Особенности формирования статьи 38 статута мс оон. Устав организации объединенных наций

Международное право как особая система права. Система современного международного права.

Международное публичное право - это особая глубоко структурированная система права, регулирующая отношения между субъектами по поводу их взаимной правовой близости.

МП (Бекяшев) - это система международных договорных и обычных норм, создаваемых государствами и др субъектами международного права, направленных на поддержание мира и укрепления международной безопасности, установления и развития всестороннего международного сотрудничества, которые обеспечиваются добросовестным выполнением субъектами международного права своих международных обязательств, а при необходимости и принуждения, осуществляемым гос-ми в индивидуальном или коллективном порядке в соответствии с действующими нормами международного права.

Особенности и специфика международного права:

1) особый предмет правового регулирования - международное право регулирует общественные отношения, выходящие за пределы как внутренней компетенции, так и территориальных границ государств.

2) особые субъекты международного права, которыми главным образом выступают государство, нации и народы, борющиеся за свободу, независимость и создание собственной государственности. Сами ФЛ и ЮЛ не являются самостоятельными субъектами международного права! международные межправительственные организации, государственно подобные образования (государство подобные образования - пример, Ватикан).

Это те участники международных отношений, которые обладают международными правами и обязанностями и которые осущ их в соотв с международным правом.

3) Особые объекты международного права - все то, по поводу чего субъекты вступ в некие отношения. Объект - международные либо межгосударсвтенные отношения, которые не относятся к исключительно внутренней компетенции гос-ва и выходят за пределы гос территории каждого конкретного гос-ва.

4) Особый порядок нормообразования - нормы международного права создаются непосредственно самими субъектами международного права, но и в первую очередь гос-ми, это происходит путем свободного согласования воль суверенных государств и выражения этой согласованной воли в заключаемых между ними международных договорах. Государства вправе делать оговорки в отношении неприемлимых для них норм отдельных статей договора или вообще государство в праве отказаться от участия в международном договоре.

5) Особый порядок принуждения к соблюдению норм международного права - принуждение субъектов международного права осущ самими субъектами МП на основе действующих международно-правовых норм. Применение к нарушителю норм международного права международно-правовых санкций (свойственно деятельности международных организаций - ООН, Совет безопасности ООН).

6) Особые источники МП: международные договоры и международные обычаи.

Система МП -совокупность международных норм, институтов и отраслей МП, взятых в своем единстве и взаимозависимости. Ядром системы МП являются императивные нормы, воплощенные в основных принципах МП. Отрасль МП -совокупность обычно-правовых кодифицированных в международном договоре международно-правовых норм, регулирующих отношения субъектов МП в одной какой-то широкой области их международного сотрудничества (право международных договоров, право внешних сношений, право международных организаций, право международной безопасности, международное экологическое право, международное гуманитарное право, международное морское право, международное космическое право).Институт права -это совокупность международно-правовых норм, касающихся отношений субъектов МП по какому-либо определенному объекту правового регулирования или устанавливающих международно-правовой статус или режим использования какого-либо района, сферы, пространства или др. объекта (институт дипломатических представительств и привилегий). В числе проблем систематизации МП можно назвать проблему определения отраслевой «прописки» нескольких групп норм, регламентирующих режим определённых территорий(пространств). Например, вопросы правового статуса государственной территории, включая участки с особым режимом, правового статуса Антарктики «выпали» из отраслевой классификации.

Функции МП:

1) охранительная - разрешение международных споров и др.

2) регулятивная

3) функция координации (управления) - направлена на координацию межгос сотрудничества, управление международной деятельностью гос-в.

Международная система (в широком смысле) - совокупность включающую:

1) самые разнообразные субъекты международной системы либо акторымеждународ системы (actors)

2) отношения между многочисленными субъектами международной системы (политические, социальные и др.).

3) совокупность правовых систем, в т.ч. национальных в рамках которых осуществляются отношения между субъектами международной системы

Узкий смысл - совокупность, ктр включает:

1) субъектов МП - это именно властные субъекты - гос-во, международные организации и др

2) международные отношения, т.е. отношения между субъектами МП

3) само международно-публичное право, в рамках которой действую субъекты МП

Международная нормативная система включает:

1) собственно МП

2) политические нормы - сущ в декларациях, совместных заявлениях, резолюциях международных совещаний, резолюций международных совещаний, коммюнике. Данные нормы представляют собой согласованную волю гос-в, но не имеют обязательной юр силы.

3) нормы международного "мягкого права" (softlaw) - содерж в резолюциях международных организаций, некие согласованные договоренности, согласованные положения, но у которых нет обязат юр силы, но в отнош участников этой междорганизац, ктр выразили желание обяз-ти для них таких норм - они должны следовать этим нормам.

2.Источники современного международного права: договор, обычай, общие принципы права. Процесс создания норм современного международного права. Вспомогательные источники.

Все источники в рамках МП, как правило, объединяют в 3 группы:

1) основные источники: международные договоры, межд-прав обычаи и общие принципы права

2) производные либо вторичные источники: резолюции и решения международных организаций

3) вспомогательные источники: судебные решения, доктрина наиболее квалифицированных специалистов, односторонние заявления гос-в.

Ст. 38 Статута Международного суда ООН - примерный перечень источников

1. Основные источники:

1) международный договор - в соотв с пп. а п. 1 ст 38 Статута - международный суд, при решении переданных ему споров применяет международные Конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими гос-ми. Согласно Венской конвенции "О праве международных договоров" 1969 года договор означает международное соглашение, заключенное между гос-ми в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того содержится ли такое соглашение в одном док-те, в 2-х или нескольких связанных между собой док-х, а также независимо от его конкретного наименования. Международымдог-м придается большое значение, считается, что это не идеальный инструмент регулирования, т.к. процесс согласования межд дог-ра очень долгий, а отношения достаточно динамическими.

Классификация межд дог-в

Данные акты должны отвечать требованиям нормо-образования.

Наряду с вышеперечисленными источниками международного права существует концепция «мягкого права», которая включает в себя акты рекомендательного характера или программные установки международных органов и организаций, в первую очередь это относится к актам (резолюциям) Генеральной Ассамблеи ООН .

Статья 38 Статута Международного Суда ООН содержит перечень источников международного права, на основании которых Суд должен разрешать споры. К ним относятся:

  1. международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами ;
  2. международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;
  3. общие принципы права , признанные цивилизованными нациями;
  4. судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Международный договор – это соглашение между государствами или иными субъектами международного права, заключенное в письменной форме, содержащее взаимные права и обязанности сторон независимо от того, содержатся они в одном или нескольких документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Международный обычай – это доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы (ст. 38 Статута Международного Суда ООН). Международный обычай становится источником права в результате длительной повторяемости, т. е. устойчивая практика – это традиционное основание признания обычая как источника права. Возможно становление обычая в короткий промежуток времени.

К актам международных конференций можно отнести договор как результат деятельности конференции, созданной специально для разработки международного договора государств, который ратифицирован и введен в действие.

К актам международных организаций можно отнести акты Генеральной Ассамблеи ООН.

международный суд ООН (один из шести главных органов Организации Объединённых Наций, учреждённый Уставом ООН для достижения одной из главных целей ООН «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира».

Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет:

Общепризнанно, что источники современного международного права перечислены в пункте 1 статьи 38 Статута Международного суда ООН, который гласит:

Помимо судебной, Международный суд осуществляет консультативную функцию. Согласно статье 96 Устава ООН, Генеральная Ассамблея или Совет Безопасности могут запрашивать у Международного суда консультативные заключения по любому юридическому вопросу. Кроме того, другие органы ООН и специализированные учреждения, которым Генеральная Ассамблея может дать в любое время разрешение на это, могут также запрашивать консультативные заключения Суда Источники права, применяемые Судом

d) с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Суд функционирует в соответствии со Статутом, который является частью Устава ООН, и своим Регламентом.

Статут Международного Суда ООН и источники международного права.

по юридическим вопросам, возникающим в пределах их круга деятельности.

Статья 38 статута суда оон

Средняя продолжительность рассмотрения дела в суде примерно 4 года.

Для того чтобы быть избранным, кандидат должен получить абсолютное большинство голосов в обоих органах. В целях обеспечения преемственности в составе Суда не все сроки полномочий 15 судей истекают в одно и то же время. Каждые три года проводятся выборы одной трети членов Суда.

На Суд возложена двойная функция: разрешение в соответствии с международным правом юридических споров, переданных ему на рассмотрение государствами, и вынесение консультативных заключений по юридическим вопросам. Согласно статье 96 Устава ООН, Генеральная Ассамблея ООН или Совет Безопасности ООН могут запрашивать у Международного суда консультативные заключения по любому юридическому вопросу.

Международный суд состоит из 15 независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства, из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права.

3. Егоров А.А. Признание и исполнение судебных решений стран-участниц Минской конвенции СНГ // Законодательство и экономика. 1998. № 12 (178).

1. Даниленко Г.М. Обычай в современном международном праве. М.. Наука, 1988.

2. Винникова Р.В. Имплементация норм международного права в арбитражном процессе Российской Федерации: Автореф. . канд. юрид. наук. Казань, 2003.

В целом, проблема обычных норм международного права является одной из самых сложных теоретических проблем международного права. Именно поэтому вопрос об обычных нормах международного права был предметом постоянного внимания специалистов в течение столетий.

Приведите 2 - 3 примера международных обычаев и установите факт их признания Российской Федерацией, используя по возможности практику государств или какие-либо косвенные признаки, подтверждающие ее: внешнеполитические документы правительственные заявления, дипломатическую переписку, описание обычной нормы в национальном законодательстве, определенные акции, свидетельствующие о наличии требований в связи с; невыполнением обычая, отсутствие протестов против действий, составляющих обычай.

О каком международном обычае — универсальном или локальном — идет речь в данном случае? Может ли обычай состоять из комплекса международных норм? Что понимается под доказательством существования обычая?

II. В Арбитражный суд Тюменской области в январе 2002 г. поступили судебные документы и ходатайство Хозяйственного суда Могилевской области (Республика Беларусь) о признании и разрешении принудительного исполнения на территории России решения данного суда о взыскании денежных сумм в доход бюджета Республики Беларусь с ЗАО, находящегося в г. Тюмени. Среди документов российскому арбитражному суду был представлен исполнительный лист суда, вынесшего соответствующее решение.

2) санкционирование государством такой практики, а именно: возникающего на ее основе правила поведения.

III. Составьте 5 тестовых заданий (по 10 вопросов в каждом), охватывающих все темы курса «Международное право». В качестве приложений представьте правильные варианты ответов к Вашим тестам.

Договор и обычай является универсальными источниками, юридическая сила которых вытекает из общего международного права; правотворческие решения организаций является специальным источником, юридическая сила которого определяется учредительным актом соответствующей организации.

Нажмите, чтобы зарегистрироваться. Работа будет добавлена в личный кабинет.

5. Эти оклады, прибавки и вознаграждение устанавливаются Генеральной Ассамблеей. Они не могут быть уменьшены в течение срока службы.

3. Он также извещает Членов Объединенных Наций, через посредство Генерального Секретаря, а также другие государства, имеющие право доступа к Суду.

1. Каждому судебному заседанию ведется протокол, подписываемый Секретарем и Председателем.

3. Вышеуказанные заявления могут быть безусловными, или на условиях взаимности со стороны тех или иных государств, или же на определенное время.

Международный Суд

1. Официальными языками Суда являются французский и английский. Если стороны согласны на ведение дела на французском языке, то решение выносится на французском языке. Если стороны согласны на ведение дела на английском языке, то решение выносится на английском языке.

6. Оклад Секретаря Суда устанавливается Генеральной Ассамблеей по представлению Суда.

Камеры, предусмотренные статьями 26 и 29, могут, с согласия сторон, заседать и выполнять свои функции в других местах, помимо Гааги.

После получения доказательств в установленные для этого сроки Суд может отказать в принятии всех дальнейших устных и письменных доказательств, которые одна из сторон пожелала бы предъявить без согласия другой.

6. Судьи, избранные согласно изложенному в пунктах 2, 3 и 4 настоящей статьи, должны удовлетворять условиям, требуемым статьей 2 и пунктом 2 статьи 17 и статьями 20 и 24 настоящего Статута. Они участвуют в принятии решений на равных правах с их коллегами.

3. Суд обязан по ходатайству любой стороны предоставить ей право пользоваться другим языком, помимо французского и английского.

При осуществлении своих консультативных функций Суд, помимо указанного, руководствуется постановлениями настоящего Статута, относящимися к спорным делам, в той мере, в какой Суд признает их применимыми.

1. Для передачи всех извещений иным лицам, кроме представителей, поверенных и адвокатов, Суд обращается непосредственно к правительству государства, на территории которого извещение должно быть вручено.

Международный Суд ООН рассматривал и дела, связанные с юрисдикцией государств, т.е. дела связане с осуществлением государством его власти в отношении иностранных граждан на своей территории или над своими гражданами на территории иностранного государства. Они обычно касаются вопросов гражданства, права на убежище или иммунитета.

Боле десятка дел о защите частных и коммерческих интересов рассмотрел Суд с начала своего существования. В 50-х годах Лихтенштейн заявил претензию Гватемале от имени ридриха Ноттебома, бывшего гражданина Германии, который в 1939 году получил гражданство Лихтенштейна.

За всю свою историю Суд переживал периоды активной деятельности и относительного бездействия. С 1985 года число дел, переданных на рассмотрение Суда, увеличивалось, при этом в его списке ежегодно находится более десятка дел (это число резко увеличилось до 25 в 1999 году). Эта цифра может показаться скромной, однако следует помнить, что, поскольку число потенциальных тяжущихся сторон значительно меньше, чем в национальных судах (лишь около 210 государств и международных организаций имеют доступ к Суду), число дел, естественно, является малым по сравнению с количеством дел, рассматриваемых национальными судами.

Повторение действий предполагает продолжительность их совершения. Но международное право не устанавливает, какой период необходим для формирования обычая. При современных средствах транспорта и связи государства могут быстро узнавать о действиях друг друга и, соответственно на них реагируя, выбирают тот или иной образ поведенияЭто привело к тому, что фактор времени уже не играет, как прежде, важную роль в процессе рождения обычая.

Кроме того, несколько раз Суд осуществлял делимитацию континентальных шельфов, например, в следующих делах: Тунис/Ливия и Ливия/Мальта (Континентальный шельф, 1982 и 1985 годы); Канада/Соединенные Штаты (Делимитация морской границы в районе залива Мэн, 1984 год); и Дания против Норвегии (Делимитация морского пространства в районе между Гренландией и островом Яан-Майен, 1993 год).

В 1992 году другая камера, сформированная Судом, положила конец существовавшему на протяжении 90 лет между Сальвадором и Гондурасом спору в отношении сухопутных и морских границ и границ между островами. В 1969 году напряженность, связанная со спором, была настолько сильной, что футбольный матч между командами этих двух стран в чемпионате мира привел к короткой, но кровопролитной «футбольной войне».

Международный Суд ООН

Международный Суд ООН в своей практике не ограничивался констатацией существования обычаев, но давал им более или менее четкие формулировкиВ качестве примера можно назвать решение Международного Суда ООН по англо-норвежскому спору о рыболовстве 1951 года, содержащее, в частности, определение обычной нормы, в соответствии с которой прибрежные государства могли в качестве исходной линии для отсчета ширины территориальных вод применять и прямые линии.

Вспомогательным средством для определения существования обычая являются односторонние действия и акты государств. Они могут выступать как доказательство признания того или иного правила поведения в качестве обычая. К таким односторонним действиям и актам относятся внутренние законодательные и другие нормативные акты. Международные судебные органы для подтверждения существования обычной нормы нередко прибегают к ссылкам на национальное законодательство.

В некоторых случаях судебные решения могут положить начало формированию обычной нормы международного права.

· общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;

В практике суда встречались и дела касающиеся вмешательства одного государства в дела другого, и применения силы.

Реестр дел Международного Суда значительно увеличился за последнее время. Рекордным в этом отношении стал 1992 год: было зарегистрировано 13 дел.

Что понимается в ст. 38 Статута Международного суда ООН под "общими принципами права, признанными цивилизованными нациями", до сих пор неясно. В теории международного права однозначного ответа на этот вопрос нет, однако большинство юристов-международников склоняются к тому, что это "юридические максимы", известные со времен императора Юстиниана, например: "последующая норма отменяет предыдущую", "специальная норма отменяет общую", "норма с большей юридической силой отменяет норму с меньшей силой", "равный над равным власти не имеет" и т.д.

Другие ученые в качестве общих принципов права, признанных цивилизованными нациями, признают не основные принципы международного права, а принципы права вообще. Указанные положения являются принципами построения международного права, основными идеями, на которых базируется функционирование как международно-правовой системы, так и правовых систем отдельных государств.

Также некоторые ученые обращают внимание на формулировку "цивилизованные нации" и называют ее некорректной, поскольку из судебной практики не ясны критерии "цивилизованности".

В соответствии со ст. 94 Устава ООН члены Организации обязались выполнять решения Международного суда по тому делу, в котором они являются сторонами. В случае же, если какая-либо сторона не выполнит обязательства, возложенного на нее решением Суда, другая сторона может обратиться в Совет Безопасности, который правомочен, в частности, решить вопрос о принятии мер для приведения решения в исполнение.

Доктрины наиболее квалифицированных специалистов в области права могут служить лишь вспомогательными средствами для определения точного содержания позиций субъектов международного права при применении и толковании международно-правовых норм.

Государства и другие субъекты международного права, согласуя свою волю относительно международного правила поведения, принимают решение и о форме воплощения этого правила, т.е. о том источнике, в котором норма будет зафиксирована. При этом государства свободны в выборе формы закрепления международно-правовой нормы.

В настоящее время, как это отмечается в литературе, в практике международного общения выработаны четыре формы источников международного права: международный договор, международно-правовой обычай, акты международных конференций и совещаний, резолюции международных организаций. Два последних источника некоторые ученые (например И.И. Лукашук) называют "международным "мягким" правом", под чем подразумевается отсутствие свойства юридической обязательности.

Статут Международного суда ООН в ст. 38 не упоминает о резолюциях (решениях) международных организаций в списке источников международного права. Однако надо иметь в виду, что Статут не является общеправовым документом: он носит функциональный характер, закрепляет создание межгосударственного института - Международного суда ООН и устанавливает правила, обязательные только для этого института.

Согласно учредительным документам (уставам) большинства межправительственных организаций последние имеют право заключать международные договоры, а также регламентировать международные отношения посредством своих резолюций.

Согласно общей теории права под правовым актом понимается оформленное соответствующим образом внешнее выражение воли субъектов права. Правовые акты разнообразны и играют различную роль в международно-правовом регулировании.

Правовые акты характеризуются следующими чертами:

а) словесно-документальной формой;

б) волевым характером (фиксируют волю субъекта права);

в) могут выступать в качестве источников норм права, актов толкования права, актов применения права, актов реализации прав и обязанностей субъектов права.

Что касается правовой природы и юридической силы регламентов международных организаций, то этот вопрос остается дискуссионным и открытым. И договоры, и обычаи основаны на согласовании воль создавших их участников международных отношений, а регламент представляет собой односторонний акт международной организации, регулирующий, как правило, дисциплинарные вопросы.

2. Международный договор как

источник международного права

Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. определяет договор как международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

В настоящее время нормы международных договоров занимают основное место в международном праве в силу определенных причин, среди которых можно назвать следующие:

1) создание обычных норм является длительным процессом. Иногда возникают затруднения в установлении точного содержания обычной нормы. Процесс создания договорной нормы не такой длительный, а воли субъектов международного права имеют более выраженный характер;

2) процедура заключения и исполнения договоров детально разработана и определена (Конвенции о праве международных договоров 1969 г. и 1986 г.);

3) договорная форма предоставляет больше возможностей для согласования воль субъектов, нежели какая-либо другая.

Эти и другие причины обусловливают все более широкое использование договорного процесса создания международно-правовых норм. Субъекты международного права учитывают важнейшую роль договоров в международных отношениях и признают возрастающее значение договоров как источника международного права и средства развития мирного сотрудничества между государствами.

Международные договоры способствуют развитию международного сотрудничества в соответствии с целями Устава Организации Объединенных Наций, которые определены в ст. 1 Устава как:

1) поддержание международного мира и безопасности и принятия с этой целью эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проведение мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживания или разрешения международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира;

2) развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принятие других соответствующих мер для укрепления всеобщего мира;

3) осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Международным договорам также принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств.

В настоящее время Российская Федерация является участницей примерно двадцати тысяч действующих международных договоров. Расширение договорных связей России с другими странами обусловило необходимость совершенствования внутригосударственного законодательства, регламентирующего заключение ею международных договоров. Одним из важнейших актов российского законодательства в этой области является Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации". Он основан на положениях Конституции РФ 1993 г. и обычных норм договорного права, кодифицированных в Венских конвенциях о праве международных договоров (1969 г.) и о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (1986 г.).

Источники международного права - это официально-юридическая форма существования международно-правовых норм, обычай, договор и правотворческое решение международной организации. Они представляют собой внешнюю форму закрепления и выражения нормы международного права.

Понятие «источник» охватывает не только форму существования нормы, но и способ ее создания, например с помощью договора или обычая. Термин «источники международного права» прочно утвердился в теории и практике. Об источниках международного права говорится, например, в преамбуле Устава ООН. Все это, однако, не должно вести к упрощению связанных с источниками вопросов.

Поскольку источники являются методом создания и формой существования норм, то их виды должны быть определены самим международным правом. Согласно последнему общепризнанными источниками общего международного права являются договор и обычай.

При определении круга источников принято ссылаться прежде всего на ст. 38 Статута Международного Суда ООН. В ней говорится, что, решая споры на основе международного права, Суд применяет

1)конвенции,

3)общие принципы права, признанные цивилизованными народами. Общие принципы права - это общие юридические правила, которые используются при применении конкретных правовых норм,

определяющих права и обязанности субъектов права.(например, «выслушаем и другую сторону»; «бремя доказывания возлагается на сторону, предъявившую иск»

4)В качестве вспомогательных средств для определения правовых норм могут применяться судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов.

Решения делятся на четыре разновидности:

1) решения по процедурным и техническим вопросам;

2) решения, принимаемые по важнейшим вопросам международных отношений;

3) решения, обязывающая сила которых вытекает из общих принципов и норм международного права;

Доктрины юристов-международников представляют собой взгляды специалистов в области международного права на проблемы международного права и имеют значение для толкования норм международного права и их дальнейшего совершенствования.

Статья 38 подвергается обоснованной критике. В этом нет ничего удивительного. Она была сформулирована после Первой мировой войны для Постоянной палаты международного правосудия. Нормативный материал того времени был незначителен. Отсюда указание на возможность использования общих принципов права, а также в качестве вспомогательных средств - судебных решений, трудов специалистов.



С другой стороны, не указаны более важные акты - резолюции международных организаций , которым принадлежит сегодня важная роль в общем процессе формирования норм международного права, результаты которого облекаются в форму договора или обычая. Значительна их роль и в толковании существующих норм. Тем не менее эти резолюции редко являются непосредственным источником международного права. В таком качестве они выступают в основном в рамках наднациональных международных объединений, подобных Европейскому союзу.

Договор и обычай являются универсальными источниками, их юридическая сила вытекает из общего международного права. В отличие от этого правотворческие решения организаций считаются специальными источниками. Их юридическая сила определяется учредительным актом соответствующей организации.

Под международным договором понимается соглашение между государствами или другими субъектами международного права, заключенное в письменной форме, по поводу установления, изменения или прекращения взаимных прав и обязанностей.

Под международным обычаем согласно ст. 38 Статута Международного суда понимается доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы. Обычные нормы складываются

в международной практике и признаются субъектами международного права как обязательное правило поведения. От обычая следует отличать обыкновения, то есть правила международной вежливости и этикета. По общему пониманию доктрины и практики международного права, термин «обычай» включает в себя два различных понимания исследуемого института.

Во-первых, это процесс создания нормы права. Во-вторых, речь идет об образованной в результате данного процесса юридической норме, которая отныне получает название обычной нормы. Таким



образом, в одном случае можно говорить о международном нормопроизводстве, а во-втором - о материальном продукте создания норм - юридически обязательном правиле поведения в форме международно-правовой обычной нормы. Во исполнение ст. 38 в том случае, когда суд «применяет международный обычай», мы имеем дело с уже состоявшейся обычно-правовой нормой, а если осущест- вляется «доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы», то налицо процесс кормопроизводства, при котором происходит выработка новой обычно-правовой нормы.

С учетом двустороннего значения и предполагается осуществить рассмотрение международного обычая как одного из источников международного права.

mob_info