Русские народные праздники в сентябре. Народный календарь сентябрь

Сентябрь — листопад, груден, вересень, ревун (из начала холодных ветров, дождей), хмурень (солнечных дней становится все меньше и меньше), рюин (олени начинают реветь), руен, желтень, жовтень (все покрывается желтым цветом).

Сентябрь это Золотая пора. Именно сентябрь нам дарит теплую пору Бабьего Лета. В старину именно по Бабьему лету предсказывали осеннюю погоду. С 22 на 23 сентября наступает день осеннего равноденствия. Именно в это время наше солнце уходит из Северного полушария в Южное полушарие, т.е. пересекает экватор. В Северном полушарии наступает астрономическая осень, которая будет длиться 90 дней. В сентябре великое множество различных работ, как в поле, так и по хозяйству. В деревнях это было пахота и, молотьба, выкапывали картофель и различные корнеплоды, расстилали лен, хлев приготавливали к зиме, женщины занимались засолкой овощей. Конец жатвы приходится на дни Наталии и Адриана, этот праздник называется Дежень, в этом празднике сошлись христианские и языческие обряды: люди с поля несли последний сноп, с песнями, который необходимо надо было поставить в доме под образа, на сутки. Потом все садились за общий стол, и ели дежень – толокно, которое было замешено или на воде или на кислом молоке. Также после окончания уборки зерновых, из соломы делалсь кукла, которую одевали в яркий красный сарафан, одевали бусы, различные украшения, а затем эту куклу носили по деревне и с песнями. По обычаю сентябрь делился на четыре «именные» недели – первая неделя это Семеновская, вторая неделя это Михайловская, третья неделя это Никитская, четвертая неделя это Дмитриевская. В старину, народ придерживался православной веры и церковным канонам и, следуя им, приспосабливали свои обычаи именно к этому. Но на сентябрь приходятся еще и два христианских праздника Рождество Богородицы и Воздвижение. Сентябрь полон праздниками и практически все они были посвящены сбору нового урожая – в поле, на огороде, в лесу и т.д. Также сентябрь известен своими первыми заморозками – Лупповские – 5 сентября и Михайловские – 19 сентября. В сентябре бывают и поздние грозы – 14 сентября, которые по преданиям обещают осенью теплую погоду. Сентябрь изменяет окраску деревьев, так во 2-ой половине сентября начинается листопад у клена, березы, дуба, липы и др.

Народные поверья, приметы, пословицы и поговорки сентября

  • Сентябрь – это вечер года.
  • В сентябре холодно, да сытно.
  • Сентябрь без плодов, что зима без снега.
  • Если на Бабье Лето стоит хорошая погода, то осень будет мокрая, а если Бабье Лето с ненастьями, то осень будет сухая.
  • Если на Бабье Лето много тенетника, то это сулило ясную, теплую осень и холодную зиму.
  • Если в сентябре прогремит гром, то это сулит долгую и теплую осень.
  • Если в сентябре утром туманы стоят густые, то это означает начало грибного сезона.
  • Если шиповник поспел, значит, осень уже пришла.
  • Облака на небе стали перистые, это означает, что вскоре птицы будут улетать в жаркие страны.
  • Синица в сентябре, кличет осень в гости.
  • В сентябре лишь одна ягода, — рябина.
  • Если в сентябре много желудей, то значит, зима будет суровая.
  • В сентябре месяце и листья на деревьях не держатся.
  • В сентябре огонь и в хате и на поле.
  • В сентябре и лист реже становится, и птицы тише поют.
  • Сентябрь пришел и дождь за собой привел.
  • Дождь в сентябре на радость мужику.
  • В сентябре любое семя из колосков плывет.
  • В сентябре у людей, полны и закрома и карманы.

Народный календарь погоды и примет на сентябрь

День Андрея Стратилата – тепляка и Феклы. Бабье лето. Начало осени.
Если в этот день ветер дует с юга, то это означало, что будет хороший урожай овса. Батюшка юг, на овес пустил ветер. Овсы наспех пошли.
Стратилат приспел, значит, овес поспел.

День Самойлина. День Самуила.
На день Самойлина Бога о мужике молит.

День Фаддея.
Примечали, что если в этот день стояла хорошая погода, то в течение четырех недель будет хорошая погода.

День Агафона Огуменника.
В ночь на Агафона Огуменника, в старину люди сторожили свои гумна, люди одевали тулупы наизнанку, брали кочергу, для того чтобы не смог подойти к изгороди – На Агафона Огуменника из леса в поля леший выходит, бегает по деревням и селам и разбрасывает снопы по гумнам.
Но, при этом, если человек лешия чем-либо уважил, то леший мог в этот день помочь человеку.

День Луппы-Брусничника. Луп Брусничник. Созревает брусника, клюква. Созревает овес и лен.
Если в этот день не будет утреннего заморозка (утренника), то и сентябрь будет без заморозков.
На день Святого Луппы – начинает мороз овсы лупить. Если сейчас не соберешь овес, то вскоре наглотаешься слез.
С этого дня, начинаются утренние заморозки (утренники), которые были вредны для льна, оса, и поэтому люди спешили убрать овес и лен, именно до этого дня.
Лен 2 недели цветет, 4 недели спеет, а на 7-ю недели начинает семя летать.
Если к этому дню созревает брусника, то люди спешили убрать овес.
Примечали, если в день Луппы журавли свои клины на юг потянули, означало приход ранней зимы.
Также смотрели, как летят журавли – низко – зима будет теплая, а если высоко – то зима будет холодная.
А если журавли летят очень низко, и к тому же быстро, и молча, то скоро будет ненастья.

День Евтихия.
Если день на Евтихия тихий и без ветра, то семя льяное будет на корню.

День Святого Тита и Варфоломея. Тит Листопадник.
Если пришел Варфоломей, значит, жито следует на золу сеять.
Святой Тит Листопадник последний гриб растит. Кто раньше на Тита встает, тот больше других грибов наберет, а кто поздно встает, тот только за крапивой пойдет.

День Натальи Овсяницы и Андриана. День Павла Рябинника.
Если в этот день утренник (утренние заморозки), то это означало холодную и раннюю зиму.
В этот день варят кисель из овсянки и пекут блины.
Пришел день Натальи Овсяницы, значит в лесу пошли грибы.
Этот день посвящали рябине. Именно в этот день начинали собирать рябину и калину. Если много рябины, значит, скоро будет мороз, а осенью будет много дождей.

День Анны и Саввы Скирдников. День Анны Пророчицы. День Саввы Псковского.
Снопы, хлеб в этот день начинали складывать в кладушки, скирды, так как скоро начнутся дожди.

День Ивана Постного. День Ивана Полетнего. День Ивана Полетовщика. День Ивана Предтеча. День Ивана Крестителя. Праздник «Репы». Репный праздник.
В этот день вспоминают о погибших на полях сражений солдатах.
Иван Постный пришел, и за собой лето увел.
День Ивана Постного – крестный отец осени.
Со дня Ивана, мужик даже во двор не выходит без кафтана.
На день Ивана Предтеча, птица улетает далече.
Если на Ивана Крестителя журавли на юг полетели, значит, будет ранняя зима.
Начиная со дня Ивана Постного, начинают убирать репу.
Праздник «Репы» праздновался без песен, но обязательно должна быть на стол много разнообразной еды, которой после угощали нищих и бедных.
В день Ивана Постного, начинали собирать различный коренья.
В этот день нельзя было петь, плясать, и кушать все, что имело круглую форму. Люди в этот день соблюдают строгий пост. Нельзя употреблять в пищу, яблоки, капусту, лук, все то, что напоминает голову человека, также в этот день нельзя брать в руки нож.
Со дня Ивана Поста, мужик осень встречает, а баба свое лето бабье начинает.

День Куприяна.
На Куприянов день начинают капать картошку. Убирают морковь, свеклу.
Журавли улетают в жаркие страны. На день Куприяна, журавли собираются на болоте, и решают, каким путем им в теплые страны лететь.

День Симеона Столпника. День Семена Летопроводца. Семен День. День Марфы. Начало Бабьего Лета.
Если на день Семена Летопроводца стоит теплая погода, тогда и зима будет теплой.
Если на день Семена Летопроводца ветер южный дует, то зима будет теплая.
Сухо на день Семена Столпника, будет осень сухая.
Гуси улетели на Семена, будет ранняя зима.
В день Сема Столпника ужи на берег выходят, и ходят на три версты по лугам и полям.
Если день Марфы грязный и мокрый, то и осень будет такая же.
В этот день воробьев нельзя увидеть, так как черт собирает всех воробьев, и решает, сколько себе оставить, а сколько выпустить.
С этого дня у баб начинался праздник.
Все яровые до дня Семена Летопроводца, необходимо было убрать, считалось, если не убрали, то урожай гибнет, зерно на землю падает. На Семена, семена из колосьев выпадают.
На день Семена Летопроводца, последний день посева ржи.
После Семена Летопроводца, хлеб грех сеять.
До обеда на Семена пахать можно, а после обеда нет.
Начиная со дня Семена начинают мять и сушить лен.
Начинают капать картофель на Семена.
На Семена отворяют ворота и пускают в поля скот.
На Семена Столпника засаливают огурцы.
В старые времена на Семена Летопроводца, заканчивают все договоры и сделки.
По обычаю, мальчику которому исполнилось четыре года, было принято посадить на коня, таким способом считалось, что мальчик выходил из младенчества.
На Семенов день стригли детей.
Праздник псарных охотников.
В этот день охотники, начинали притравливали зайцев.
С этого дня начиналась свадебные недели.
Новоселье в этот день принесет счастье и веселье.
На день Семена Летопроводца, хоронят блох, муж, тараканов и других домашних насекомых, чтобы в доме не водились.

День Мамонта Овчарника. День Федота и Руфина.
На день Федота и Руфина нельзя выгонять скотину утром, если скотину выгоняли – беду нагоняли.
Мамонт в старину починался как покровитель коз и овец.

День Василисы. День Домна
Пришла Василиса, со льном надо торопится.
В день Домны, бабы в деревнях собирали в доме всякую рухлядь, для того, чтобы осень была благополучная.

Луков день. Богородица Неопалимая Купина.
Именно Неопалимая Купина охраняет дом от пожаров и молний. В этот день люди молились Неопалимой Купине о защите дома, скота, хлевов от пожаров.
На Луков день, начинается сбор лука.
Если на луке много шелухи, будет зима холодная.

Михайловские утренники. Михайловские морозцы. День Михаила.
День становится на пять часов короче.
На день Михаила работать нельзя, иначе Бог накажет.
Убирают лук.

День Созонта.
В этот день собирают лук.
С этого дня можно торговать репчатым луком.

Рождество Богородицы. Осеницы. Оспожинки. Вторая встреча весны. Пассиков день. Апасов день.
Со дня Пассикова – начинают убить пчел с пасек.
Начинался луковая неделя.
Начинается Оспожинки – праздник урожая. Чем больше урожая, тем дольше будет идти праздник (может идти почти неделю). На Оспожинки ходили по гостям.
Рождество Борогодицы, в народе Малая Пречистая – конец лету.

День Петра Павла Рябинника.
На день Петра Павла Рябинника срывали ягоды рябины кистями, и вешали под крышу. Обязательно надо было на дереве оставить ягод для птиц.
Много рябины, осень будет много дождей, а зима будет суровой, если мало рябины, осень будет сухая.
Заготавливали ягоды рябины для рябинового кваса.
Рябина на Петра Павла Рябинника становится более вкусной, именно в эту пору, рябину начинали собирать для употребления в пищу.

День Федора Обдера. Осеннее равноденствие.
Не всякое лето до Федоры дотянет.
Если пчелу завели во второй раз летку, то осень будет долгой.
На Федору обвивается последний хлеб, который остался на полях.
Нельзя на Федору начинать новые дела. Всякому делу – аминь.
На Федору люди ходят на поля, смотреть всходы озимых.

День Артамона.
На день Артамона всякая змея уходит в лес и прячется до весны.

День Корнилия.
Начиная со дня Корнилия корень более не растет, а только гибнет.
Убирают корневые овощи, все кроме репы.

Воздвиженье. Воздвижение честного и животворящего креста господня. Капустники.
На Воздвиженье последняя копна с поля убирается.
На Воздвиженье тулуп кафтан сдвигает.
На Воздвиженье птицы улетают в теплые края.
На Воздвиженье медведь уходит в спячку.
Если на Воздвиженье гуси высоко летят, будет большое половодье, а если низко летят, то низкое.
Змеи уходят в спячку.
Начиная с Воздвиженья начинают рубать капусту.
На день Воздвиженья в лес ходить нельзя.
В этот день нельзя начинать никакие важные дела.
В этот день принято готовить пироги с капустой.
Начинаются капустники (вечерние посиделки) и длятся две недели.

День Никиты Гусепролета. День Гусаря. День Гусятника. Репорез.
Начиная с этого дня, начинают резать репу.
Обязательно в этот день должна на столе быть репа. Готовили яства из репы.
На день Гусятника, начинают бить гусей.
Дикие гуси в этот день начинают отлетать в теплые края. Гуси летят, зиму на хвосте тащат.

02.09.2017 | Посетителей: 8813

КАКОЙ СЕГОДНЯ ПРАЗДНИК?

День Андрея Стратилата-тепляка.

Тепляком назывался ветер, дующий в это время с юга. Считалось, что он способствует скорейшему созреванию овса.

В этот день проводился обряд, когда именинница (или родившаяся в этот день женщина) приносила в дом первый (или последний, если овес был уже собран) сноп овса и ставила его в бабий кут (место у печи, где хранилась домашняя утварь). Считалось, что такой сноп охраняет дом от нечистой силы и приносит достаток. Ставили сноп овса и в конюшню, чтобы леший, который любил конскую сбрую пугать, к крестьянскому двору не подходил. Также овсяные снопы ставились в сенях и горнице.

Ветер-тепляк в паутину одет - ушедшему лету кланяется вслед.

Если луна висит на небе вниз рогами и вверх спиной (пос­ледняя четверть) - долго будет пасмурно и ненастно.

Предосенний день бывает жарче июльского.

Тепляк держится, ушедшему лету вслед кланяется. Если осенью будет много туманов - зимой будет много снега.

Считается, что в этот день начинается бабье лето. Поспевает овес. Южный ветер - к большому урожаю овса. Обычно 1 сентября стоит ясная и солнечная погода.

День пророка Самуила.

В народе верили, что пророк Самуил выспрашивает у Господа хорошую погоду, которая была очень важна в сентябре. Потому что «должна земля успеть одеться в зеленя», овес-долгорост до полной зрелости дойти, да и лен с коноплей еще надо успеть убрать.

Наступала пора убирать свеклу.

Дергали ее девушки; ни мужики, ни бабы к свекольным грядкам не подходили. Отсюда и появилась присказка: «Свекольница - девкам невольница». Тяжелой была работа по уборке свеклы, но в народе считалось, что чем ниже кланяешься свекольной грядке, тем больше здоровья она тебе дает. Хочешь румяное личико да красоту не потерять - надо овекольнице понравиться.

Если у кротов норы выходят на север - зима будет теплая. Кроты с осени в свои норы натаскивают много жнивья (колосков) и соломы - к холодной зиме.

Полевые мыши перебираются ближе к деревне - к холод­ной зиме.

Соединяются в первые перелетные стаи грачи.

Красноватый контур Луны - к ветру.

День святого Фаддея прововедника, апостола от семидесяти.

Если в этот день стояла хорошая погода, то весь сентябрь будет хорошая погода.

Если при заходе солнца небо затягивается облаками с севера - к ветрам.

Если ветер меняет направление с юго-западного на северо-западное - к вёдру, температура постепенно повысится на протяжении 2 дней.

Южный ветер - к теплу, восточный - к вёдру, западный - к дождю, северный - к стуже.

День Агафона Огуменника. По старинному поверью, в этот день леший приходит на гумно, чтобы «потешится над соломкой» - перекидать снопы с одного гумна на другое, развязать их и растащить солому по всей округе. Поэтому хозяева выходили в дозор - караулить свои припасы. Собираясь в ночь, мужики надевали тулуп наизнанку, мехом вверх, голову обвязывали полотенцем, а в руки брали кочергу. Этой кочергой вокруг гумна очерчивали круг и садились внутрь него. Говорили, что в этом случае леший не сможет подойти к гумну.

Обилие грибов в лесу предвещает бесклевье рыбы.

Хищные рыбы лучше клюют перед похолоданием.

День Луппы-Брусничника. Созревает брусника, клюква. Созревает овес и лен. Если в этот день не будет утреннего заморозка, то и сентябрь будет без заморозков. На день Святого Луппы – начинает мороз овсы лупить. Если сейчас не соберешь овес, то вскоре наглотаешься слез.

Если к этому дню созревала брусника, то люди спешили убрать овес. Примечали, если в день Луппы журавли свои клины на юг потянули, зима будет ранней. Если журавли летят низко – зима будет теплая, если высоко – холодная. А если журавли летят очень низко, и к тому же быстро, и молча, то жди скоро ненастья.

День Евтихия. Евтихий тихий. Ерема.

Согласно народным поверьям, в этот день нельзя смотреть на зарю и далеко уходить от дома. Считалось, что 6 сентября по полям и лугам катается то ли волшебный красный цветок, то ли колдовской огонь , который заманивает путника в лесную чащу. Встреча с таким «огоньком» считалась дурным предзнаменованием. Да и опалить такой «цветок», согласно поверьям, мог не на шутку, долго потом придется лечиться. Верили, что блуждающие огоньки - это души людей, умерших нехорошей смертью: удавленников, погибших от несчастных случаев или от запоя и т. д.

Плохой приметой в этот день считался ветер, который, если налетит, обязательно льны побьет и все семена развеет.

Но чаще всего погода на 6 сентября стояла тихая, отсюда и одно из названий этого дня - Евтихий тихий.

Дождь на Евтихия обещает сухую осень и хороший урожай на будущий год.

Хорошо, если Евтихий будет тихим, а то не удержишь льняное семя на корню: все дочиста вылупится.

День Святого Тита и Варфоломея. Тит Листопадник. Если пришел Варфоломей, значит, жито следует на золу сеять. Святой Тит Листопадник последний гриб растит. Кто раньше на Тита встает, тот больше других грибов наберет, а кто поздно встает, тот только за крапивой пойдет.

Послеобеденный дождь - продолжительный.

Щелканье и треск деревьев - к сухой погоде.

Вороны каркают отрывисто, чаще обычного и хрипло - перед дождем.

Ручка ковша созвездия Большой Медведицы направлена вверх, звезды сверкают - к заморозкам.

8 сентября день День Натальи Овсяницы и Андриана. День Павла Рябинника. Если в этот день утренник (утренние заморозки), то это означало холодную и раннюю зиму. В этот день варят кисель из овсянки и пекут блины. Пришел день Натальи Овсяницы, значит в лесу пошли грибы. Этот день посвящали рябине. Именно в этот день начинали собирать рябину и калину . Если много рябины, значит, скоро будет мороз, а осенью будет много дождей.

Кукша, Кукша-рябинник, Анфиса.

К этому дню созревала рябина, и крестьяне молились святому Кукше, чтобы урожай ягод был хорошим. Издревле существовала легенда, что святой Кукша ходит по земле с рябиновой веткой в руках и крестит ею язычников.

Рябину в деревнях ценили как прекрасное средство от простуды. Считалось, что тот, кто каждый день будет пить рябиновый сок, того никакая хворь не одолеет, вери­ли, что при различных болезнях очень хорошо пролезть сквозь рябину, расколотую пополам и связанную по краям. Над корнями рябины читали заговор от лихорадки, а потом, вырыв их из земли, клали на постель больного человека.

Крестьяне верили, что гроздья рябины - это сильный оберег, поэтому ягоды сыпали за голенища жениху, чтобы на свадьбе порчу не навели. Чтобы покойник не тревожил живых, возвращаясь с кладбища, вешали над дверью рябиновые прутья. На Руси запрещалось ломать рябину, рубить ее на дрова, обрывать с дерева цветы. Этот запрет возник потому, что знахари обычно переносили все счи­тываемые болезни на это дерево. И если кто возьмет себе частичку от такого дерева, то сам скоро заболеет и умрет.

Милостива будет зима к крестьянину, если ягод на рябине останется много.

В сентябре одна ягода, да и та - горькая рябина.

День Анны и Саввы Скирдников. День Анны Пророчицы. День Саввы Псковского.

ринято было 10 сентября убирать последние снопы в скирды. Отсюда и название этого дня - скирдницы. Дело это было нелегким, поэтому на помощь призывали святых Анну, Савву и Моисея. Согласно преданиям, святая Анна осматривала скирды, помогая тем самым крестьянам. После этого дня начинали готовиться к осенним ярмаркам, потому что основные сельскохозяйственные работы были уже сделаны.

Если не выберешь конопли до Ивана Постного (11 сентября), то весь пост просидишь без конопляного масла.

С осени вспахано, весной лучше засеяно.

Гром в сентябре предвещает долгую и теплую осень.

Если листья у осины и березы опадают чисто - следующий год будет легким и урожайным.

Зажелтели первые листья у берез, собирайся за опятами.

День Ивана Постного. День Ивана Полетнего. День Ивана Полетовщика. День Ивана Предтеча. День Ивана Крестителя . Праздник «Репы». Репный праздник. В этот день вспоминают о погибших на полях сражений солдатах. Иван Постный пришел, и за собой лето увел. День Ивана Постного – крестный отец осени. Со дня Ивана, мужик даже во двор не выходит без кафтана. На день Ивана Предтеча, птица улетает далече. Если на Ивана Крестителя журавли на юг полетели, значит, будет ранняя зима. Начиная со дня Ивана Постного, начинают убирать репу. Праздник «Репы» праздновался без песен, но обязательно должна быть на стол много разнообразной еды, которой после угощали нищих и бедных. В день Ивана Постного, начинали собирать различный коренья. В этот день нельзя было петь, плясать, и кушать все, что имело круглую форму. Люди в этот день соблюдают строгий пост. Нельзя употреблять в пищу, яблоки, капусту, лук, все то, что напоминает голову человека, также в этот день нельзя брать в руки нож . Со дня Ивана Поста, мужик осень встречает, а баба свое лето бабье начинает.

День Александра, Александра-сытника; сытник, свытник.

В этот день существовал обычай завивать вместе ячменные, льняные и овсяные стебли, заговаривая ниву на будущий богатый урожай.

Свытником прозвали этот день за то, что варили свытную (ячменную) кашу. Само слово «свытно» означало что-то привычное, то, что уже стало укладом жизни.

Теплый вечер и звездная ночь - к урожаю.

Если еж устроил нору на опушке - зима будет теплой, если в глубине чащи - жди крепких морозовх. , а ветры будут дуть чаще со стороны, противоположной от входа в нору.

Киприан, Куприан, Куприян, Куприянов день, день Киприана, журавлиное вече.

В старину верили, что в этот день собираются на болоте журавли и держат совет, какой дорогой лететь в теплые края. Отсюда название дня - «журавлиное вече». А рядом с птицами садятся болотные духи - кикиморы - и считают кости тех, кого они смогли летом в трясину затянуть.

На Куприяна на болотах всегда сизое марево стоит, и ясно слышатся странные звуки, напоминающие стоны утопленников, чьи кости потревожили злые духи.

С Куприяна можно было клюкву собирать. Раньше на болото идти боялись, потому что существовало поверье: брать неспелую клюкву - нечистой силе угождать. Девушка станет бесплодной, парень потеряет силу и тронется умом, а старика злые духи и вовсе в топь уведут , поманив яркими огоньками. Поэтому приговаривали в старину: «Ягоду - клюкву не тронь, покуда не полыхнет она (не поспеет), не отгонит зло в зыбучую топь». Если журавли осенью летят низко - зима ожидается теплая, если высоко - холодная.

Журавли громко курлычут - к дождю.

Лебедь летит - к снегу.

Лебедь улетает на юг поздно - осень будет продолжительная и теплая.

Птица нахохлилась - к непогоде.

Сентябрь птицу в дорогу торопит.

День Симеона Столпника. День Семена Летопроводца. Семен День. День Марфы.

Много поверий и обрядов было связано с этим днем, 14 сентября в деревнях хоронили тараканов и мух. Своими корнями этот обычай уходит еще в языческие времена и связан с почитанием Белбога - повелителя всех насекомых.

Важным обычаем было гашение старого огня и добывание нового. Старики выходили во двор и терли друг о друга две деревяшки, пока они не начинали дымиться. Тлеющее дерево раздувала девушка или невестка, а затем от вспыхнувшего огня поджигала свечу. Этим огнем растапливали печь. На следующее утро угли снова раздували. Так огонь поддерживали в печи весь год.

Называли 14 сентября в деревнях бабьим летом потому, что в это время начинаются разные сельскохозяйственные работы (трепание пеньки, мочение льна и т. д.), которые обычно выполнялись женщинами на открытом воздухе.

Чем суше и теплее простоит сентябрь, тем позднее наступит зима.

Если шишки на ели выросли низко - быть ранним морозам, а если на верхушке - настоящие холода наступят лишь в конце зимы.

Бабье лето (начинается с 14 сентября) ненастно - осень сухая, а бабье лето сухое - осень мокрая.

Первые Осенины (15 сентября) - начало великого 2-недельного солнечного праздника Вересень.

Начало последней недели астрономического лета (недели "бабьего лета"), которая окончится в день осеннего равноденствия (22 сентября), и на планете настанет астрономическая осень.

В земледельческом календаре славян этот день называли «осенинами» или «оспожинками» и отмечали как праздник урожая.

В этот день воздавалось Благодарение Матери-Земле.

В начале сентября завершалась жатва, которая должна была обеспечить благосостояние семьи на будущий год.

Кроме того, встреча осени отмечалась обновлением огня: старый огонь гасили и зажигали новый, который добывали ударами кремня.

С «осенин» основная хозяйственная деятельность переносилась с поля в огород или в дом: начинался сбор овощей (прежде всего заготавливали лук).

Обычно в Осенины устраивались угощение, на которое собиралась вся семья.

Для праздника варили пиво и закалывали овцу (барана).

Из муки нового урожая пекли пирог. Славили Мать-сыру-землю за то, что родила хлеб и другие припасы.

Поскольку с этого дня начинался сбор хмеля, на праздничном гулянье пели соответствующие игровые песни:

Вейся мы, хмель, перевейся,

На нашу сторонку,

Как на нашей на сторонке приволье большое!

А приволье - то большое, мужики богаты!

Что мужики - то богаты, каменны палаты!

Что каменны палаты, двери золотые,

Что маковки литые!

День Василисы. День Домна. Дорофей

Отмечали 16 сентября именины Домны, которая олицетворяла домашний порядок и уют . В этот день было принято наводить в избе порядок: мешки из-под картошки и старую обувь ополаскивали в реке, мыли полы вересковой водой и выстилали их половиками. В огороде сжигали всю рухлядь вместе с картофельной ботвой.

Надо сказать, что в огонь бросали даже те вещи, которые сгореть не могли, потому что такой костер не только помогал избавиться от старья, но и символизировал полное очищение дома от всего дурного. Но в некоторых местах, наоборот, было принято тащить в дом на Дорофея всякую рухлядь, чтобы осень прошла благополучно.

Особое внимание уделялось старым лаптям, которые считались верным средством от сглаза.

день Вавилы, Вавила, праздник острых вил, Неопалимая Купина , луков день.

В этот день, помолившись святому Вавиле, который на Руси почитался как покровитель домашнего хозяйства, крестьяне проверяли стога и сеновал. Считалось, что если стог кругом пошевелить вилами, то разбегутся нечистая сила, гнетуха и трясуха (лихорадки), которые зимой стали бы скотине вредить. А если выйти во двор с вилами в руках, то все бесы разбегутся кто куда.

Существовало поверье, что если наткнутся вилы на что-то твердое, то это кумоха спряталась в сене подальше от людских глаз.

На Вавилу молились о защите от пожаров. Для этого шли на заре в церковь и кланялись иконе «Неопалимая Купина».

"Вавила, сохрани мой дом и меня от несчастий и огня".

На Вавилу чинят грабли, косы, вилы.

Если бабье лето ненастно - осень суха, как черная ольха.

Большие муравьиные кучи осенью - к суровой зиме.

День Захария, Захара, Афанасия, Раисі, кумоха осенняя.

Согласно поверьям, в этот день выходила из лесу кумоха (лихорадка) и нападала на деревенских женщин. Злой дух оборачивался в старушку - странницу, которая просила подать на хлеб и пустить ее переночевать. Но, переступив порог, кумоха приносила в дом различные болезни. Не зря она считалась сестрой двенадцати лихорадок: аввареуши, глазей, глухеи, желтей, каркуши, ледеи, немей, огней, отпей, пухлей, трясеи, храпуши.

Всем лихорадкам, также как и кумохе, приписывались человеческие черты: они представлялись как уродливые простоволосые женщины.

Вообще на Руси распущенные волосы считались характерным признаком женской нечистой силы. Да и число двенадцать тоже было не случайным. Вера в 12 злых сестер-трясовиц уходит корнями в библейские тексты и связана с дочерями царя Ирода.

Чтобы избавиться от кумохи, полагалось 18 сентября убрать дом, затопить баню и попариться березовым веником, ведь береза способна исцелить многие болезни.

Михайлов день, Михаил, Михайла, Михайловские морозы, Михайловские утренники, Михайловские заморозки, Михаил архистратиг.

С 19 сентября начинаются утренние заморозки, и не за горами то гнилое время, когда к человеку начнут цепляться всякие недуги. Но заморозки в этот день считались добрым предзнаменованием, потому что это архистратиг Михаил со своим воинством спускался с неба и вымораживал нечистую силу. Верили, что архангела Михаила боятся не только злые духи и ведьмы, но и нечестивые люди, ведь от архистратига невозможно скрыть ни один грех.

Устраивали в этот день первую братчину, начинавшуюся со всеобщего собрания-примирения. На нем старались полюбовно решить семейные и общественные дела . Покончив с делами, шли в церковь, где ставили мирскую (общую) свечу, а потом садились за накрытый в складчину стол.

Михаил заморозком прихватил.

Если после Михайловских морозов на деревьях появлялся иней, нужно было ждать обильного снега зимой.

Наблюдали, как падают листья с осины: если «лицом» вверх - к студеной зиме, если «изнанкой» - к теплой.

Созонт, Лука, луков день, луковница.

Издревле на Руси луков день считался праздничным. Лук, заплетенный в косицы, развешивали в комнатах во времена морового поветрия. Настоем из луковой шелухи обычно ополаскивали волосы, чтобы они были крепкими и блестящими. Девушки, заплетая лук в гирлянды, просили святого Луку послать им блестящие тугие косы.

В этот день нельзя:

Занимать хлеб, воду и деньги.

Свататься.

Поминать усопших по именам.

Покупать девочкам кукол, иначе они будут бесплодны.

Хвастать своим здоровьем, иначе тут же его потеряете.

Ставить обувь на стул или стол, иначе в доме будет самоубийца-висельник.

Если журавли летят высоко, не спеша и курлычут - будет стоять холодная осень.

Рождество Богородицы, ма­лая Пречистая, аспожки, оспожин день, осенины, вторая встреча осени, праздник урожая, госпожинки, Спасов день, аспасов день, пасекин день, день луковой слезинки.

Во времена язычества в этот день отмечали праздник урожая и поклонялись богиням плодородия, любви и брака Ладе и Лели, матери и дочери. После крещения Руси древняя традиция не забылась. Праздник Рождества Богородицы отмечался с размахом, так как в народном представлении соединился с праздни­ком урожая, который получил название оспожинки. В этот день крестьяне обычно шли с утра на молебен, а потом отправлялись к родникам помолиться Пресвятой Деве .

В деревнях в этот день родственники ходили в гости к новобрачным. Хозяин угощал родню пивом, символизирующим щедрость природы, и хвастался добром, нажитым со времени женитьбы. Хозяйка накрывала на стол, где центральное место снова отводилось караваям - главному обрядовому угощению на оспожинки. Также считалось обязательным приглашение молодых к родителям.

Если погода в этот день хорошая - осень будет хорошая.

Пасекин день - убирают пчел.

Раннее опадание листвы - к ранней зиме.

Если паутина ложится на растения - к теплой погоде.

Зайцы роют осенью глубокие лежки - будет холодная зима.

Красное небо - к ветру и дождю.

РОД и РОЖЕНИЦА

Этот славянский праздник, посвященный семейному благополучию, приходится на 22 сентября по новому стилю.

После зачина, на котором обязательны прославления Рода, Лады и Лели, начинается обряд «похороны мух» .

Пойманную осеннюю муху (таракана, комара, осу) кладут в домовину из моркови, торжественно относят на пустырь и зарывают в могилу, чем обозначают оцепенение насекомых на время наступающей зимы.

После «похорон» начинается обрядовая «охота на лосих».

Две девушки, ряженные лосихами (оленихами), показываются на короткое время из леса и убегают.

Вдогонку пускаются парни-охотники, стремясь их изловить.

Первую пойманную «лосиху» сразу же отпускают, а вторую ведут к капищу, где также отпускают, предварительно поругав за то, что заставила добрых молодцев долго бегать.

Праздник заканчивается Рожаничным пиром (обрядовая еда: творог, яйца, сыр, оленина или говядина, овсяная каша, ягодное вино) и народными игрищами.

Игрища начинаются с хоровода, который водят около самой старшей из женщин .

Женщина держит в руках хлеб (желательно овсяный).

По окончании хоровода хлеб делят и раздают для лечения людей и домашних животных.

Особый статус Лады - великой богини весенне-летнего плодородия и покровительницы свадеб , брачной жизни - обусловил множественность посвященных ей праздников: они отмечались шесть раз в году, с начала марта до середины сентября. Связанные с Ладой обряды обычно приурочиваются к весенне-летнему и осеннему циклу праздников.

Цикл прославления богини завершался после уборки хлебов (в конце августа-сентября), поэтому последним праздником, связанным с Ладой, был праздник осеннего солнцестояния. (8-9 сентября по старому стилю) и 22 сентября по новому.

Петр-Павел - рябинники, именины рябины, осеннее равноденствие.

23 сентября - это осеннее равноденствие, когда день равняется с ночью. Согласно поверьям, солнце ложилось спать до наступления весны. Осеннее равноденствие на Руси отмечалось как большой праздник.

В деревнях устраивали гулянья, накрывали столы, где центральное место занимали пироги с различной начинкой: мясо, капуста, грибы, брусника. Крестьяне обращались с молитвами к Петру и Павлу, прося их помочь перезимовать и дожить до следующей весны.

23 сентября было днем именин рябины, которая считалась олицетворением солнца. После первых осенних заморозков ягоды становились мягкими и сладкими. Такие ягоды служили прекрасным оберегом. Кисти рябины вешали под крышу дома, чтобы привлечь в избу счастье и благополучие. С этой же целью клали рябиновые гроздья на поветь - сеновал, расположенный над конюшней и хлевом. Надо сказать, что, отправляясь за рябиной, с деревьев никогда не собирали ягоды подчистую - обязательно оставляли лесным обитателям для прокорма.

Рябина сладка на свои именины.

Нет рябины, и осень - не осень.

Петр и Павел рябинники зовут покислиться рябиной да впрок запастись.

Солнце начинает занавешивать окна своего терема звездами, чтобы уснуть.

Федорин день, Федора, Федора - замочи хвосты, Федора осенняя, третья встреча осени.

К этому времени уже за­канчивалось бабье лето и наступала настоящая осень, с дождями и слякотью. В древности считалось, что если в этот день идет дождь, то это небеса плачут по солнцу, уснувшему до весны.

С принятием христианства в народной традиции произошли изменения. Теперь крестьяне верили, что это Федора слезы проливает, оплакивая некогда совершенный грех прелюбодеяния.

Женщины в Федорин день надевали на голову платки, расшитые голубыми и золотыми нитями. Такой головной убор символизировал яркое солнце на ясном небе и должен был воздействовать на небеса, чтобы они много дождей на землю не проливали.

От пролившихся дождей дороги становились грязными, и, чтобы пройти по ним, надо было повыше подоткнуть подол. Отсюда еще одно прозвище Федоры - «замочи хвосты». С Федоры наступает пора капустных вечерок , которые продлятся еще две недели, когда женщины рубили капусту и пекли яблоки с брусникой.

На Федору всякое тепло кончается.

На Федору черные грязи все пути-дороги расквасили.

Если пчелу завели во второй раз летку, то осень будет долгой. На Федору обвивается последний хлеб, который остался на полях. Нельзя на Федору начинать новые дела. Всякому делу – аминь. На Федору люди ходят на поля, смотреть всходы озимых.

Автоном, Артамон, Артамо­нов день, змеиный день.

Змеиный праздник бывает два раза в году. Первый - на день Исаакия-змеевика (12 июня), когда все змеи из нор выползают. Второй - 25 сентября, когда змеи последний раз по земле ползают, ведь, согласно преданиям, они в этот день замирают, спрятавшись в своем подземном царстве.

Считалось, что 25 сентября змеи вереницей ползут по лесу, так как их созывает святой Артамон, который затворяет змеиные норы на замок. Верили, что змеи слушаются Артамона, поэтому к нему обращались с просьбой защитить от змеиного укуса. В этот день старались в лес и на болото не ходить, не тревожить змей. Иначе может разгневаться змеиный царь василиск и утащить человека с собой под землю.

Если видишь много змей - зима будет суровая.

Поравняется день с ночью, да и пойдет на убыль.

Как с осени заморозит наголе (холода без снега) – лучше рожь будет, а когда на талую землю напало - рожь подопреет.

Длинные сумерки - к ненастью, короткие - к хорошей погоде.

Быстрое окончание листопада - к суровой зиме.

Корней, Корнилий, Корнилов День, корнилье.

Хорошие хозяева старались ко Дню Корнилия убрать с огородов оставшиеся корнеплоды , потому что после 26 сентября «корень в земле не растет, а зябнет». Убирали все: картофель, брюкву, морковь... Только репу не трогали, ждали дня Никиты-репореза (28 сентября). За помощью в уборке было принято обра­щаться к святому Корнилию.

Если вечером будет густой туман - ночью будет дождь.

Если осень ненастная - весна будет дождливая.

Если изморозь случится поутру два дня подряд - на третий день непременно пойдет дождь.

В ясную осень ветер быстрее зиму принесет.

Ветви ели и сосны опускают вниз - к дождю.

Если рано с осени куры начнут линять, то зима будет теплая.

В канавах на воде возникли пузырьки и слышно бульканье - к непогоде.

Ветер поменял направление с восточного на западное - к скорому дождю.

Воздвижение, задвиженье, сдвиженье, ставров день.

В старинных летописях 27 сентября называли «ставров день» (от stauros - крест). В глубокой древности в этот день было принято рисовать кресты на дверях, притолоках и матицах (толстое бревно-балка, врубленное поперек здания).

Такие кресты ставились мелом, углем, чесноком, кровью жертвенного животного или тестом, вырезались на домашней утвари. Деревянные небольшие крестики клали в ясли к коровам и лошадям. (Если не было крестика, то клали перекрещенные ветки рябины, которая являлась символом яркого света, отпугивающего нечисть). Таким образом, крестьяне «закрещивали» самые опасные места в доме от происков нечистой силы.

Согласно поверьям, на Воздвижение птицы, змеи и насекомые уходят в волшебную страну Ирий, которая находилась на теплом море, на западе или юго-западе земли. Море в народном сознании связано со смертью, с которой связано и понятие запада, где каждый вечер садится, умирает солнце.

С давних времен, русские люди стараются отдыхать у теплого моря, соответствующего их традиционным представлениям о славянском Рае.

В Раю растет мировое древо (наши предки полагали, что это береза или дуб), у вершины которого обитали птицы или души умерших.

Ключи от Ирий-сада были некогда у вороны, но та прогневила Богов, и ключи передали ласточке.

По свидетельству народных легенд, в Ирий-саду, у колодцев, находятся места, приуготовленные для будущей жизни хороших, добрых людей.

Это студенцы с чистой ключевой водою, вокруг которых растут благоухающие цветы, зреют на деревьях молодильные яблоки, и сладко поют райские птицы.

Никита, Никита-репорез, гусятник, гусепролет, гусарь, разлучник, скучник.

28 сентября начинали убирать репу. До появления в начале XVIII века картофеля репа была основным продуктом питания крестьян. Ели этот овощ свежим, пареным, вяленым, вареным; пекли пироги с репой, сушили, варили кашу-репницу, готовили репный квас.

Отвар репы обладает обезболивающим, ранозаживляющим и противовоспалительным свойствами. Такой отвар полезно пить при простуде, особенно при сильном кашле. А еще он улучшает сон и успокаивает сердцебиение. Теплый отвар помогает при зубной боли (полоскание).

28 сентября было принято резать гусей. По традиции одну птицу жертвовали водяному, который в этот день закатывал последний пир перед тем, как отправиться спать до 1 апреля следующей весны.

Высоко гуси летят - к дружному и высокому весеннему половодью, низко - к малой вешней воде.

Гусь лапу поднимает - к стуже, на одной ноге стоит - к морозу, полощется в воде - к теплу.

Гуси на хвосте зиму тащат.

Гусь и утка часто ныряют - к дождю.

День Людмилы. Птичья костка, птичье голошение.

Дичь (глухарь, перепелка, дикий гусь) была обрядовой пищей в этот день, так как в это время птицы улетали в теплые края. В древности считалось, что перелетные птицы следуют за солнцем. Не случайно появился обычай подавать на Рождество жареного гуся, олицетворяющего убывающую и возрастающую силу солнца.

Перепел на Руси также символизировал солнце, являлся эмблемой русских царей и символом весны.

Птичье голошение - еще одно название 29 сентября, связанное с птицами. Птичье голошение - это пение перелетных птиц, покидающих родные земли. Возможно, именно с этими песнями связано поверье - родившаяся в этот день обладает певучим голосом. Такая девушка будет первой запевницей на посиделках и на свадьбах , которые начинались в это время.

Девочек, родившихся 29 сентября, часто называли Людмилами. Имя это славянского происхождения и означает «милая», «отзывчивая».

В какую сторону животные ложатся спиной - с той и жди ветра.

Галки собираются стаями и кричат - будет ясная погода.

Если к утру ярко мерцают звезды, усиливается слышимость, дым стелется понизу - погода ухудшится.

Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья, девичий праздник, бабьи именины, всес­ветный бабий праздник, всесветная бабья выть.

В этот день справлялся один из так называемых женских праздников. Вот только начинался он не с веселья, а с плача. Отсюда и пошло название «всесветная бабья выть».

Действительно, по обычаю полагалось плакать даже тем, кому на судьбу грех было жаловаться. Плакали если не о своей судьбе, так о судьбе родных и близких, ведь «бабья судьба не бывает одна». Традиция такого плача появилась не случайно, потому что 30 сентября вспоминали не только Веру, Надежду и Любовь, но и мать их Софию, страдавшую и плакавшую о своих дочерях.

Вообще слезы в народной традиции - это не только выражение естественного горя или печали, но и форма ритуального поведения. Так, например, невеста всегда «плакала» перед свадьбой, прощаясь с родным Домом.

Было принято 30 сентября угощать именинниц пирогами. Именинницы праздновали день ангела целых три дня, прославляя материнскую мудрость и женские добродетели.

Пора снимать последние яблоки.

В начале осени отмечается множество народных праздников, с которыми связаны различные приметы и традиции. Зная о них, вы не пропустите важные даты и сможете привлечь в жизнь счастье, процветание и удачу.

Сентябрь часто называют воротами осени и наблюдают за погодой, пытаясь узнать, насколько суровой будет зима. Народные праздники этого месяца перекликаются с православными, поэтому эксперты сайта сайт рекомендуют воспользоваться также календарем православных дат , чтобы быть в курсе грядущих событий. Молитвы, вознесенные в памятные даты, помогут избавиться от неурядиц и привлечь в жизнь процветание.

1 сентября: Фекла Свекольница

В этот день на Руси начинали сбор свеклы. Ее уникальные целебные свойства использовались для лечения различных недугов. Собирали не только корнеплоды, но и листья, которые также применяли для лечения. На свекольных полях оставляли немного ботвы и корнеплодов, чтобы получить богатый урожай и в новом сезоне.

2 сентября: Самойлов день

Мужчины с утра отправлялись в поля и принимались за работу после молитв о хорошей погоде. Детей по обычаю отправляли за грибами, чтобы пополнить запасы к зиме. Чтобы леший не прогневался, люди подносили на опушки леса дары с огорода, кланялись и просили указать грибные поляны. Самойлов день считается мужским праздником, поэтому женщины всячески угождали мужчинам, чтобы порадовать их. По поверьям, сытые и довольные хозяева в этот день могли переделать всю работу и не потерять силы.

3 сентября: Фаддей Проповедник

Отмечали память апостола Фаддея и мученицы Вассы. Начинали сбор льна, молясь о хорошем урожае . Лен раскладывали в полях, чтобы он отлежался, а женщины произносили специальные заговоры, чтобы он был мягким: «Улежись, лен мой, будь белым и мягким, не бойся ни ветра сильного, ни дождя мокрого, ни солнца палящего. Из тебя, лен, рубахи пошью да сарафаны, белье справлю и горести не буду знать» . Солнечный безветренный день сулил долгое тепло еще на месяц.

4 сентября: Агафон Огуменник

В прежние времена наши предки выходили сторожить нечистую силу в ночь, а перед этим надевали верхнюю одежду наизнанку, чтобы леший не задурил голову. Лешему оставляли угощение в поле и на гумне, чтобы тот не перешвырял солому. В коровниках помещали веточки полыни , чтобы нечисть не могла нанести вреда животным.

5 сентября: Луп Брусничник

С этого дня начинали сбор ягод и листьев брусники. Заготавливали их не только для еды, но и для лечения разных заболеваний. По тому, насколько созрели ягоды, определяли время уборки овса. Яркие спелые ягоды были сигналом для начала полевых работ. Отлет птиц в праздничный день предвещал суровую зиму с частыми морозами и снегопадами.

6 сентября: Евтихий Тихий

В день памяти великомученика Евтихия наблюдали за погодными изменениями. Дождь в этот день сулил тихую и теплую осень без обильных осадков, а ветер в праздник указывал на то, что нужно собрать лен, пока его семя не осыпалось и не пропало. Удача в этот день будет с теми, кто не отлынивает от своих обязанностей и трудится на благо семьи.

7 сентября: Тит Листопадник

На Тита старались пополнить запасы на зиму и обязательно ходили в лес, чтобы собрать грибы. К этому дню обязательно плели новые корзинки, а также следили за деревьями. Листопад в этот день предупреждал о скорых заморозках, а значит, нужно было успеть собрать урожай и подготовить землю для будущих посадок в новом сезоне.

8 сентября: Наталья Овсяница и Адриян Осенний

Уборку овса приурочивали к этому празднику, чтобы успеть до наступления сырой погоды. По поверьям, не собранный в этот день урожай пропадет. Скошенный сноп обязательно несли домой и ставили под иконостасом. Хозяйки угощали работников овсяными блинами и другими блюдами, сделанными на основе овса. Первым урожаем кормили лошадей досыта, чтобы у них были силы закончить полевые работы. Листья березы и дуба, оставшиеся на деревьях, сулили холодную зиму.

9 сентября: Два Пимена

9 числа собирали рябину, отправляясь за ней на опушки леса. Деревьям кланялись и благодарили за урожай. Веточки рябины несли в дом и прикрепляли за порогом, чтобы нечисти не было хода в жилище. Рябиновые гроздья, повешенные под крышей, не давали людям с недобрыми помыслами навредить домочадцам, а также охраняли от пожаров.

10 сентября: Анна и Савва Скирдники

Заканчивали сбор хлебов и вывозили последние снопы с полей, чтобы непогода не испортила собранного урожая. В этот день после окончания работ устраивались широкие гулянья и ярмарки. По поверьям, пьяницы в этот день могли избавиться от пагубного пристрастия , если искренне раскаивались и просили помощи у Высших Сил. Считалось, что на Савву нельзя свататься. Если забывчивый жених приходил в дом невесты, ждали беды.

11 сентября: Иван Постный

В этот день в православии отмечают день День усекновения главы Иоанна Крестителя . Предки верили, что в праздник нельзя принимать в пищу ничего овальной и круглой формы, иначе беда постучится в двери. В этот день важно противостоять любым соблазнам, чтобы исключить неудачи. Крестьяне начинали сбор репы, а также делали заготовки на зиму из собранного урожая.

12 сентября: Александр Сытник

В праздник по обычаю начинались гулянья, на которых накрывали общие столы. Каждый нес приготовленные заранее блюда из нового урожая. Проводили обряды, помогающие и в новый сезон не остаться без зерна. Для этого колосья ячменя, льна и овса свивали в косу и оставляли на полях. Принято следить за погодой: спокойный безветренный день сулил долгую теплую осень, а осадки указывали на скорые заморозки. На Сытника принято угощать путников и просить их унести беды. Каждого путника привечали и расспрашивали о дороге. Добрые вести сулили удачу на весь год.

13 сентября: Куприянов день, Журавлиное вече

День назван так из-за особенности птиц перед отлетом собираться в большие стаи на заболоченных участках рек или лесных озерах. По поверьям, журавли устраивали совет и решали, когда отправляться на юг. С этого дня разрешалось ходить на болота за клюквой, которая считалась журавлиной ягодой. Тем, кто нарушил запрет и отправился на сбор ягод раньше положенного срока, грозили несчастья: по поверьям, их могла утащить нечисть или русалки. На Куприяна убирали последний урожай корнеплодов и устраивали званые обеды.

14 сентября: Семин день

С этого дня начиналось бабье лето. Тихий солнечный день предвещал хорошую погоду на всю осень, а если на полях было много паутины, то ждали скорого похолодания и затяжных дождей. С этого дня женская часть населения начинала промывать лен и садилась за веретено. Ровные нити указывали девушкам на богатых женихов, а путаная пряжа сулила плохого супруга. Кроме того, на Семин день оригинально избавлялись от насекомых в доме. Пойманных мух, тараканов и муравьев клали в специально изготовленные «гробики» из моркови или иных корнеплодов, а затем закапывали далеко от дома. Считалось, что после такого обряда они долго не вернутся в жилище.

15 сентября: День Мамонтия

Святой мученик считался покровителем домашнего мелкого скота — коз и овец. Святому молились, чтобы он уберег скотину от болезней и диких животных. В этот день животных оставляли во дворе, чтобы на выпасе с ними не приключилось беды, а из козьего молока готовили различные угощения, в том числе сыр, чтобы помянуть святого.

16 сентября: Домна Доброродная

В этот день наши предки защищали свои дома от сглаза и нечисти. Для этого на заборы и крыши домов вывешивали старые лапти, а также выносили поломанные предметы быта. Их вместе с развешенными лаптями сжигали на кострах вечером, чтобы лихо в доме не завелось. Женщины окуривали дома полынью, а также заглядывали во все уголки с церковной свечой , чтобы выгнать любую нечисть и не дать ей остаться на зиму в доме.

17 сентября: Неопалимая Купина

В день праздника начинали сбор лука. Мужчины ходили на сеновалы и протыкали сено вилами, чтобы выгнать нечисть и не допустить пожаров. Считалось, что большое количество мышей на полях предвещало пожар в нескольких домах. Защищались от бедствий и неприятностей с помощью заговоров .

18 сентября: Захарий и Елизавета

В этот день девушки традиционно , пытаясь узнать, скоро ли будут праздновать свадьбу. Также топили бани, чтобы березовыми вениками выгнать болезни и хвори. Тем, кто родился в этот день, приписывали уникальные способности. Мужчина, рожденный 18 сентября, в этот день должен был пасти скотину. По поверьям, именинник мог уберечь скот не только от болезней, но и от нападения хищных зверей. Обилие ягод на рябине сулило мокрую осень, а если с нее осыпались все листья, то можно было ждать скорых холодов и суровую зиму.

19 сентября: Михайлов день

На Михайлов день запрещалась любая работа. В прежние времена в деревнях устраивали сходки, на которых решали спорные вопросы, обсуждали жизнь поселения. Обычно в этот день начинались первые заморозки. Если на деревьях было много инея, ждали снежную зиму.

20 сентября: Луков день

В этот день готовили угощение с использованием лука. До этого дня не разрешалось запекать луковицы, чтобы новый урожай не высох на грядках. По луку определяли, ждать ли холодов. Большое количество шелухи на нем указывало на скорые холода и морозы до самой весны.

21 сентября: Малая Пречистая, Оспожинки, Рождество Богородицы

В народе отмечали Оспожинки, или праздник урожая, который обычно затягивался на целую неделю. У Богородицы просили защиты для семьи и домашних животных. Женщины шли к водоему с караваем, читали молитвы, а затем отламывали себе по куску и несли свежий хлеб для угощения всех животных. В день праздника к молодым семьям приходили родственники, чтобы посмотреть, справляются ли они с ведением хозяйства. Теплая погода указывала на погожую осень, поэтому женщины до восхода солнца читали заговоры на погожий день и пекли каравай. Его выносили с первыми лучами солнца на пригорок, чтобы не было дождя.

22 сентября: Аким и Анна

В праздничный день было принято угощать пирогами женщин-повивальниц, принимающих роды. 22 сентября поздравляли молодых матерей, дарили им подарки и молились за младенцев в церквях. Бездетные пары молились святым , чтобы те послали им долгожданное потомство, а женщины на сносях просили Высшие Силы даровать им легкое разрешение от бремени.

23 сентября: Петр и Павел Рябинники

На Петра и Павла молились святым о покровительстве, а в народе проводили обряды по изгнанию из домов нечисти и зла . Для этого использовали рябиновые ветви, которые вешали над порогом, а также в сараях, где держали скотину. Рябиной угощали домочадцев и скотину: считалось, что это помогает избавиться от любых недугов. Хозяйки провожали коров на выпас, похлопывая их рябиновыми ветвями, чтобы защитить скот от сглаза.

24 сентября: Федорины вечерки

С этого дня женщины начинали заготавливать капусту — ее рубили по вечерам, помогая друг другу и переходя из дома в дом. Во время этих работ девушки сплетничали о парнях, а после окончания собирались вместе, чтобы погадать на суженого . На Федору полагалось собирать дары со всей деревни, чтобы отнести их в церковь, а также помогать семьям, оставшимся без кормильца.

25 сентября: Артамон Змеевик

По поверьям, в этот день змеи собирались в клубки, чтобы отправиться на зимовки. Мужчины отправлялись в поля, чтобы поохотиться на зайцев. По поверьям, удача будет сопровождать весь год того, кто принесет домой хотя бы небольшую добычу.

26 сентября: Корнилье

На Корнилов день старались закончить работы в огородах и собрать весь урожай корнеплодов. 26 число считалось переходом с тепла на холод, поэтому без дела не сидели: завершали работы в огородах и на полях. Теплый утренний дождик предвещал хороший всход посаженного под зиму зерна.

27 сентября: Воздвиженье

На Воздвиженье постились и замаливали грехи. Предки знали, что на праздник нельзя начинать важных дел, иначе будет беда. Девушки, собираясь на вечерние посиделки, перед выходом из дома читали заговоры, чтобы поскорее встретить свою половинку и выйти замуж. 27 числа запрещено было идти в лес. По поверьям, медведи устраивались на зимовку, поэтому зверей старались не тревожить.

28 сентября: Никита Гусятник

Начинали заготавливать гусиное мясо для хранения и продажи. Первого гуся по обычаю отдавали водяным духам, которые считались хранителями любой водоплавающей птицы. Охотники старались выйти на завершающую охоту перед закрытием сезона и отлетом пернатых. По птичьему полету определяли и погоду: низко летящие птицы сулили теплые деньки.

29 сентября: Ефимия, Птичья костка

Гадали на домашней птице, чтобы узнать, какой будет зима. Птицу ощупывали: если косточки не прощупывались, то зимой можно было ждать больших холодов. Гром на Ефимия сулил малое количество снега. Частых оттепелей ждали, если день начинался с тепла.

30 сентября: Вселенские бабьи именины, Вера-Надежда-Любовь

Эти популярные на Руси имена давались многим девушкам, поэтому в народе праздновали именины сразу всех. Праздник продолжался три дня и сопровождался гуляньями и обильным угощением. На праздник молились святым, прося у них покровительства, а именинницы обязательно посещали церковь, чтобы оставить там пироги и другие угощения.

Народные праздники таят в себе мудрость наших предков. Многие поверья и по сей день помогают преодолевать трудности и предупреждают о возможных неприятностях

Фёкла Свекольница

«На Фёклу именинница свёкла», – говорили в народе и начинали уборку этого овоща. Ему приписывали «силу мягчительную, питательную, прохладительную, мочегонную и слабительную». Толчёные листья свёклы прикладывали к воспалённым глазам, а сырые коренья держали во рту от зубной боли.

Редкие облака – к ясной и холодной погоде.

Именины: Андрей, Николай, Тимофей, Фёкла.

2 сентября

Самойлов день

Дочери подавали с утра отцу семейства новую рубаху, жёны накрывали богатый стол, чтобы хозяин принимался за дела добрым да сытым.

Луна в красноватом круге – к ветру. Солнце садится в туман – к дождю.

Именины: Виктор, Владимир, Иван, Максим, Самуил, Степан, Тимофей, Фёдор.

3 сентября

Фаддей Проповедник

В этот день на Руси убирали лён и раскладывали его на лугах. При этом каждая баба произносила заговор: «Улежи-ка, мой ленок, белый да мягкий, не бойся ни ветру, ни вихрю, ни частого дождичка, ни красного солнышка».

Утро серенько – жди красного денька. При заходе солнца небо затягивается облаками с севера – к ветрам.

Именины: Александр, Игнат, Корнилий, Марфа, Павел, Фаддей.

4 сентября

Агафон Огуменник

По старинному поверью, в этот день леший приходит на гумно, чтобы «потешиться над соломкой» – перекидать снопы с одного гумна на другое, развязать их и растащить солому по всей округе. Поэтому хозяева выходили в дозор – караулить свои припасы.

Звёздное скопление Плеяды скроется осенью рано – к раннему снегу.

Именины : Александр, Алексей, Афанасий, Василий, Гавриил, Иван, Илларион, Исаакий, Макар, Михаил, Фёдор, Феликс.

5 сентября

Луп Брусничник

К этому сроку в лесах и на болотах поспевала брусника, поэтому крестьяне брали туеса и корзины и шли по ягоды. Из брусники готовили варенье и пастилу, варили компоты, пекли пироги.

Горох на грядках расцвёл – к тёплой и долгой осени. Туман появился ранним вечером – к улучшению погоды.

Именины: Иван, Николай, Павел, Фёдор.

6 сентября

Евтихий Тихий

Считалось, что в этот день, называемый праздником тихой зари, неведомый голос окликает всякого, кто в одиночку собирается в лес, и манит за собой в глубокую чащу.

Ночью ясно – к хорошей погоде.

Именины: Арсений, Георгий, Кузьма, Максим, Пётр.

7 сентября

Тит Листопадник

В дни сильного листопада люди шли в лес по грибы. «Святой Тит последний гриб растит», – говорили наши предки. А сельские мастера старались сплести к Листопаднику больше кузовков и . На крестьянских столах на Тита бывали грибные блюда: жаренные со сметаной грибы, грибные пироги да грибные супы.

Щёлканье и треск деревьев – к сухой погоде. Вороны каркают отрывисто, чаще обычного и хрипло – перед дождём.

Именины: Владимир, Иван, Тит.

8 сентября

Наталья Овсяница

«К Наталье не выкосишь овёс – намотаешься до слёз», – говорили в народе. Первый сноп овса несли с песнями в избу и ставили в красный угол – под образа. Хозяин и работники садились за стол, а хозяйка угощала их деженем – овсяным толокном, замешанным на молоке или на воде с ягодами, а также овсяными блинами.

Стук дятла слышен далеко – к дождю.

Именины: Андриан, Виктор, Георгий, Дмитрий, Наталья, Пётр, Роман.

9 сентября

Два Пимена

Крестьяне в этот день кланялись рябине и собирали ягоды. Рябину заваривали с чаем, варили из неё варенье, заготавливали на зиму. В ягоды применяли как антицинготное, бактерицидное и мочегонное средство.

Кошка фыркает – к непогоде.

Именины: Александр, Анфиса, Владимир, Дмитрий, Иван, Михаил, Пимен, Степан.

10 сентября

Анна и Савва Скирдники

В этот день завершалась последняя жатва хлебов. С полей вывозили снопы, которые складывали в скирды. Крестьяне торопились убрать хлеб до наступления ненастья и холодов. «Красно поле снопами, а гумно – скирдами», – говорили наши предки.

В лесу много рябины – осень дождливая, а мало – сухая.

Именины: Анатолий, Анна, Арсений, Василий, Вениамин, Георгий, Григорий, Денис, Ефим, Захар, Игнат, Илларион, Иосиф, Леонтий, Макар, Савва, Сергей, Степан.

11 сентября

Иван Постный

Иоанн Постный считался переломным рубежом в крестьянских заботах. Полевые работы заканчивались, и начиналась на зиму. Открывались осенние торги и ярмарки.

Журавли полетели на юг – скоро придёт зима.

Именины: Иван.

12 сентября

Александр Сытник

На Руси в этот день накрывали богатые столы, собирали гостей, устраивали пиры. Обыкновенно готовили сытную ячменную кашу на молоке. И, конечно, подавали на стол свежий хлеб из зерна нового урожая. Не случайно в народе говорили: «Сытно с хлебом жить».

Паутина стелется по растениям – к теплу.

Именины: Александр, Алексей, Ангелина, Арсений, Василий, Григорий, Даниил, Евгения, Елизавета, Иван, Игнатий, Макар, Максим, Николай, Павел, Пётр, Степан.

13 сентября

Журавлиное вече

В этот день было принято начинать сбор клюквы, которую называли журавлиной ягодой. До этого срока на болота ходить было нельзя. «Ягоду-клюкву не тронь, покуда не полыхнёт она, не отгонит тьму в зыбучую топь», – говорили мудрые люди.

Большие – к суровой зиме.

Именины: Геннадий, Дмитрий, Куприян, Михаил.

14 сентября

Сёмин день

Сёмин день называли началом бабьего лета. В народе устраивали гуляния с хороводами и песнями. Женихи выходили смотреть . Матушки пекли пироги, варили меды, накрывали столы да звали в гости всех красных девушек с округи.

Много паутины на бабье лето – к ясной и холодной осени.

Именины: Марфа, Наталья, Татьяна, Семён.

15 сентября

День Мамонтия

В день Мамонтия не полагалось выгонять скотину со двора, в противном случае ей грозили болезни и прочие напасти. А вот на стол хорошо было поставить блюда из козьего молока – тот же или творог.

Облака опускаются и плывут низко – к непогоде.

Именины: Анатолий, Богдан, Василий, Виктор, Владимир, Герман, Ефим, Иван, Ксения, Леонид, Михаил, Николай, Павел, Пётр, Серафима, Степан, Фёдор, Федот.

16 сентября

Домна Доброродная

На Руси в этот день собирали старые, изношенные лапти. Их в большом количестве вешали либо на колья вокруг огорода, либо под крыши хлевов, либо на столбы у ворот. Считалось, что это защитит от сглаза и дом, и двор, и скотину, и урожай, и самих хозяев.

Утренний туман – к ясной и сухой погоде. На елях много шишек – к тёплой зиме.

Именины: Алексей, Василиса, Домна, Доминика, Ефим, Иван, Илья, Константин, Пётр.

17 сентября

Неопалимая Купина

В народе Купину считали охранительницей от пожара и молнии. Наши предки знали много поверий: пожар, вызванный молнией, можно затушить молоком от чёрной коровы, квасом или пивом; если бросить в горящий дом белого голубя, то пламя погаснет.

После дождя быстро подсохло – к затяжному ненастью.

Именины: Александр, Василий, Григорий, Елена, Иван, Митрофан, Михаил, Моисей, Николай, Павел, Пётр, Степан, Фёдор, Юлиан.

18 сентября

Захарий и Елизавета

В этот день было принято выгонять берёзовыми вениками кумоху, или лихорадку. «Кумоха – нечистая сила, с лица худюща, большеглаза, синью кожа подёрнута», – так описывали её наши предки. Чтобы прогнать болезнь, топили баню и парились.

Луковицы овощей и цветов имеют тонкую кожицу – к мягкой зиме.

Именины : Алексей, Афанасий, Глеб, Давид, Елизавета, Захар, Максим, Раиса.

19 сентября

Михайлов день

На Руси в этот день устраивали мирские братчины – сходки, на которых решали семейные и соседские дела. После разговоров затевали пиры, для которых каждый приносил своё блюдо. За столом обычно происходили примирения и братания.

Паутина летает при заходе солнца – к морозу ночью.

Именины: Андрей, Всеволод, Давид, Денис, Дмитрий, Иван, Кирилл, Константин.

20 сентября

Луков день

В это время повсеместно шла уборка репчатого . Девушки заплетали из него косы и подвешивали их к потолку – для хранения. Из лука готовили разнообразные блюда. «Лук – добро в бою и во щах», «Лук от семи недуг» – говорили наши предки.

Птицы летят низко – к холодной зиме, высоко – к тёплой. Еловые шишки выросли низко – к ранним морозам, высоко – к поздним.

Именины : Александр, Василий, Григорий, Евгений, Лев, Лука, Макар, Михаил.

21 сентября

Оспожинки

Оспожинки – праздник урожая, который справляли у воды с играми, песнями, плясками, пирами. Ещё этот день считается Рождеством Богородицы. В её честь рано утром женщины выходили на берега рек и озёр с караваем хлеба. После песен во славу Богородицы хлеб разламывали на куски, и каждая женщина относила свой кусок домой и кормила им скотину.

Изобилие еловых шишек – к урожаю яровых, гороха и огурцов в следующем году.

Именины : Георгий, Иван.

22 сентября

Аким и Анна

Оба святых считаются покровителями рожениц и бездетных женщин. В этот день поздравляли молодых матерей: пекли пироги, варили кашу и звали женщин на пир. Жёны, которые еще не смогли завести детей, молились Акиму и Анне о зачатии.

Ранний листопад у ивы – к скорой зиме.

Именины: Алексей, Анна, Афанасий, Василий, Захар, Иосиф, Никита, Сергей.

23 сентября

Пётр и Павел Рябинники

«С Петрова дня летнего ешь землянику, а с осеннего – рябину», – говорили в народе. Верили, что от бессонницы помогает простой обряд: нужно взять ветку рябины и очертить ею окружность вокруг себя. Поскольку рябину считали средством, изгоняющим злых духов, все окна в доме перед наступлением зимы украшали её гроздьями.

Много зайцев – к суровой зиме. Пень старый отсырел – к дождю.

Именины: Андрей, Василий, Гавриил, Глеб, Евгений, Иван, Климент, Константин, Николай, Павел, Пётр, Татьяна.

24 сентября

Федорины вечёрки

Крестьяне подводили итог осенним трудам: убирали последний лук с грядок, уносили в омшаник ульи с пчёлами. «Преподобная Федора – всякому делу аминь», – говорили наши предки.

Кроты делают большие запасы – к суровой и снежной зиме. Чайки кружатся в небе высоко – к ветреной погоде.

Именины : Герман, Дмитрий, Евдокия, Ия, Карп, Лев, Николай, Пётр, Роман.

25 сентября

Артамон Змеевик

В этот день нельзя было ходить в лес, чтобы не стать жертвой змей, которые перебирались в норы на зиму. Наши предки верили, что заметив змею, надо сделать шаг правой ногой, трижды поклониться и сказать: «Спаси меня, Господи, от зверя бегущего, от гада ползущего!», а затем плюнуть три раза через левое плечо.

Облака при дожде плоские – к затяжному ненастью.

Именины: Алексей, Афанасий, Даниил, Фёдор, Юлиан.

26 сентября

Корнилье

На Руси в этот день убирали с гряд корнеплоды: репу, свёклу, редьку, морковь. Считалось, что с этого времени «корень в земле не растёт, а зябнет». «В Корнилов день – последнюю репу с огорода вон», – говорили крестьяне.

В канавах на воде возникли пузырьки и слышно бульканье – к непогоде. Ветер поменял направление с восточного на западное – к скорому дождю.

Именины: Александр, Илья, Корнилий, Леонтий, Лукьян, Николай, Юлиан.

27 сентября

Воздвиженье

Считалось, «кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится». Чаще всего в этот день ели и блюда из неё. «На Воздвиженье у доброго молодца капуста у крыльца», – говорили наши предки.

Журавли летят высоко, не торопясь, – к тёплой осени.

Именины: Иван.

28 сентября

Никита Гусятник

На Никиту в деревнях начинался забой , откормленных за лето. А охотники выходили на последний промысел, так как дикие гуси улетали в тёплые края. Забитая птица шла и на продажу, и на крестьянский стол. Главным блюдом в этот день был печёный гусь.

Синица пищит – зиму вещает. Журавли отлетели – через три недели жди первых настоящих морозов.

Именины: Андрей, Виссарион, Герасим, Григорий, Дмитрий, Иван, Игнатий, Иосиф, Леонид, Людмила, Макар, Максим, Мария, Никита, Николай, Порфирий.

29 сентября

Птичья костка

В этот день наши предки ловили птиц и гадали по их косточкам о том, какой будет зима. Считалось, чем больше жира наросло на кости глухаря или утки, тем сильнее будут морозы.

Лебедь летит против ветра – готовься к урагану. Белки делают большие запасы орехов – к холодной зиме.

Именины : Виктор, Григорий, Иосиф, Людмила.

30 сентября

Вселенские бабьи именины

На Руси в этот день праздновали свои именины многие девушки и женщины, ведь имена Вера, Надежда и Любовь были очень популярны в народе. Поэтому со временем начали отмечать большой праздник – Вселенские бабьи именины. Праздновали их обычно три дня, прославляя материнскую мудрость и – веру, надежду и любовь.

Зяблик летит – к стуже. Белка линяет снизу вверх – на прочную зиму.

Именины: Вера, Дмитрий, Зиновий, Иван, Илья, Любовь, Мирон

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня 30 сентября проводились девичьи посиделки. В церкви 30 сентября почитают память четырех мучениц: Веры, Надежды, Любови и матери их Софи... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Именно 29 сентября сейчас начинали стричь овец, шерсть которых использовали для изготовления валенок. Также 29 сентября продолжали загота... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня 28 сентября в народе называли по-разному: день Гусаря, день Никиты Гусепролета, день Гусятника, Репорез. Именно сейчас начинают резать ре... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня «Воздвиженье осень навстречу зиме двигает, тепло сдвигает, а холод надвигает», «Воздвиженье - хлеб с поля на гумно движется», «на Воздвиж... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Говорят, что после Корнилия корень не растет, а гибнет только. Именно поэтому, 26 сентября старались закончить все работы в поле, собрать... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Говорили, что на Артамона даже змеи в лес уходят – это означало, что наступили холода. Действительно, отмечали, что жизнь вокруг как будт... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня 24 сентября отмечается день осеннего равноденствия. Крестьяне в это время отправлялись в поля, чтобы посмотреть, насколько хорошо всходят... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня На Руси Петра и Павла дважды величали, большого - летом, а малого в дни осеннего равноденствия. К этому времени по земле на ледяных салаз... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня 21 сентября отмечают рождение Пресвятой Богородицы, а 22 сентября почитают память родителей Девы Марии. В народе Анну и Иоакима считают п... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Поскольку в это время начинается Бабье Лето, 21 сентября часто называли «Второй встречей весны». Принято именно 21 сентября убирать с пас... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Недаром называют в народе сентябрь вечером года. Дни его, подобно сумеркам, тают на глазах, уступая место один другому. А 20 сентября прише... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня День 19 сентября становится короче на пять часов – так говорили в народе, поскольку смеркаться начинало достаточно рано. В этот день убир... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Согласно народным поверьям, 18 сентября считали несчастливым. Но зато говорили, что все гадания и предсказания оказываются правдивыми, а по... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня 17 сентября на Руси был известен как Луков день, Неопалимая Купина, Богородица. Люди считали, что в этот день нужно обязательно помолитьс... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Говорили, что, если Василиса пришла, то желательно поторопиться с льном – его собирали и подготавливали для последующей работы. Кроме тог... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Говорили, что в этот день нельзя выгонять утром скотину, иначе беду можно накликать. Самого Мамонта ранее на Руси считали покровителем ов... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Поскольку по старому стилю день Семена Летопроводца приходился на 1 сентября, а в допетровской Руси его отмечали как новогодний праздник,... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня В народе 13 сентября называли Журавлиным вече, поскольку считали, что именно сейчас журавли собираются около болот, на лугах и решают, ка... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня По примете 12 сентября крестьяне старались накрыть богатый стол и устроить пир. В церкви 12 сентября почитается память Александра Невског... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня В народе день памяти Иоанна Предтечи 11 сентября называют Иваном Постным, поддерживая православные обычаи и отмечая: «С поста не мрут, с... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Обычно 10 сентября крестьяне начинали складывать снопы в кладушки и скирды, поскольку приближалось время затяжных дождей, и нужно было уб... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня 9 сентября почитали рябину, которая как раз созревала, и можно было собирать урожай наряду с калиной. Нужно сказать, что предки ценили во... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня 8 сентября традиционными кушаньями считались блины и овсяные кисели. Также в лесу было много грибов, и крестьяне, свободные от полевых ра... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня Говорили, что на Варфоломея – 7 сентября – пора жито на золу сеять. Также в народе этот день называли Листопадником, радовались большому... >>>>>

@ Наталья Степанова, сибирская целительницы Народные названия и традиции дня В церкви 6 сентября почитается память мученика Евтихия, который известен как один из учеников святых апостолов Павла и Иоанна Богослова. ...

mob_info