Десантирование техники с экипажем в настоящее время. Десантирование внутри техники: как все начиналось

В середине июля под Рязанью прошло масштабное тактическое учение Воздушно-десантных войск и Военно-транспортной авиации. Столько куполов давно не видело рязанское небо: в маневрах приняли участие свыше 2,5 тысячи военнослужащих, и было задействовано несколько сот единиц военной техники, в том числе 66 воздушных судов. Купольные системы распустились над 70 платформами с боевыми машинами. Одной из целей проведения учения стало испытание перспективных средств десантирования: в частности, как сообщили в Минобороны России, в ходе специальных летных испытаний в рамках опытно-конструкторской работы «Бахча-У-ПДС» были десантированы две БМД-4М и два БТР-МДМ, причем в двух последних находились экипажи. Мощные 14-тонные машины, сброшенные с высоты без малого два километра, успешно приземлились, показав готовность моментально вступить в бой.О том, как в России научились десантировать боевую технику с экипажами внутри, насколько сложен этот процесс и как наши конструкторы сумели сделать броню «летающей», а ее «полет» безопасным, расскажет журналист Алексей Егоров в новом выпуске , выходящей в праздничную для «голубых беретов» неделю, через три дня после Дня ВДВ.С неба - сразу в бой Идея выброски техники парашютным способом с экипажами внутри принадлежит лично легендарному создателю Воздушно-десантных войск Герою Советского Союза генералу армии Василию Филипповичу Маргелову. Ранее машины сбрасывались отдельно, личный состав - отдельно. На площадке приземления экипажам приходилось искать свои машины, а они порой могли находиться на внушительном расстоянии. Однако для массового применения такого метода десантирования многого не хватало, в том числе не была до конца продумана система катапультных кресел. Этот метод представлял внушительный риск. И тогда командующий решил отправить своего сына, старшего лейтенанта Александра Маргелова. Пятого января 1973 года вместе с опытным парашютистом подполковником Леонидом Зуевым они совершили прыжок внутри БМД-1 на парашютно-платформенных средствах с военно-транспортного самолета Ан-12.Тремя годами спустя, в январе 1976 года, произвела мягкую посадку БМД-1, десантированная на парашютно-реактивной системе в комплексе «Реактавр». Внутри машины находились также два члена экипажа - Александр Маргелов (теперь уже майор) и . Десантирование производилось с риском для жизни, ведь у десантников не было никаких индивидуальных средств спасения. Однако применение реактивных систем позволило осуществить этот прыжок успешно. Новая схема позволила обеспечить введение дивизий ВДВ в бой не в течение суток, как раньше, а в течение часов и минут. Во время холодной войны это стало серьезным козырем для нашей страны и ее вооруженных сил. В 1996 году за мужество и героизм, проявленные при испытании, доводке и освоении специальной техники, обоим офицерам было присвоено звание Героя России.
Естественно, о наших экспериментах скоро стало известно за рубежом. Работы по похожей тематике стартовали в США, Франции, Англии. Но, как признается генеральный директор АО «НИИ парашютостроения» Сергей Хурсевич, по сию пору никто в мире подобного рода испытаний не проводит.

«Это очень сложное техническое мероприятие, и российская школа парашютостроения на сегодняшний день единственная, которая обеспечивает должный уровень надежности парашютной техники и технологий», - утверждает руководитель НИИ.
За последние годы системы десантирования, позволяющие выбрасывать с неба боевую технику с экипажами внутри, претерпели ощутимые изменения. По словам ведущего научного сотрудника Научно-исследовательского испытательного центра авиационно-космической медицины и военной эргономики Центрального НИИ ВВС Минобороны России доктора медицинских наук профессора Юрия Моисеева, в числе корректировок - отказ от использования реактивных двигателей. Применяемые в системах торможения, они могли дать сбой. Реактивные тормоза сменили надувные амортизаторы, которые обеспечивают куда более мягкое приземление. Специальный датчик, выведенный на монитор внутри боевой машины, позволяет экипажу контролировать компрессию наполнения амортизирующей системы.Первым делом - самолеты Если для десантников ключевая задача - совершить прыжок, то для летчиков военно-транспортной авиации главное - поднять будущих парашютистов на необходимую высоту. Командующий ВТА генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов на минувших масштабных учениях лично проверял готовность людей и техники к выполнению этой задачи. Всего в небо тогда поднялось более семи десятков летательных аппаратов - это не только самолеты, но и вертолеты, беспилотники. Особая забота командующего - чтобы летчики привели свои машины в точку сброса с точностью до секунд, а это непросто, учитывая, что стартуют самолеты с аэродромов Рязани, Иваново, Ульяновска, Тверской области.
«Способ контроля летного состава называется "пеший полет", - отмечает генерал Бенедиктов. - Это когда особо сложные и ответственные участки, особенно в смешенном строю, подлежат розыгрышу. Чтобы каждый экипаж понимал роль и место в любом порядке, в любой момент времени, был способен в случае возникновения каких-то вводных и нештатных ситуаций правильно среагировать».
На контроле у авиаторов - и погрузка предназначенной для десантирования бронированной техники. Сложностей здесь хватает. К примеру, БМД-4М занимает внутренность Ил-76 почти полностью: расстояние в самом узком месте - всего 26 сантиметров. Такие крошечные зазоры, как говорят летчики, - настоящая головная боль. Действительно, в случае нештатной ситуации во время сброса боевая машина может сойти с направляющих и заклинить в проеме. А если еще и выпустится грузовой парашют… Такие неприятные ситуации уже происходили, к счастью, обходилось без серьезных происшествий. Именно поэтому продумываются все мелочи. Например, для выхода БМД-4М из грузового отсека предусмотрены специальные «лыжи», которые в свою очередь катятся по грузовой палубе на роликах. Гусеницы в этом случае не касаются пола - перекосы или сход с направляющих исключены.Испытание характеров В российской армии 929-му Государственному летному испытательному центру имени В. П. Чкалова поручено, по сути, тестирование всего, что связано с небом, с полетами. Здесь даже создан отдел летных испытаний парашютно-десантной техники, и именно его сотрудники, действующие офицеры российской армии, участвовали в десантировании внутри боевых машин на том самом учении под Рязанью. Перед прыжком было еще раз тщательно проверено все оборудование, подогнано снаряжение. В падении с неба самое слабое звено человеческого тела - позвоночник. Если человек будет сидеть, как в обычном кресле, когда спина держится вертикально, то нагрузка на позвоночник окажется максимальной. Доцент НИИЦ авиационно-космической медицины и военной эргономики ЦНИИ ВВС Минобороны России кандидат медицинских наук Николай Оленев отмечает, что нынешние технологии десантирования внутри техники сродни космическим. «Вспомните, как работали с космонавтами: под каждого делался ложемент, - отмечает он. - По форме, по фигуре. У них были перегрузки до 12 и больше единиц. Вот и здесь, в общем-то, будет перегрузка, и по-хорошему, конечно, должен быть ложемент».
Внутри боевой машины для особого прыжка предусмотрено все. Испытатели зафиксированы шестью точками крепления: на мысках ног, выше колена, закреплены также голова и руки. Новацией нынешнего испытания стало и применение обновленного кресла. Если в предыдущих случаях использовались кресла типа «Казбек», которые годились только для десантирования, а когда БМД требовалось привести в боевое положение, то нужно было ставить обычные, штатные, сидения, то нынешние кресла унифицированные. Из положения для десантирования в рабочее состояние они переводятся очень быстро.Важный момент: в случае аварийной ситуации предусмотрено покидание экипажем машины прямо в небе. Для этого каждый десантник имеет при себе запасной парашют ПЗ-81. Минимальная безопасная высота, на которой он может быть применен, составляет 150 метров. Конечно, подобная ситуация экстренная. Она может возникнуть, если, к примеру, упомянутый выше датчик амортизационной системы проинформирует о сбое, и тогда машину придется покидать способом индивидуального десантирования.За всю историю ВДВ прыжок внутри боевой техники прошли не более 60 человек. В июне 2003 года такое десантирование выполнили семь офицеров, а зимой 2010 года на трех БМД-2 приземление совершили шесть десантников. На земле героев лично встречал тогдашний командующий ВДВ генерал-лейтенант Владимир Шаманов: каждому он вручил именные часы, а также сообщил о решении представить военнослужащих - офицеров, сержантов и рядовых - к награждению орденами Мужества.На нынешнем учении проверку прошли не только люди, но и новая техника Воздушно-десантных войск. Скажем, БМД-4М - совершенно новое поколение боевых машин десанта, надежный вездеход, оснащенный, к тому же, мощным вооружением. Орудие этой БМД сродни танковому, обладает калибром 100 миллиметров. Причем стрелять оно может не только снарядами, но и управляемыми ракетами. Славится своей проходимостью и БТР-МДМ «Ракушка». «Военная приемка» об этой машине, устраивала ей тестирование бездорожьем, водой, снегом. Экзамен был сдан безупречно.
По мнению командующего ВДВ России генерал-полковника Андрея Сердюкова, показное тактическое учение с практической выброской воздушного десанта оказалось за последнее время самым масштабным по своему размаху и прошло успешно. Одной из целей маневров, по словам генерала, стало испытание перспективных средств десантирования для современных образцов техники, поступающих на снабжение в ВДВ. «Испытатели с поставленной задачей справились, их мужество восхищает!» - подчеркнул Андрей Сердюков после завершения учения. В штабе ВДВ также полагают, что успешная демонстрация десантирования БТР-МДМ с испытателями внутри машины позволяет сказать о том, что на вооружение войск поступает полноценная боевая техника, способная выполнять самый широкий спектр задач в интересах «крылатой пехоты».

Разработка новой боевой машины - «объект 915» - началась в 1965 году в возглавляемом И.В.Гаваловым ОКБ Волгоградского тракторного завода (ВгТЗ). Конструкторам предстояло создать высокоскоростную, легкобронированную, гусеничную, плавающую авиадесантируемую боевую машину с боевыми возможностями, аналогичными разрабатывавшейся в тот период сухопутной БМП-1. Первоначальный замысел предусматривал создание обычного десантируемого блока, состоявшего из собственно машины, многокупольной парашютной системы МКС-5-128Р и серийной десантной платформы П-7. Платформа предназначалась для закатывания блока в самолет, обеспечивала выход его из самолета с помощью вытяжного парашюта и амортизировала приземление. Однако требуемая десантируемая масса, определявшаяся грузоподъемностью самолета Ан-12 для заданного количества одновременно загружаемых боевых машин, не позволяла создать машину с соответствовавшей ТТЗ собственной массой. Чтобы в итоге уложиться в лимит массы, была предложена идея использовать на машине гидропневматическую подвеску с переменным клиренсом. Это предполагало возможность реализовать следующую схему: блок (машина с парашютной системой) самостоятельно заходит в самолет, затем опускается на днище и швартуется на время полета; при выброске блок на днище двигается по рольгангу грузовой палубы самолета и покидает борт. Кроме того, предполагалось, что во время полета к земле опорные катки машины автоматически опустятся до максимального клиренса. Тогда подвеска, приведенная в рабочее состояние, сыграет при приземлении роль амортизатора. Однако вскоре выяснилось, что такое решение приведет после приземления к непредсказуемому подпрыгиванию машины и к возможному ее опрокидыванию. При этом машина неизбежно должна была запутаться в стропах парашютной системы. Эту проблему решили с помощью специальных одноразовых амортизационных лыж, а вот опорные катки пришлось фиксировать на время десантирования в специальном верхнем положении «Д», вплоть до операции расшвартовки, проводившейся уже на земле.

В 1969 году боевая машина десанта «объект 915» была принята на вооружение воздушно-десантных войск Советской Армии под обозначением БМД-1. С 1968 года она производилась серийно на ВгТЗ.




1 и 21 - вставки с амбразурами; 2 - верхний лобовой лист; 3 - основание люка механика-водителя; 4 и 6 - листы крыши; 5 - кольцо; 7 и 8 - упоры для установки платформы парашютно-реактивной системы; 9,14 и 20 - задний, средний и передний верхние бортовые листы; 10 - кольцо для установки и крепления бортовой передачи; 11 - лючок для шаровой установки под автомат АКМС; 12 - отверстие для опоры пневматической рессоры; 13 - отверстия для оси поддерживающего ролика; 15 - кронштейн упора балансира; 16 - нижний бортовой лист; 17 - кронштейн балансира; 18 - отверстие для кронштейна кривошипа направляющего колеса; 19 - буксирный крюк; 22 - нижний лобовой лист; 23 - створки петель волноотражательного щита



1 - створки петель волноотражательного щита; 2 - люк командира машины; 3 - обойма для прибора наблюдения; 4 - отверстие для прибора ТНПП-220; 5 - люк пулеметчика; 6 - крышка кормового люка; 7 - отверстие для установки клапанов нагнетателя системы коллективной защиты; 8 - отверстие для прибора МК-4с; 9 - съемная крышка-патрубок воздухозабора двигателя; 10 и 27 - лючки для доступа к заправочным горловинам топливных баков; 11 и 24 - съемные крышки для доступа к водяным и масляным трубопроводам; 12 и 16 - съемные листы крыши для доступа в силовое отделение; 13 - защитная решетка с сеткой; 14 - выходное отверстие водосливной трубы; 15 - задний наклонный лист; 17 - отверстие для водопроточной трубы; 18 - отверстие для установки стакана заслонки водомета; 19 - буксировочное устройство; 20 - кормовой лист; 21 - кронштейн для установки съемного кронштейна крепления лыж; 22 - накладка (отбойный кулак); 23 - лючок для шаровой установки под автомат АКМС; 25 - отверстие для стакана антенного ввода; 26 - лючок для доступа к заправочной горловине маслобака; 28 - лючок для доступа к заправочной горловине системы охлаждения; 29 - створки петель для парашютных систем; 30 - отверстие для клапана вытяжного вентилятора; 31 - отверстие для установки ВЗУ аппаратуры ПРХР

БМД-1 имеет классическую для танков, но необычную для боевых машин пехоты компоновочную схему: боевое отделение находится в средней части корпуса, а моторно-трансмиссионное - в кормовой. Корпус сварен из относительно тонких броневых плит - впервые в практике советского машиностроения применена алюминиевая броня. Это позволило значительно облегчить машину, но за счет защищенности. Броня могла обезопасить экипаж только от огня стрелкового оружия калибра 7,62 мм и осколков снарядов. Верхняя лобовая плита очень сильно наклонена к вертикали - на 78°, угол наклона нижней значительно меньше и составляет 50°. Такое решение диктовалось стремлением увеличить объем внутреннего пространства, а также плавучесть машины. Волноотражательный щиток, лежащий при движении по суше на передней лобовой плите, служит дополнительной защитой. Корпус в носовой части сужается, его поперечное сечение имеет Т-образную форму с развитыми надгусеничными нишами. Башня - сварная из стальной брони, заимствована у боевой машины пехоты БМП-1. Ее лобовые детали защищают от 12,7-мм бронебойных пуль.

В передней части корпуса по оси машины расположено рабочее место механика-водителя. Для входа и выхода из машины он имеет индивидуальный люк, крышка которого приподнимается и сдвигается вправо. В процессе вождения машины механик-водитель может наблюдать за местностью в секторе 60° с помощью трех призменных приборов наблюдения ТНПО-170. Для наблюдения при движении БМД на плаву вместо среднего прибора ТНПО-170 устанавливается прибор ТНП-350Б с увеличенной перископичностью. Для вождения машины в ночных условиях вместо среднего дневного прибора наблюдения устанавливается ночной бесподсветочный бинокулярный прибор наблюдения ТВНЕ-4. Слева от механика-водителя располагается место командира БМД, который попадает в машину и выходит из нее также через свой люк. У командира установлены перископический обогреваемый прибор наблюдения - прицел ТНПП-220, в котором ветвь прицела имеет полуторакратное увеличение и угол поля зрения 10°, а ветвь прибора наблюдения - углы обзора по вертикали 21°, по горизонту 87°. Такой же прибор ТНПП-220 установлен у стрелка-пулеметчика, сидящего справа от водителя. В ночных условиях командир пользуется прибором ТВНЕ-4. Стрелки-десантники, размещенные позади боевого отделения у кормовой перегородки МТО, используют два призменных обогреваемых прибора ТНПО-170 и перископический прибор МК-4С (в кормовом люке).



1 - кронштейн для подсоединения замка вытяжного парашюта; 2 - кронштейн для крепления амортизационных лыж; 3 - накладка для крепления щупа ПРС; 4 - упор для амортизационных лыж; 5 - отверстие для выпуска газов из котла подогревателя; 6 - лючок для слива масла из бака; 7 - защитная решетка водомета; 8 - кронштейны для крепления щупа ПРС; 9 - лючок для доступа к редукционному клапану маслонасоса двигателя; 10 - лючок для слива масла из коробки передач; 11 - захват для установки съемных кронштейнов крепления амортизационных лыж; 12 - задний буксирный крюк; 13 - лючок для слива масла из двигателя; 14 - лючок для слива топлива из баков; 15 - отверстие для спуска охлаждающей жидкости; 16 - лючок для доступа к натяжному механизму конвейера механизированной боеукпадки



В средней части корпуса размещается боевое отделение с одноместной башней, заимствованной у БМП-1, внутри которой находится сиденье наводчика. Он обслуживает полуавтоматическую гладкоствольную пушку 2А28 «Гром» калибра 73 мм с концентрически расположенными противооткатными устройствами и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ПКТ. Орудие имеет клиновой затвор и секторный подъемный механизм. Высота линии огня - от 1245 до 1595 мм, в зависимости от установленного клиренса. Дальность прямого выстрела по цели высотой 2 м - 765 м. Наибольшая прицельная дальность 1300 м. Боевая скорострельность 6 - 7 выстр./мин. Боекомплект к пушке - 40 выстрелов ПГ-15В с кумулятивными противотанковыми гранатами находится в механизированной (конвейерной) укладке, расположенной по окружности башни на вращающейся платформе, как и в БМП-1. Поскольку одним из важнейших требований к машине была ее малая масса, конструкторам пришлось упростить (по сравнению с БМП-1) автомат заряжания. Транспортер доставлял снаряд, выбранный наводчиком, в точку заряжания, после чего наводчик должен был вручную перенести его и вставить в казенник. Одновременное решение таких задач, как поиск целей, наведение орудия, его заряжание и ведение огня, для одного человека проблема довольно сложная, поэтому психофизические данные наводчика заметно ухудшались в зависимости от продолжительности ведения боевых действий и количества произведенных выстрелов. Вооружение башни дополнила пусковая установка противотанковых управляемых ракет - ПТУР (по тогдашней терминологии: реактивных снарядов - ПТУРС) 9М14М «Малютка», доступ к которой осуществляется через специальный люк в крыше. Управление ракетой производится по проводам одноканальной системы, в которой управляющие силы в плоскостях тангажа и курса создаются одним исполнительным органом. Разделение управления по двум взаимно перпендикулярным плоскостям происходит за счет принудительного вращения ракеты в полете с частотой 8,5 об./с. Всего в машине размещено три ПТУР (две в укладке в башне и одна в корпусе) и 2000 патронов к спаренному пулемету. Последние снаряжаются в ленты, которые укладываются в два магазина по 1000 патронов в каждом, размещенных в гильзозвеньесборнике. После установки магазинов на место ленты соединяются между собой патроном.



1 - крышка люка командира; 2 - стопор; 3 и 16 - экраны; 4 - крышка люка механика-водителя; 5 - крышка люка пулеметчика; 6 - ременная рукоятка; 7 и 15 - створки петель; 8 - отверстие для прибора наблюдения; 9 - отверстие для шарового устройства; 10 - крышка кормового люка; 11 - скоба; 12 - торсион; 13 - палец; 14 - стопорный винт; 17 - упор; 18 - петля



Как и на БМП-1 вооружение башни не стабилизировано. Наведение в горизонтальной и вертикальной плоскостях осуществляется с помощью электрических приводов. В случае их выхода из строя наводчик может использовать ручной привод.

Для наблюдения за местностью и ведения огня наводчик имеет в своем распоряжении комбинированный (дневной и бесподсветочный ночной) монокулярный перископический прицел 1ПН22М1.



1 - 73-мм гладкоствольное орудие; 2 - сиденье механика-водителя; 3 - аккумуляторная батарея; 4 - распределительный щиток; 5 - 7,62-мм пулемет, спаренный с орудием; 6 - сиденье пулеметчика; 7 - нагнетатель системы коллективной защиты; 8,9 и 31 - сиденья стрелков; 10 - шаровая установка для стрельбы из автоматов; 11 - реле-регулятор; 12 - ручной насос гидросистемы; 13 - вентилятор обдува генератора; 14 - муфта привода гидронасоса; 15 - съемная крышка-патрубок воздухозабора двигателя; 16 - заправочная горловина правого нижнего топливного бака; 17,28 - топливные баки; 18 - бачок гидросистемы; 19 - водяной радиатор; 20 - защитная крышка над выпускным клапаном водооткачивающего насоса; 21 - водооткачивающий насос; 22 - задний габаритный фонарь; 23 - защитная решетка с сеткой; 24 - водопроточная труба; 25 - антенный ввод; 26 - силовой блок; 27 - масляный бак в сборе с котлом подогревателя; 29 - топливный фильтр грубой очистки; 30 - гидронасос; 32 - вращающаяся башня; 33 - сиденье наводчика-оператора; 34 - вытяжной вентилятор; 35 - прицел; 36 - сиденье командира; 37 - датчик ПРХР; 38 - блок питания; 39 - пульт управления ПРХР; 40 - коммутационный блок; 41 - аппарат А-1 танкового переговорного устройства; 42 - установка 7,62-мм курсового пулемета; 43 - коробка для пулеметной ленты; 44 - радиостанция; 45 - блок питания курсоуказателя; 46 - воздушный баллон



1 - гирополукомпас; 2 - блок питания радиостанции; 3 - пулеметная установка; 4 - сиденье механика-водителя; 5 - радиостанция; 6 - прибор наблюдения с вмонтированной прицельной трубкой; 7 - центральный щиток механика-водителя; 8 - люк механика-водителя; 9 - приборы наблюдения механика-водителя; 10 - блок питания ночного прибора наблюдения механика-водителя; 11 - аккумуляторная батарея; 12 - магазин-коробка; 13 - выключатель батареи; 14 - кран- редуктор системы воздухопуска двигателя



Амбразура прицела расположена в левой части крыши башни перед люком наводчика. В ночном режиме дальность видимости зависит от фона местности, прозрачности атмосферы и величины естественной освещенности и составляет в среднем 400 м. Угол поля зрения - 6°, кратность увеличения - 6,7. В дневном режиме прицел имеет 6-кратное увеличение и поле зрения 15°. В окуляре справа от прицельной сетки расположена дальномерная шкала, рассчитанная для цели высотой 2,7 м. Кроме прицела для наблюдения за местностью наводчик пользуется четырьмя перископическими приборами ТНПО-170.

В амбразурах по краям лобовой части корпуса в шаровых опорах установлены два курсовых пулемета ПКТ. Огонь из них ведут командир машины и пулеметчик. Боекомплект каждого пулемета состоит из 1000 патронов, размещенных в четырех штатных коробках. Наибольшая прицельная дальность стрельбы с помощью прицела ТНПП-220 составляет 800 - 1000 м.

В средней части корпуса машины на обоих бортах и в крышке кормового люка имеется по одной шаровой установке для стрельбы из автоматов АКМС. Шаровые установки, расположенные на бортах, закрываются броневыми заслонками, которые открываются вручную с рабочих мест стрелков.

В кормовой части корпуса размещается моторно-трансмиссионное отделение, в котором установлен 6-цилиндровый V-образный четырехтактный бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения 5Д20, развивающий мощность 240 л.с. (176 кВт) при 2400 об/мин. Принимая во внимание небольшую массу машины - всего 6700 кг, - это дает очень высокое значение удельной мощности - 32 л.с./т, что, в свою очередь, позволяет машине развивать максимальную скорость более 60 км/ч. Рабочий объем двигателя - 15 900 см 3 , масса - 665 кг. Отбор мощности от двигателя производится на трансмиссию со стороны маховика, а на привод гидравлического насоса - HLU-39 с противоположной стороны.

Топливо - дизельное ДЛ, ДЗ или ДА. Общая емкость топливных баков - 280 л. Подача топлива осуществляется с помощью шестиплунжерного блочного насоса высокого давления.

Особенностью системы питания воздухом является устройство воздухозабора, состоящего из двух кинематически связанных клапанов, перекрывающих попеременно забор воздуха снаружи машины и из боевого отделения, что повышает безопасность движения на плаву. Предусмотрен подогрев всасываемого двигателем воздуха.

Система охлаждения эжекционная, обеспечивает также отсос пыли из воздухоочистителя и вентиляцию МТО. В нее включен отопитель калориферного типа для обогрева боевого отделения.



1 - щека амбразуры; 2 - амбразура орудия; 3 - отверстия для клиньев; 4 - вырез для пулемета; 5 - люк для установки 9М14М; 6 - рым; 7 - отверстие для вентилятора; 8 - люк оператора; 9 - кольцо; 10 - крыша башни; 11 - обоймы для приборов наблюдения; 12 - отверстие для установки прицела







1 - гильзозвеньесборник; 2 - ролик; 3 - крышка гильзозвеньесборника; 4 - магазин ПКТ; 5 - замок; 6 - ребро; 7 - подъемный механизм; 8 - орудие 2А28; 9 - пусковой кронштейн; 10 - кронштейн крепления подъемного механизма; 11 - сектор; 12 - эксцентриковая рукоятка; 13 - кронштейн; 14 - прибор наблюдения; 15 - направляющая; 16 - ведущий валик; 17 - промежуточный валик; 18 - привод конвейера; 19 - прицел 1ПН22М1; 20 - передняя опора механизма поворота башни; 21 - тяга; 22 - пульт управления ПТУРС; 23 - сиденье наводчика-оператора; 24 - каркас конвейера; 25 - кронштейн крепления направляющей; 26 - кронштейн ролика; 27 - центрирующий ролик; 28 - кронштейн подвески платформы в башне; 29 - задняя шарнирная опора механизма поворота башни; 30 - механизм поворота башни; 31 - тяга связи прицела с орудием; 32 - ролик для установки направляющей; 33 - пулемет ПКТ, спаренный с орудием; 34 - цепь конвейера; 35 - платформа; 36 - центрирующее кольцо; 37 - опора направляющей


1 - втулка; 2 - промежуточная обойма; 3 - наружная обойма; 4 - гайка; 5 - резиновое кольцо; 6 - уплотнение; 7 - пружина; 8 - опора; 9 - стопор по-походному; 10 - гильзозвеньеотвод; 11 - крыша корпуса; 12 - наружный диск; 13 - внутренний диск; 14 - корпус; 15 - прибор наблюдения - прицел ТНПП-220; 16 - защитный колпак; 17 - ось; 18 - налобник; 19 - эксцентриковый зажим; 20 - кнопка электроспуска пулемета; 21 - рукоятка; 22 - бункер; 23 - рамка для установки коробки с лентой; 24 - передняя стойка; 25 - рама с ползунами; 26 - постель; 27 - торсионное уравновешивающее устройство; 28 - кронштейн; 29 - торсион


Основной способ пуска двигателя электростартером, возможен пуск воздухом, но компрессор в машине не предусмотрен. Имеется механизм автоматического действия защиты двигателя от попадания воды, предотвращающий ее проникновение в цилиндры двигателя при его остановке во время преодоления водной преграды или мойки.

Двигатель сблокирован с трансмиссией, состоящей из однодискового фрикциона сухого трения, четырехступенчатой механической коробки передач с постоянным зацеплением шестерен и синхронизаторами на 3-й " и 4-й передачах, двух бортовых фрикционов с ленточными тормозами и двух одноступенчатых планетарных бортовых передач. Бортовые фрикционы многодисковые, с трением сталь по стали. Главный фрикцион, коробка передач, бортовые фрикционы соединены с двигателем в один силовой блок. Кроме того, в моторно-трансмиссионном отделении установлены редукторы, приводящие в действие водометные движители. Над коробкой передач помещен радиатор системы охлаждения двигателя. Циркуляция воздуха через радиатор обеспечивается благодаря жалюзи в верхней плите корпуса.

Ходовая часть БМД-1 применительно к одному борту состоит из пяти обрезиненных сдвоенных ребристых опорных катков, выполненных из легкого сплава. Роль эластичных элементов подвески выполняют гидропневматические рессоры, объединенные в единую систему. В качестве упругого элемента в них используется сжатый азот, усилие на который передается через жидкость.



1 и 2 - магазины-коробки для правого курсового пулемета; 3,4 и 9 - сумки для сигнальных и осветительных патронов (ракет); 5 и 7 - укладки снарядов ПТУРС 9М14М; 6 - механизированная (конвейерная) укладка на 40 выстрелов ПГ-15в; 8 - сумки для ручных гранат Ф-1; 10-гнезда для укладки гранат к РПГ-7; 11,12 и 13 - магазины-коробки для левого курсового пулемета; 14-- нижняя магазин-коробка для спаренного пулемета; 15 - верхняя магазин-коробка для спаренного пулемета





1 - блок-картер; 2 - маховик; 3 - стрелка-указатель: 4 - датчик тахометра; 5 - головка блока; 6 - крышка головки блока; 7 - штуцер отвода охлаждающей жидкости; 8 - топливный фильтр тонкой очистки; 9 - выпускной коллектор; 10 - трубка высокого давления; 11 - топливный насос; 12 - топливоподкачивающий насос; 13 - стержень замера уровня масла в регуляторе; 14 - центробежный масляный фильтр; 15 - всережимный регулятор; 16 - рычаг управления топливным насосом; 17 - крышка лючка доступа к форсунке; 18 - впускной коллектор; 19 - генератор; 20 - воздухораспределитель; 21 - шестерня стартера



Гидропневматическая подвеска сложнее торсионной, но имеет более выгодные характеристики по упругости в широком диапазоне нагрузок. К тому же она сочетает функции упругой рессоры, гидравлического амортизатора, гасящего колебания корпуса, исполнительного силового цилиндра при изменении клиренса машины от 100 до 450 мм и механизма удержания опорных катков в верхнем положении при вывешенном корпусе. Подвеска позволяет уменьшить общую высоту машины при остановке и движении по ровной дороге, вывешивать ее при установке на десантную платформу, уменьшать выступающую ходовую часть при движении на плаву. Все элементы подвески и регулировки клиренса расположены внутри корпуса. Направляющие колеса размещаются в передней части корпуса. Изменение натяжения гусениц производится с помощью кривошипного механизма с гидравлическим приводом. Процессом натяжения и ослабления гусениц управляет механик-водитель со своего места, не покидая машины. На БМД-1 применяются мелкозвенчатые гусеницы с ОМШ, состоящие из 87 траков каждая. В средней части траков на их внутренней поверхности имеются направляющие гребни. Верхние ветви гусениц опираются на четыре односкатных обрезиненных поддерживающих ролика, причем два из них (средние) расположены снаружи от гребней, а крайние - за ними. Гусеничный ход не прикрыт защитными экранами.

Движение по воде осуществляется за счет водометных движителей, расположенных в моторно-трансмиссионном отделении вдоль бортов корпуса машины. Водометы смонтированы в туннелях, входные отверстия которых устроены в днище машины, а выходные - в ее корме. Входные и выходные отверстия закрываются специальными сдвижными заслонками, выполняющими функции как защиты, так и рулевого управления при плавании. Закрытие заслонок одного из водометов приводит к повороту машины. БМД-1 отлично держится на воде, обладая при этом хорошей скоростью плавания (до 10 км/ч) и маневренностью. Во время плавания в передней части корпуса поднимается волноотражательный щиток, препятствующий заливанию водой передней части корпуса машины.

В состав дополнительного оборудования, которым оснащена БМД-1, входят система коллективной защиты от ОМП, автоматическая система пожаротушения, а также водооткачивающая и дымообразующая аппаратура.



Для обеспечения внешней связи на боевой машине десанта установлена радиостанция Р-123М. Связь внутри машины обеспечивает танковое переговорное устройство Р-124 на пять абонентов.

На базе БМД-1 с 1971 года выпускалась командирская машина БМД-1 К, на которой дополнительно были установлены: вторая радиостанция Р-123М; антенный фильтр; второй аппарат А2 переговорного устройства Р-124; бензоэлектрический агрегат; курсоуказатель; отопитель и вентилятор среднего отделения; прибор радиационной и химической разведки ПРХР (вместо гаммадатчика ГД-1М); два съемных столика. Для улучшения условий работы командира с машины снята левая курсовая пулеметная установка.

В 1974 году на вооружение воздушно-десантных войск был принят гусеничный бронетранспортер БТР-Д, созданный под руководством А.В.Шабалина в КБ ВгТЗ с использованием узлов и агрегатов БМД-1. Прототипы этой машины проходили войсковые испытания в 119-м парашютно-десантном полку 7 гв. вдд, ставшем с той поры своего рода базой для испытания новой техники.

Появление БТР-Д было не случайным. Жесткие требования по ограничению массы заставили ограничить габариты и, соответственно, вместимость БМД-1. В ней могли разместиться только семь человек: два члена экипажа и пять десантников (для сравнения: в БМП-1 - 11). Таким образом, для того чтобы посадить ВДВ «на броню», потребовалось бы слишком большое количество боевых машин. Поэтому и возникла идея разработки на базе БМД-1 бронетранспортера, слабее вооруженного, но зато имеющего большую вместимость. Он отличался от БМД-1 удлиненным почти на 483 мм корпусом, наличием дополнительной пары опорных катков и отсутствием башни с вооружением. Вооружение БТР-Д состояло из двух курсовых 7,62-мм пулеметов ПКТ, установленных в носу машины, аналогично БМД-1, и четырех дымовых гранатометов 902В «Туча», смонтированных попарно на задней стенке десантного отделения. Во второй половине 1980-х годов часть машин оснащалась 30-мм автоматическим гранатометом АГС-17 «Пламя», устанавливавшимся на кронштейне в правой части крыши корпуса. Постоянный экипаж БТР-Д состоит из трех человек: механика-водителя и двух пулеметчиков, в десантном отделении размещаются десять десантников. В бортах десантного отделения, высота которого, по сравнению со всем корпусом, несколько увеличена, располагаются по две амбразуры с шаровыми установками для стрельбы из автоматов АКМС и по два призменных обогреваемых прибора ТНПО-170. В кормовом люке находится перископический прибор МК-4С и еще одна шаровая установка для стрельбы из автомата. Наблюдение в переднем секторе из десантного отделения можно вести через два прямоугольных смотровых окна, в боевом положении закрывающихся броневыми крышками. В передней части крыши десантного отделения расположен люк командира десанта, заимствованный у БМП-1. Сектор наблюдения через прибор ТКН-ЗБ и два прибора ТНПО-170, установленных на люке, расширен за счет вращения его на шариковой опоре. Несмотря на увеличившиеся размеры, за счет отказа от башни с вооружением боевая масса БТР-Д, по сравнению с БМД-1, возросла всего на 800 кг.



В 1979 году на базе БТР-Д был создан бронетранспортер БТР-РД «Робот», оборудованный ПУ 9П135М противотанкового комплекса «Конкурс» для ПТУР 9М113 или 9П135М-1 для ПТУР 9М111 «Фагот». Он поступил на вооружение противотанковых подразделений воздушно-десантных войск. Позднее на базе БТР-Д были созданы БТР-ЗД «Скрежет» для перевозки расчетов зенитно-ракетных комплексов (шесть ПЗРК «Стрела-3»). Эта машина используется также в качестве шасси для установки на крыше корпуса 23-мм спаренной автоматической зенитной пушки ЗУ-23-2 на полевом лафете.

БТР-Д послужила базой и для создания самоходного артиллерийского орудия 2С9 «Нона» и машины управления артиллерии 1В119 «Реостат». Последняя оснащается РЛС разведки наземных целей с дальностью обнаружения до 14 км, лазерным дальномером (определяемое расстояние - до 8 км), дневными и ночными приборами наблюдения, топопривязчиком, бортовой ЭВМ, двумя радиостанциями Р-123, одной Р-107. Экипаж размещается в рубке, приборы установлены во вращающейся башенке. Вооружение включает курсовой ПКТ, ПЗРК, три РПГ типа «Муха».

Командно-штабная машина звена «полк - бригада» КШМ-Д «Сорока» оборудована двумя радиостанциями Р-123, двумя Р-111, разведывательной радиостанцией Р-130 и засекречивающей аппаратурой связи. У БМД-КШ «Синица» батальонного звена имеется две радиостанции Р-123.

Бронированная ремонтно-эвакуационной машина БРЭМ-Д оснащена краном-стрелой, тяговой лебедкой, сошником-лопатой и сварочным аппаратом.

На базе БТР-Д выпускались станция спутниковой связи Р-440 ОДБ «Фобос», санитарный бронетранспортер, а также станции пуска и управления дистанционно-пилотируемыми летательными аппаратами типа «Пчела» и «Шмель» комплекса воздушного наблюдения местности «Малахит».

В конце 1970-х годов БМД-1 подвергались изменениям во время капитального ремонта. В частности, на некоторых машинах в кормовой части башни устанавливался блок дымовых гранатометов системы 902В «Туча», на других опорные катки заменялись на более новые (позднее такие катки появились на БМД-2).



1 - донышко; 2 и 6 - призмы; 3 - переходная рамка; 4 - корпус верхний; 5 - промежуточная призма; 7 - крышка; 8 - козырек; 9 - предохранительная подушка; 10 - обойма; 11 - налобник; 12 - корпус нижний; 13 - эксцентриковый зажим; 14 - тумблер



В 1978 году был принят на вооружение модернизированный вариант БМД-1П с повышенной огневой мощью за счет установки вместо ПТРК «Малютка» ПУ для стрельбы ПТУР комплекса «Конкурс» или «Фагот» с полуавтоматическим наведением, повышенной бронепробиваемостью и расширенным диапазоном дистанций боевого применения. Комплекс предназначен для поражения танков и других подвижных бронированных объектов, движущихся со скоростями до 60 км/ч, неподвижных целей - огневых точек, а также зависших вертолетов противника при условии их оптической видимости на дальностях до 4000 м. Пусковая установка комплекса 9М14М на маске пушки демонтирована, а на крыше башни установлен кронштейн для крепления станка пусковой установки 9П135М комплекса «Конкурс» («Фагот»). Стрелок может наводить и осуществлять пуск ПТУР, высунувшись из люка башни. Боекомплект составляют две ракеты 9М113 и одна - 9М111, которые в штатных пусковых контейнерах укладываются внутри корпуса. В походном положении внутри корпуса укладывается и пусковая установка, а кроме того, тренога, позволяющая осуществлять наведение и пуск ПТУР с грунта.

В боекомплект пушки 2А28 введены 16 выстрелов ОГ-15В с осколочными гранатами. В механизированной укладке они располагаются равномерно - через три выстрела ПГ-15В укладываются два ОГ-15В. Боекомплект к курсовым пулеметам ПКТ составляет 1940 патронов в лентах по 250 патронов, уложенных в шести коробках; 440 патронов находятся в заводской упаковке. На машине также установлены усовершенствованные приборы наблюдения и прицел 1ПН22М2, новые катки, некоторым доработкам подверглись двигатель и трансмиссия. Боевая масса БМД-1П выросла до 7,6 тонны.





Боевые машины десанта БМД-1 начали поступать в войска в 1968 году, то есть еще до их официального принятия на вооружение. Первым получил новую технику и начал ее осваивать 108-й парашютно-десантный полк 7 гв. вдд, ставший первым полком, полностью вооруженным БМД-1. В остальных полках поначалу новой техникой оснащали только один батальон. Первой дивизией, оснащенной новой техникой, стала 44 гв. вдд, за ней последовала 7 гв. вдд. По штату в парашютно-десантном полку полагается иметь 101 БМД-1 и 23 БТР-Д, не считая боевых машин различного назначения на их базе. Процесс вооружения воздушно-десантных войск боевыми машинами был завершен лишь к началу 1980-х годов.

Параллельно с освоением новой техники в течение 1970-х годов шел процесс освоения средств ее десантирования. На первом этапе для десантирования БМД-1 и БТР-Д использовались парашютная платформа П-7 и многокупольные парашютные системы МКС-5-128М и МКС-5-128Р. Парашютная платформа П-7 - это металлическая конструкция на съемных колесах, предназначенная для десантирования на ней грузов полетной массой от 3750 до 9500 кг из самолетов Ил-76 при скорости полета 260 - 400 км/ч, а из Ан-12Б и Ан-22 - при 320 - 400 км/ч. Универсальность платформ, множественность отработанных вариантов швартовки и наличие полного комплекта крепежных деталей позволяли десантировать на них буквально все - от боевой машины до гусеничного трактора или полевых кухонь. В зависимости от массы десантируемого груза на объект устанавливалось различное количество блоков парашютной системы (от 3 до 5 по 760 м? каждый). При десантировании на скоростях 300 - 450 км/ч и минимальной высоте выброски 500 метров скорость снижения объектов составляет не более 8 м/с. Для гашения удара в момент приземления применяются воздушные или сотовые амортизаторы.




Опыт сброса БМД на многокупольных парашютных системах и специальных платформах к концу 1972 года был накоплен достаточно большой. Новые боевые машины десантники с успехом применяли на крупных тактических учениях, они принимали их с неба, расшвартовывали и вступали на них в «бой». Системы имели достаточно высокую, подтвержденную большим количеством десантирований, надежность - 0,98. Для сравнения: надежность обычного парашюта составляет 0,99999, то есть на 100 тыс. применений - один отказ.

Однако были и минусы. Масса платформы с колесами и средствами швартовки составляла, в зависимости от типа машины и самолета, от 1,6 до 1,8 т. Подготовка к десантированию требовала довольно длительного времени, а перевозка систем на аэродромы - большого количества грузового автотранспорта. Трудновато было загружать зашвартованные машины в самолеты. Не удовлетворяла и низкая скорость снижения БМД на многокупольных парашютных системах. К тому же при приземлении купола мешали движению боевых машин, они попадали в гусеницы, плавились, отчего заклинивали движители. Наибольшая же сложность была в другом. С самолетов разных типов сбрасывалось от одной (Ан-12) до четырех (Ан-22) машин, экипажи прыгали за ними. Порой десантники рассеивались на расстоянии до пяти километров от своих БМД и подолгу искали их.

На рубеже 1960 - 1970-х годов у командующего Воздушно-десантными войсками генерала армии В.Ф.Маргелова вызревает смелая и, на первый взгляд, нереализуемая мысль - десантировать людей прямо в технике, а не раздельно, как делалось до этого. Тем самым достигался существенный выигрыш во времени, повышалась мобильность десантных подразделений. Маргелов прекрасно понимал, что при значительном разбросе десантников и техники боевая задача может оказаться невыполнимой - противник уничтожит большую часть десанта сразу после приземления.







Летом 1971 года начал разрабатываться комплекс «парашютная система - боевая машина - человек», получивший кодовое обозначение «Кентавр». В начале 1972-го он был создан. Испытатели приступили к копровым сбросам макета машины с людьми. Переносимость перегрузок проверялась специалистами ГНИИ авиационной и космической медицины. В машинах устанавливались упрощенные космические кресла типа «Казбек» - «Казбек-Д». После получения положительных результатов последовал этап технических десантирований комплекса из самолетов. Затем - сброс БМД с собаками - результаты также великолепные; животные переносили перегрузки нормально. В середине декабря 1972 года испытатели Л.Зуев и А.Маргелов (сын командующего ВДВ) и пятеро дублеров (курсанты Рязанского училища и спортсмены Центрального спортивного парашютного клуба ВДВ) под руководством заместителя командующего по воздушно-десантной службе генерал-лейтенанта И.И.Лисова на специальном тренажере у деревни Медвежьи озера под Москвой прошли заключительную подготовку к десантированию внутри боевой машины.

Идея десантирования людей внутри БМД была осуществлена на практике 5 января 1973 года, когда на парашютодроме «Слободка» (близ Тулы) экипаж «Кентавра» - командир подполковник Л.Зуев и наводчик-оператор старший лейтенант А.Маргелов впервые в мировой истории свалились на голову «противника» с неба в боевых машинах десанта.

Всего было произведено 34 десантирования систем такого типа, в которых приняли участие 74 человека. Из самолета Ан-12 десантировался внутри БМД-1 и весь экипаж. Это произошло в Рязанском воздушно-десантном командном училище 26 августа 1975 года. Применение комплекса совместного десантирования позволяло экипажам боевых машин уже в первые минуты после приземления приводить машину в готовность к бою, не тратя, как раньше, время на ее отыскание, что значительно сокращало сроки вступления десанта в бой. Впоследствии работы по совершенствованию комплексов совместного десантирования продолжились.





Другие недостатки многокупольных парашютных систем удалось устранить в принятой на вооружение ВДВ парашютно-реактивной системе ПРСМ-915. Это бесплатформенное парашютно-десантное средство, предназначенное для десантирования специально подготовленных грузов и боевой техники из самолетов Ил-76 и Ан-22, оснащенных рольганговым оборудованием, или из самолета Ан-12Б, оборудованного транспортером ТГ-12М. Отличительной особенностью ПРСМ-915, по сравнению с МКС-5-128Р с парашютной платформой П-7, является следующее: вместо пяти блоков основных парашютов в МКС-5-128Р, каждый из которых имеет площадь 760 м?, в ПРСМ-915 применен только один основной парашют площадью 540 м?; вместо парашютной платформы с амортизатором применен реактивный двигатель-тормозитель.

В основе работы парашютно-реактивных систем лежит принцип мгновенного гашения скорости вертикального снижения в момент приземления за счет тяги реактивных двигателей, монтируемых на самом объекте. В начале, после отделения от самолета, с помощью ВПС (вытяжной парашютной системы) вводится в действие основной парашют, который гасит и стабилизирует скорость падения. В это время приводится в действие автоматика реактивной системы; специальный генератор раскручивается и заряжает конденсатор большой емкости - его заряд пойдет затем на зажигание тормозного двигателя. Опущенные вертикально вниз два щупа имеют на концах контактные замыкатели. При касании земли они вызывают срабатывание порохового реактивного двигателя, который мгновенно гасит вертикальную скорость с 25 м/с до нуля. Длина щупов устанавливается в зависимости от массы объекта, высоты местности и температуры воздуха в районе выброски.







1 - опора; 2 - силовой гидравлический цилиндр; 3 - рычаг; 4 - кривошип; 5 - направляющее колесо; 6 - пневматическая рессора; 7 - опорный каток; 8,9 - поддерживающие ролики; 10 - упор балансиров; 11 - ведущее колесо; 12 - бортовая передача; 13 - трак



Достоинством данной системы является то, что для десантирования объектов не требуется дополнительная платформа. Все элементы ПРС крепятся и перевозятся на самой машине. К недостаткам следует отнести некоторую сложность в организации хранения элементов ПРС, применение их только для определенного образца боевой техники, большую зависимость от внешних факторов: температуры, влажности воздуха.

23 января 1976 года был испытан комплекс совместного десантирования «Реактавр» или «Реактивный кентавр» с использованием парашютно-реактивной системы ПРСМ-915. В боевой машине десанта находились подполковник Л.Щербаков и, как и в случае с «Кентавром», сын командующего ВДВ А.Маргелов. Испытания прошли удачно. В последующие годы было произведено около 100 десантирований системы «Реактавр».

Для 1970-х годов стала характерной отработка воздушно-десантными войсками крупномасштабных учебных десантов. В марте 1970 года, например, в Белоруссии проводилось крупное общевойсковое учение «Двина», в котором принимала участие 76-я гвардейская воздушно-десантная Черниговская Краснознаменная дивизия. Всего за 22 минуты было высажено более 7 тыс. десантников и свыше 150 единиц боевой техники.

Опыт переброски по воздуху значительного количества боевой техники и личного состава пригодился при вводе войск в Афганистан. В декабре 1979 года соединения и части ВДВ, проводя самостоятельную, по существу, воздушно-десантную операцию, высадились в Афганистане на аэродромы Кабул и Баграм и до подхода сухопутных войск выполнили поставленные задачи.

Использование БМД-1 и БТР-Д в Афганистане было не слишком удачным, а потому недолгим. Тонкая броня днища и небольшая масса машин приводили к тому, что при подрывах на мощных фугасах они практически разрушались на составные части. Более слабые противотанковые мины либо полностью разрушали ходовую часть, либо пробивали днище.





Сразу выявились невозможность стрельбы по склонам гор и малая эффективность 73-мм снарядов против глинобитных стен. Поэтому большинство частей ВДВ в Афганистане пересели на сухопутную БМП-2, а затем и на вариант с усиленным бронированием - БМП-2Д. Благо никакой необходимости в авиадесантной боевой машине в Афганистане не было, а десантники воевали там как элитная пехота.

На экспорт БМД-1 и БТР-Д не поставлялись. Однако, судя по западным публикациям, небольшое количество БМД-1 получила Куба, которая применяла их в Анголе. После вывода кубинских войск с Африканского континента несколько машин, по-видимому, остались на вооружении правительственных войск и, судя по фотографиям, участвовали в крупном сражении с войсками УНИТА у г. Мовинга в 1990 году. По-видимому незначительное количество БМД-1 имелось и у Ирака в 1991 году.

После распада значительное количество боевых машин десанта осталось за пределами России, в некоторых бывших союзных республиках, на территории которых дислоцировались соединения ВДВ. В результате эти машины использовались противоборствующими сторонами в вооруженных конфликтах в Нагорном Карабахе и Приднестровье.

К моменту вывода советских войск из Афганистана уже полным ходом шли венские переговоры по заключению Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Согласно данным, которые Советский Союз представил к его подписанию, на ноябрь 1990 года СССР имел на этом континенте 1632 БМД-1 и 769 БТР-Д. Однако уже к 1997 году на Европейской части территории России их численность составила 805 и 465 боевых машин соответственно. На сегодняшний момент их число сократилось еще больше - сказались боевые потери на Северном Кавказе и технический износ. До 80% машин эксплуатируются 20 и более лет, 95% прошли один, а то и два капремонта.

Ни одна армия в мире до сих пор не может это повторить. Десантирование боевой техники с экипажем внутри - очень опасный и сложный процесс, каждый его этап в мельчайших подробностях описан в инструкциях и специальных документах. Даже опытные парашютисты Воздушно-десантных войск (ВДВ) проходят особый курс подготовки, проводится серьезный отбор по медицинским показателям. Десантируемый экипаж также лично готовит боевую машину, укладывает купола парашютов, проверяет работоспособность всех узлов и надежность креплений.

"Я думаю, что это можно сравнить с полетом в космос", - признался главный тренер Вооруженных сил РФ по парашютному спорту подполковник Александр Иванов. Именно ему ранней весной 2010 года довелось отвечать за подготовку экипажей БМД-2 и лично самому десантироваться из самолета Ил-76 внутри боевой машины десанта.

Накануне Дня ВДВ России Иванов, за плечами которого уже более 8,5 тыс. прыжков с парашютом, поделился с ТАСС воспоминаниями о том десантировании, навечно вошедшем в славную историю "крылатой пехоты".

Подготовка "Будки"

В феврале 2010 года командующим ВДВ Владимиром Шамановым было принято решение десантировать технику вместе с личным составом: три боевые машины по два человека в экипаже. К тому времени почти все стоящие на вооружении машины уже десантировались (БМД-1 и БМД-3), кроме одной (БМД-2). Учения проводились на базе 76-й Псковской десантно-штурмовой дивизии, 234-й полк которой был оснащен этими машинами.

БМД-2 "Будка"

Советская/российская боевая гусеничная плавающая машина. Создана на базе БМД-1, предназначена для использования в ВДВ и десантирования парашютным или посадочным способом с военно-транспортного самолета типа Ан-12, Ан-22 и Ил-76.

Принята на вооружение в 1985 году. Боевое крещение прошла в военных действиях в Афганистане. В последующие годы использовалась в вооруженных конфликтах на территории России и за границей. Находится на вооружении России, Казахстана и Украины.

Машина оснащена 30-миллиметровым орудием 2А42, спаренным и курсовым 7,62-миллиметровыми пулеметами ПКТ, а также противотанковым ракетным комплексом 9М111 "Фагот" или 9М113 "Конкурс".

Продолжение

На тот момент Александр Иванов был старшим офицером отдела воздушно-десантной подготовки командования ВДВ. На тех учениях он отвечал именно за подготовку десантирования экипажей внутри БМД-2.

"Личный состав был отобран из состава части полка. Начали подготовку, - рассказывает он. - Машины укомплектовывались особенными креслами "Казбек". На тот момент на машинах не было специальных кронштейнов, поэтому вызывали специалистов с завода из Волгограда для установки. Укладывали парашютные системы, а параллельно тренировали экипажи. На конечном этапе занимался сам с ребятами: от погрузки машин до самого десантирования".

Предварительный этап длился полтора месяца. Оформлялись все организационные документы, отбирался личный состав, шла работа по подготовке парашютных систем. "Системы для десантирования личного состава у нас используются первой категории, то есть без применения, новые. Средство десантирования - система ПБС-950", - уточняет офицер.

И окончательный этап - это две недели. Мы проводили тестирование личного состава, углубленное медицинское обследование, затем готовили их непосредственно на машинах в креслах "Казбеках" к действиям при десантировании. У нас были замены - по медицинским показателям два человека не подходили. Пришлось заменить

Александр Иванов

Иванов признается, что если говорить о медицинских критериях, то по физиологии подходит любой десантник. "Но есть определенное понимание, что это большая ответственность, и конечно, по медицинским показателям ребята проходили полностью дополнительное медицинское освидетельствование, чтобы не было никаких травм и отклонений на момент подготовки", - рассказывает он. Еще дополнительно все проходили тестирование и профотбор.

Ну, опять же, желание. Приказ приказом, но из всех, кого отбирали, никто не отказывался. У нас был и предварительный, и основной состав. Было доверено тем, кто уже служил. Со мной десантировался сержант, который уже заканчивал службу, ему буквально оставалось две недели до дембеля. И это было как поощрение, я думаю. Вписать достойно себя в историю ВДВ - это поощрение, и ребята это выполнили достойно

Александр Иванов

главный тренер Вооруженных сил РФ по парашютному спорту, подполковник

Перед десантированием никто никакие дополнительные документы не подписывал, уточняет Иванов. "Мы военные люди. Есть один документ - это приказ командующего ВДВ именно на это мероприятие, где пофамильно был указан весь личный состав", - рассказывает офицер.

Учитывая то, что Иванов занимался этой подготовкой и проведением всего мероприятия, Владимир Шаманов разрешил ему лично поучаствовать, за что Иванов ему очень благодарен.

"Бух - и вываливаешься из самолета"

25 марта 2010 года это историческое событие произошло. До этого времени боевую технику с экипажем десантировали лишь в июне 2003-го. Тогда внутри БМД-3 было семь военнослужащих и также участвовали офицеры отдела штаба ВДВ. На этот раз десантировались три БМД-2, два офицера и четыре контрактника.

За десантированием личного состава и выброской техники на площадке приземления Кислово наблюдали командующий ВДВ и 21 военный атташе из США, Германии, Франции, Белоруссии, Китая, Пакистана, Монголии, Швеции, Италии и Казахстана. Всего в десантировании участвовало 775 военнослужащих и 14 единиц боевой техники, три из которых - с экипажем внутри.

Мы десантировались с высоты 600 метров. Были три машины в Ил-76 и за нами еще десантировался расчет личного состава. В принципе это был один из замыслов командующего ВДВ - проверить возможности и степень того, насколько быстро можно ввести машину в бой, если она десантируется вместе с личным составом. И все это получилось. То, что Василий Маргелов делал в свое время, это полностью оправдывает

Александр Иванов

главный тренер Вооруженных сил РФ по парашютному спорту, подполковник

Иванов говорит, что само десантирование происходит быстро - не более полутора минут. В машине два человека - командир и механик-водитель. "После приземления один запускает машину, а я в это время буквально за 2 минуты сбрасываю все, что не нужно, от платформенной системы, - рассказывает он. - Как только машины тронулась, отстегивается амортизация, и они готовы к выполнению задачи".

А если это непосредственное соприкосновение с противником, то механик-водитель может готовить машину, а наводчик-оператор или командир - вести огонь. Это себя очень оправдывает, конечно же, огромнейший риск, но если нужно выполнить задачу на 100% с личным составом, то машина поедет сразу куда надо. Максимум три-пять минут

Александр Иванов

главный тренер Вооруженных сил РФ по парашютному спорту, подполковник

Десантирование из самолета Ил-76 проходило на скорости 320–350 км/ч. Офицер признается, что страха нет, но есть волнение при выходе машины. "Когда 8 тонн падают вниз, это даже в свободном падении не ощутить, честно говоря, есть немного волнения. Ну а потом парашюты раскрываются, волнение уходит. Все спокойно", - вспоминает десантник.

Что касается перегрузки, то она небольшая. Чуть больше, чем на парашюте. Потому что когда во время выхода с рампы самолета машина становится на нос под углом 45 градусов и резко начинает падать вниз... Потом начинает ее выравнивать, и в этот определенный момент прилив крови к лицу, конечно, ощущаешь. При приземлении тоже ощущаешь. Если сравнить удар о землю, то это примерно то же самое, если прыгнуть с высоты полутора метров

Александр Иванов

главный тренер Вооруженных сил РФ по парашютному спорту, подполковник

Сам прыжок происходит в пределах полутора минут. Раскрывается всего девять парашютов по 350 кв. метров каждый. В этой системе девять основных куполов, и они открываются одновременно. Иванов рассказывает, что как только отделился, понимаешь, что все нормально, включаешь радиостанцию и докладываешь, что такой-то десантирование произвел, самочувствие экипажа нормальное.

"То есть идет работа, а потом оцениваешь какие-то моменты там, общаешься со своим экипажем, как он себя чувствует. Вот нас немножко там вращало", - вспоминает офицер. Эйфория наступает, признается Иванов, когда у самолета Ил-76 за две минуты открывается рампа и его уже начинает трясти. Потом за минуту открываются двери - еще сильнее тряска.

И понимаешь, что все, минута осталась, обратного хода нет. И потом щелчок идет, и вытяжная парашютная система вытягивает, и ты как на катапульте, тебя бух - сначала в горизонт, а потом вываливаешься из самолета… Здесь, я скажу, ощущения определенные, переживания есть, а потом идет нормальная работа

Александр Иванов

главный тренер Вооруженных сил РФ по парашютному спорту, подполковник

После приземления Владимир Шаманов лично встретил героев-десантников. Каждому вручил именные часы. В том десантировании принимали участие: офицер штаба ВДВ подполковник Александр Иванов и военнослужащие 234-го полка 76-й десантно-штурмовой дивизии лейтенант К. Пашков, старший сержант В. Козлов, младший сержант К. Никонов, рядовые А. Бородников и И. Тарсуев.

Редко такие моменты бывают в ВДВ. Такие десантирования происходят не так часто из-за того, что здесь вариант один - нет запасного парашюта и это огромный риск Помню, иностранцы были приятно удивлены. Потом нам командующий поставил задачу подогнать одну машину к трибуне, и они смотрели, интересовались специальным креслом и никак не могли поверить в реальность этого десантирования

Александр Иванов

главный тренер Вооруженных сил РФ по парашютному спорту, подполковник

"Кто владеет временем, тот побеждает"

Иванов рассказывает, что основное во всем этом - именно подготовка средств десантирования, техники и личного состава "к выполнению сверхзадачи". Причем работали не только сами экипажи, а довольно большая группа воздушно-десантной службы 76-й дивизии под руководством полковника А. Трушкина. Они помогали и в укладке многокупольных парашютных систем и проверки техники. Была комиссия и от военно-транспортной авиации (ВТА), которая проверяла загрузку машин и монтаж систем в самолете.

"Есть определенная методика по проверке техники, зазоров и того, как все разложено. После проверки все опечатывается и ждет времени десантирования", - поясняет Иванов. Но при этом волнение не покидало опытного офицера, за плечами которого уже было около 7 тыс. прыжков с парашютом.

Я всю жизнь в небе. И я понимаю, что у меня есть два парашюта и на таком уровне страх уже уходит. В день мы совершаем по 10–12 прыжков, и уже нет страха. Здесь, скажу, я волновался, потому что понимал, что из этой железной банки не выбраться никак. Там два кресла крепятся под углом 45 градусов и все. Железная крышка в 20 сантиметрах от тебя. И ты не понимаешь, что снаружи происходит. Только остается понимать, что мы все сделали правильно

В июле этого года в ходе учений ВДВ под Рязанью впервые с экипажем внутри десантировали новый бронетранспортер БТР-МДМ "Ракушка". "Экипаж десантировался с высоты 1800 метров на скорости 10 м/с внутри БТР-МДМ, который весит 14 тонн, впервые. Благодаря мужеству испытателей можно сказать, что на вооружение поступили полноценные боевые машины", - заявил командующий ВДВ генерал-полковник Андрей Сердюков.

Роман Азанов

Время на чтение: 4 мин

МОСКВА, 30 мая - РИА Новости, Николай Протопопов. Высота - 800 метров, многотонная машина выкатывается из самолета и до раскрытия парашютов несколько секунд находится в свободном падении. У самой земли срабатывают реактивные двигатели, сбрасываются подвесные стропы, БМД мягко касается поверхности и… резко трогается с места, прикрывая наступающих десантников шквальным огнем. О том, как российская "крылатая пехота" десантируется внутри техники и почему ни одна армия в мире до сих пор не может это повторить, - в материале РИА Новости.

Почти космонавты

Десантирование в БМД - опасный и сложный процесс, каждый этап которого подробно описан в инструкциях и регламентных документах. Даже опытные военнослужащие-парашютисты проходят специальный курс обучения. Экипаж готовит боевую машину лично: укладывает купола парашютов, устанавливает составные части комплекса, занимается так называемой швартовкой, проверяет работоспособность всех узлов и надежность креплений.

Десантники тренируются в специальных амортизационных креслах еще вне машины - принимают позы "ожидания" и "изготовки". Это как примерка ложементов космонавтами.

"Когда снаряженная машина загружена в самолет, бойцы занимают места в креслах, застегивают привязные ремни и ожидают сигнала на десантирование, - рассказывает РИА Новости офицер ВДВ, ветеран боевых действий Александр Шерин. - За несколько минут до выброски экипаж получает команду на принятие "позы изготовки" - ремни должны быть подтянуты, голова и спина плотно прижаты к креслу. Вообще, технологией десантирования людей в бронетехнике на сегодня обладает только Россия. Остальные не отваживаются".

Отделившись от самолета, машина резко ныряет вниз, экипаж испытывает состояние невесомости, а когда раскрываются парашюты и БМД принимает горизонтальное положение, у бойцов возникает ощущение скатывания с горы. Все это подробно описано в инструкции.

То, что БМД наконец приземлилась, десантники понимают по сильным перегрузкам и глухому удару о землю. Сразу же срабатывают пиропатроны, ветер оттаскивает парашюты в сторону. Экипаж выбирается из кресел, занимает свои места и приступает к выполнению поставленной задачи.

Выброска боевых машин десанта во время совместных учений десантников России, Белоруссии и Сербии

Первый полет

Впервые боевую машину десанта с экипажем сбросили в январе 1973-го на базе 106-й гвардейской дивизии ВДВ, дислоцированной под Тулой. С военно-транспортного Ан-12.

"Вытяжной парашют по команде штурмана вывалился, расправился, набрался сил и стал потихоньку вытаскивать "Кентавра", - вспоминал сын легендарного командующего ВДВ Герой России Александр Маргелов. - Как гигантский маятник с центром качания вокруг вытяжного парашюта, машина сначала завалилась на 135 градусов от горизонтали, затем стала раскачиваться с уменьшающейся амплитудой. Раскрылись тормозные, потом основные парашюты".

По его словам, в состоянии невесомости бойцы перевернулись вниз головой. "Особенно ненужной показалась довольно приличных размеров гайка, "всплывшая" прямо между нами, - рассказывал Маргелов. - При приземлении испытали резкий, перекатывающий удар. Головы в шлемофонах мгновенно "выбили морзянку" по заголовникам, и все замерло. Навалилась тишина. Через мгновение мы, не сговариваясь, стали освобождаться от привязных систем. На всех этапах десантирования, приземления, движения, стрельб сохраняли полную боеготовность и доказали, что десантники могут воевать с наибольшим боевым эффектом".


Выброска боевых машин десанта во время учений на военном полигоне Раевский под Новороссийском

Время - жизнь

Десантировать технику с людьми в ВДВ научились не сразу. К началу 1970-х действовали раздельно - идущие впереди "Илы" сбрасывали "броню", а следом, с других бортов, высаживались бойцы. Но у этой схемы есть серьезный недостаток - экипаж мог приземлиться в пяти километрах от собственной машины. На поиск техники и приведение ее в боеготовность уходило слишком много драгоценного времени.

Это снижало эффективность десанта - противник мог уничтожить большую часть войск сразу после приземления. От командующего ВДВ генерала армии Василия Маргелова поступила вводная: резко сократить время приведения в боевую готовность техники после приземления. Единственное решение - сброс боевых машин вместе с экипажем.


Летно-тактические учения ВДВ в Псковской области

К разработке специальной парашютной системы под кодовым названием "Кентавр" научно-технический комитет ВДВ приступил летом 1971-го. После выброски из самолета автоматически раскрывались пять куполов площадью 760 квадратных метров каждый - и БМД, установленная на платформе, опускалась на землю.

Для снижения ударных перегрузок в машинах установили упрощенные амортизационные кресла космонавтов "Казбек-Д". Технические испытания с манекенами и собаками дали положительные результаты.

Система работала, но руководство Минобороны считало, что риск слишком велик. Ведь в случае отказа парашютной системы все внутри боевой машины обречены - экипаж никак не сможет спасти себя в нештатной ситуации. Убедить министра обороны СССР маршала Андрея Гречко в безопасности десантирования техники с людьми на борту генералу Маргелову удалось только после того, как одним из членов экипажа - наводчиком-оператором - он назначил сына.

В конце 1972-го Минобороны все же одобрило систему "Кентавр". При первом десантировании под Тулой удалось достичь главной цели - БМД была готова к бою и произвела выстрелы через считаные секунды после приземления. Но к реальным боевым условиям парашютная система "Кентавр" была еще мало пригодна. Во-первых, она весила больше двух тонн (при весе БМД-1 в семь тонн). Во-вторых, перевозка и погрузка системы в самолеты требовала большого количества автомобильного транспорта, личного состава, и главное, на это уходили долгие три-пять часов. Не устраивала командование ВДВ и низкая скорость снижения техники на многокупольной парашютной системе.


Учения десантников России, Сербии и Белоруссии в Краснодарском крае

Реактивная тяга

Поэтому конструкторы приступили к разработке более современной бесплатформенной парашютно-реактивной системы "Реактавр". Для плавного и быстрого спуска боевой машины на землю здесь применяется легкий купол площадью всего около 540 квадратных метров, система монтируется и перевозится непосредственно на БМД, а скорость приземления, достигающая 25 метров в секунду, гасится у самой земли практически до нуля реактивными двигателями.

Испытания "Реактавра" зимой 1976-го под Псковом на парашютодроме 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии прошли успешно, и систему приняли на вооружение. Проект, в разы повысивший эффективность десанта при выполнении боевых задач, получил продолжение. К концу 1990-х для Воздушно-десантных войск создали комплекс ПБС-950 "Бахча", главное преимущество которого - возможность десантирования БМД-3 с экипажем в полном составе.

Минобороны России продолжает работы по совершенствованию парашютных систем для десантирования техники. В этом году на вооружение ВДВ должна поступить новая парашютно-бесплатформенная система "Бахча-У-ПДС", предназначенная для выброски БМД-4М, БТР-МДМ с экипажем внутри.

В иностранных армиях системы десантирования техники вместе с экипажем пока не прижились. По некоторым данным, советский эксперимент пытались повторить французы. В качестве "подопытного" пригласили преступника, приговоренного к смертной казни. В случае успеха испытаний ему пообещали помилование. Но при десантировании доброволец погиб.


Десантирование парашютным способом боевой техники Уссурийского соединения Воздушно-десантных войск в ходе тактических учений в Приморье

БМД - аббревиатура словосочетания «боевая машина десанта». Исходя из названия, БМД - это транспортное средство для перемещения подразделения Ее основное назначение - ведение борьбы с вражеской бронированной техникой и пехотой противника. В профессиональных военных кругах эта машина получила название «Будка».

Для выполнения своей боевой задачи БМД может транспортироваться военной авиацией к месту высадки. Десантирование может осуществляться с самолетов и вертолетов Ми-26 с использованием внешней подвески.

Как появилась боевая машина десанта БМД-2?

Первое поколение БМД конструкторы разработали еще в 1969 году, и после проведения испытания она была поставлена на Советского Союза. Серийная сборка боевой машины проводилось на Первые годы она выпускалась ограниченным тиражом. Для старта серийного производства использовали силы ВНИИ Стали, Института сварки им. Е. Патона.

В 1980 году советские конструкторы, изучив опыт использования БМД в реальных боях, перешли к улучшению существующей модели. Необходимость модернизации боевой десантной машины стала очевидна после Афганистана, где бронемашина активно применялась. Хорошо зарекомендовав себя в бою на равнинных участках, боевая машина десанта первого поколения проигрывала на высокогорной местности.

На вооружение в Советского Союза боевая машина десанта БМД-2 поступила в 1985 году. Машина второго поколения внешним видом особо не отличалась от БМД-1. На сравнительном фото БМД-2 и БМД-1 видно: изменения коснулись башни и вооружения. Корпус и двигатель остались неизменными. Боевое крещение бронемашина прошла в боевых действиях в республике Афганистан.

В последующие годы БМД-2 использовалась в вооруженных конфликтах на территории России и за границей. На сегодня «будка» находится на вооружении в армиях России, Казахстана и Украины.

Конструкционные особенности БМД-2

Конструкция боевой десантной машины считается уникальной. В передней части по центру расположен водитель-механик, за ним справа располагается командир, а слева - стрелок. В задней части расположено отделение для десанта. В нем могут разместиться 5 десантников.

Корпус БМД-2 условно делится на 4 отделения:

  • отделение управления;
  • боевая часть;
  • десантное отделение;
  • моторно-трансмиссионный отсек.

Боевая часть и отделение управления объединены и находятся в передней и средней частях бронемашины. Задняя половина поделена на десантное и моторное отделения.

Бронированный корпус сварен из листов алюминия, которые прикрывают экипаж БМД-2. Характеристики этого металла позволяют достичь эффективной защиты при небольшом весе. Броня способная уберечь экипаж от пуль, маленьких осколков мин и снарядов. Толщина обшивки кузова в передней части составляет 15 мм, по бокам - 10 мм. Башня имеет броню толщиною 7 мм. Днище БМД усилено ребрами жесткости, что позволяет проводить успешное воздушное десантирование. Минимальная высота десантирования составляет 500 метров, максимальная высота - 1500 метров. При этом используются многокупольные парашюты с реактивной системой ПРСМ 916 (925).

После модернизации БДМ-2 получил новую круговую башню. Она имеет меньший размер. Кроме этого, она получила возможность стрельбы по вертолетам и низколетящим самолетам. Угол наведения по вертикали увеличили до 75 градусов.

Корпус БМД-2 герметичный. Это превратило «будку» в плавающую бронемашину. Для перемещения через водную преграду используется водометная установка, в основе действия которой лежит принцип реактивного движения. Перед началом движения через водное препятствие необходимо поднять спереди волнозащитный щиток. Благодаря свойствам машины-амфибии десантирование можно проводить с транспортных кораблей.

Двигатель и ходовая часть

При создании БМД-2 инженеры не проводили полную модернизацию двигателя и ходовой части. В боевой десантной машине установлен мотор 5Д20. Это дизельный двигатель с 6-ю цилиндрами. Он способен развивать мощность в 240 лошадок.

БМД-2 использует гусеничный ход. С каждой стороны 5 опорных катков и 4 ролика. Ведущая ось задняя, спереди находятся направляющие колеса. Ходовая часть имеет конструкцию, которая позволяет регулировать клиренс. Минимальный дорожный просвет составляет 10 см, а максимальный - 45 см. Подвеска независимая.

БМД 2. Характеристика вооружения

Модернизация боевой машины десанта в 80-х годах в основном коснулась башни и вооружения. Пересмотреть огневой арсенал заставил военный опыт в Афганистане.

В качестве основной огневой мощи используется 30 мм калибра. Она способна вести стрельбу в движении. Стабилизация ствола производится в двух плоскостях с помощью стабилизатора вооружения 2Э36-1 на электрогидравлике. В крыше башне находится основной прицел ВПК-1-42, наводящий орудие. «Будка» способна вести огонь на дальность до 4-х километров.

В паре с пушкой в башне расположен калибра 7,62 мм. Боевой комплект БДМ второго поколения составляет 300 снарядов для пушки и 2000 патронов для пулемета.

Для усиления огневой мощи может использоваться дополнительное вооружение для БМД-2. Инструкция по эксплуатации определяет состав добавочного вооружения:

  • одна 9М113 «Конкурс»;
  • две ПТУР 9М111 «Фагот»;
  • пусковая установка 9П135М.

Ракетные установки способны прицеливаться в пределах 54-х градусов по горизонтали и от -5 до +10 по вертикали.

Для ведения успешного боя с воздушными целями в состав вооружения введены ракетные комплексы «Игла» и «Стрела-2».

Оснащение боевой десантной машины

БМД-2 оборудована штанным устройством для переговоров Р-174, радиостанцией Р-123 (позднее она была заменена Р-123М).

Кроме этого, на борту бронемашины находится:

  • комплекс автоматического пожаротушения;
  • система для фильтрации и вытяжки воздуха;
  • система защиты от средств массового поражения и атомного оружия;
  • система защиты от ;
  • приборы ночного видения;
  • вентсистема воздуха внутри корпуса боевой машины.

Технические характеристики «Будки»

Во время боя «будка» способна преодолевать различные препятствия. Без затруднения боевая машина десанта БМД-2 может выехать на стенку высотой в 80 сантиметров и преодолеть траншею шириной в 1,6 метра.

Модификации БМД-2

В десантных войсках используют две модификации боевой десантной машины:

  • БМД-2К - командирская версия машины, дополнительно оснащена радиостанцией Р-173, бензиновым генератором электрической энергии АБ-0,5-3-П/30 и гироскопическим полукомпасом ГПК-59;
  • БМД-2М - кроме штатного вооружения, имеет двойную установку ПТУР «Корнет», в дополнение установлена система управления оружием с возможностью наведения на цель с помощью тепловизора.
mob_info