Лучшие боевые вертолеты в мире. Лучшие ударные вертолёты в мире Летные и технические характеристики

Тяжелые вертолеты активно создаются по всему миру, однако именно Россия неизменно лидирует в этой сфере, и на это не смогли повлиять ни развал Советского Союза, ни старания заокеанских «коллег», которые пытались выдавить отечественных производителей с рынка. О пяти самых тяжелых вертолетах России рассказывает авиаэксперт, военный летчик Дмитрий Дрозденко.Один из членов американской делегации сказал советскому авиаконстуктору Михаилу Милю: «Просто не верится, что вы, русские, обогнали нас в производстве тяжелых вертолетов!» Произошло это в далеких шестидесятых во Франции на международном авиасалоне Ле Бурже. К тому времени производством винтокрылых машин занимались многие ведущие авиастроительные компании, боссы которых азартно делили рынки сбыта. Считалось, что США будут выпускать не менее двух третей всех вертолетов в мире. В очереди за остатком доли рынка стояли англичане, французы, итальянцы и даже японцы. Нашу страну, как вы понимаете, в расчет не брали. Как оказалось позже, очень зря.Ми-4. Сталинский приказ На заре вертолетной авиации СССР отставал от своего главного геополитического противника – США. Большие начальники не очень верили в винтокрылые машины и скептически смотрели на возможность их массового применения в войсках. Успешная десантная операция американцев в Корее с использованием вертолетов Сикорский S-55 коренным образом поменяла отношение к ним в СССР. Поменяла на самом высшем уровне.Иосиф Сталин потребовал «догнать и перегнать» Америку. Советские авиаконструкторы получили приказ вождя – сделать транспортный вертолет всего за один год. Курировал этот процесс лично Лаврентий Берия. Непосильная задача была успешно решена конструкторским бюро под руководством Михаила Леонтьевича Миля – в середине 1952 года в воздух поднялся советский вертолет Ми-4, грузовая кабина которого вмещала 1600 кг груза или 12 полностью экипированных десантников. И это было только начало.Ми-6. Ядерный извозчик Зачем же были нужны такие мощные машины? Ответ достаточно прост: это было время ракетного противостояния, и тяжелый транспортный вертолет был нужен для переброски мобильных тактических ракетных комплексов «Луна». Твердотопливная ракета могла оснащаться ядерной боевой частью, а советский вертолет-гигант придавал комплексу небывалую для тех времен мобильность. Ми-6 в группе с самолетом Ан-12 стал транспортным компонентом ракетных систем. А кроме того, такая техника придала нашим войскам невиданную до этого мобильность, так как могла доставить не только живую силу, но и легкую бронетехнику практически в любое место на карте.Первым серийным вертолетом-гигантом стал Ми-6. Он поднялся в воздух в 1957 году, спустя всего пять лет после взлета Ми-4. Это был первый в мире серийный вертолет с двумя газотурбинными двигателями со свободной турбиной. В дальнейшем такая компоновка стала всемирно признанной и сейчас применяется практически на всех современных средних и тяжелых вертолетах.
Ми-6 был и первым по силе среди вертолетов того времени. Вертолет поднимал - только вдумайтесь! - 12 тонн в большой грузовой кабине и 8 тонн на внешней подвеске. Большие крылья, которыми он оснащался, позволяли существенно разгрузить несущий винт в горизонтальном полете, а также подняться в воздух с большим грузом, используя «взлет по-самолетному». Ми-6 мог развивать скорость до 320 км/ч и имел дальность полета до 1000 километров.Ми-10. Воздушный кран Чуть позже на базе Ми-6 был разработан Ми-10. Военным предназначением этого вертолета была перевозка того, что не мог перевезти Ми-6, - крупногабаритных элементов ракет, РЛС и многого другого. В 1961 году этот вертолет поставил рекорд - он поднял груз 15 тонн на высоту более 2 000 метров. Ми-10 имел необычный вид: узкий фюзеляж, длинные, почти 4 метра, похожие на ходули шасси с закрепленной между ними грузовой платформой, причем правые стойки были короче левых на 30 сантиметров. Это было сделано для того, чтобы вертолет одновременно отрывал все стойки шасси при взлете. Один из этих вертолётов был модифицирован специально для того, чтобы установить на нём рекорд подъёма грузов. Эта машина подняла в воздух 25 тонн.
В 1966 году была построена его новая модель - Ми-10К, на которой постарались учесть недостатки первой модификации. Модель имела короткие «ноги» и была оборудована специальной кабиной, в которой летчик-оператор мог управлять вертолетом, сидя лицом к хвосту и глядя непосредственно на груз на внешней подвеске. Это позволило проводить уникальные монтажные операции с помощью вертолета.
Но машина по-прежнему имела множество недостатков. Военное прошлое, повышенная вибрация и некоторые конструкционные недостатки не давали Ми-10 спокойно перейти к гражданской жизни, и это несмотря на прекрасные возможности и экономический эффект, которые давал народному хозяйству летающий кран. Доводка вертолета продолжалась несколько лет, и только в 1974 году Ми-10К пошел в серию. Машина совершила множество уникальных по сложности строительных операций по всему миру и эксплуатировалась до наших дней.В-12. Стратегический «Гомер» Еще одной тяжелой, а правильнее сказать сверхтяжелой, винтокрылой машиной стал Ми-12, который получил по кодификации нато имя Homer («Гомер»). Поперечно разнесенные 35-метровые винты силовыми установками принадлежали вертолету Ми-6. По сути, на концах крыльев великана было по одному тяжелому вертолету. Небесный гигант с взлетной массой 105 т и общей мощностью четырех двигателей 26 000 л.с. летел удивительно легко и тихо. Отсутствовала присущая большим вертолетам сильная вибрация, которая была настоящим бичом того времени. Невероятные для того, да и для нашего времени, показатели – В-12 поднял более 44 тонн на высоту две с лишним тысячи метров. Нет, и не ожидается в мире вертолета с подобными параметрами. В-12 должен был работать в спарке с самолетом Ан-22, обеспечивая доставку стратегических ракет, поэтому В-12 можно по праву называть «Вертолет стратегического назначения».
Крылья вертолета были особенными – они сужались по мере приближения к фюзеляжу. В горизонтальном полете крылья создавали дополнительную подъемную силу и одновременно снижали КПД несущих винтов, затормаживая поток воздуха от них. Сужение крыла позволило уменьшить этот эффект в области максимальной скорости потока воздуха от винтов и дало 5 дополнительных тонн тяги. Внутри крыла проходила трансмиссия, которая синхронизировала винты, не допуская перехлеста лопастей, и позволяла вертолету продолжать полет при отказе моторной группы одного из бортов. Такая конструкция была большим ноу-хау, и ее запатентовали за рубежом.
Но построили всего две машины, после чего программа была закрыта. Причина достаточно проста – ракеты «похудели» и стали помещаться на железнодорожные и колесные средства передвижения, появились шахтные комплексы. Уникальная винтокрылая машина военным стала без надобности, а для гражданской жизни В-12 был слишком дорогим. К счастью, обе машины сохранились, и их можно увидеть в авиационном музее в Монино и на площадке Московского вертолетного завода имени Миля. Бесценный опыт, полученный при создании вертолетов-богатырей, не пропал даром.Ми-26. Поднявший Чинук Венцом линейки этих выдающихся машин стал Ми-26, который производится и сегодня и является самым мощным серийным вертолетом в мире. Пусть он не может сравниться с могучим В-12, но его способность спокойно «дернуть» вес в 20 тонн делает его непревзойденным в 21 веке. В 1982 году экипаж летчика-испытателя Г.В. Алферова на Ми-26 поднял на высоту 4060 метров груз массой 25 тонн. За вертолетом числится 14 мировых рекордов.
Ми-26 это многофункциональный вертолет, без которого немыслима гражданская и военная авиация. Именно эта машина тушила реактор в Чернобыле, именно она билась с природными катаклизмами. С помощью Ми-26 были осуществлены уникальные строительно-монтажные операции при подготовке олимпиады в Сочи, что позволило сохранить природу Красной Поляны.Показателен такой случай. В 2002 году наши гражданские Ми-26 авиакомпании «Вертикаль-Т» оказывали помощь вооруженным силам США. Наш вертолет вывез из труднодоступных районов Афганистана на американскую базу в Баграме сбитый вертолет Боинг CH-47 «Чинук» – самую тяжелую винтокрылую машину армейской авиации США. Никакой другой машине, в том числе знаменитому Sikorsky CH-53, это было не по зубам. Все серийные американские тяжелые вертолеты так и не смогли приблизиться по своим возможностям к Ми-26.А что у них? Как обстоят дела с тяжелыми вертолетами за границей? Лидер в этой области однозначно США. Самый мощный на текущий момент западный вертолет Sikorsky CH-53K King Stallion, тоже построенный по классической схеме, поднимает в воздух только 16 тонн и то на внешней подвеске. В кабине помещается 37 десантников с полной выкладкой против 70 наших бойцов в Ми-26. Знаменитый «летающий вагон» Чинук тоже берет примерно 40 солдат, 6,3 тонны в кабине и 10,3 на внешней подвеске. Поэтому не хочется их сравнивать, и так все ясно.
Небесные гиганты из России Наша страна обладает потрясающим, бесценным опытом в области вертолетостроения, а в сегменте средних и тяжелых транспортных нам нет равных. Этот опыт был приобретен не просто так. Было множество новых, а порой смелых идей. Ведь отрабатывались самые различные компоновочные решения. Были успехи, были, как и у всех, неудачи. Последние не прошли бесследно, ведь именно благодаря им наша вертолетная наука пошла по правильному пути. Хотелось бы верить, что и в будущем мы увидим новые летающие гиганты из России.Текст: Дмитрий ДрозденкоФото: Алексей Иванов ТРК Звезда / Минобороны России / Марина Лысцева / Дрозденко
Видео.

Первый проект летательного аппарата, похожего на современный вертолет, создал Леонардо да Винчи еще в 1475 году. Но впервые человеку удалось оторваться от земли на винтокрылой машине лишь 29 сентября 1907 года – братья Луи и Жак Бреге совершили первый в истории вертикальный полет на вертолете, построенном по собственным чертежам.

Но вертолеты братьев Бреге, как и все предыдущие проекты, были рассчитаны только на вертикальный подъем. 18 мая 1911 года русский инженер Борис Юрьев опубликовал в журнале «Автомобиль и воздухоплавание» схему одновинтового вертолета с рулевым винтом и автоматом перекоса лопастей. До настоящего времени этот механизм используется на большинстве вертолетов и позволяет машинам летать по горизонтальной оси.

Скорость является немаловажной технической характеристикой вертолета. Для улучшения скоростных характеристик разработчики применяют различные несущие системы с разным количеством винтов и лопастей, а некоторые модели оснащены специальными толкающими винтами. За столетнюю историю вертолетов авиаконструкторам удалось «разогнать» их почти до 500 км/ч. На этой неделе редакция шведского интернет-портала expressen.se составила рейтинг современных вертолетов, назвав Топ-10 самых быстрых винтокрылых машин.

1-е место
Вертолет Eurocopter X3. Максимальная скорость – 472 км/ч
militaryfactory.com


Экспериментальный гибридный вертолет (винтокрыл), созданный компанией Eurocopter. Первый полет состоялся в 2010 году во Франции
militaryfactory.com


2-е место
AH-64D Apache. Максимальная скорость – 365 км/ч
thebrigade.com


С середины 80-х годов Apache является основным ударным вертолетом армии США. Впервые участвовал в боевых действиях во время вторжения американцев в Панаму в 1989 году
airplane-pictures.net


3-е место
Ка-52 «Аллигатор». Максимальная скорость – 350 км/ч
airwar.ru


Многоцелевой ударный вертолет является модернизированной версией Ка-50 «Черная акула». Первый полет он совершил в 1997 году, серийно производится с 2008 года. Единственный в мире боевой вертолет, в кабине которого пилоты сидят рядом, а не друг за другом
airwar.ru


4-е место
NH90. Максимальная скорость – 324 км/ч
defenseindustrydaily.com


NH90 – многоцелевой вертолет, разработанный компанией Eurocopter. Совершил первый полет в 1995 году
defenseindustrydaily.com


5-е место
Boeing CH-47 Chinook. Максимальная скорость – 315 км/ч
boeing.com


Американский тяжелый военно-транспортный вертолет продольной схемы. Эксплуатируется с начала 60-х годов
boeing.com


6-е место
Ми-35М. Максимальная скорость – 310 км/ч
bmpd.livejournal.com


Является усовершенствованной модификацией вертолета Ми-24. Серийно производится с 2005 года
bmpd.livejournal.com


7-е место
AgustaWestland AW101 Merlin (до 2007 года носил название EH101). Максимальная скорость – 309 км/ч
aircraftcompare.com


Вертолет средней грузоподъемности, используется для военных и гражданских целей. Впервые поднялся в воздух в 1987 году
aircraftcompare.com


8-е место
AgustaWestland AW139. Максимальная скорость – 306 км/ч
аvia.pro


Англо-итальянский двухмоторный многоцелевой вертолет. Армейская модификация вмещает до 10 военнослужащих в полном снаряжении. Первый полет состоялся в 2001 году
аvia.pro


9-е место
Ми-28Н «Ночной охотник». Максимальная скорость – 300 км/ч
bmpd.livejournal.com

Впервые появившись над полем боя в период Корейской войны, вертолеты коренным образом изменили военную тактику. Сегодня винтокрылые машины уверенно занимают свою нишу в арсенале современных армий и гражданских служб, выполняя задачи по транспортировке людей и грузов, огневой поддержке, принимают участие в поисково-спасательных операциях и разведывательных миссиях.
Чтобы заслужить право называться лучшими, машины должны показать все, на что они способны. В самых суровых климатических условиях, загруженные «под завязку», под огнем противника и на пределе своих возможностей.

Предлагаем Вашему вниманию десятку лучших в мире вертолетов по версии Military Channel. Как всегда, критериями отбора станут техническое совершенство конструкций, объемы производства, легендарная и главный и беспристрастный судья - опыт применения в военных конфликтах.

Все 10 представленных в обзоре вертолетов имеют свои примечательные особенности, все они прошли школу выживания в горячих точках и получили забавные сленговые имена.

Как и любая передача Military Channel, этот рейтинг не лишен предвзятости. Еще один спорный момент – как же можно сравнивать транспортные и ударные вертолеты? По мнению создателей рейтинга, узко-специализированных конструкций мало, большинство вертолетов являются многоцелевыми. Например транспортный Ми-8 может с успехом поддержать огнем наземные войска, я уже не говорю о его штурмовой модификации Ми-8АМТШ «Терминатор».
Все необходимые замечания сделаны, сейчас предлагаю познакомиться поближе с техникой.

10 место – Корова

Ми-26 – тяжелый транспортный вертолет
Первый полет – 1977 год
Построено 310 единиц
Грузоподъемность – 20 тонн груза или 80 десантников

Винтокрылый тяжеловес стал самым крупным в мире вертолетом. Уникальные возможности потребовали специальных технических решений. Восьмилопастной несущий винт, многопоточная силовая передача, три видеокамеры для наблюдения за состоянием груза на внешней подвеске - вот лишь некоторые особенности этой машины.
Серьезным испытанием для Ми-26 стала работа по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Перегруженные свинцовой радиационной защитой, Ми-26 занимались сложными монтажными операциями на территории ЧАЭС. Чтобы не поднимать тучи радиоактивной пыли приходилось работать с удлиненной внешней подвеской, что потребовало от экипажей недюжинного мужества и мастерства. Все Ми-26, принимавшие участие в этой операции, были захоронены в Зоне Отчуждения.

9 место – Линкс (Рысь)

Westland Lynx – британский многоцелевой вертолет

Первый полет – 1971 год
Построено 400 единиц
Боевая нагрузка – 750 кг, включая 10 человек десанта и подвесное вооружение: 4 ПКР в морском варианте или 20 мм пушки, 70 мм реактивные снаряды «Гидра» и до 8 противотанковых ракет TOW в сухопутном варианте.

Внешний вид "Рыси" не впечатляет: нет в нем агрессивности американского "Апача" или Ми-24. Но несмотря на типично гражданскую внешность, боевой "Линкс" - один из самых распространенных в мире вертолетов корабельного базирования. «Линкс» принял участие в Фолклендской войне – цикле морских сражений, ставшим самым крупным морским конфликтом со времен Второй Мировой. Боевой дебют оказался успешным – «Линксы» Королевских ВМС потопили с помощью противокорабельных ракет «Sea Scua” аргентинский сторожевой корабль. За свою сорокалетнюю историю «Линксы» отметились в зоне боевых действий на Балканах, где они обеспечивали блокаду побережья Югославии и в Ираке зимой 1991 года, уничтожив тральщик Т-43, 4 пограничных катера, десантный корабль и ракетный катер.
Но что делает Westland Lynx действительно уникальным? Невероятно, но этой неказистой машине принадлежит мировой рекорд скорости среди серийных вертолетов – в 1986 году «Линкс» разогнался до 400 км/ч.

8 место – Летающий вагон

Boeing CH-47 «Chinook” - тяжёлый военно-транспортный вертолёт продольной схемы
Первый полет – 1961 год
Построено 1179 единиц
Грузоподъемность: 12 тонн груза или до 55 человек

Важным свойством современной армии является ее мобильность. Если в глобальном масштабе переброску войск обеспечивает транспортная авиация, то непосредственно на поле боя это задача вертолетов.
Особенно остро эта проблема встала перед американской армией во Вьетнаме - гористая местность, резкие изменения погоды, отсутствие карт и дорог, вездесущий и многочисленный противник – все это потребовало специального воздушного средства. Здесь и пригодился тяжелый транспортный вертолет «Чинук», построенный по непривычной продольной схеме с двумя несущими винтами. За его долгую службу накопилось множество веселых историй. Например, один из вариантов загрузки звучал так: в «Чинук» можно запихнуть 33 американца или … 55 вьетнамцев. Однажды при эвакуации вьетнамских беженцев был зарегистрирован рекорд: на борт приняли 147 человек.

«Летающие вагоны" старались держаться подальше от поля боя, специализируясь на переброске грузов с кораблей на базы снабжения. Хотя известны более экзотические варианты применения: в качестве бомбардировщиков, дымзавещиков, распылителей слезоточивых газов, артиллерийских «тягачей». Особенно эффектно они смотрелись в рейдах по эвакуации подбитой авиатехники: за первый год боевых действий «Чинуки» вывезли 100 совершивших вынужденную посадку самолетов и вертолетов. Всего за период войны во Вьетнаме они эвакуировали тысячу аппаратов общей стоимостью 3 миллиарда долларов!
Вертолет до сих пор остается на вооружении, принимая участие в операциях по всему миру.

7 место – Кобра

Bell AH-1 “Cobra” – ударный вертолет
Первый полет - 1965 год
Построено 1116 единиц «Сobra» и 1271 единиц модификации «Super Cobra»
Встроенное вооружение: дистанционно управляемая установка с двумя шестиствольными «Миниганами» + 4 точки подвески, на которых могут быть размещены контейнеры с пулеметами, ракеты «воздух-воздух», 70 мм НУРСы, противотанковые управляемые ракеты TOW.

Страшный вертолет. Будто сама Смерть спускалась с небес в обличье узкого зловещего силуэта «Кобры». Носовая пулеметная турель продолжала стрелять даже если вертолет летел уже в другую сторону. Кровавый Вьетнам, Ближний Восток, где «Кобры» неожиданно перепрофилировались в охотников за танками, мясорубка в Вазиристане, Афган, Иран и Ирак - вот неполный послужной список «Кобры»…

AH-1 стал первым в мире специально спроектированным ударным вертолетом. Кокпиты пилотов и боковые проекции защищены композитной броней NORAC. «Кобра» получила мощный прицельный комплекс, позволяющий работать по целям в любых метеоусловиях.
На сегодняшний день, модернизированная «Кобра» имеются на вооружении Корпуса Морской Пехоты США. Легкий компактный вертолет имеет отличные характеристики для базирования на универсальных десантных кораблях и авианосцах.

6 место – Крокодил

Ми-24 - транспортно-боевой вертолет
Кодовое имя НАТО – Hind (“Лань»)
Первый полет – 1969 год
Построено более 2000 единиц
Встроенное вооружение: четырехствольный пулемет калибра 12,7 мм на подвижной установке; подвесное вооружение: свободнопадающие бомбы, НУРСы калибром от 57 до 240 мм, противотанковый ракетный комплекс «Фаланга» , подвесные пушечные контейнеры, а также до 8 человек в десантном отделении.

Американские эксперты вынесли ошеломляющий вердикт: Ми-24 – не вертолет! Вот так. Не больше и не меньше.
Ми-24 внешне похож на вертолет, применяется, как вертолет, но с технической точки зрения – это гибрид самолета и вертолета. Действительно, Ми-24 не может зависать на одном месте или взлетать с «пятачка» - ему требуется взлетно-посадочная полоса (при нормальной нагрузке длина разбега 100…150 метров). В чем секрет? Визуально – у Ми-24 непропорционально большие пилоны (на самом деле это приличных размеров крылья). Специалисты ВВС США, проводя испытания попавшего в их руки «Крокодила», определили, что, как минимум, четверть подъемной силы он создает с помощью крыльев, причем, на больших скоростях, значение может достигать 40%.
Техника пилотирования Ми-24 тоже необычна – при снижении подъемной силы пилот незначительно опускает нос - машина разгоняется и на крыльях возникает подъемная сила. Как на самолете.


А вы думали, такие крылья для красоты?

Какие же преимущества имеет этот диковинный гибрид? Во-первых, Ми-24 создавался согласно концепции «летающей БМП», что потребовало от конструкторов нестандартных технических решений – тяжелое бронирование, десантный отсек и мощный комплекс вооружения не помещались в стандартой вертолетной конструкции. Во-вторых, благодаря своим «самолетным» качествам, тяжеленный «Крокодил» - один из самых быстрых боевых вертолетов в мире (макс. скорость – 320 км/ч).
«Крокодил» воевал в ущельях Кавказа и в Памирских горах, в знойных азиатских пустынях и тропических лесах Экваториальной Африки. Но боевая слава пришла к нему в Афганистане. Уникальный винтокрылый штурмовик стал символом той войны.

Согласно иракской правительственной газете «Багдад Обсервер», в 1982 году во время Ирано-Иракской войны Ми-24 сбил иранский сверхзвуковой истребитель F-4 «Фантом». К сожалению, точные подробности того боя остаются невыясненными. Зато доподлинно известно, что летчики Хусейна на Ми-24 сбили два десятка иранских вертолетов. По этому поводу - черный юмор от создателей рейтинга: «Never smile at the crocodile!» (Никогда не шутите с крокодилом).
Но лучше всего о «Крокодиле» сказал афганский моджахед в интервью американскому новостному каналу: Мы не боимся русских, но мы боимся их вертолетов.

5 место – Жеребец

Sikorsky CH-53E “Super Stallion» - тяжелый транспортный вертолет
Первый полет – 1974 год
Построено – 115 единиц
Грузоподъемность - 13 тонн полезной нагрузки в грузовой кабине или до 14,5 тонн на внешней подвеске; либо 55 десантников

Гигантская летающая лодка CH-53E является глубокой модернизацией знаменитого вертолета CH-53 «Си Стэльен», созданного в 1964 году специально для нужд ВМС, Корпуса Морской Пехоты и Береговой охраны США. Специалисты фирмы «Сикорский» смонтировали на исходной конструкции третий двигатель и семилопастной несущий винт, за что моряки назвали модернизированный вертолет «Hurricane Maker» (дословно – «создатель урагана»), настолько мощный вихрь из водяных брызг и упругих струй воздуха создает силовая установка CH-53E.



Ночная операция, Ирак

Чем еще знаменит «Жеребец» (а именно так переводится Stallion)? На этой огромной машине была продемонстрирована «мертвая петля»!
Морская карьера CH-53 и СН-53E не ограничивалась стандартными транспортными миссиями. Винтокрылые летающие лодки использовались в качестве минных тральщиков (модификация MH-53) и принимали участие в поисково-спасательных операциях (модификация HH-53). Установленная на вертолете система дозаправки в полете позволяет находиться в воздухе сутки напролет.
«Жеребец» прижился на суше – военным понравился мощный транспортный вертолет. В Ираке и Афганистане СН-53 и СН-53E использовались в качестве Ганшипов, поддерживая огнем наземные войска. Всего семейство CH-53 включает в себя 522 построенных вертолета.

4 место – Хьюи (Ирокез)

Bell UH-1 – многоцелевой военный вертолет
Первый полет – 1956 год
Построено – более 16 000 единиц
Грузоподъемность: 1,5 тонны или 12-14 солдат.

Этот рядовой «воздушной кавалерии», вместе с напалмом, стал символом Вьетнамской войны. Ветераны вспоминают, что «Хьюи» стали для них родным домом – вертолеты доставляли их на позицию, подвозили им снаряжение, снабжали их провизией и боеприпасами, прикрывали с воздуха, а в случае ранения эвакуировали с поля боя. Несмотря на огромные потери (3000 машин не вернулись на базу), боевое применение «Хьюи» признается успешным. Согласно цифрам сухой статистики, за 11 лет войны вертолеты совершили 36 миллионов боевых вылетов, т.е. одна безвозвратная потеря приходилась на 18000 боевых вылетов – совершенно уникальный результат! И это при том, что «Хьюи» вообще не имели бронирования.

До появления специализированных «Кобр», «Хьюи» приходилось выполнять ударные операции – пара 12,7 мм пулеметов и 48 неуправляемых ракет на подвеске превращали UH-1 в адскую машину. Огонь тактической боевой группы «Игл флайт» (Полет орлов – американская тактика применения вертолетов) из 10…12 машин был равен огню двух пехотных батальонов.

«Хьюи» - любимый вертолет сценаристов Голливуда. Ни один боевик не обходится без сцены полета на UH-1. Как и полагается, герои сидят в открытой с обеих сторон кабине, беспечно свесив ноги за борт.
«Хьюи» принадлежит еще один рекорд – их было произведено так много, что к концу 60-х годов в составе американских войск в Индокитае было больше вертолетов, чем во всех остальных армиях мира вместе взятых. Военные и гражданские варианты «Хьюи» поставлялись в 70 стран мира (почти как автомат Калашникова).

3 место - Ми-8

Многоцелевой вертолет
Первый полет – 1961 год
Построено – более 17000 единиц
Грузоподъемность: 3 тонны или 24 человека
Боевая нагрузка ударных модификаций: 2-3 пулемета и до 1,5 тонн вооружения на 6 узлах подвески, включая 57 мм неуправляемые ракеты, свободнопадающие бомбы и противотанковый комплекс «Фаланга».

Созданный 50 лет назад вертолет оказался настолько удачным, что на него до сих пор поступают заказы со всего мира. Имеет три десятка гражданских и военных модификаций. Применяется как транспортный и штурмовой вертолет, используется для разведки, в качестве командного пункта, миноукладчика, танкера и санитарного вертолета. Гражданские версии обслуживают пассажирские авиалинии, применяются в сельском хозяйстве и при ликвидации последствий природных и техногенных катастроф.



Военная модификация Ми-8ТВ ("тяжелое вооружение")

Вертолет прост, надежен, эксплуатируется в любых услових - от раскаленной Сахары до Крайнего Севера. Прошел все военные конфликты, включая Афганистан, Чечню и Ближний Восток. И замены ему в ближайшее время не найти.

2 место - Апач

Boeing AH-64 “Apache» - ударный вертолет
Первый полет – 1975 год
Построено – 1174 единицы
Встроенное вооружение – 30 мм автоматическая пушка. Подвесное вооружение – 16 противотанковых ракет «Хэллфайр», 76 НУРС калибра 70 мм или ракетные комплексы «Стингер» для воздушного боя.

«Апач» - культовая машина, ставшая прообразом целого класса современных боевых вертолетов. Известность получил во время «Бури в пустыне», где, по заявлениям представителей НАТО, успешно боролся с танками. Регулярно используется ВВС Армии Обороны Израиля.
Лишь один вертолет – российский Ми-28Н «Ночной Охотник» - смог бросить открытый вызов «Апачу» во время розыгрыша индийского тендера на поставку боевых вертолетов осенью 2011 года. Но старый вояка оказался хитрее и проворнее молодого рекрута – «доведенная» за время многочисленных конфликтов электроника, позволила современной модификации AH-64D “Apache Longbow” более эффективно действовать в темное время суток. Тем не менее, индийские специалисты отмечали, что конструкция «Апача» исчерпала резервы для модернизации, а его летные ТТХ (статический и динамический потолок) уступали российскому вертолету, только начинающему свой боевой путь.

Совсем недавно, в 2002 году Ми-35 (экспортный вариант Ми-24 с современным БРЭО) ВВС КНДР «грохнул» из засады южнокорейский «Апач». Южная Корея признала потерю и потребовала от США провести бесплатную (!) модернизацию всего парка своих «Апачей» до версии «Longbow». Судятся до сих пор.

1 место – Черный Ястреб

Sikorsky UH-60 «Black Hawk” – многоцелевой вертолет
Первый полет – 1974 год
Построено – 3000 единиц
Грузоподъемность: 1500 кг грузов и различного оборудования внутри грузовой кабины или до 4 тонн на внешней подвеске. Десантная версия принимает на борт 14 бойцов.
Боевая нагрузка ударных машин: 2 пулемета, 4 точки подвески. Стандартный комплекс вооружения - НУРСы, противотанковые «Хеллфайры», контейнеры с 30 мм пушками. Морские версии вооружаются 324 мм торпедами и противокорабельными ракетами AGM-119 “Penguin”.

Без всякого преувеличения, «Черный Ястреб» - вертолет ХХI века, несмотря на то, что был создан 40 лет назад. Многоцелевой армейский вертолет был призван заменить «Ирокез», параллельно велась разработка его морской версии – «Морской Ястреб». В результате получилась универсальная платформа для всех родов войск, а по совокупности характеристик – лучший вертолет в мире.
Помимо базовой сухопутной версии UH-60, существует 2 противолодочные версии SH-60B “Sea Hawk” и SH-60F “Ocean Hawk”(оснащенные магнитометром и опускаемой гидроакустической станцией), вертолет HH-60 «Rescue Hawk» для проведения боевых поисково-спасательных и специальных операций, а также линейка моделей MH-60 «Knighthawk”, включающая палубные вертолеты, вертолеты огневой поддержки, машины для специальных операций, санитарные версии, постановщики помех и т.д. Иногда используются в качестве штабных вертолетов для чиновников высокого ранга и генералитета. Активно поставляются на экспорт.


Хорошие приборы

«Черный ястреб» до предела насыщен высокотехнологичным оборудованием, что предъявляет высокие требования к обслуживающему персоналу и не позволяет длительное время хранить его вне ангара.
Военные планируют, сделать МН-60 единым типом вертолета для всех родов войск и флота, что должно коренным образом снизить затраты и упростить обслуживание. Своим появлением он заменил армейский «Ирокез» и морской «СиСпрайт». Сейчас «Черный Ястреб» успешно дублирует задачи транспортных вертолетов и вертолетов огневой поддержки, заменяет морские тральщики MH-53 и тяжелые вертолеты SH-3 “Sea King”.

Заключение

В десятку помещается ровно 10 мест. Но почему же в рейтинг не попал культовый вертолет Ка-50 «Черная акула»? Неужели американские эксперты даже не подозревают о существовании этой машины. Несмотря на прекрасные летные характеристики и непревзойденную маневренность, было выпущено всего 15 «Акул», Ка-50 так и не вышел за рамки экспериментальной машины. Не попал в рейтинг и американский AH-56 «Шайен» - адский винтокрыл, по сравнению с которым все существующие «Кобры» и «Апачи» - гадкие утята. На испытаниях машина показала скорость более 400 км/ч! Увы, было выпущено всего 10 «Шайенов» и вертолет никогда не попал в войска.
Остается лишь резюмировать – передовая конструкция и замечательные летные ТТХ еще не делают машину лучшей. Гораздо важнее ее массовое появление в войсках (что позволяет быстро протестировать машину на всех режимах и вылечить «детские болезни», которыми страдает любая конструкция) и правильная тактика применения.

Винтокрылые машины обрели в нынешнее время широкое распространение. Боевые вертолеты, которые впервые приняли участие в военных операциях времен Корейской войны, существенно повлияли на тактику ведения боя. Таким образом, использовать вертолеты стали все армии развитых стран. Эта универсальная техника способна также перевозить грузы различного назначения, принимать участие в поисково-спасательных, разведывательных операциях, осуществлять огневую поддержку пехоты.

Лучший вертолет в нашем понимании – это совершенный летательный аппарат, способный успешно выполнять поставленные перед ним задачи в различных условиях на пределе своих возможностей. В рейтинге лучших вертолетов мира находятся только варианты военной авиации, которые прошли суровую проверку в горячих точках.

Предлагаем ознакомиться с десяткой наилучших вертолетов

10-е место – Ми-26

  • Советский тяжелый транспортный вертолет.
  • Впервые поднят в воздух в 1977 г.
  • Выпущено 310 единиц.
  • Грузоподъемность – 80 десантников или 20 т груза.

Этот вертолет по габаритам самый крупный в мире. Достижение уникальных возможностей требовало применения оригинальных технических решений. Машину оснастили восьмилопастным несущим винтом, многопоточной силовой передачей, тремя видеокамерами для наблюдения за грузом, размещенным на внешней подвеске. Вертолет применяли во время ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Его эксплуатировали для монтажа укрытия, специально укрепив толстым слоем свинцовой радиозащиты. После проведения операции все Ми-26 захоронили в Чернобыльской 30-километровой зоне.

9-е место – Westland Lynx

  • Английский многоцелевой вертолет.
  • Впервые поднят в воздух в 1971 г.
  • Выпущено 400 единиц.
  • Способен нести на борту 10 десантников и подвесное оружие в виде 4 ПКР (морской вариант) или реактивные 70-мм снаряды «Гидра», 20-мм пушки и до 8 противотанковых ракет (сухопутный вариант).

Внешний вид «Линкса» напоминает представителя гражданской авиации, но, несмотря на это, он является одним из наиболее распространенных вертолетов палубного базирования. Westland Lynx эксплуатировали в Фолклендской войне и весьма удачно. Также «Линксы» использовали в зоне боевых действий на Балканском полуострове, для блокады побережья Югославии и в 1991 г. в Ираке, где с их помощью были потоплены десантный корабль, 4 пограничных катера, тральщик Т-43 и ракетный катер.
Но не только боевые заслуги делают машину уникальной, Westland Lynx в 1986 г. установил рекорд скорости всех вертолетов серийного производства, разогнавшись до 400 км/ч.

8-е место – Boeing CH-47 Chinook

  • Военно-транспортный тяжелый вертолет продольной схемы.
  • Впервые поднят в небо в 1961 г.
  • Выпущено 1179 единиц.
  • Грузоподъемность – 12 т или до 55 людей.

Важное свойство армии любой страны – ее мобильность. Если смотреть на транспортировку личного состава военных, то весомую роль в этом процессе играют вертолеты. Особенно в таком перемещении была потребность во время Вьетнамской войны – горный рельеф и большие перепады температур мешали осуществить переброску солдат другим способом. На выручку солдатам пришел вертолет «Чинук», который был создан по оригинальной продольной схеме с применением двух несущих винтов. Во время спасательных операций во Вьетнаме был установлен рекорд – на борт вертолета приняли 147 беженцев. Этот аппарат получил сленговое прозвище «летающий вагон». Его не бросали на поле боя, специализация CH-47 заключалась в транспортировке груза с кораблей на наземные базы. Интересный факт, что во время Вьетнамской войны «Чинкоки» эвакуировали подбитой техники на общую сумму 3 млрд $.

До сих пор вертолет остается на вооружении многих стран и активно эксплуатируется.

7-е место – Bell AH-1 Cobra

  • Ударный вертолет.
  • Впервые поднят в небо в 1965 г.
  • Выпущено 1116 экз.
  • Оснащен следующим вооружением: дистанционно управляемая установка с 2 пулеметами «Миниган», 70-мм НУРСы, ракеты класса «воздух-воздух», противотанковые ракеты TOW.

«Кобры» заслуженно называют охотниками за танками, что они подтвердили успешными миссиями по уничтожению наземной техники противника в Иране, Ираке, Афганистане и других горячих точках.

Этот аппарат впервые в мире изначально проектировался как ударный вертолет. Боковые проекции кабины управления защитили композитной броней. Вертолет Cobra комплектовался мощной прицельной установкой, хорошо проявившей себя в суровых метеоусловиях. Компактные размеры вертолета способствуют его базированию на авианосцах и универсальных десантных кораблях.

6-е место – Ми-24

  • Транспортно-военный самолет.
  • Впервые поднят в воздух в 1969 г.
  • Выпущено более 2000 ед.
  • Комплектуется встроенным вооружением в виде четырехствольного пулемета калибра 12,7 мм и подвесным вооружением: НУРСы, свободнопадающие бомбы, подвесные пушечные контейнеры, противоракетный комплекс.
  • Вместительность десантного отделения – до 8 человек.

Американцы, которые сумели перехватить Ми-24, утвердительно настаивают, что это не вертолет. Несмотря на визуальное сходство, если посмотреть на аппарат с технической точки зрения, его можно определить как гибрид вертолета и самолета. Аргументами этому факту является то, что Ми-24 не способен зависать на одном месте и взлетать без разгона. Большие пилоны играют роль самолетных крыльев, создавая дополнительную взлетную силу. Американские техники провели эксперимент и выяснили, что при помощи расставленных в стороны пилонов создается до 40 % подъемной силы. Также гибрид нужно пилотировать по «самолетной» технике. Во время спада подъемной силы необходимо несколько опустить нос, как на самолете.

В создании Ми-24 реализовалась идея «летающей БМП», поэтому в нем присутствует мощный комплекс вооружения, не типичный для других стандартных вертолетов. «Самолетные качества» позволили тяжеловесу Ми-24 войти в линейку самых быстрых военных вертолетов мира (максимальная скорость – 320 км/ч).

Вертолет участвовал в военных конфликтах в Кавказских горах и на Памире, стал символом Афганской войны.

5 место – Sikorsky CH-53E Super Stallion

  • Тяжелый транспортный вертолет.
  • Выпущено 115 ед.
  • Грузоподъемность – 13 т в грузовой кабине, до 14,5 т на внешней подвеске или до 55 десантников.

Этот вертолет – глубокая модернизация знаменитого CH-53 «Си Стэльен», построенного для удовлетворения нужд ВМС США. К исходной конструкции разработчики добавили третий двигатель и семилопастный несущий винт. Вертолет CH-53E получил прозвище «создатель урагана».

Также на нем была выполнена мертвая петля. Кроме транспортных миссий, летающая лодка использовалась как минный тральщик (модификация MH-53), эксплуатировалась в ходе поисково-спасательных операций (модификация HH-53). Вертолет оснащается системой дозаправки топлива в воздухе и может находиться в полете целые сутки. Помимо операций на воде, его активно использовали в наземных миссиях. СН-53 и СН-53E выполняли огневую поддержку пеших войск в Афганистане и Иране.

4-е место – Bell UH-1

  • Многоцелевой боевой вертолет.
  • Впервые поднят в воздух в 1956 г.
  • Выпущено свыше 16 000 ед.
  • Способен разместить на борту до 14 десантников или 1,5 т груза.

Данная винтокрылая машина стала символом Вьетнамской войны. Исходя из слов ветеранов, именно Bell UH-1 стал для них родным домом. Он перевозил солдат из одной боевой позиции на вторую, снабжал военных провизией и продовольствием, осуществлял огневую поддержку и вывозил раненых. Хоть боевые потери этого вертолета немаленькие (около 3000 единиц), боевое применение можно назвать удачным. За 11 лет войны, по статистике, было совершено 36 млн вылетов. Таким образом, потери составляли 1 вертолет на 18000 вылетов – впечатляющий результат, особенно если учесть то, что этот аппарат совсем не имеет брони.
До выпуска «Кобр» именно на него возлагалась задача нанесения ударных операций. Для этого машину оснастили парой пулеметов калибра 12,7 мм и 48 неуправляемыми ракетами на подвеске.
Bell UH-1 пополнил ряды армий 70 стран мира. Его часто показывают в различных голливудских боевиках.

3-е место - Ми-8

  • Многоцелевой вертолет.
  • Впервые поднят в воздух в 1961 г.
  • Выпущено свыше 17 000 ед.
  • Грузоподъемность: 24 человека или 3 т груза.
  • В боевых модификациях оснащался 2-3 пулеметами и до 1,5 т вооружения на внешней подвеске, к которому относятся свободнопадающие бомбы, неуправляемые ракеты калибра 57 мм и противотанковый комплекс.

Хоть и создан вертолет более чем полвека назад, до сих пор он пользуется спросом, собирая покупателей со всех регионов мира. Всего насчитывается три десятка военных и гражданских модификаций. Эксплуатируют его как разведывательный вертолет, миноукладчик, танкер, воздушный командный пункт и санитарный вертолет. Гражданские варианты состоят на учете авиакомпаний, используются в сельхозработах и службами по ликвидации чрезвычайных происшествий.
Вертолет Ми-8 обладает большой степенью универсальности и выдерживает условия как морозной Сибири, так и знойной Сахары. Он применялся во всех горячих точках: Афганистан, Чечня, Ближний Восток. Заменить легендарный вертолет пока нечем.

2-е место - Boeing AH-64 Apache

  • Ударный вертолет.
  • Впервые поднят в воздух в 1975 г.
  • Выпущено 1174 ед.
  • Встроенное вооружение представлено 30-мм автоматической пушкой. Подвесное вооружение состоит из 16 противотанковых ракет Hellfire, 76 НУРС или ракетных комплексов Stinger для воздушного боя.

«Апач» послужил прообразом для создания целого ряда современных ударных вертолетов. Удачно зарекомендовал он себя в знаменитой операции «Буря в пустыне», успешно борясь с танками. Стоит на вооружении и активно эксплуатируется ВВС Израиля.
Заменить «Апач» в израильской армии, скорее всего, придется российскому Ми-28Н, который имеет лучшие тактико-технические характеристики и выиграл тендер на поставку в Израиль в 2011 г.
В 2002 г. был сбит южнокорейский Boeing AH-64 Apache северокорейским Ми-35. Южная Корея судится с производителем по этому поводу за обновление всего парка этих вертолетов до версии Longbow.

1-е место - Sikorsky UH-60 Black Hawk

  • Многоцелевой вертолет.
  • Впервые поднят в воздух в 1974 г.
  • Выпущено 3000 ед.
  • Грузоподъемность – 1,5 т груза на борту и до 4 т на внешней подвеске. Десантный вариант способен разместить до 14 солдат.
  • Вооружен двумя пулеметами и четырьмя точками для подвески оружия. В комплекс вооружения входят НУРСы, контейнеры с 30-мм пушками, противотанковые «Хеллфайры». Морские варианты комплектуются противокорабельными ракетами AGM-119 Penguin и 324-мм торпедами.

«Черный ястреб» можно смело назвать вертолетом 21 века. Он предназначался для замены «Ирокез», параллельно велась разработка морской версии. В результате получился уникальный вертолет, который подходит для любого рода войск и обладает лучшими характеристиками в мире.
Кроме сухопутной версии UH-60, существуют 2 противолодочные модификации SH-60F и SH-60B (с гидроакустической станцией и магнитометром), модификация HH-60, выпущенная для специальных боевых спасательных операций, множество санитарных версий, постановщиков помех и т.д. Иногда его заказывают для трансфера чиновников высокого ранга и генералитета. Вертолет Sikorsky UH-60 Black Hawk активно экспортируется во все регионы мира.

«Черный ястреб» создан из прочных материалов и укомплектован новейшим оборудованием, что дает возможность его длительного хранения за пределами ангара.

До недавнего времени была армейская авиация. Сегодня же она не только развивается по многочисленным направлениям, но и имеется декларация по ее преобразованию в главную ударную силу из средств поддержки Сухопутных войск. Ярким примером подобного преобразования стало создание и внедрение в войска новейшего ударного вертолета Caic WZ 10. Буквы WZ означают Wuzhuang Zhishengji, которые буквально означают «вооружённый вертолет».

История создания вертолета WZ-10

Caic wz 10 – китайский ударный вертолет, который принят на вооружение армии Китая в феврале 2011 года. Официальная версия Китая гласит, что caic wz 10 – это собственная разработка, однако вертолет разрабатывался с участием российских специалистов. Ударный вертолет wz 10 был построен по проекту 941, который был разработан в 1995 году России.

Проектирование вертолета осуществлялось в КБ «Камов» по заказу правительства КНР в соответствии с требованиями, по которым летательный аппарат должен иметь массу шесть тонн, а также другие летные характеристики. Участие российских специалистов в создании WZ-10 ограничивалось лишь проектированием машины. Китай самостоятельно строил все летные прототипы для проведения испытаний, а также серийные машины. Специалисты из поднебесной сами производили доработку проекта.

Первый полет вертолета осуществился в 2003 году. Производство началось с 2010 года, а на вооружение НОАК WZ-10 поступил в феврале 2011 года.

Технические характеристики вертолета WZ-10

Вертолет Caic WZ 10 имеет следующие технические характеристики:

  • Экипаж составляют 2 человека: оператор вооружения и пилот.
  • Длина фюзеляжа составляет 14,5 м.
  • Диаметр несущего винта составляет 13 м.
  • Масса пустого вертолета составляет 5540 кг.
  • Масса снаряженного вертолета составляет 7000 кг.
  • Максимальная взлетная масса составляет 8000 кг.
  • Силовая установка состоит из 2-х турбовальных двигателей Zhuzhou WZ-9.
  • Мощность двигателей составляет 2×1285 л. с.
  • Максимальная скорость составляет 300+ км/ч.
  • Крейсерская скорость составляет 270+ км/ч.
  • Практический потолок составляет 6400 м.

Вооружение:

  • Стрелково-пушечное вооружение включает 1×23-мм пушку.
  • 4 точки подвески.
  • Управляемые ракеты:
    • неуправляемые ракеты включают 4 блока калибра 90-мм или 57-мм;
    • ракеты «воздух-воздух» включают TY-90;
    • ракеты «воздух-земля» включают до 8×ПТУР HJ-10 «Красная стрела».

Особенности конструкции вертолета WZ-10

  1. Вертолет создан по классической одновинтовой схеме с хвостовой опорой и убираемым трехопорным шасси. Узкий фюзеляж, который трапециевиден в сечении, выполнен с применением композитных материалов, а также оснащен коротким крылом.
  2. Экипаж располагается тандемно. Остекление и кабина вертолета бронированы. Для безопасности во время аварийной посадки шасси выполнено энергопоглощающим и неубираемым. Бортовое оборудование пилотов выполняет принцип стеклянной кабины, для чего установлены большие МФИ. Кресла членов экипажа и фюзеляж выполнены с учетом возможности относительно грубой аварийной посадки.
  3. Caic WZ 10 оснащен 2 турбовальными двигателями. Используются меры по снижению ИК заметности. Лопасти сделаны из композитных материалов, а несущий винт состоит из 4-х лопастей.
  4. Система управления вертолета — электро-дистанционная.
  5. Корпус WZ-10 сделан по технологии стелс.
  6. Вооружение вертолета включает ОПС, который размещен в носовой части, а также управляемую поворотную пушку калибра 23-мм. Крепление управляемых ракет осуществляется на 4 точках подвесках крыльев.

В 2012 году случился «Двигательный» скандал. Власти США оштрафовали корпорацию United Technologies, относящуюся к одной из крупнейших финансово-промышленных групп Америки, на $75 миллионов за поставки двигателей Китаю нелегально. Двигатели предназначались для вертолетов WZ-10. Производством двигателей занималась компания из Америки Pratt & Whitney, дочка United Technologies. Она долгие годы продавала двигатели в Китай для пассажирских и гражданских транспортных вертолетов.

Двигатели, которые поставлялись для WZ-10, отличались от гражданских версий только программным обеспечением. В результате Китаю пришлось отказаться от двигателей PT6C-76C, которые стояли на первых прототипах. На серийные машины стали ставить менее мощные двигатели WZ-9, произведенные в Китае.

Китай долгое время утверждал, что Caic WZ 10 – это полностью китайская разработка. Однако в 2013 году Сергей Михеев, генеральный конструктор ОАО «Камов», на выставке Heli-Expo сообщил, что вертолет был создан на базе эскизного проекта «941» и эта информация довольно долго держалась в секрете.

Видео о китайском вертолете WZ-10

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

mob_info