное место среди которых занимают летно-тактические учения-соревнования авиаподразделений БАК и транспортного авиакрыла. К числу наиболее крупных относятся итоговые учения национальных военно-воздушных сил «Соэн», японо-американские летно-тактические учения «Коуп норт», а также совместные поисково-спасательных подразделений. Кроме того, систематически организуются японо-американские летно-тактические тренировки по перехвату стратегических бомбардировщиков В-52 в условиях радиоэлектронного противодействия и еженедельные тренировки экипажей истребительной авиации в районах о-вов Окинава и Хоккайдо.

Проведение научных исследований, экспериментов и испытаний в интересах совершенствования авиационной техники и вооружения ВВС возложено на испытательное командование. Организационно в структуру командования входят испытательное авиакрыло, группа испытаний радиоэлектронного вооружения и исследовательская лаборатория авиационной медицины. Испытательное авиакрыло выполняет следующие функции: занимается испытанием и изучением летных, эксплуатационных и тактических характеристик самолетов, авиационного вооружения, радиоэлектронного и специального оборудования; разрабатывает рекомендации по их эксплуатации, пилотированию и боевому применению; проводит контрольные облеты самолетов, поступающих с заводов-изготовителей. На его базе ведется также подготовка летчиков-испытателей. В своей деятельности крыло тесно контактирует с научно-исследовательским техническим центром.

Командование материально-технического обеспечения предназначено для решения задач МТО ВВС. Оно отвечает за получение и создание запасов материальных средств, их хранение, распределение и техническое обслуживание. Организационно в структуру командования входят четыре базы снабжения.

В целом внимание, уделяемое военно-политическим руководством страны развитию национальных ВВС, свидетельствует о важной роли этого высокотехнологичного вида вооруженных сил в планах Токио по обеспечению боеготовности страны.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

которые потрясли мир

Выкатка японцами первого за последние полстолетия авиалайнера MRJ заставила взглянуть на предыдущие успехи японцев в авиастроении. Сейчас роль Японии в авиастроении кажется ничтожной, однако в XX веке японцы вошли в число шести ведущих держав, определивших все мировое авиастроение (еще США, СССР, Англия, Германия, Франция). Роль других держав за пределами этой шестерки действительно была ничтожной - на них падает менее 10% общего выпуска. Да, сейчас японцы делают мало самолетов (в штуках), но не следует забывать, что тот же «Дримлайнер» на 35% делается в Японии, а это речь уже о многих сотнях «условных» самолетов!

Журнал « Флайт» представил традиционный флэш-моб по 10 наиболее заметным в истории современной авиации самолетам Японии

NAMC YS-11

40-местный пассажирский YS -11, выпускавшийся корпорацией NAMC , оказался последним японским пассажирским лайнером до «саги о MRJ ». Его производство завершилось еще 40 лет назад, но по крайней мере 17 самолетов этого типа все еще эксплуатируются - 15 Минобороны Японии, а два мексиканской фирмой «Алон».

Мицубиси MRJ

Выкатка неделю назад - 18 октября 96-местного регионального авиалайнера фирмы «Мицубиси» обозначило новую эпоху в японском самолетостроении. Первый полет запланирован на первый квартал 2015 г. Всего «Мицубиси» собрала заказы на 191 самолет с началом поставок в 2017 г. Планируется еще 76-местная модификация MRJ 70, а вот про 100-местную давно ничего не слышно - после многочисленных проволочек с основным проектом японцам не до того.

Сколько было воя противников Сухого «Суперджета», когда японцы только объявляли свои планы: «Как мы можем конкурировать с японцами и китайцами? У японцев пластик, кооперация и все такое. А что у нас - после «успешного» перестроечного развала?»

Однако прошло десять лет, японцы сорвали все сроки, опытный самолет пришлось переделывать с нуля, так как лопухнулись с сертификацией (что значит перерыв в 50 лет!). «И эти люди нам запрещают ковыряться в носу»?!

Хонда НА-420

Этот самолет необычной компоновки с двигателями на пилонах на крыле (до этого такое делали только немцы) и гладкой пластиковой обшивкой сейчас проходит сертификационные испытания. Сейчас летают четыре самолета, а получение сертификата ожидается на первый квартал 2015 г. Серийный выпуск запланирован на заводе Гринсборо в США. Сейчас портфель заказов на 18 самолетов из США и Мексики.

Мицубиси F -2

Внешне этот японский истребитель похож на американский F -16, что не удивительно, так как создавался в кооперации с американцами. Зато конструкционно - из пластика - он разительно отличается от прототипа. Сейчас «на крыле» 78 самолетов этого типа, а «Мицубиси» уже думает о новом истребителе...

Синмайва US -2

Амфибия US -2 предназначена для поисково-спасательных операций флота самообороны Японии, и является логическим развитием предыдущей амфибии - US -1, которая до сих пор состоит на вооружение. С US -2 связывают серьезный прорыв японцев на военный авиационный рынок - порядка 18 машин планируют заказать индусы.
Вообще US -2, судя по формуле Соколянского, является сейчас самой мореходной летающей лодкой.

Кавасаки Р-1

Разработанный Кавасаки реактивный морской патрульный самолет Р-1 предназначен для замены устаревших американских «орионов» Р-3. Японская «самооборона» получила уже два опытных ХР-1 и пять серийных самолетов.

Мицубиси Mu -2

Этот небольшой двухмоторный верхнеплан, который нес только 14 человек впервые полетел еще в 1962 г., но тем не менее до сих пор летают 287 таких самолетов.

Мицубиси Mu-300 «Даймонд»

На волне успеха Mu -2 «Мицубиси» решила создать бизнес-джет Mu -300. Самолет впервые поднялся в воздух в 1978 г. Права на него приобрела американская фирма «Бичкрафт», которая «ребрендила» его в «Бич 400». Сейчас еще летают 56 «алмазов», в основном в США, а в Японии летает единственный Mu -300, использующийся уже лет 30 в качестве летающей лаборатории.

Кавасаки ХС-2

Самолет С-2 создается в качестве замены транспортника сил «самообороны» С-1 и «геркулесов». Японский ответ на всякие «глоубмастеры» и «атланты». Отличается двухмоторной компоновкой. Максимальная грузоподъемность ожидается в 37 т. А С-1 осталось 27 экз.

Мицубиси А6М «Зеро»


Какой же рассказ про «японцев» без «Зеро»? Даже если это уже давно «исторический» самолет. В свою очередь он полностью изменил взгляд «Запада» на авиацию Японии, и поразил противников маневренностью, скороподъемностью и легкой конструкцией. Каждый двадцатый самолет в истории Японии - один из 11 тыс. «Зеро». Да что там, «исторический», - несколько экземпляров летают до сих пор, и «зеростроение» продолжается...

mob_info