Самые маленькие танки в мире топ 10. Самые мощные танки в мире

Западным журналистам вслед за политиками не дает покоя мысль, что Россия смогла создать танки, превосходящие по качеству западные аналоги. Так, журнал Forbes в довольно-таки объемной статье провел сравнение между основными массовыми танками России, Германии, США, КНР и Франции, соответственно критической оценке подверглись следующие образцы: Т-90, Leopard-2, M1A2 SEP V2 Abrams, MBT-2000 и AMX-56 Leclerc . Добавим в этот список справедливости ради еще и британский танк Challenger 2 и сравним эти шесть образцов с целью определить истинного лидера. Принцип оценки сведем к самому простому: сравним технические характеристики машин, систем защиты и вооружения, стоимость их производства, эффективность боевого использования, спрос на мировом рынке вооружений, по совокупности этих данных можно определить лучшую машину. В этот список, пожалуй, также стоит внести израильский танк «Меркава» .

Российский «летающий» танк Т-90 считается мировым бестселлером.

Конечно, можно было бы рассмотреть другие отменные образцы танкостроения, как, например, японский основной танк «Тип-10» или южнокорейский основной танк К2 «Черная пантера», но, учитывая их относительно малое производство и отсутствие примеров боевого применения, пока откажемся от рассмотрения этих кандидатур в рейтинге на звание лучшего танка в мире. Российский танк Т14 «Армата» пока нет смысла рассматривать, поскольку этот образец еще не принят на вооружение.

Abrams и Т-90

Западные СМИ практически в унисон воспевают достоинства американского танка M1A2 SEP V2 Abrams, называя его вершиной технического совершенства в мировом танкостроении, ну что ж, пусть эти дифирамбы останутся на их совести, перейдем к фактам. Прежде всего стоит отметить, что этот танк является старой разработкой (серийное производство началось 28 февраля 1980 года), которая множество раз подвергалась модернизации. Но в целом машина себя неплохо зарекомендовала.

Она оснащена 1500 сильным газотурбинным двигателем AVCO Lycoming AGT-1500, при боевом весе 64 тонны эта машина может развивать максимальную скорость по подготовленному пути до 67 км в час, по слабопересеченной местности до 30 км/ч при запасе хода 426 км. Удельная мощность – 23,8 л.с. на тонну. Танк хорошо защищен, толщина лобовой брони у него 650 мм, кроме собственной композитной брони, он защищен дополнительными панелями и имеет активную и динамическую защиту.

Машина оснащена панорамным прицелом, тепловизором, лазерным дальномером, системой глобального позиционирования, управления и связи, жидкокристаллические цветные дисплеи (на которых отображается вся необходимая информация в цифровом и графическом видах) большого разрешения позволяют командиру видеть картину боя. Дальномер способен определять дистанцию до цели, подлежащей поражению, почти до 5 км, основной прицел оснащен стабилизатором.

Танк M1A2 SEP V2 Abrams

Танк вооружен 120 мм гладкоствольной пушкой М256 (лицензионный вариант Rheinmetall Rh-120 производства Германии), пулеметами: одним – 12,7 мм M2HB и двумя M240 калибра 7,62 мм. В боекомплект 120 мм пушки танка, кроме других боеприпасов, входит подкалиберный снаряд M829A3 с сердечником из обедненного урана, максимальная дальность его эффективного использования составляет 4,4 тыс. м, на дистанции 2 км он пробивает 720 мм броню.

Заряжается орудие вручную, экипаж танка – четыре человека. Этот танк западные эксперты явно перехвалили. В Ираке в текущей войне джихадисты умудрялись подбивать «Абрамсы» из , а это уже смешно. Плохо вооруженные йеменские партизаны – хуситы и те умудрились уничтожить порядка 20 танков Abrams.

Чем же на все вышеперечисленное может ответить российский основной танк Т-90 , рассмотрим его модификации и Т90-АМ. Машина оснащена V-образным 12-цилиндровым дизельным танковым двигателем жидкостного охлаждения с турбонаддувом В-92С2Ф мощностью 1130 л.с. При боевом весе 48 т танк способен развивать скорость 65–70 км/ч по подготовленной трассе и до 45–50 км/ч по пересеченной местности. Отношение веса танка к мощности двигателя 24 л.с. на тонну т.е. лучше, чем у M1A2 SEP V2 Abrams. Давление гусениц на единицу поверхности у Т-90АМ на 10% ниже, чем у американского танка, соответственно проходимость русской машины – выше.

Танк оснащен панорамным прицелом, тепловизором, современными системами управления, навигации, внутренней и наружной связи, наблюдения. В распоряжении командира экипажа СУО «Калина» с интегрированной боевой информационно-управляющей системой тактического звена жидкокристаллический цветной дисплей высокого разрешения (на него выводится вся необходимая для командира информация) позволяет наблюдать за боевой обстановкой. Прицельная дальность стрельбы ОФЗ снарядами до 10 км. Управляемые боеприпасы позволяют поражать цели на дистанции до 5 км, ПТУРы надежно поражают противника на расстоянии до 3 км.

Российский танк Т-90МС

Эта боевая машина великолепно защищена. Толщина композитной брони в лобовой части корпуса 750 мм, башни – 950 мм. Боезапас танка размещен в отдельном модуле, что значительно повышает степень выживаемости экипажа при попадании в него снаряда и подрыве всего боезапаса. Кроме собственной брони танк имеет дополнительные экраны, активную и динамическую системы защиты. Современный модульный комплекс динамической защиты третьего поколения «Реликт» не по зубам хваленому американскому снаряду с урановым сердечником M829A3, поэтому янки в срочном порядке ищут новое решение.

Вооружение танка Т90-АМ тоже внушительное: гладкоствольная 125 мм пушка 2А46М-5 с автоматическим заряжанием и спаренный с ней 7,62 мм пулемет ПКТМ, а также 7,62 мм зенитная установка УДП Т05БВ-1. Экипаж танка – три человека (заряжающего – нет). Т-90 продемонстрировал исключительную надежность в текущих войнах в Ираке и Сирии.

Американец против русского

Поскольку эти танки на поле боя пока не встречались, попробуем аналитически оценить шансы на победу каждого. Бесспорно, у танков Abrams богатый послужной список и они неплохо проявили себя в 1991 и в 2003 годах в войнах США против Ирака. И в том и в другом случае танковые войска Саддама Хусейна были укомплектованы и советскими боевыми машинами немодернизированных Т-55, Т-64, Т-72. К тому же Ирак в то время не получал ни расходные материалы, ни запчасти, ни боеприпасы из России, а основным фактором ненадежности были иракские экипажи, главным образом из-за этого американцам не было сложно воевать практически без потерь с танками Саддама Хусейна. То есть этот боевой опыт не говорит ни о чем, янки ни разу не встречались в бою с российскими экипажами и современными российскими танками.

Более того, надо учесть, что Abrams воевал только в теплом климате, на плоской очень слабо пересеченной равнинной местности. Специалисты считают, что в климатических и рельефных условиях России, особенно в зимнее время, эта «чудо-машина» скорее всего воевать вообще не сможет. Немцам уже приходилось любоваться своими намертво вставшими машинами в морозные дни в битве под Москвой в декабре 1941 – январе 1942 годов. Потом, уже технические параметры Т-90АМ не оставляют танку Abrams никаких шансов, причем как в модификации M1A2 SEP V2, так и в модификации M1A2 SEP V3. А главная победоносная сила в бою – это российский солдат, российские танковые экипажи, которые уверенно демонстрируют высокую боевую выучку.

На подходе новый российский , который по всем характеристикам оставляет Abrams далеко позади. Пентагон уже забил тревогу и жестко ставит вопрос перед Сенатом о финансировании нового танкового проекта. Если даже им удастся уговорить сенаторов, все равно Америка будет отставать в танковой гонке как минимум на корпус. Пентагон отстает от российского военного ведомства и в оперативном искусстве, стоит заметить, что американцы не имеют исторического боевого опыта массовых танковых сражений, да и опыта ведения «больших» войн тоже.

Можно принять во внимание и тот факт, что в наши дни танки Abrams в Ираке и Йемене демонстрируют себя не лучшим образом. Но в данном случае есть два нюанса, во-первых – это машины старые, во-вторых – ими управляют «безрукие» арабские экипажи.

Leopard-2

Немецкий шедевр современного танкостроения Leopard 2 – хороший, добротный танк, но воевать на нем из-за его большого веса на российском рельефе будет очень сложно, разве что только вдоль дорог. Похоже, памятуя о своем ошеломляющем поражении на полях боя во Второй мировой войне на Востоке, немцы даже во сне не рассматривают для себя Россию как возможный театр боевых действий (ТВД).

В сирийской текущей войне Leopard 2 был использован турецкими войсками в ходе операции «Щит Евфрата», надо признать, он повел себя в боевой обстановке не совсем удачно и в целом получил негативную оценку экспертов. Опять же здесь надо сделать оговорку, в Сирии на этих танках воевали турецкие экипажи, возможно, немцы в тех же условиях смогли бы реабилитировать свой Leopard 2.

В действительности Германия является непревзойденным лидером в машиностроении. Пусть этому проекту уже более 40 лет, но в модернизированном виде Leopard 2 выглядит весьма внушительно. Вес машины в полном боевом снаряжении доходит почти до 70 т, броня мультикомпонентная, используются дополнительные защитные экраны, а также системы динамической защиты. Танк оснащен противопожарной автоматической системой. У него – 12-цилиндровый дизельный V-образный двигатель с двойным турбонаддувом MTU MB 873 Ka-501 мощностью 1,479 л.с. или MTU MT883 мощностью 1,650 л.с. Максимальная скорость этой машины на подготовленных трассах 68 км/час, по слабопересеченной местности 30 км/час. Максимальный запас хода – 320 км. Но в условиях российского бездорожья этот монстр может встать намертво, особенно в лютые холода российских зим.

Вооружение Leopard 2 – гладкоствольная 120 мм пушка Rheinmetall L55 (заряжается вручную) и два 7,62 мм пулемета MG3A1. Противотанковый снаряд DM-53 с боевой частью в виде вольфрамового сердечника способен пробивать 750 мм броню на дистанции 2 км, ПТРК LAHAT израильского производства, входящая в штатный боезапас танка? поражает цели на дальности до 6 км. Leopard-2 оснащен немецкой системой управления огнем EMES 15, панорамным прицелом, лазерным дальномером, тепловизором и прочим оборудованием, включая современные приборы связи навигации и наблюдения. Экипаж машины – 4 человека. Для Западноевропейского ТВД танк – идеальный.

Опять же этому танку явно не стоит встречаться на поле боя с Т90АМ, у «Леопарда» мало шансов выйти из этой схватки победителем, а его хваленая защита бессильна против современных российских противотанковых средств.

MBT-2000 и AMX-56 Leclerc

Основной китайский танк MBT-2000 вполне заслуженно считается удовлетворительным образцом в сравнительной таблице мирового танкостроения. Его технические возможности, пожалуй, надо сравнивать с Т-72Б, а Т90АМ, он уступает по всем параметрам. MBT-2000 хотя и является самым массовым танком в Народно-освободительной армии Китая (НОАК), но изначально создавался для захвата мирового танкового рынка. Этот образец по лицензии производится Пакистаном под наименованием Al-Khalid. Машина не имеет пока широко известной боевой истории, как, впрочем, и китайская армия не имеет исторического опыта ведения массовых танковых сражений. Неизвестно, как поведут себя эти машины в условиях сибирских морозов.

Китайский танк MBT-2000

В настоящее время на вооружение НОАК поступают новые танки MBT-3000 (VT-4), впрочем, и эта модель в перспективе ориентирована на международный рынок. По заявленным техническим характеристикам она сравнима с Т90АМ, но, что эта машина сможет продемонстрировать на поле боя, остается только догадываться. Нет полной уверенности, что командование НОАК вообще не рассматривает танки как эффективную силу для современных и будущих войн. В отличие от российских и немецких танкостроителей, которые все комплектующие производят сами, китайцы многие части боевых машин поставляют из-за рубежа, основные компоненты закупаются во Франции.

Танк AMX-56 Leclerc – очередное доказательство амбициозности французов. Они вполне могли бы обойтись, как и другие страны континентальной западной Европы, немецкими монстрами Leopard 2 или американскими Abrams. Но нет, Париж во всем идет своей дорогой, несмотря на финансовые затраты. Эта машина серийно производилась в течение 15 лет начиная с 1992 года, в настоящее время 406 танков находятся в собственности армии Франции, а 388 – на вооружении военных ОАЭ.

Вес машины достигает 54,6 т. Ее 8-цилиндровый V-образный дизельный двигатель мощностью в 1500 л.с. позволяет разогнаться танку до 71 км/ч на подготовленной трассе и до 40 км/ч на слабопересеченной местности и обеспечивает запас хода 550 км. Сразу замечу, что и этот танк в российских условиях не испытывался и, берусь предположить, он здесь не проявит себя, также как и другие иностранные образцы.

Французский танк AMX-56 Leclerc

AMX-56 защищен композитной многослойной броней модульного типа, конструкция танка исполнена так, что наклонная лобовая броня встретит ПТ снаряд при прямом попадании толщиной в 700 мм. Динамической защиты у этого «Леклерка» нет, французы уповают на конструкцию своей брони. Система связи, управления, наблюдения и прицеливания объединены в единую систему, танк буквально напичкан электроникой, здесь ее полный набор, включая центральный компьютер, СУО танка интегрирована в ИУС. Эта машина отличается комфортом для экипажа.

Вооружение AMX-56 – гладкоствольное орудие CN-120-26, которое имеет два стабилизатора, в распоряжении экипажа тепловизор, дальномер, комбинированный прицел наводчика и панорамный командирский прицел. Пушка танка AMX-56 оснащена автоматом заряжания. ТТХ этого орудия сопоставимы с характеристиками немецкой гладкоствольной танковой пушки Rh 120, боеприпасы пушек танков Abrams и Leopard подходят для французского танкового орудия CN-120-26. Дополнительное вооружение «Леклерка» – пулеметы: M2HB-QBC калибра 12,7 мм и F1 калибра 7,62 мм. Экипаж AMX-56 Leclerc – три человека. Танк неплохой, он хорошо себя зарекомендовал в боевых действиях в Йемене, но опять же для войны в условиях российских климата и ландшафта вряд ли подходит.

«Меркава» и Challenger 2

Израильский танк «Меркава» еще десять лет назад считался чуть ли не одним из лучших в мире, сейчас его оценивают гораздо скромнее. Несмотря на то что танк очень тяжелый, вес его достигает 70 т, броня «Меркавы», чья толщина эквивалента 750 мм, не эффективна, против современных бронебойно-подкалиберных снарядов она не устоит. В качестве активной защиты используется КАЗ Меиль Руах («Воздушный плащ»). В бою эти машины показывают себя не с лучшей стороны, здесь сказывается и плохая выучка израильских танкистов, но главным образом дело в технических недочетах самих танков. Известно, что российский ПТРК «Корнет» наводит ужас на израильских танкистов.

Израильский танк «Меркава-4»

«Меркава» производится по принципу с мира по нитке: 28% комплектующих – иностранного производства. Модификация «Меркава-4» имеет 1500-сильный дизельный двигатель, которой позволяет ей разогнаться на подготовленной трассе до 60 км/ч, на слабопересеченной местности до 30 км/ч, запас хода – до 500 км. Танк вооружен 120 мм гладкоствольной пушкой MG253 и двумя пулеметами 7,62 мм FN MAG, некоторые образцы вооружены пулеметом 12,7 ммM2HB и мортирой.

Экипаж машины – 4 человека. В боезапас танка входит ПТУР LAHAT. СУО практически копирует таковую танка Abrams, в распоряжении наводчика прицел с тепловизором и автосопровождением цели, у командира панорамный прицел с теми же функциями, вдобавок есть резервные оптические и ИК-прицелы.

Танк Challenger 2

Британский танк Challenger 2 давно и надежно заработал себе плохую репутацию. Но все же, по мнению западных экспертов, он остается одним из лучших бронемашин в мире. Машина тяжелая, ее боевой вес составляет 62,5 т. Броня комбинированная противоснарядная, имеется динамическая защита. Цифровая система управления огнем включает в себя 32-битный процессор и шину данных Mil Std 1553. Комбинированный стабилизированный прицел наводчика разработан фирмой «Барр энд Струд» в кооперации с французской SAGEM, используется также телескопический прицел NANOQUEST L30. У командира установлен стабилизированный панорамный перископический прицел SFIM тепловизор TOGS-2.

Система управления оружием построена вокруг БЦВМ канадской фирмы CDC, представляющей собой модернизированный компьютер танка М1А1 «Абрамс». Машина оснащена 12-цилиндровым V-образным дизельным двигателем с турбонаддувом мощностью 1200 л.с., развивает скорость на подготовленной трассе 56 км/ч, на слабопересеченной местности – 25–30 км/ч, запас хода – 400 км. 120 мм нарезная пушка L30Е4 (L11А5); два 7,62 мм пулемета. Экипаж танка– 4 человека. Всего выпущено 400 танков Challenger 2. Еще в ходе иракской войны 1991 года эти танки показали свою ненадежность в бою.

Мировой танковый рынок

Многие военные эксперты считают, что танки в ближайшем будущем выйдут из боевого применения, их уничтожат высокоточное оружие, современные и перспективные ПТС, так же как в свое время пулеметы и сами танки уничтожили конницу. Однако пока еще не одна армия мира списывать со счетов танки не собирается. Напротив, продажа танков на мировом рынке вооружений для некоторых стран оказывается прибыльной.

По мнению журнала Forbes, бесспорным коммерческим лидером двух первых декад XXI века является российский танк Т-90МС , который, кстати, занимает важную нишу в экспорте вооружений РФ.

Сейчас у производителя этих танков два новых контракта на поставку за рубеж: первую партию из 73 машин получит Ирак, еще 64 единицы техники этого типа поставит на вооружение Вьетнам. В ближайшем будущем планируется подписать контракт на поставку 146 танков Т-90МС в Кувейт, а также развернуть сборочное производство в Египте. Всего с учетом поставок боеприпасов, расходных материалов, запчастей и прочего продажи принесут российским танкостроителям не менее 400–500 млн долл. дохода. Всего произведено более 2100 танков Т-90 разных модификаций, из них более 1500 отправлено на экспорт. По существующим контрактам в ближайшие годы будет продано за рубеж еще более 1 тыс. новых танков. Ожидается увеличение портфеля заказов более до 1600 танков и более.

Сейчас Т-90 стоит на вооружении армий 38 разных стран, это лучший результат по продажам в мире. Мало того что у этого танка низкая себестоимость, а следовательно, и конечная цена (118 млн руб.), он практически по всем показателям переигрывает конкурентов по качеству.

Немецкий танк Leopard 2 многими считается лучшим в мире, как мы видим, это утверждение далеко от истины. Эта машина поставлялась в 21 страну мира, в основном в Северную и Западную Европу, а также в Турцию. Последняя очень неудачно использовала их в Сирии в ходе проведения операции «Щит Евфрата».

Leopard 2A6 стоит 6,79 млн долл., а Leopard 2 A7+ больше 10 млн долл. Всего было произведено более 3200 Leopard 2 разных модификаций, из них 300 единиц находится на вооружении Бундесвера, остальное ушло за рубеж. Производство этого танка остановлено и его экспорт тоже. В списке продаж на второе место в мировом рейтинге претендует китайский основной танк MBT-2000. При стоимости 4,7 млн долл. за единицу Поднебесная продала свои машины Марокко (150 ед.), Мьянме (150 ед.), Шри-Ланке (22 ед.), Бангладешу (44 ед.). Пакистану было поставлено 415 танков и там же построен сборочный завод, где выпускается тот же танк под наименованием Al-Khalid.

Стоимость одного M1A2 SEP Abarms тоже очень кусается: она варьируется, но в основном составляет примерно 8,6 млн долл., поэтому покупатели не стремятся приобрести новый танк в полной технической комплектации. На экспорт идут более простые по оснащению старые образцы, которые берутся с хранения, подвергаются капитальному ремонту, главным образом замене подлежат двигатели, пушка и СУО. К примеру, Египет приобрел более 1200 танков M1A1 Abrams. На вооружении этот танк состоит в армиях шести стран (кроме США). Всего американским военпромом продано за рубеж 2217 танков M1, из них около 750 в улучшенной комплектации M1A2. Перспектив в освоении мирового рынка у этого танка нет. К тому же в настоящее время в США производится всего 12 машин этого типа в год.

Франция начала серийное производство AMX-56 Leclerc в 1990 году. С тех пор 406 танков получила французская армия, а экспортировать удалось лишь 388 машин, тех же британских танков Challenger 2 при стоимости 8,6 млн долл. за единицу было продано за рубеж всего 38 штук. Что касается танков Leclerc, единственным покупателем чуда французского танкостроения оказались Объединенные Арабские Эмираты. Стоимость одного французского танка немалая – 9,3 млн евро. «Меркава» оценивается производителем в 6 млн долл., но здесь все проще, этот танк из-за его технических недочетов никто, кроме Сингапура, покупать не хочет, последний подписал контракт всего на 50 машин.

Россия делает ставку на создание совершенно новых бронированных машин, а ее оппоненты до последнего модернизируют модели тридцатилетней давности

Представленный широкой публике на Параде Победы в Москве новый российский танк Т-14 на гусеничной платформе «Армата» произвел фурор среди танкистов всего мира. Российская новинка заставила всех вновь и вновь сравнивать боевые возможности бронированных машин, стоящих сегодня на вооружении по всему свету. Хотя, по сути, сравнивать приходится не так уж и много танков. Законодателями мод в танкостроении и основными экспортерами были и остаются всего четыре страны: Россия, Великобритания, Германия и США. Кроме них, собственные танки выпускают или ставят на конвейер Израиль, Индия, Иран, Италия, Китай, обе Кореи, Пакистан, Польша, Франция и Япония. Подавляющее же большинство стран довольствуется тем, что приобретает более или менее новые разработки у крупных танкостроительных держав или заказывает модернизацию уже имеющихся бронированных машин.

Всерьез сравнивать между собой танки, никогда не встречавшиеся друг с другом в реальном бою, невозможно и бессмысленно. Да и если бы в действительности, скажем, израильская «Меркава» Mk.4 встретилась в единоборстве с, например, китайским Тип 99, то в немалой степени исход схватки зависел бы и от особенностей театра военных действий, и от выучки и опыта экипажа, и от множества других факторов, учесть которые не всегда могут заранее даже танкисты-ветераны. Простое же сопоставление тактико-технических характеристик не дает возможности всерьез говорить о преимуществах одного танка перед другими и наоборот.

Наш нынешний рейтинг учитывает единственный объективный показатель: год принятия того или иного танка на вооружение. И, конечно, учтено простое требование: танки, вошедшие в этот топ-10, должны быть оригинальными разработками. С учетом всех этих показателей мы и выбрали десять самых современных и мощных танков в мире.

Неудивительно, что первое место в этом списке получил отечественный Т-14 «Армата». С одной стороны, в мире просто нет на сегодняшний день более современного танка, уже представленного публике и вышедшего на войсковые испытания. С другой стороны, по многим формальным показателям «Армата» опережает или как минимум поднимается на один уровень с большинством других современных танков, а в совокупности с полным основанием претендует на звание самой современной и мощной бронированной машины.

Т-14 «Армата» (Россия)

Год принятия на вооружение: 2016 (планы)

Боевая масса, т: до 55

Экипаж, чел.: 3

Калибр пушки, мм: 125 (возможна установка 152-миллиметровой пушки)

Тип пушки: гладкоствольная +пусковая установка ПТУР

Боекомплект, выстрелов: 40

Скорострельность, выстр./мин.: 10–12

Калибр пулемета, мм: 12,7

Динамическая защита: есть

Мощность двигателя, л.с.: до 1500

Максимальная скорость, км/ч: до 75

Запас хода по шоссе, км: до 600


Танк Т-14 «Армата». Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС


Самое кардинальное отличие «Арматы» от всех других современных танков - так называемая капсульная схема: все три бойца экипажа Т-14 располагаются в специальной бронированной капсуле внутри корпуса, то есть фактически за двумя разнесенными слоями брони. При этом башня, что тоже является уникальным для современных танков, остается необитаемой - все управление огнем ведется с помощью боевой информационно-управляющей системы. Кроме того, серийные Т-14 получат возможность оснащения 152-миллиметровой гладкоствольной пушкой - пусковой установкой ракет, что сделает огневое преимущество «Арматы» бесспорным: ни один современный танк не обладает орудием такого калибра, мощности и дальности действия.

K2 «Черная пантера» (Южная Корея)

Год принятия на вооружение: 2015 (планы)

Боевая масса, т: 55

Экипаж, чел.: 3

Калибр пушки, мм: 120

Тип пушки: гладкоствольная

Боекомплект, выстрелов: 40

Скорострельность, выстр./мин.: до 10

Динамическая защита: есть

Удельная мощность, л.с./т: 27,3

Запас хода по шоссе, км: 450


Танк K2 «Черная пантера». Фото: wikipedia.org


Танк К2 «Черная пантера» эксперты называют первым самостоятельно разработанным южнокорейским танком. Его предшественник - К1 - представлял собой фактически адаптированный к условиям Корейского полуострова американский танк «Абрамс». Корейская новинка, судя по формальным тактико-техническим характеристикам и демонстрационным стрельбам, претендует на звание одного из самых современных танков. «Черная пантера», как и большинство нынешних танков стран - членов НАТО и их союзников, вооружена хорошо зарекомендовавшей себя, но уже устаревающей 120-миллиметровой гладкоствольной пушкой типа Rheinmetall Rh-120. Правда, она дополнена современным и быстрым автоматом заряжания, обеспечивающим высокий темп стрельбы. Однако этому же танку принадлежит и весьма сомнительный рекорд самой высокой стоимости боевой машины: 8,5 млн долларов за штуку. Неудивительно, что при такой цене армия Южной Кореи отказалась от полной замены парка К1 на К2 и заказала всего 297 новых машин.

Тип 10 (Япония)

Год принятия на вооружение: 2012

Боевая масса, т: 44

Экипаж, чел.: 3

Калибр пушки, мм: 120

Тип пушки: гладкоствольная

Боекомплект, выстрелов: 28

Калибр пулемета, мм: 1 х 7,62, 1 х 12,7

Динамическая защита: нет

Удельная мощность, л.с./т: 27,3

Максимальная скорость, км/ч: 70

Запас хода по шоссе, км: 450


Танк Тип 10 . Фото: Shizuo Kambayashi / АР


Замыкающий тройку лидеров нашего обзора новый японский танк Тип 10 - третий и последний из современных танков, обладающих самой высокой удельной мощностью двигателя. Как у «Арматы» и «Черной пантеры», она достигает показателя 27,3 лошадиные силы на тонну веса бронированной машины. Правда, такую тяговооруженность японский танк получил не за счет мощности двигателя, а за счет меньшей массы: 44 тонны против 55 у российского и южнокорейского соперников. «Армате» Тип 10 уступает и за счет своего основного - все той же 120-миллиметровой немецкой пушки, серийное производство которой началось аж в 1979 году.

«Арджун» Mk.I (Индия)

Боевая масса, т: 58,5

Экипаж, чел.: 4

Калибр пушки, мм: 120

Тип пушки: нарезная + пусковая установка ПТУР

Боекомплект, выстрелов: 39

Скорострельность, выстр./мин.: 6–8

Калибр пулемета, мм: 1 х 7,62, 1 х 12,7

Динамическая защита: нет

Мощность двигателя, л.с.: 1400

Удельная мощность, л.с./т: 23,9

Максимальная скорость, км/ч: 70

Запас хода по шоссе, км: 450


Танк «Арджун» Mk.I . Фото: M. Lakshman / АР


Подобно южнокорейскому К2, индийский «Арджун» можно считать первым самостоятельно разработанным танком Индии. Правда, на то, чтобы создать новинку, у индийских инженеров и технологов ушло ни много ни мало 37 лет! За это время многие решения, заложенные в индийском танке, устарели или вплотную приблизились к рубежу морального устаревания, а необходимость постоянно менять архитектуру и номенклатуру бортового оборудования привела к проблемам с унификацией. В итоге Индия приняла на вооружение всего 124 танка этой модификации.

Тип 99А2 (Китай)

Год принятия на вооружение: 2011

Боевая масса, т: 58

Экипаж, чел.: 3

Калибр пушки, мм: 125

Тип пушки: гладкоствольная

Боекомплект, выстрелов: 41

Скорострельность, выстр./мин.: 7

Калибр пулемета, мм: 1 х 7,62, 1 х 12,7

Динамическая защита: да

Мощность двигателя, л.с.: 1500

Максимальная скорость, км/ч: 70

Запас хода по шоссе, км: 450


Танк Тип 99А2. Фото: сайт


Китайский Тип 99А2 (самая современная модификация танка Тип 99, принятого на вооружение в 2001 году) - один из двух танков в этом обзоре, который полностью самостоятельной национальной разработкой назвать можно с некоторой натяжкой. В основе этой машины лежит хорошо зарекомендовавший себя во всем мире советский средний танк Т-72, правда, получивший совершенно новую сварную башню, усиленную защиту - как броневую, так и активную, а также гораздо более современную начинку. В частности, на Тип 99А2 устанавливается автомат заряжания, благодаря чему экипаж уменьшился до трех человек, а скорострельность возросла до семи выстрелов в минуту. Кроме того, уникальным для танков - участников этого рейтинга оборудованием является установленный на китайской машине лазерный комплекс активного противодействия, способный буквально ослеплять технику и солдат противника.

БМ «Оплот» (Украина)

Боевая масса, т: 51

Экипаж, чел.: 3

Калибр пушки, мм: 125

Боекомплект, выстрелов: 40

Скорострельность, выстр./мин.: 8

Калибр пулемета, мм: 1 х 7,62, 1 х 12,7

Динамическая защита: да

Мощность двигателя, л.с.: 1200

Максимальная скорость, км/ч: 70

Запас хода по шоссе, км: 500


Танк БМ «Оплот». Фото: сайт


Украинская боевая машина (именно так расшифровывается аббревиатура «БМ») «Оплот» - второй «условно самостоятельный» участник нынешнего рейтинга. Условность его самостоятельности придает то обстоятельство, что по сути БМ «Оплот» - четвертая производная от модификации советского танка Т-80У, точнее, его дизельного варианта, выпускавшегося на Харьковском заводе имени Малышева. Неудивительно, что этот вариант был спроектирован и воплощен в металле всего за три месяца и уже через полгода принят на вооружение армии Украины. Правда, до настоящего времени украинская армия так и не получила все заказанные 50 БМ «Оплот». Зато гораздо успешнее идет выполнение контракта с Таиландом, который должен получить 49 «Оплотов», 10 из которых уже доставлены в эту страну. Таким образом, на сегодняшний день вооруженные силы Королевства Таиланд являются единственной в мире армией, где БМ «Оплот» реально стоит на вооружении.

«Меркава» Mk.4М (Израиль)

Год принятия на вооружение: 2009

Боевая масса, т: 65

Экипаж, чел.: 4

Калибр пушки, мм: 120

Тип пушки: гладкоствольная + пусковая установка ПТУР

Боекомплект, выстрелов: 48

Скорострельность, выстр./мин.: 8–10

Калибр пулемета, мм: 2 х 7,62, 1 х 12,7, возможна установка 60-миллиметрового миномета

Динамическая защита: да

Мощность двигателя, л.с.: 1500

Удельная мощность, л.с./т: 23,5

Максимальная скорость, км/ч: 70

Запас хода по шоссе, км: 500


Танк «Меркава» Mk.4М Фото: Tsafrir Abayov / АР


По совокупности боевых возможностей и опыта боевого применения, которым могут похвастаться лишь три из десяти участников нынешнего рейтинга, израильский танк «Меркава» не раз признавался одним из лучших, а то и лучшим танком в мире за последние два-три десятка лет. Действительно, по соотношению боевой мощи, защищенности экипажа и самой машины, а также вооружению «Меркава» четвертого поколения имеет одни из лучших показателей, но только для израильского театра военных действий. «Меркава» никогда не поставлялась на экспорт, и, как считают многие военные эксперты, не только потому, что Армия обороны Израиля наложила запрет на продажу этих машин за рубеж, а еще и потому, что разработанный специально для израильских условий танк существенно потеряет в эффективности вне ближневосточного театра. В частности, он имеет слишком большую массу, чтобы свободно передвигаться в лесистой или болотистой местности, и совершенно не предназначен для преодоления водных преград.

«Челленджер 2» (Великобритания)

Год принятия на вооружение: 2008 (начало масштабной модернизации стоящих на вооружении машин)

Боевая масса, т: 62,5

Экипаж, чел.: 4

Калибр пушки, мм: 120

Тип пушки: нарезная

Боекомплект, выстрелов: 52

Скорострельность, выстр./мин.: 6–8

Калибр пулемета, мм: 2 х 7,62

Динамическая защита: да

Мощность двигателя, л.с.: 1200

Удельная мощность, л.с./т: 19,2

Максимальная скорость, км/ч: 56

Запас хода по шоссе, км: 400


Танк «Челленджер 2». Фото: Joerg Sarbach / AP


Британский танк «Челленджер 2» - вторая бронированная машина в этом рейтинге, имеющая реальный боевой опыт. Правда, весьма специфический: английские машины участвовали в так называемой миротворческой операции в Косово и воевали на стороне антииракской коалиции во время вторжения сил НАТО в Ирак в 2003 году. По утверждению экспертов, британские танки неплохо показали себя в боях; правда, мало кто из этих экспертов уточняет, что сражаться «Челленджерам 2» пришлось с морально и физически устаревшими иракскими Т-55 - танками, созданными в середине 50-х! Неудивительно, что в этом противостоянии британцы вышли победителями. Правда, иракский опыт все равно показал, что первоначально принятый на вооружение в 1991 году «Челленджер 2» нуждается в серьезной модернизации, которую и провели в 2008-м в отношении трех четвертей стоящих на вооружении танков: они получили новые пушки, новые двигатели и трансмиссию (немецкие вместо британских), а также новую систему управления огнем. Но и с этими новшествами британские танки все равно существенно уступают созданным в последнее десятилетие иностранным конкурентам.

«Леопард» 2A6М (Германия)

Год принятия на вооружение: 2004

Боевая масса, т: 59,9

Экипаж, чел.: 4

Калибр пушки, мм: 120

Тип пушки: гладкоствольная

Боекомплект, выстрелов: 44

Скорострельность, выстр./мин.: 6–8

Калибр пулемета, мм: 2 х 7,62

Динамическая защита: да

Мощность двигателя, л.с.: 1500

Удельная мощность, л.с./т: 25

Максимальная скорость, км/ч: 72

Запас хода по шоссе, км: 550


Танк «Леопард» 2A6М. Фото: сайт


Первые танки модели «Леопард» поступили на вооружение бундесвера в августе 1963 года. Попавший в нынешний рейтинг танк «Леопард» 2А6М - шестая модификация второго поколения легендарной бронированной машины. Легендарной потому, что на сегодняшний день она стоит на вооружении почти двух десятков стран, а многие ее узлы, прежде всего 120-миллиметровую гладкоствольную пушку, в более или менее переработанных вариантах можно встретить на многих зарубежных современных танках. При всем том, поскольку платформа танка не изменялась на протяжении нескольких десятилетий, каждая следующая модификация все ближе подходит к пределу модернизационных возможностей машины. А некоторые неизменные особенности «Леопарда» - как, например, отсутствие автомата заряжания, существенно снижают его боевые возможности.

«Абрамс» M1A2 SEP (США)

Год принятия на вооружение: 2000

Боевая масса, т: 63

Экипаж, чел.: 4

Калибр пушки, мм: 120

Тип пушки: гладкоствольная

Боекомплект, выстрелов: 42

Скорострельность, выстр./мин.: 6–8

Калибр пулемета, мм: 2 х 7,62, 1 х 12,7

Динамическая защита: да

Мощность двигателя, л.с.: 1500

Удельная мощность, л.с./т: 23,8

Максимальная скорость, км/ч: 67

Запас хода по шоссе, км: 425



Наряду с немецким «Леопардом», британским «Челленджером» и израильской «Меркавой» американский «Абрамс» можно смело назвать одним из самых знаменитых танков в мире. Что и неудивительно: первая модификация этой модели регулярно модернизировалась, получая все новые и новые бортовые системы, системы вооружения и управления огнем, а также активной и пассивной защиты. Поводом для каждой новой модернизации становилось участие этих танков в тех или иных боевых действиях, но всегда - за пределами самих Соединенных Штатов. Модель, которая вошла в нынешний рейтинг, получила прежде всего новую броню в лобовой части башни с урановым наполнителем, а также новые цифровые системы управления огнем и… кондиционер. В настоящее время в США ведутся работы над очередной реинкарнацией «Абрамса» - М1А3, который должен стать легче и быстрее своих предшественников. Вес новой модели составит 55 тонн, орудие станет высокоточным и дальнобойным - американские танкостроители явно встают в кильватер своим российским коллегам.

Современное развитие бронетанковых войск направлено на увеличение компактности и маневренности машин, то есть, на их облегчение. При их создании на первый план выходит высокая проходимость и подавляющая огневая мощь. Немаловажна также возможность быстрой замены повреждённых модулей. Но ещё относительно недавно конструкторы стремились создавать большие машины с толстой бронёй. В наследство от тех времён нам остался топ самых больших танков в мире.

1. «Царь-танк»

Создать такой танк решила Россия в разгар I мировой войны - в 1915 году. Как его только не называли: громко - «царь-танк», «мастодонт», «мамонт», либо скромно - «машина Лебеденко». Параметры крепости на колёсах впечатляют:


Чтобы покорять природу, человек создаёт мегамашины - самые невероятные в мире техники, возможности и размеры которых поражают воображение. Их да...

  • длина 17,8 м;
  • ширина 12 м;
  • высота 9 м;
  • боевой вес 60 т.

Такого монстра можно было заметить за несколько километров. Орудийная башня этого прототипа покоилась на лафете, поставленном на два огромных колеса. К созданию чертежей этой махины приложили руку знаменитые русские инженеры Стечкин и Микулин. Обслуживать танк должны были минимум 15 человек экипажа. По ровной дороге он мог бы двигаться со скоростью до 17 км/ч. Был выпущен всего один пробный экземпляр подобного танка, но он не прошёл первичных испытаний. Это сооружение трудно было использовать в тактической маневренной войне, скорее это была крепость на колёсах. Обнаруженные серьёзные недостатки поставили крест на всей задумке, в первую очередь они были обусловлены огромными габаритами машины. Поэтому «царь-танк» так и не пошёл в серию, а его пробный экземпляр ждала незавидная участь - в 1923 году его разобрали на металлолом.

2. Char 2C

Эта махина была уже французского производства, и именно она стала самым большим танком, запущенным в серийное производство. Весила она 75 тонн и по замыслам проектировщиков должна была с лёгкостью прорывать заградительные линии на передовой. Параметры у танка также были очень внушительными:

  • длина 10,2 м;
  • ширина 3 м;
  • высота 4 м.

Но танк получился крайне неповоротливым, кроме того, он уничтожал невероятное количество топлива (на 100 км требовалось свыше 1000 л). Поэтому в 1940 году его сняли с вооружения. Характеристики Char 2C стали венцом развития концепции тяжёлого танка, способного прорывать позиционную оборону, но это было характерно для I мировой войны. Большой проблемой этих машин была огромная масса, делающая их очень медлительными. В случае позиционной войны, для которого этот танк и разрабатывался, это не было большой проблемой, но в начале 1930-х годов стала меняться военная тактика, где уже не было места стабильным линиям фронта. Пришло время маневренной войны, в которой сверхтяжёлые танки были бесполезны. Их было невозможно быстро перебросить на новый плацдарм, а тактическое применение требовало подготовленного тылового обеспечения.

3. Kolossal-wagen (K-Wagen)

На третье место попал этот немецкий танк, предназначенный для прорыва вражеских оборонительных линий. Его опытный образец был собран в 1918 году, но когда войска Антанты приблизились к заводским цехам, то немцы решили уничтожить новинку. Параметры его были таковы:

  • длина 13 м;
  • ширина 3 м;
  • высота 3,5 м;
  • боевой вес 150 т.

Как и все первые танки времён Великой войны, он был скорее похож на массивную стальную подвижную крепость. Даже если бы он пошел в серийное производство, то вряд ли смог бы существенно повлиять на ход боевых действий, скорее, отвлекал бы внимание и ресурсы самих немцев. Но, несмотря на это, K-Wagen стал заметной вехой в становлении мирового танкостроения и одним из крупнейших металлических танков.


С древних времён люди странствовали по морям, постепенно совершенствуя свои суда. Современное кораблестроение очень развито, а ассортимент судов стал...

4. FCM F1

Это ещё один французский танк, который начали разрабатывать в 1939 году. Его снабдили сразу двумя башнями, находящимися на разных уровнях. Параметры этого монстра впечатляют:

  • боевая масса 145 т;
  • толщина лобовой брони 120 мм;
  • длина свыше 12 м;
  • ширина более 3,6 м.

В более высокой задней башне должна была стоять 105-миллиметровая пушка, а в передней - 47-миллиметровая противотанковая скорострельная пушка. Французы намеревались изготовить прототип этого танка в конце весны 1940 года, но стремительное наступление вермахта разрушило все эти планы. Осталась неизвестной дальнейшая судьба собранных наполовину прототипов.

5. Maus

Далее следует немецкий танк периода II мировой войны, который получил ироничное название «Мышь». Его разработали по личному указанию фюрера, которому пришла в голову мысль усилить вермахт несколькими десятками стальных гигантов. Параметры танку и правда придали впечатляющие:

  • длина 10,2 м;
  • ширина 3,5 м;
  • высота 3,6 м;
  • масса в снаряжённом состоянии 180 т.

Красная армия в конце войны смогла захватить пару опытных образцов танка Maus и отправить их в Советский Союз. Впоследствии из них был собран один экземпляр, который попал в экспозицию бронетанкового музея в Кубинке.

6. Е-100

Тяжёлый немецкий танк Е-100 попал на шестую позицию. Кстати, его разработка оказалась наиболее продвинутой, но до испытаний дело всё-таки не дошло, поскольку Германия проиграла войну раньше. У Е-100 были следующие параметры:

  • длина более 12 м;
  • ширина 4 м;
  • высота 3,2 м;
  • снаряжённая масса 140 т;
  • главное вооружение - орудие калибром 152 мм.

7. А-30 Tortoise

Следующим идёт британский танк А-30 Tortoise, что означает «черепаха». Его первый прототип появился в 1943 году и имел следующие параметры:


Очень многие люди с удовольствием бы прокатились по канатной дороге, чтобы испытать все необыкновенные ощущения, вызванные подобным способом перемещен...

  • длина 10 м;
  • ширина 3,9 м;
  • высота 3м;
  • снаряжённая масса не более 78 т.

Этот танк был способен разгоняться всего до 19 км/ч. Медлительным был не только сам танк, но и его разработка, которая затянулась до окончания II мировой войны, а затем уже за ненужностью «Черепахи» она была и вовсе свёрнута.

8. Т-28 Turtle

Американцы задумали сделать свою «Черепаху» и также приступили к её разработке в 1943 году, ещё только готовясь активно ввязаться в боевые действия на западноевропейских фронтах. Габариты громадины должны были быть следующими:

  • длина более 10 м;
  • ширина 3,2 м;
  • высота 2,8 м;
  • снаряжённая масса 86 т.

Перед разработчиками стояла задача сделать такую лобовую броню танку, которая выдерживала бы выстрел немецких «Тигров» и «Пантер». Но и в США возможны бюрократические проволочки, из-за которых танк так и не добрался до реальной службы в американской армии, хотя по пути и сменил название на Т-95.

9. TOG I

Это ещё один английский танк, который был создан чуть раньше - в 1940 году. Но при его разработке использовали устаревшие к тому моменту технологии, поэтому собранный единственный экземпляр TOG I для ведения боевых действий оказался бесполезным. Вот что он из себя представлял:

  • длина 10,1 м;
  • ширина 3,1 м;
  • высота 3 м;
  • снаряжённая масса 65 т.

Несмотря на свой солидный вес, этот танк обладал достаточно слабой бронёй.

10. «Объект 279»

Завершает десятку самых огромных танков в мире советская машина с таинственным названием «Объект 279», появившаяся в 1957 году со следующими характеристиками:

  • длина 9,8 м;
  • высота 3,6 м;
  • боевой вес более 60 т.

Его корпус сделали сплюснутым, как у летающей тарелки. У танка была гидравлическая подвеска и двойные широкие гусеницы, благодаря чему снижалась нагрузка на грунт и повышалась проходимость машины. Но плохая маневренность стала непреодолимым препятствием для допуска танка к испытаниям.


Транссибирская магистраль или Великий сибирский путь, который соединяет столицу России Москву с Владивостоком, до недавних пор носил почётное звание с...

Руки в Ноги . Подписывайтесь на нашу группу

Появление бронетехники наложило кардинальный отпечаток на правила ведения войны. Все государства быстро осознали все выгоды таких подвижных платформ, обладающих возможностью сдерживать превосходящие силы противника. Развитие танкостроения продолжилось семимильными шагами во время Холодной войны, что привело к созданию ОБТ. Современные танки являются очень быстрыми, маневренными и тяжеловооруженными машинами. И хотя в разработке новых моделей наступил некоторый застой, соперничество между странами по-прежнему не утихает. В этой статье рассмотрим самые лучшие танки в мире – Топ 10 .

1. K2 Black Panther

Этот танк был принят на вооружение Южной Кореей в 2014 году, чтобы обеспечить превосходство своих сил над КНДР. Танк был призван заменить американские M48, а также стать дополнением к уже имеющимся К1. Особое внимание при разработке танка уделялось электронике и боевым системам, которые бы позволили реализовать автоматическое отправление важной информации между подразделениями. Из-за сложного производства, цена K2 Black Panther составила $8,5 млн за одну единицу. Это в два раза больше, чем стоимость K1. К2 считается самым дорогим танком в мире, и обладает огромным боевым потенциалом.

2. M1A2 Abrams SEP v3

Из-за того, что современные ОБТ быстро устаревают, появляется острая нужда в новых разработках. Самый дешевый путь – модернизация уже имеющегося парка. Модификация одного из лучших танков в мире M1A2 SEP v3 получила новый тип подкалиберных снарядов с лучшими характеристиками пробиваемости. Также планируется разработка осколочно-фугасных снарядов. Этот американский танк получил новую силовую установку, доработки, связанные с башенным пулеметом и усиления брони корпуса. Испытания новых образцов техники будут длиться до весны 2020 года, а первые поставки начнутся лишь в третьем квартале.

3. Меркава Mk.4

Очередная модификация, принятая на вооружение израильскими военными еще в 2004 году. Считается одним из наиболее эффективных танков в мире. В задней части корпуса танка есть небольшой отсек для раненых, что серьезно увеличивает ценность «Меркавы» во время неинтенсивных стычек, однако это снизило броню, из-за ее «размазывания» по большей площади. На Mk 4 значительно усилили бронирование, особенно это касается башни. Новое орудие MG153 получило маску, также оно имеет возможность вести стрельбу ракетами.

4. Тип 10

Тип 10 - самый современный и лучший японский боевой танк. Он создавался как замена предыдущим проектам – Тип 90 и Тип 74. Ходовая часть и корпус Тип 74 были глубоко переработаны, после чего на получившуюся платформу была установлена башня новой конструкции. Компоновка классическая, с экипажем из трех человек. Первый показ японские военные провели в 2008 году. Внешний вид танка сильно напоминает западные ОБТ, вроде Leopard 2A6, но его масса примерно равна танкам РФ. В результате, Тип 10 обладает неплохой подвижностью - 70 км/ч по шоссе. Немало усилий инженеров было сосредоточено и на защите от выстрелов из РПГ. Японские конструкторы успешно справились с задачей удешевления новой техники, а также упрощения ее перевозки (Тип 10 можно перевозить в обычном коммерческом трейлере).

5. Leopard 2A7+

В Топ 10 лучших танков в мире вошел Leopard 2A7+. Это модульная модификация Leopard 2A6. Благодаря этому, на танк можно установить лишь самые нужные модернизации. Новый танк может вести бой как в поле, так и городских условиях. Возможность оптимизировать модификацию под любые запросы пользователей делает этот ОБТ достаточно универсальным, однако, если применить все его возможности по модернизации, то вес Leopard 2A7+ составит более 67 тонн.

6. Challenger 2

«Челленджер 2» - основной боевой танк Великобритании. История его создания тесно сопряжена с политической ситуацией, сложившейся в стране во второй половине XX века. Британцам был жизненно необходим новый, современный образец бронетехники, поэтому министерство обороны начало рассматривать варианты закупок у стран вроде США. Этот шаг мог повлечь за собой полное разорение танковой промышленности в стране, тем не менее, компании «Виккерс» удалось вовремя разработать проект нового танка. Специальная комиссия в 1991 провела тщательное сравнение «Челленджера» с техникой других производителей, после чего танк был принят на вооружение. Ожидается, что различные модификации этого танка будут использоваться британской армией вплоть 2035 года.

7. AMX-56 Leclerc

AMX-56 Leclerc является одним из самых дорогих и лучших европейских боевых танков. Разработка велась еще в 1980-х годах прошлого века, но серийное производство началось лишь в 1992 году. «Леклерк» должен был стать заменой устаревшему AMX-30. Впервые французские инженеры приняли решение об использовании автомата заряжания, что позволило не только уменьшить количество членов экипажа, но и серьезно снизить массу брони. Это стало неожиданным решением для европейской школы танкостроения. Тем не менее, производственный потенциал «Леклерка» остался на низком уровне из-за огромного количества встроенной сложной электроники, что сильно увеличило стоимость и сложность изготовления. Из-за этого сильно пострадал даже экспортный потенциал танка.

8. Т-90 АМ

Т-90 АМ - усовершенствованная версия оригинального танка Т-90. Разработка началась в 2004 году. Его экспортный вариант известен как Т-90 МС, представленный в 2011 во время VIII международной выставки вооружений, проходившей в Нижнем Тагиле. Т-90 АМ может похвастать новой башней, системами управления и модернизированным орудием. Особенно пристальное внимание уделялось расширению возможностей командира по обнаружению целей. Теперь системы эффективны как днем, так и ночью. Также модификация оснащается комплектом активной защиты «Афганит», который устанавливается и на Т-14 «Армата». Экспортный вариант укомплектован КАЗ «Арена-Э» с меньшей функциональностью. Также впервые для управления танком стал применяться штурвал.

9. БМ «Оплот»

Т-84 БМ «Оплот» - современный боевой танк, состоящий на вооружении Украины. Разработка велась на протяжении пяти лет. Экипаж - три человека, боевое отделение находится в центре машины. Вооружение состоит из 125-мм орудия и 12.7-мм зенитного пулемета. Орудие способно вести огонь как стандартными боеприпасами, так и ракетами «Комбат», причем даже на полном ходу. БМ «Оплот» вышел победителем из всех 12 смоделированных сражений с другими современными танками.

10. VT-4

13

Без танков сегодня не обходится ни одна армия в развитой стране. Пропали хорошо бронированные, но неповоротливые и медленные тяжёлые танки, исчезли мобильные, но слабо защищённые средние, а их лучшие черты объединили ОБТ .

Тем не менее, у разных стран разное представление о том, каким должен быть современный танк, к тому же, нельзя создать идеальный, ведь есть ограничения, не зависящие от создателей, например, бюджет.

Современная техника одного класса заметно различается, но есть характеристики, одинаково важные для любого танка, по ним мы сегодня и выстроим рейтинг. Вот они:

  • защита, включающая в себя пассивную и активную;
  • огневая мощь, определяемая орудием и системами наведения, управления огнём и так далее;
  • подвижность и мобильность, зависящие от динамики, дальности хода и возможности транспортировки.

Помните, что недостаточно сделать самый защищённый танк и поставить на него самую мощную пушку. Ещё надо производить его, использовать в реальных боях, обслуживать и так далее. Поэтому великолепная на бумаге машина в реальном мире может оказаться неудачной.

10 место – украинский Оплот БМ

После распада Советского Союза, Украина продолжила разработку Т-80УД. Последней модификацией этого танка стал Оплот БМ.

Танк привычной для советской школы компоновки защищён встроенной динамической защитой «Дуплет». Установлены КОЭП «Варта» и КАЗ «Заслон». Недостатками «Варты» является неспособность противостоять современным ПТРК «Корнет», ПТУР «Комбат», а «Заслон» отличается высокой ценой, длительной перезарядкой и малой дальностью обнаружения угроз.

Боезапас хранится в механизме заряжания, возможна стрельба управляемыми ракетами. Система управления огнём откровенно устарела и уступает современным конкурентам.

Подвижность находится на высоком уровне.

В сети неоднократно всплывали рейтинги современных танков, в которых украинский занимал первое место, основывались они на якобы смоделированных боях. На деле «смоделированные бои» оказались игрой ARMA 2, видео из которой записывал блогер на YouTube.

9 место – французский Леклерк

Сверхсовременный и сверхдорогой танк, появившийся в 1992 году. Оснащён инновационной модульной бронёй.

От западных танков отличается наличием автомата заряжания, расположенного в башне за вышибными панелями. Можно назвать главным преимуществом Леклерка . Мощная пушка, современная система управления огнём.

Благодаря двигателю мощностью 1500 л.с. и активной подвеске отличается великолепной подвижностью.

В момент появления, как уже говорилось, стал сверхсовременным и сверхдорогим. До сих пор не продемонстрировал чего-то выдающегося в вооружённых столкновениях, оставаясь хорошим оружием лишь на бумаге. Но высокая цена и потенциальная ненадёжность из-за переизбытка электроники никуда не пропали.

8 место – японский Тип 10

Встал на вооружение в 2012 году, сегодня является одним из самых совершенных основных боевых танков в мире.

Вооружён 120 мм пушкой, аналогичной применяемым на Леопарде и Абрамсе, современная система управления огнём делает её ещё более грозным оружием.

Танк массой всего 44 тоны защищён чуть слабее своих конкурентов, однако, оснащён модульной бронёй, позволяющей быстро заменять повреждённые модули или устанавливать дополнительные.

Активная подвеска, мощный двигатель и бесступенчатая трансмиссия обеспечивают японскому танку великолепную подвижность и скорость хода до 70 км/час как вперёд, так и назад.

7 место – израильский Меркава Мк.4М

Обеспечивает лучшую в мире защиту своему экипажу благодаря компоновке с двигателем спереди, служащим дополнительной бронёй. Более того, в корме корпуса имеются двери, благодаря чему танк может транспортировать экипажи подбитых танков либо десант.

Меркава вооружён 120 мм пушкой, способной вести огонь по низколетящим вертолётам благодаря современной системе управления огнём.

Помимо комбинированной пассивной брони защищён уникальным комплексом активной защиты «Трофи».

6 место – британский Челленджер 2

Один из самых защищённых от прямого огня танков в мире.

Применяется броня «Чобхэм» второго поколения, после боевого опыта в Ираке машина получила съёмную динамическую защиту «ROMOR», прикрывающую самые уязвимые места.

Известен случай попадания в танк 15 гранат из противотанкового гранатомёта, после чего не слишком пострадавший Челленджер 2 продолжил выполнение своей задачи.

В качестве вооружения используется нарезная пушка калибра 120 мм. Такое необычное орудие позволяет прицельно стрелять на дистанции до 5 км., что является рекордом среди ОБТ.

Из недостатков плохая защита нижней лобовой детали, что сейчас исправили динамической защитой, и посредственная подвижность.

5 место – российский Т-90АМ

Массово производится в России. Т-90 предыдущих версий - самый коммерчески успешный танк на мировом рынке. Построен на хорошо знакомой со времён СССР базе, отличается скромной ценой, неприхотливостью и надёжностью.

Появился в результате глубокой модернизации Т-72 , затронувшей почти всё. Помимо пассивной брони защищён активной «Контакт-5» и КОЭП «Штора-1 ».

Боекомплект находится в автомате заряжания карусельного типа, что может привести к мгновенной детонации всего БК при поражении автомата и полного уничтожения танка. Способен вести стрельбу управляемыми ракетами.

Небольшие габариты, масса и способность форсировать водные преграды глубиной до 5 метров – заметный плюс российского ОБТ. Из минусов – устаревшая механическая трансмиссия, скорость заднего хода 5 км/час.

Модификация Т-90АМ позволила занять достойное место в рейтинге. Новая башня, ДЗ «Реликт», современный автомат заряжания, часть боекомплекта в коробе башни и автоматическая трансмиссия стали глотком свежего воздуха для устаревающей машины и поставили её рядом с лучшими западными образцами.

4 место – американский М1А2 SEP Абрамс

Танк, о котором постоянно появляются новости. О нём говорят, с ним сравнивают, но достоин ли он этого?

Появившись в американской армии в далеком 1980 году, Абрамс получил несколько модификаций, о последней из которых мы поговорим.

Защищён великолепной бронёй с ураном, боекомплект размещён за вышибными панелями. Некоторые образцы имеют систему активной защиты «AN/VLQ-6».

120 мм орудие отличается хорошей точностью благодаря современной системе управления огнём.

Газотурбинный двигатель мощностью 1500 л.с. даёт отличную подвижность, но потребляет много топлива и выделяет огромное количество тепла при работе, затрудняя маскировку.

К недостаткам относятся большие габариты и масса, затрудняющие транспортировку.

3 место – южнокорейский К2 Чёрная пантера

Композитная броня вместе с модульной реактивной защищают танк от вражеского огня. Дополнительно есть активная система защита. Применение современных технологий и материалов позволили сделать лёгкий ОБТ, защищённый на уровне своих тяжёлых собратьев.

Пушка аналогична установленной на Леопард, система управления огнём способна поражать низколетящие вертолёты и работать в автоматическом режиме, ведя стрельбу по заданным целям без участия наводчика.

Дизельный двигатель мощностью 1500 л.с. и активная гидропневматическая подвеска, что ещё нужно для отличной подвижности?

В чём-то эта боевая машина похожа на Леклерк . Во время своего появления она стала одной из самых совершенных и дорогих в мире. Но, если Леклерк ни в чём себя не проявил, то у Чёрной пантеры много времени впереди.

2 место – немецкий Леопард 2А7

Самая современная версия немецкого хищника, много лет являющегося образцом для инженеров других стран.

Высокая защита, великолепная огневая мощь и отличная подвижность переходят от модификации к модификации. Леопард 2А7 получил обновленную электронику и дополнительную броню. Разработчики заявляют о круговой защите от гранат, выпущенных из РПГ.

Пушка и система управления огнём являются эталонными на сегодня и обеспечивают максимально точную стрельбу.

Дизельный двигатель развивает мощность 1500 л.с., что позволяет разгонять танк массой 67,5 тонн до 72 км/час.

1 место – российский Т-14 Армата

Компоновка с необитаемой башней, при которой экипаж располагается плечом к плечу в боевом отделении, прорабатывалась давно, но её воплотили в жизнь в серийном образце российские инженеры.

Пассивная броня дополнена динамической «Малахит» и КАЗ «Афганит». КАЗ способен вычислять позицию противника и отвечать огнём. На такое способны только наш «Афганит» и израильский «Трофи».

125 мм орудие 2А82 сейчас превосходит по мощности орудие, установленное на Леопард-2А7, позже возможна установка 152 мм орудия 2А83, выпускающего снаряды с бронебойностью более 1000 мм, что позволит поражать любой западный танк в лобовую проекцию.

Активная подвеска и дизельный двигатель мощностью от 1200 до 1800 л.с. обеспечивают отличностью подвижность даже по пересечённой местности.

Важно, что Армата изначально создавался для сетецентрической войны, то есть, для действий совместно с другими боевыми единицами. Для этого российский танк оснащён множеством электронных систем, упрощающих работу экипажа и связывающих технику разного рода в единое целое.

Напоследок

Даже если столкнуть все перечисленные танки в реальном бою, то исход не сможет однозначно определить места, ведь многое зависит от выучки экипажей, условий и случайностей. Поэтому не стоит воспринимать рейтинг как некую аксиому или возмущаться предвзятым отношением к любимой машине.

mob_info