Конспект занятия по рисованию для детей старшей группы. Осень

Конспект занятия по рисованию «Золотая осень» в старшей группе.

Составила: Воспитатель Строкова Татьяна Валерьевна
Программные задачи: 1. Воспитывать интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени. 2. Развивать чувства композиции, цветовосприятия. 3. Продолжать учить детей отражать в рисунке осенние впечатления, рисовать разнообразные формы деревьев, большие, маленькие, высокие, стройные, продолжать изображать листья. 4. Закрепить приемы работы кистью (концом кисти всем ворсом). 5. Правильно располагать сюжет на бумаге. 6.Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе.
Материалы и оборудование: бумага акварельная формата А 4, акварельные краски, кисти № 1, №4, салфетка, непроливайка.

Предварительная работа педагога: чтение стихов, рассказ про осень, подбор иллюстрации к занятию, картин об осени, беседа, наблюдение на прогулке, написание конспекта, подготовка материала к занятию.

Ход занятия:

Сегодня у нас необычное занятие мы отправляемся с вами в необычное путешествие в художественную галерею где рассмотрим произведения русских художников на тему " Золотая осень ". Показ картин русских художников на тему " Золотая осень"


Воспитатель: Ребята! Скажите, пожалуйста, какое время года изображено на картинах? Дети: Осень
Воспитатель: Правильно осень.
Воспитатель : Ребята! Какая бывает осень?
Дети: Холодная, дождливая, хмурая, золотая, солнечная.
Воспитатель: Кто знает почему осень называют золотой?
Золотые листья, золотые деревья.

Дети: потому что осенью все листья на деревьях, кустарниках становатся желтыми и потому все кажется золотым

На земле повсюду лежат желтые, оранжевые листья –как золотой ковер.

Воспитатель: еще ребята, когда идет дождик на листочках бывают капли и когда они блестят, листья кажуться золотыми,

Ребята, а вы знаете, как называется осеннее явление, когда с деревьев опадают листья?
Дети:
- Это листопад.
Воспитатель:
- Верно. А почему деревья сбрасывают листья осенью? (становится холодно, зимой веточкам будет тяжело держать листья и снег, зимой дерево спит, отдыхает).
Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень – и листья на деревьях меняют свой зелёный цвет на жёлтый или красный и опадают. Это происходит потому, что вода замерзает и прекращает поступать в веточки и листья. Дерево засыпает на зиму.

Листья опадают осенью со всех деревьев. Ветром их разносит по улицам и паркам. На следующий год на деревьях появляются новые листики.
Послушайте стихотворение, которое называется «Листопад».
Опавшей листвы разговор еле слышен:
- Мы с клёнов…
- Мы с яблонь…
- Мы с вязов…
- Мы с вишен…
- С осинки…
- С черёмухи…
- С дуба…
- С берёзы…
Везде листопад:
На пороге – морозы!
Ю. Капотов
Воспитатель:
- Осенью листья на деревьях становятся не только жёлтыми, а и красными, оранжёвыми, коричневыми и даже фиолетовыми. Цвет листьев зависит от того, какая стоит погода: чем солнечнее осенние дни, тем ярче краска. Многие художники очень любят рисовать осеннюю природу именно из-за этого разноцветья. Сегодня я хочу предложить вашему вниманию репродукции русских художников. Само название картин говорит о том, какое время года изобразили на ней художники.
Глядя на эти картины и наблюдая за природой на прогулке, мы с вами можем убедиться в том, что осень – сама придумывает наряды деревьям, кустарникам, всей природе, будто устраивает конкурс, у кого листья ярче и красивее. Хочется любоваться ими каждый день.
Как обидно.
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, жёлтый, золотой –
Как хорош ты, лист цветной!..
А ветер щёки толстые
Надул, надул, надул.
И на деревья пёстрые
Подул, подул, подул!
Красный, жёлтый, золотой…
Облетел весь лист цветной!..
И. Михайлова
Воспитатель: Сейчас возьмем в руки кисти давайте потренеруемся.

Ствол дерева рисуем сверху вниз, к низу дерево утолщается. До конца травки ее рисуем, чтоб дерево у нас в воздухе не висело, веточки на дереве рисуем концом кисти, они тянуться к солнцу. Воспитатель: какую краску берём чтобы нарисовать дерево?Дети: коричневую. Воспитатель: когда будем рисовать листья, кисть прикладываем всем ворсом. Воспитатель:Какую краску берём чтобы нарисовать листья?Дети: зеленые, жёлтые, оранжевые, красные.

Воспитатель: приступаем к работе.

Во время занятия воспитатель обращает внимание на тех детей у кого не получается. Подбадривает. Помогает.


1 . Рисуем небо.Используем кисть номер 4 . Большими мазками наносим голубую краску с лево на право, направление мазка не меняем.


2 . Второй цвет желтый. Напоминаем детям направление мазка слево на право.


3. На следующем этапе нашей работы необходимо на нести ещё два цвета это оранжевый и коричневый. Напоминаем детям направление мазка не меняем с лево на право. Ждём несколько минут когда краска высохнет.


4. На следующем этапе работы рисуем деревья кисть номер 1.


5. Рисуем листья разного цвета, жёлтые, зеленые, оранжевые, красные. (Листопад).

Воспитатель собирает все работы, и устраивает вернисаж из детских работ. Видите, ребята, какие замечательные картины у вас получились вы были настоящими художниками.


Воспитатель : Что мы с вами рисовали
Дети : Золотую осень.
Воспитатель: Вам нравятся ваши работы? Дети: да.
Давайте похлопаем сами себе.

Ольга Морозова
Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Идет дождь»

Морозова Ольга Анатольевна

«Идет дождь » . Конспект занятия по художественному творчеству (рисование ) в старшей группе

Тема : «Идет дождь »

Образовательная область : «Художественно-эстетическое развитие»

Цель : Развивать умение детей образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни.

Задачи : Учить детей образно отражать в рисунках впечатления от окружающей жизни. Закреплять умение строить композицию рисунка. Учить пользоваться приобретенными приемами для передачи явления в рисунке. Упражнять в рисовании простым графитным и цветными карандашами (цветными восковыми мелками, угольным карандашом, сангиной) .

Материалы и оборудование : Графитный карандаш, цветные карандаши или восковые мелки, лист А-4 (на каждого ребенка) .

Ход занятия.

Загадываем загадки :

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём ,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят… (Осень)

С неба капает уныло –

Всюду мокро, влажно, сыро.

От него легко укрыться,

Стоит зонтику раскрыться (Дождь )

Ответы детей.

Молодцы ребята! А теперь давайте посмотрим на картинки, что на них изображено?

Ответы детей.

Правильно ребята, дождь , а какое время года?

Ответы детей.

Правильно ребята, осень!

Ребята, любите ли вы когда идет дождь ? Почему?

Игра «Какой бывает дождь . По цепочке, каждый, называет слова, каким бывает дождь , но повторяться нельзя. (сильный, холодный, проливной, грибной, мелкий, моросящий, пронизывающий, тёплый и т. д.)

Игра «Какая погода бывает осенью?»

Когда идет дождь погода какая - дождливая , когда дует ветер – ветреная, холодно - холодная, пасмурно - пасмурная, сыро - сырая, хмуро – хмурая, ясно - ясная.

Дид. упр. «Подбери действие»

Ход : Листья осенью что делают? (желтеют, опадают, летят и т. д.) Дождь осенью (идет , моросит и т. д.) Птицы осенью (улетают, готовятся и т. д.) Деревья осенью (роняют листья, засыпают и т. д.) Звери осенью (готовятся к зиме, меняют шубки и т. д.)

Пальчиковая гимнастика «Дары осени»

Солнце, солнце, веселей,

Посвети, ещё погрей!

Сжать пальцы в кулак, разжать

Дождик , дождик , не мешай

Собирать нам урожай :

Груши, яблоки в садах,

Помидоры на полях.

Свёклу, редьку и картошку.

И, конечно же, морковку.

При перечислении загибать по одному пальцу на левой руке, а затем – на правой

Чтоб когда придет зима ,

Были полны закрома.

Сжать пальцы в кулак

Ребята, расскажите, как готовятся к зиме звери? Птицы?

Звери строят норы, делают запасы. Барсуки собирают коренья, белочки делают запасы в дуплах. Зайцы начинают менять шубки, кроты и мыши собирают колоски. Птицы начинают улетать в теплые края.)

Все птицы улетают? Как мы называем птиц которые остаются?

Еще осенью часто идут дожди и люди идут по улицам под зонтами. Давайте с вами нарисуем дождливый осенний день на селе, в поле. Сначала рисуем местность : лес, поле, дождь рисуем в последнюю очередь. Вспоминаем разные способы рисования дождя , травы, деревьев.

В конце рассмотреть все рисунки, отметить наиболее выразительные, включающие новые изображения.

В конце занятия рассматриваем все рисунки, отмечаем наиболее выразительные, включающие новые изображения.

Конспект занятия по рисованию нетрадиционной техникой

Тема: «Дождливая поздняя осень».

(Старшая группа)


Программное содержание:
    Развивать представление о том, что через подбор красок можно передавать в рисунке определенную погоду и настроение, характерные для дождливой поздней осени. Познакомить детей с новым способом выразительного изображения колорита поздней осени, используя рисование восковой свечой. Формировать навыки влажного тонирования бумаги акварелью, а так же отпечатывание раскрашенных краской засушенных листьев. Развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение и творческую активность Воспитывать интерес к пейзажной живописи и к самому процессу рисования.

Предварительная работа:

    Чтение стихов русских поэтов А. Н. Плещеева, А. С. Пушкина и др. Рассматривание репродукций «Нахмурилась» (осень) С. Жуковского, «туман. Осень», «Поздняя осень» И. И. Левитана и др. Слушание музыки П. И. Чайковского «Времена года» «Осень» Наблюдение за небом, деревьями, дождем на прогулке. Сбор и сушка осенних листьев, оформление гербария.
Материал и оборудование:
    Листы белой бумаги для рисования Акварельные краски, гуашь Простые карандаши Широкая кисть для смачивания бумаги Беличьи кисти №6, №2 Кусочки белой парафиновой свечи Баночки с водой, подставки для кистей, клеенка, салфетки

Ход занятия


1часть. Формирование замысла
Воспитатель предлагает детям взглянуть за окно, обращает внимание, что закончилась золотая осень. Все чаще небо заволакивают тяжелые серые тучи, и идет холодный моросящий дождь. С деревьев опали все листья на мокрую темную землю. Наступила поздняя осень. Поэт М. П. Чехов так писал об этом времени: Все дождь и дождь. Повсюду лужи, На землю с крыши потоки льют. Что день, то пасмурней и хуже, И от осенней острой стужи Не знаешь, где найти приют.
Все дождь и дождь… увяли розы, Цветы озябли, не цветут, И на деревьях только слезы… Еще неделька – и морозы К нам грозно с севера придут.
Воспитатель обращает внимание на репродукции картин поздней осени и предлагает определить гамму красок, которую использовали художники при рисовании поздней осени (серый, коричневый, черный все темные цвета и совсем мало желтого, красного и др. ) Предлагает детям стать художниками и нарисовать красками свою позднюю осень с ненастной дождливой погодой.
Воспитатель показывает, новый прием рисования дождя: - Прежде чем начнете рисовать, я обучу вас одному простому, но очень интересному и необычному приему, которого вы еще не знаете. Я покажу как можно изобразить на бумаге дождь. Возьмем простой карандаш и на белом листе бумаги наметим косые струи дождя. Помните загадку «Долговяз в земле увяз». Не забудем отметить карандашом линию земли и нарисуем, как струи дождя льются с неба на землю.
- А теперь возьмем кусочек свечи - он у вас на столе - и проведем им, нажимая со средней силой, по карандашным линиям дождя. Воспитатель задает вопрос:
-Как же нам увидеть дождь на рисунке? Что нужно сделать? (раскрасить лист бумаги ).
Воспитатель предлагает детям вспомнить, как можно получить размытые тона для создания фона картины (прием тонирования бумаги по сырому). Воспитатель уточняет технику рисования по сырому: - Хочу напомнить вам прием тонирования по сырому. Лист бумаги слегка смачиваем водой широкими мазками широкой кисточкой. Потом по мокрому листу наносим краску нужного нам цвета и подходящую данному колориту рисунка, наносим так, чтобы границы краски соприкасались, доже слегка заходили друг на друга. Так одним цветом можно выделить землю, а другим небо, и граница между ними, получается размыта. Воспитатель задает вопрос: -Какую гамму красок вы будете использовать при рисовании хмурой, дождливой, пасмурной погоды? (серую, черную, фиолетовую, коричневую, темно-синюю …) Воспитатель предлагает детям подумать: -Как можно изобразить с помощью отпечатывания сухими листьями голые деревья? (можно закрасить не весь засушенный лист, а нанести краску толстой кистью только вдоль его прожилок ).

Физминутка

2 часть. Самостоятельная деятельность детей.


Воспитатель предлагает детям приступить к работе поэтапно:
    Набросок дождя простым карандашом и прорисовка дождя восковой свечой. Тонирование бумаги по сырому, используя темную гамму красок. Отпечатывание сухими листьями деревьев.
(Вовремя, самостоятельной работы детей, включить запись музыки П. И. Чайковского «Времена года» «Осень»).

3часть Анализ детских работ.

    Дети рассматривают работы. Дают названия своим картинам. Поясняют, какой месяц и какая погода нарисована. Рассказывают, какими способами рисовали. Какими материалами пользовались Какое настроение вызывают рисунки детей.
Воспитатель предлагает послушать отрывок из стихотворения Н. Рубцова.
Мелкий, дремотный, без меры, Словно из множества сит, Дождик знобящий и серый Все моросит, моросит.. Жнивы, деревья и стены В мокрых сетях полутьмы Словно бы ждут перемены Чистой, веселой зимы!
- Мне кажется, ребята, что это стихотворение очень хорошо отражает настроение, которое создают ваши картины. И вселяет в нас радость скорого прихода долгожданной зимы. Вы сегодня все отлично поработали. Спасибо вам за творчество.

Конспект занятия по рисованию «Дождь идёт» (средняя группа).

Загадываем загадки :

Что ни день, то платьице пестрее,

Как-то ярче, краше, веселее…

Что это за девица-красавица

Очень уж спешит всем нам понравиться?

Только вот погода чаще хмурится…

Время года – ну какое же на улице? (Осень)

Шумит он в поле и в саду, А в дом не попадает.

И никуда я не иду, Покуда он идёт. (Дождь ) Ответы детей.

Молодцы ребята! А теперь давайте посмотрим на картинки, что на них изображено? Ответы детей.

Правильно ребята, дождь , а какое время года? Ответы детей.

Игра «Какая погода бывает осенью?»

Когда идет дождь погода какая - дождливая, когда дует ветер – ветреная, холодно - холодная, пасмурно - пасмурная, сыро - сырая, хмуро – хмурая, ясно - ясная.

Дид. упр. «Подбери действие»

Ход : Листья осенью что делают? (желтеют, опадают, летят и т. д.)

Дождь осенью (идет , моросит и т. д.)

Птицы осенью (улетают, готовятся и т. д.)

Деревья осенью (роняют листья, засыпают и т. д.)

Звери осенью (готовятся к зиме, меняют шубки и т. д.)

Динамическая игра « Дождик »

Дождик, дождик, лей да лей. (Дети на ладошке пальцами показывают капли дождя )

Мокрых капель не жалей.

Мы в ладоши хлопаем стихотворения )

Мы ногами топаем.

Вышло солнышко опять и

дети все идут гулять. (Выполняют движения согласно текста стихотворения )

Молодцы ребята, теперь, когда мы с вами поиграли, давайте мы с вами нарисуем дождливый осенний день на селе, в поле или городе. Сначала мы рисуем местность : лес, поле, деревья, дождь рисуем в последнюю очередь. Вспоминаем различные способы рисования дождя, травы, деревьев.

Конспект занятия по рисованию в старшей по нетрадиционной технике

(рисование на мокрой бумаге)

Тема "Дождик, дождик пуще!"

Цель: Знакомство с нетрадиционной техникой рисования: на мокрой бумаге кисточкой, красками, клейстером.

Задачи:

    Учить детей новой техникой рисования: капельки дождя - клейстером с помощью бутылочки, располагая их по всей плоскости листа; упражнять детей рисовании цветных полос кисточками на мокром листе.

    Развитие воображения, цветовосприятия, эмоций.

    Воспитывать аккуратность при работе с краской, интерес к нетрадиционной технике рисования.

Материалы : большой зонт; Материал: белые листы бумаги, краски, кисти, баночки с водой, поролоновые губки, бутылочки с клейстером, влажные салфетки, палитры.

Техника : рисование пальчиками

Предварительная работа: наблюдение за дождем; рассматривание иллюстраций, разучивание загадок, песенок, стихотворений; закреплять в игре; рисование дождя пальцами, ватными палочками.

Способы рисования: на мокрой бумаге; клейстером.

Ход занятия:

Дети стоят полукругом

Воспитатель: загадывает загадку:

"Меня частенько

Просят, ждут,

А только покажусь,

Так прятаться начнут.

(ответы детей - дождь)

Ребята, я хочу поиграть с вами в игру «Солнышко и дождик». Когда я скажу слово «дождик» мы будем прятаться под зонтом. Когда скажу «солнышко» мы пойдем гулять. Согласны? (да, ребята начинают играть)

Любите ли вы когда идет дождь? Почему?(нет, да; холодно. сыро)

Воспитатель: Какой бывает дождь? (ответы детей - холодный, теплый, сильный, грозовой, слепой).

Зачем нужен дождик? (дождик нужен деревьям, траве, цветочкам, овощам) - Хотите и мы с вами нарисуем дождик ?(соглашаются).

Пальчиковая гимнастика "Солнце и дождик"

Дождик, дождик, веселей!

(каждым пальцем правой руки стучат по левой ладошке)

Капай, капай, не жалей!

(каждым пальцем левой руки стучат по правой ладошке)

Только нас не замочи! (изображать "брызги")

Зря в окошко не стучи!

(правый кулачек стучит 2 раза по левому, затем меняем руки)

Брызни в поле гуще (изображать "брызги")

Станет травка гуще. (скрестить ладошки, пальцы растопырены).

Воспитатель: ну вот наши пальчики готовы?

Садимся на рабочее место. Сегодня будем рисовать дождик. Но для начала будем рисовать фон. Берем смоченную в воде поролоновую губку и смачиваем ей весь лист бумаги. Набираем по желанию любую краску на кисточку и проводим горизонтальные полосы, чередуя краску по цвету. Дети рисуют фон. воспитатель: Теперь приступаем к рисованию дождя, дети берут бутылочки. Ребята, бутылочки непростые, они волшебные. В каждой бутылочке живут капельки - "капитошки". Выдавливаем по всему рисунку капельки клейстера. Подсыхая, капельки клейстера, создают иллюзию дождя.

Какие мы с вами сегодня молодцы! Смотрите какой сильный получился дождь у …… А у ….. дождь получился слабый. Сейчас наши тучки мы разместим на выставку и вечером вы обязательно покажите мамам и папам свой дождик. Оформляется выставка рисунков.

mob_info