Структура урока технологии в начальных классах. Уроки технологии в начальной школе методические рекомендации для студентов

Ребенок, становясь школьником, продолжает приобретать навыки на уроках технологии, или, как их называли в советское время, уроках труда. В начальной школе, в возрасте от 7 до 10 лет, учащиеся осваивают новые для них подручные материалы и совершенствуют приобретенные ранее (в детском саду) навыки. Предлагаем рассмотреть, как сделать для первого класса программу «Технологии» более увлекательной и интересной. Такие уроки точно понравятся младшим школьникам.

Предмет «Технология» в 1-м классе

Предмет «Технология» имеет практическую направленность в развитии ребенка. Данный предмет является опорным в формировании у школьника системы универсальных действий процесса обучения. В предмете «Технология» заложены все элементы образовательной деятельности (постановка задачи, ориентирование в ней, планирование, нахождение практического способа решения, наглядный результат). Ребенок, практикуясь на уроках технологии, выстраивает алгоритм верных действий процесса обучения и на других школьных предметах. Практическая работа на уроках технологии является средством всестороннего развития школьника и становления его личностных качеств, значимых в социуме.

Разработан курс предмета «Технология» (программа 1 класса) по ФГОС - Федеральному государственному образовательному стандарту. ФГОС действует в нашей стране с 2011 года. Предусмотрены уроки технологии (1 класс) в «Школе России» по ФГОСу, «Перспективе» и других традиционных видов программ обучения.

Основные задачи курса в начальной школе

Уроки технологии преследуют комплекс задач и целей. Среди них:

  • познание окружающего мира как целостной картины, осмысление единства человека и природы;
  • развитие эстетического и художественного вкуса, образного мышления, развитие творческого потенциала;
  • осознание многонациональности страны и патриотизма, в результате знакомства с народами России и их ремеслами;
  • освоение разных трудовых навыков и умений, осмысление технологического процесса, формирование базы конструкторско-технологических умений с применением технологической карты;
  • формирование ответственности за качество и результат своей работы;
  • умение работать в новых условиях и с новыми материалами, мотивация на положительный результат;
  • составление плана действий и способов его реализации;
  • формирование чувства сотрудничества, уважения чужого мнения, взаимодействие с другими детьми в рамках правил;
  • формирование собственной оценки изделия и работы, осознание ее недостатков и достоинств.

Примерная структура урока технологии в 1 классе

Теперь поговорим подробнее о структуре. Уроки технологии в 1 классе (по ФГОСу) подразумевают организаторскую деятельность учителя на уроке и установление им Структура уроков технологии может включать следующие моменты:

  • теоретические (вводная часть урока, сообщение и объяснение темы);
  • ознакомление с материалом, наблюдение и опыты (знакомство с новыми материалами и их свойствами, при необходимости проводится показ приемов технических моментов);
  • анализ образца изделия или отдельных его частей (осмысление формы изделия, его структуры и предназначения);
  • составление плана действий для изготовления изделия (проведение учителем краткого устного инструктажа, обсуждение с учениками последовательности действий);
  • практическая часть (освоение и выполнение учащимися технологических операций в соответствии с поставленной целью);
  • итоговая часть (подведение итогов по освоению теоретических и практических занятий, анализ результатов работы).

Примеры практических работ с природными материалами

В начале учебного года уроки технологии для 1-го класса целесообразно начинать с изучения природы в целом и природных материалов. Для проведения практических занятий по теме «Природа и мы» отводится от 5 до 7 часов. Первые 1-2 занятия по планам «Технологии» 1 класс посвящены направлениям:

  1. Городская природа и сельская природа. Рукотворный мир.
  2. Творчество и природные материалы.

Следующие часы отведены практическим работам с природным материалом. Содержание данных работ может включать в себя такие понятия, как виды и наименования природных материалов, способы и приемы работы с ними, сбор и организация правильного хранения, сушка, покраска природных материалов. Темы для проведения практических уроков на тему «Природа и мы», могут быть такими:

  1. Аппликации из осенних листьев и семян. В качестве художественного дополнения можно применять вырезанные элементы из цветной бумаги, а также художественное оформление с помощью
  2. Изготовление фигурок (животные, насекомые, человечки, грибочки) из веточек, шишек, каштанов, желудей. Вспомогательный материал - пластилин.
  3. Композиция из листьев и веточек. Составление орнамента из них.

Примеры практических работ с пластилином

Для уроков технологии в 1 классе, посвященных работе с пластилином можно выделить 4-5 учебных часа. Учителю рекомендуется рассказать первоклассникам о свойствах пластилина, о правильной, аккуратной работе с ним (использование специального ножа и дощечки) и показать основные приемы работы с этим материалом.

Варианты практических работ с пластилином весьма разнообразны. Например, для первых уроков подойдет изготовление Простые формы яблока или груши из пластилина соответствующего цвета под силам станет сделать каждому ребенку. Для этого необходимо продемонстрировать образец фрукта, затем рассказать, как отсечь нужное количество пластилина и какую форму (круг, овал, грушевидную) придать заготовке. Из коричневого цвета сделать плодоножку фрукту, и добавить плоский зеленый лист для красоты.

Более сложным станет изготовление пластилиновой гусеницы, так как звенья ее туловища дети должны скатать и сделать одинакового размера, а затем скрепить между собой. На голове должны быть глаза, рот, нос гусеницы, а также усики.

Интересным будет вариант урока в технике «рисования пластилином». Это скатывание жгутиков из пластилина, с последующим укладыванием этих жгутов на лист с прорисованным контуром (например, бабочка, гриб, снеговик и т. д.). Получается своего рода объемный рисунок.

Изготовление бумажных изделий

Большое место курса технология 1 класс «Школа России», около 15-16 часов, уделяется изготовлению разных видов бумажных изделий. Ребенок на этих уроках (с помощью учителя) должен уметь организовывать рабочее место, знать правила безопасного обращения с ножницами, осваивать новые навыки (вырезание, склеивание и т. д.).

К видам бумажных работ относится изготовление аппликаций, работа с использованием шаблонов, вырезание по ним, квиллинг, изготовление оригами и бумажных украшений на Новый год, изготовление объемных рисунков из скатанных шариков салфеток и многое другое.

Аппликации, мозаики и украшения из бумаги

Вариантов аппликации, изготовленных на технологии в 1 классе, может быть множество. От простых, где крупные детали не требуют филигранной вырезки (ваза с цветами, снеговик, домик) до сложных композиций (подводный мир, пейзаж, украшенная елка, цветочная поляна и др.). Перед изготовлением аппликаций важно сделать набросок, эскиз.

Объемные мозаики можно изготавливать в технике сминания с последующим приклеиванием однотонных салфеток нескольких цветов. Рисунок для таких мозаик должен быть достаточно крупным и схематичным (рыба, корабль, машина, цветок и др.) и также прорисован с видимыми для ребенка границами.

Знакомые с детства родителям бусы из звеньев цветной бумаги и снежинки на окна актуальны и сейчас. Аккуратно вырезанные полоски из цветной бумаги, склеенные в кольца между собой отлично развивают мелкую моторику. А вырезание снежинок учат терпению и усидчивости. Для удобства узор снежинки необходимо нарисовать заранее.

Работа с текстилем и фурнитурой

Раздел уроков технологии, связанных с текстилем, включает в себе 5-6 учебных часов. На этих занятиях ребенок изучает виды тканей, осваивает работу с ними, узнает о мерах безопасной работы с иглами и ножницами, постигает основные приемы кроя.

Среди текстильных занятий для 1 класса можно выделить изготовление тряпичной куклы, освоение простейших видов швов, пришивание пуговицы, простейшую вышивку, вышивку крупным бисером.

Куклы, пуговицы и швы

Для изготовления тряпичной куклы на уроке технологии потребуется светлая натуральная ткань или марля, цветные лоскутки ткани, наполнитель вата, ножницы и нитки. В центр квадратного отрезка светлой ткани необходимо положить небольшой кусочек ваты, и с помощью ниток сформировать голову и руки куклы. Нарисовать ей лицо. С помощью цветных лоскутов сделать наряд и головной убор кукле.

Основную работу на текстильных занятиях необходимо уделить освоению швов. Основные виды швов: простая строчка, строчка прямого стежка, строчка стежков с перевивом змейкой, строчка стежков с перевивом спиралью.

Если детьми уже освоено умение пришивать пуговицы, можно попробовать сделать с ними вышивку из пуговиц в виде медвежонка, цветка, гусеницы, человечка и т. д.

Перед тем, как приступить к описанию основных требований к проведению подобных занятий, целесообразно уточнить, что именно подразумевает собой данный предмет и для чего он, собственно, так необходим. Уроками технологии в начальной школе по сути может считаться любое занятие по труду, как закрытого, так и открытого типа.

Часто в первых классах этому предмету педагоги не уделяют должного внимания, продолжая лепить с детьми всяческие поделки из пластилина или раскрашивать картинки. На самом деле, идей для проведения подобных занятий, которые могут способствовать не только эстетическому развитию ребенка, но и принести огромную пользу для выработки всех основных задатков тех навыков, которые очень пригодятся каждому человеку в уже взрослой его жизни. Так как речь идет о самой младшей возрастной группе учащихся, то безусловно вручать им молотки и гвозди, либо садить за швейную машину еще рано и лучше отложить подобные занятия минимум до пятого класса, но первые шаги по подготовке к более сложным задачам все-таки необходимо начинать делать.

Возможно кто-то удивится, но все-таки нужно как можно раньше разделять учеников на женские и мужские группы, чтобы, не теряя времени, приучать их к специфическому труду, ведь уроки технологии предполагают именно прививание ребенку, как говорится, с младых ногтей, определенного набора практических навыков и теоретических знаний, который поможет им в будущем решить практически любую бытовую ситуацию. Это вовсе не означает, что нужно совершенно отказаться от лепки, изготовления аппликаций и рисунков на занятиях, ведь у детей необходимо формировать чувство прекрасного, так как уметь красиво и со вкусом оформить личное пространство и собственный внешний вид — это тоже труд, пусть и не физический.

Так, например, мальчишек можно с самого первого класса приучать к выполнению поделок, которые будут нести в себе некую полезную нагрузку. В качестве примера можно привести изготовление птичьих домиков и кормушек из деревянных или фанерных деталей. Их можно заранее изготовить самостоятельно либо приобрести в уже готовом виде (таких специальных комплектов и наборов в настоящее время великое множество, как говорится, на любой вкус и цвет и стоят они совсем недорого).

Преимущество таких поделок заключается в том, что крепление деталей осуществляется посредством специальных шурупов, которые вкручиваются с помощью отвертки в уже заранее проделанные отверстия или специального клея, позволяющего соединять твердые сухие поверхности и делать конструкции практически бесшовными. То есть ни о каких гвоздях или молотках речи не идет, что позволяет исключить различные травматические ситуации среди маленьких учеников, но в то же время, дети уже не просто собирают конструктор, а изготавливают своими руками очень нужную и полезную вещь.

Для малышек тоже можно придумать уйму самых интересных и полезных занятий. Первой в таком списке, безусловно, является кулинария для девочек. При этом, так как речь идет о самой младшей возрастной группе учащихся, также нужно сразу исключить все способы приготовления, которые могут привести к травмам и любым негативным последствиям. Именно поэтому никакого кипятка или выпечки быть, конечно, не должно на уроках технологии в начальной школе и более сложные блюда можно оставить для изучения старшеклассницам.

Возникает логичный вопрос, что же можно доверить делать детям на кухне, чтобы они сами себе не причинили вред? Ответ прост — различные холодные закуски, салаты, бутербродики, канапе. При этом лучше использовать уже готовую овощную, мясную и хлебную нарезки, чтобы малышам не пришлось ничего резать самостоятельно. Сами съедобные изделия можно оформлять в оригинальном, присущем возрасту юных поваров, стиле. Вариантов масса — бутерброды — «божьи коровки», канапе «светофор», салатик «радуга» и пр.

Как вариант, вместе с детьми можно приготовить детскую пиццу в микроволновой печи. Для этого, каждой малышке нужно выделить по шарику уже готового теста, небольшое количество муки в нескольких мисочках, чтобы оно не липло к столу, скалку для его раскатывания и набор заранее подготовленных ингредиентов для начинки (сладкий перец, дольки помидор, кубики ветчины, сыра, оливки, томатный соус и пр.).

Таким образом, руки ребенка впервые «познакомятся» с мягким нежным тестом и малыши смогут хотя бы приблизительно понять процесс приготовления данного блюда. Выпекать приготовленные девочками заготовки, естественно, должен учитель по технологии, дабы избежать возможных неприятных последствий.

Лекция 9

Урок технологии как форма организации

трудового обучения в начальных классах

У учителей в связи с постоянными изменениями в образовании возникает большое количество вопросов по проводу того, как учить детей, чтобы реализовать на практике выдвинутые задачи. Практика трудового обучения и воспитания показывает, что учителя неохотно переходят к использованию новых средств и методов обучения. Это связано с тем, что в программах и методических рекомендациях за последние годы для младших школьников по этой проблеме они находят очень скудные сведения. В основном, в методических пособиях даются подробные инструкции о том, как изготовить конкретное изделие.

Уроки технологии, как указано в образовательной программе «Технология», проводятся по расписанию - в 3 и 4 классах два урока в неделю, а в 1 и 2 классах только один урок в неделю. Это означает, что на одном из уроков дети могут осуществить в полной мере только организационную часть процесса изготовления изделия, а реализовать задуманное на практике - через несколько дней. Таким образом, чтобы дети ушли с урока с готовым объектом труда, учителям приходится на организационную часть затрачивать минимум отведенного времени, а практическую деятельность организовывать по принципу «делай как я». А это неизбежно ведет к трудностям в осуществлении всестороннего развития личности ребенка. На таких уроках организационный компонент преобразовательной деятельности остается за пределами педагогической организации. Происходит нарушение целостности педагогического процесса.

П.И. Пидкасистый называет урок педагогическим произведением, которое должно отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся . Таким образом, урок можно рассматривать не только как форму организации обучения, но и как целостную динамическую систему.

Особенность такого процесса заключается в том, что ребенок воспитывается целостно в целостном жизненном потоке отношений. При таком подходе к образованию на уроке технологии решаются не только прямые, но и косвенные задачи педагогической деятельности - задачи умственного, психического, физического, нравственного развития ребенка.

Каждый урок представляет собой составную часть или ступень в учебном процессе, поэтому ему присущи как специфические, так и общие элементы. Наиболее общими элементами являются: организация предстоящей деятельности, сообщение темы и задач урока, актуализация и проверка знаний, изложение нового материала, закрепление нового и изученного материала, инструктаж, самостоятельная работа и итоговая часть.

Урочная система позволяет организовать четкость и порядок в обучении технологии и правильно нормировать учебный труд и отдых учащихся.

В методиках трудового обучения разработаны требования к организации и проведению уроков технологии. Рассмотрим их в кратком изложении.

1. Проектируя урок технологии, необходимо четко и ясно определить цель и результаты проектируемой деятельности.

2. Учитывая материальную базу кабинета, опыт учащихся и опыт самого учителя и исходя из целей и задач, возрастных особенностей учащихся, отбирают учебный и наглядный материал. Выбирая объекты труда, учитель должен учитывать уровень сложности который предстоит преодолеть учащимся при его изготовлении.

3. Учитывая цель урока и специфику учебного материала, учитель подбирает методы обучения.

4. Проектируя этапы урока, учитель распределяет время для своевременного начала и окончания урока, организации интеллектуальной и практической деятельности учащихся, определяет время динамической паузы, контроля и оценки деятельности.

5. Каждый урок технологии должен обладать развивающей и воспитывающей функциями.

6. На каждом этапе урока деятельность детей должна быть оценена. С учетом выявленных недостатков необходимо вовремя организовать коррекцию ошибочных движений и действий.

Эффективность проведения урока технологии во многом зависит от его подготовки. Выделяют предварительный и непосредственный этапы подготовки к урокам.

Предварительная подготовка включает изучение образовательной программы по технологии для 1-4 классов. В программе учебные модули даются в общем виде. Конкретизация тем и педагогических задач осуществляется учителем в процессе разработки календарных планов.

Календарный план включает следующие составляющие: политехнические знания, которые необходимо формировать на конкретном уроке; способы обработки материалов, сборки изделия, которые осваиваются на каждом этапе обучения; перечень предметов труда, орудий труда, которые используют учащиеся; примерный перечень объектов труда; количество часов, отведенное на освоение каждой темы модуля и др.

По каждой теме учитель должен уметь подбирать не только учебный, но и дополнительный учебный материал (специальную литературу, список литературных источников и Интернет адресов, где ученики могут найти сведения по изучаемой теме и др.). Перед тем как приступать к изучению тем нового модуля, учитель должен проверить наличие всех необходимых материалов, проверить исправность всех инструментов и приспособлений, изучить правила безопасной работы, санитарные требования к проведению уроков технологии.

Непосредственная подготовка к уроку включает: определение типа урока, определение структуры урока, темы, цели и задач урока, подготовку технических средств обучения (ТСО), лабораторного оборудования, предметов труда, орудий труда и образца изделия, подготовку или разработку наглядных средств, дидактического, раздаточного материала, разработку конспекта урока. Непосредственно перед уроком учитель подготавливает доску, проветривает класс.

Типы и структура уроков технологии

Уроки технологии можно классифицировать по дидактическим целям и задачам (урок приобретения новых знаний, контрольно-проверочный урок, урок закрепления изученного, комбинированный урок); по преобладающим методам, используемым в трудовом обучении (урок-беседа, урок-экскурсия, кино урок, практический урок); по содержанию (урок по обработке ткани, по обработке бумаги, по обработке различных материалов, техническому моделированию и т.д.).

Каждый урок проводится по заранее продуманному плану. Совокупность элементов, входящих в урок и расположенных в определенной последовательности и взаимосвязи называют структурой урока.

Структура урока-беседы и урока-экскурсии строится на основе изучения материаловедения, процессов производства, электрических явлений и др. Такие уроки дают наиболее полное представление об изучаемых процессах и явлениях.

Теоретические уроки обычно применяются как вводные при переходе к изучению новой темы или новой технологии. На этих уроках значительная часть времени отводится технологическому компоненту деятельности.

Уроки закрепления изученных теоретических знаний или освоенных практических умений строятся так, чтобы у учеников была возможность реализовать свои знания и умения в практическом (исполнительском) компоненте деятельности.

На комбинированных уроках время на организационный и исполнительский компоненты деятельности распределяются примерно поровну. На таких уроках организуются наблюдения, опытническая работа, даются новые сведения, углубляется ранее изученный материал, осуществляется организация практической работы, ведется освоение навыков проектирования и др., предоставляется возможность проверить технологические и трудовые умения.

Практические уроки чаще всего проводятся на природе или в процессе освоения навыков по самообслуживанию или ведению домашнего хозяйства. На организацию деятельности детей на таких уроках отводится незначительная часть времени. Инструктаж перед началом работы проводится в форме совместного обсуждения учителя и учащихся предстоящей деятельности.

На контрольно-проверочных уроках учитель организует деятельность детей по проверке знаний или практических умений. Организационная часть урока, в данном случае, отводится на проведение четкого инструктажа и сообщения требований дизайн-спецификации - детального перечня критериев к выполняемым действиям, операциям, деталям или объекту труда.

Разрабатывая структуру урока учителю необходимо продумать форму организации деятельности учащихся .

На уроках технологии используют как индивидуальную, так же групповую и коллективную формы организации детского труда. Для проведения опытов и наблюдений на уроках наиболее приемлема работа в парах. Групповая форма организации детского труда чаще используется при организации выставок, в оформительских работах, в деятельности организованной по типу соревнования, в проектировании. Фронтальная форма организации деятельности применяется чаще в организации уборки территории, помещений, в процессе изучения нового материала и др.

Методика организации и проведения комбинированного урока технологии

Структура комбинированного урока технологии представляет собой модель простейшего технологического процесса, состоящего из следующих этапов: мотивационного (сообщение целей и задач урока, рассматривание и анализ образца, эскиза, рисунка и др.), организационного (планирование, инструктаж и изучение технической документации, изучение правил техники безопасности, организация рабочего места), практического (самостоятельная работа, контроль и коррекция трудовых движений и действий, оценка способов обработки, разметки, сборки и др.), контрольно-оценочного (подведение итогов и оценка конечных результатов деятельности). Таким образом, на уроке технологии учащимся предоставляется возможность реализовать свои способности во всех компонентах преобразовательной деятельности.

Конструирование любого урока, как было отмечено ранее, начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели . Анкетирование учителей начальных классов показало, что многие педагоги затрудняются в определении цели урока и чаще всего выражают ее в следующей формулировке: «Сделать закладку для книг» или «Сделать открытку» и т.п. Как нами указано ранее, основным акцентом обучения технологиям является обучение способам преобразования различных материалов, энергии, информации, биологических объектов и т.д., поэтому цель предстоящей работы на уроке должна выражаться другой формулировкой, например: «Продолжить формирование умений и навыков по обработке тонких видов бумаги» или «Формировать умения работать ручными инструментами для обработки ткани», аналогично формулируется тема урока или занятия.

Исходя из поставленной цели, учитель планирует решение определенных задач на уроке - образовательных, развивающих, воспитательных.

Для примера представим фрагмент конспекта урока технологии в 1 классе.

Тема: Работа с цветной бумагой и картоном. Обработка бумаги обрывом. Аппликация «Мой любимый зверек».

Цель: Учить ручным способам обработки бумаги.

Задачи: Формировать знания о свойствах бумаги. Дать представление о способе обработки бумаги обрывом. Учить преобразовывать заготовки - фигуры простой геометрической формы из цветной бумаги - в детали задуманной формы. Закрепить умения соединять детали клеем, располагать задуманное изображение в центре листа картона.

Учить планировать предстоящую деятельность, строить наглядную модель «План работы» - конструировать в материализованном виде процесс изготовления изделия с помощью схематических инструкционных карт.

Проверить умения работать по модели «Твое рабочее место» и сохранять порядок на рабочем месте.

Развивать мышление, воображение, память, речь; умение соизмерять и сравнивать, наблюдать и делать обобщающие выводы; зрительную и кинестезическую ориентировки; мелкие мышцы рук. Развивать чувство цвета и формы.

Воспитывать умение внимательно слушать инструкции, осуществлять задуманное.

Педагог, планируя предстоящий урок, должен четко сформулировать задачи, которые он поставит перед детьми. Дети, в свою очередь, должны иметь ясное представление о конечном результате труда и по каким показателям и критериям будет оценена их деятельность.

Например: «Сегодня на уроке я научу вас обрабатывать бумагу обрывом. Я проверю, умеете ли вы делать нужные по форме детали. Для того чтобы работа получилась аккуратной, вам пригодятся эти знания.

Чтобы не совершать ошибок в работе, рабочие планируют свою работу. Сегодня мы тоже будем учиться планировать работу и работать по построенному плану.

К нам на урок пришел Самоделкин, он хочет работать вместе с нами. Покажем ему, как мы умеем красиво трудиться?»

В организации мотивационной части урока учитель должен решить одну из важных педагогических задач – побудить желание ребенка освоить новую трудовую операцию, способ обработки, способ сборки и т.д. с целью получения наилучших результатов труда. С этой целью учитель может использовать словесные методы обучения, игровые приемы, впечатления о проведенной накануне экскурсии, организовать наблюдения и опыты, применять наглядные и технические средства обучения, компьютерные технологии.

Одним из важнейших этапов мотивационной части урока является анализ образца изделия . По нашим наблюдениям, анализируя образец изделия, дети 6-10 лет, если их специально не обучать этому, выделяют лишь яркие, выразительные или крупные детали, не отмечая их конструктивных особенностей и положения в пространстве. Если не научить детей комплексному анализу образца изделия, то очень трудно обучить их умению делить технологический процесс на отдельные этапы, планировать предстоящую деятельность, в точности выполнять требования дизайн-спецификации и оценивать результаты труда.

Для решения этой задачи, в качестве средства обучения, можно применить наглядное моделирование . Алгоритм анализа образца для учащихся 1 класса можно представить в виде наглядной иконической модели (изображение натуральных объектов выполненных в виде рисунка, схемы) «Анализ образца», состоящей из восьми и более знаков и содержащих необходимую информацию о предмете. Например:

    знак «Что это?» - требуется назвать рассматриваемый предмет;

    знак «Цвет» - требуется назвать цвет изделия или его деталей;

    знак «Материалы» - требуется назвать, из какого материала изготовлено изделие и его детали;

    знак «Количество» - требуется назвать количество крупных, средних и мелких деталей в изделии или количество деталей по другим признакам (цвет, форма);

    знак «Форма» - требуется назвать форму изделия и его деталей;

    знак «Размер» - требуется назвать размер изделия и его деталей;

    знак «Объем» - требуется назвать плоское или объемное изделие и его детали;

    знак «Применение» - требуется назвать, где применяется изделие. (см. Приложение)

В процессе обучения анализ образца изделия усложняется, а модель алгоритма дополняют новыми знаками, обозначающими признаки: способы соединения, соединительные материалы, способы отделки и др. Во втором классе, когда знаковая информация становится доступной для ребенка, иконическая модель должна быть преобразована в знаковую, т.е. выполнена в виде предложений. Поскольку во 2 классе многие дети уже умеют хорошо действовать по алгоритму, модель служит в качестве опорного сигнала для правильного исследования образца.

Организационный этап предстоящей деятельности детей включает проведение опытов, бесед, наблюдений и т.п. Одним из основных компонентов организационной части урока является планирование предстоящей деятельности. Планирование предстоящей деятельности по изготовлению изделия представляет собой процесс деления ее на логически завершенные этапы и построения алгоритма выполнения трудовых операций - плана работы. Этапы изготовления изделия могут быть представлены в следующей последовательности:

Выбор материалов и инструментов;

Разметка деталей;

Обработка материалов;

Сборка изделия;

Отделка дополнительными деталями.

Алгоритм предстоящей деятельности может быть выполнен в виде знаковой или графической модели. Учителя часто используют для этого готовые карточки или выполняют запись плана работы на доске.

Наблюдения показывают, что ученики со 2 класса умеют планировать предстоящую работу: выделяют логические завершенные этапы труда, строят цепочку последовательных операций по изготовлению конкретного изделия. Обучение планированию предстоящих действий позволяет ребенку на более высоком, осознанном, уровне выполнять трудовые действия и операции в практической части урока. Чтобы процесс планирования сделать осознанным, можно использовать игровые или проблемные методы обучения.

Пример 1. «Дети! Торопыжка решил сделать кормушки для птиц. Посмотрите, как он спланировал свою работу. Все ли он предусмотрел? (В плане работы отсутствуют одно или два звена.) Давайте, исправим ошибку, которую сделал Торопыжка и поможем ему построить план работы».

Пример 2. «Дети! Воспитатель младшей группы детского сада обратилась к нам с просьбой сделать персонажей для пальчикового театра. Давайте поможем малышам и сделаем персонажей для трех спектаклей. Разделимся на три группы, каждая группа будет работать по своему плану. План работы вы построите из набора карточек». (Каждой группе выдается набор карточек, на которых в схематической форме представлены этапы труда).

В процессе планирования обычно выясняется, что некоторые трудовые операции дети выполнить затрудняются или не знают техники их выполнения. В данном случае проводился первичный инструктаж.

Первичный инструктаж представляет собой инструкцию о правильном выполнении конкретной трудовой операции. Методика проведения инструктажа для молодых учителей имеет свои сложности. Это связано с недостатком педагогического опыта, трудностями в выборе точных формулировок, правильном использовании технической документации и др. Иногда первичный инструктаж и планирование работы учителя объединяют в один этап, что не дает ясного представления о требованиях дизайн-спецификации. Более точное представление о требованиях дизайн-спецификации дает использование инструкционных карт, таких методов как пояснение, объяснение, моделирование. Наглядной моделью, позволяющей сформировать точные представления о выполнении трудовой операции, могут быть образцовые, точные действия учителя. Требования дизайн-спецификации позволяют объективно провести оценку и самооценку практических движений и действий учащихся, вовремя скорректировать эти действия для достижения высоких результатов труда (см. Приложение).

На организационном этапе работы осуществляется подготовка рабочего места . Рабочее место - зона трудовой деятельности человека, оснащенная техническими средствами и вспомогательным оборудованием, необходимым для управления каким-то процессом или выполнением работ.

Наблюдения показывают, что формированию данного умения уделяется не достаточно внимания в практике преподавания. Конечная цель организации рабочего места - оптимизация условий трудовой деятельности, обеспечивающих максимальную надежность и эффективность работы.

В детском саду рабочее место готовит воспитатель, давая подчас образец не совсем удобного для работы расположения предметов, в начальных классах этому виду деятельности уделяется так же не достаточно внимания. В результате дети не выполняют элементарных требований по технике безопасности, не экономно расходуют рабочее время, т.к. в процессе практической деятельности постоянно ищут то нужный инструмент, то необходимый материал. Таким образом, формирование культуры труда при такой постановке дела становится проблематичным.

Учителю необходимо помнить, что в организации рабочего места необходимо соблюдать следующие требования:

1. На столе ученика должно быть достаточное рабочее пространство, позволяющее осуществлять все необходимые движения и перемещения при эксплуатации и техническом обслуживании оборудования.

2. На столе ученика должна быть зона свободного действия, т.е. участка, на котором сконцентрированы оборудование, инструмент, материалы, приспособления, которыми приходится пользоваться на уроке. В любой работе необходимо определить рабочую позу и, исходя из индивидуальных характеристик, организовать рабочее место так, чтобы не приходилось дотягиваться до чего-нибудь и чтобы ничего не мешало.

3. За каждым рабочим инструментом, оборудованием, приспособлением должно быть закреплено определенное место.

4. Рабочее место должно быть обеспечено достаточным естественным или искусственным освещением, соответствующим нормам воздухообменом, температурой и влажностью .

Эффективное влияние на формирование умений по организации рабочего места оказывает использование наглядных моделей. Модель «Твое рабочее место» можно использовать в работе в качестве средства формирования политехнического словаря и умения организовывать рабочее место. Методика работы с данной моделью проста. Использование в модели изображений реальных предметов в виде ярких рисунков (для детей 6-7 лет) и в виде геометрических фигур (для детей 8-10 лет) делает доступным восприятие этой модели для разных возрастных групп (см. Приложение).

На этом завершается организационный этап урока или, как его называют в производстве, технологическая часть производственного процесса. Основной характеристикой его является преобладание интеллектуального компонента деятельности. Наблюдения показывают, что практикующие педагоги редко оценивают этот вид деятельности на уроке. Хотя во многих программах по технологии ясно обозначены задачи формирования технологических знаний и умений.

Педагогический контроль и оценка деятельности детей на организационном и практическом этапах урока позволяет выделить детей склонных к умственному труду или к практическому труду, выявить детей с низким уровнем воображения, памяти, образного и логического мышления и вести с ними соответствующую коррекционную работу.

Процесс изготовления изделия с помощью инструментов, станков, приспособлений относят на производстве - к трудовой части производственного процесса. Основной характеристикой его является преобладание практического компонента деятельности. На уроке технологии практическая часть отводится для формирования трудовых (технических) умений и навыков по преобразованию материалов, заготовок, сборке изделия, т.е. для изготовления конкретного изделия.

Как было отмечено, молодые учителя еще не умеют доступно и четко проводить первичный инструктаж. По этой причине, на практической части урока, деятельность их зачастую сводится к проведению вторичного инструктажа или осуществлению индивидуальной помощи детям в выполнении той или иной операции. На это уходит весь остаток времени, отведенного на практическую работу. В связи с этим, педагогическая коррекция трудовых движений и действий у учащихся в практической части урока осуществляется крайне редко.

Мы проводили опрос учителей, как они оценивают умение работать по плану, пользоваться инструментом, соблюдение правил безопасной работы, качество выполненной разметки или обработки материала, если оценивается готовое изделие? И в праве ли мы оценивать готовое изделие, если темп работы у каждого ребенка разный? Справедливо ли ставить отметку «за все изделие», если в начале урока была дана другая установка? Наблюдения показывают, что только 7-10 детей уходят с уроков с готовыми изделиями, отвечающими всем требованиям дизайн-спецификации. В основном это одни и те же ученики. Как же добиться высоких результатов каждому ученику при такой постановке обучения?

Результаты наблюдений практической деятельности детей показали, что до 55% первоклассников не умеют держать ножницы, придерживать шаблон во время разметки, выполнять обработку материалов ручными и инструментальными способами и т.д. Причин низкого уровня сформированности технических умений у детей несколько. К ним относятся: пренебрежение требованиями к оснащению кабинета, нехватка инструмента соответствующего физическим и физиологическим особенностям организма ребенка, низкий уровень технологической подготовки учителей.

Изучение опыта передовых учителей показывает, что бы добиться высоких результатов в формировании трудовых операций у детей, необходимо осуществлять коррекцию трудовых движений и действий и оценивать их непосредственно в процессе практической работы детей, а не на заключительных этапах урока.

Урок заканчивается подведением итогов и оценкой деятельности детей , но, как показывают наблюдения, этому этапу так же уделяется недостаточно внимания. Как правило, работа сводится к оценке готового изделия, оформлению выставки детских работ, что иногда не соответствует поставленным перед учащимися задачам.

Подводя итог деятельности, учитель зачастую задает детям одни и те же вопросы: «Что мы делали сегодня на уроке?» или «Что нового вы узнали на уроке?» Если на уроке в результате деятельности выполнили аппликацию «Мой любимый зверек», ученики так и отвечают на вопрос педагога, поскольку вопрос «Что делали?» для детей означает «Какой предмет сделали?» На вопрос «Что нового вы узнали на уроке?» ученики так же не могут дать однозначного ответа - одни могли пропустить предыдущие уроки по причине болезни, другие были невнимательны на уроке и т.п. Поэтому, на этапе подведения итогов урока необходимо задавать такие вопросы, на которые ученики могли бы дать однозначные ответы. Например: «Дети, назовите правильно изделие, которое вы сегодня сделали. Каким способом вы научились обрабатывать бумагу? Как зовут веселого человечка, который приходил к нам на занятие? Какое полезное качество рабочего человека мы осваивали вместе с ним? Почему важно планировать свою работу?»

Процесс изготовления изделия на любом производстве завершается техническим контролем. Уроки так же должны завершаться оценкой конечных результатов труда всего коллектива, группы или ребенка. На этом этапе работы, на основе сопоставления проектируемых задач и полученных в процессе деятельности результатов, у ребенка должно сформироваться ясное представление о своих достижениях. Если оценивание результатов труда проводится систематически и по тем критериям, которые оговорены в процессе разработки дизайн-спецификации изделия, то со временем ребенок научится самостоятельно находить ошибки в работе и причины своих неудач. Поэтому, анализируя работы детей, необходимо задавать вопросы, которые помогли бы найти им правильное решение трудовой задачи. Например: «Объясни, почему деталь, которая должна быть круглая, у тебя получилась неправильной формы?», «Как ты думаешь, почему на выполненной тобой аппликации не приклеились края деталей?»

В методике преподавания технологии для классификации уроков используется различные признаки: по преобладанию изучения теоретических знаний или практических работ, по доминирующим дидактическим целям и задачам, по собственным методам обучения. По этим признакам выделяются: комбинированный урок, теоретический урок, практический урок, урок лабораторная работа, урок по решению технических задач, контрольно-проверочный урок. Типы уроков технологии отличаются друг от друга своей структурой. Под этим понимается совокупность элементов, входящих в урок, их последовательность и взаимосвязь. Рассмотрим отдельные типы уроков и их структуру.

Комбинированный урок: представляет собой как бы соединение элементов теоретического и практического занятий. В практике обучения технологии очень часто возникает задача дать учащимся некоторый объем технических сведений с тем, чтобы на их основе построить практическую работу по применению этих знаний и формированию практических умений. Комбинированный урок создает для этого необходимые условия. В обучении технологии используется операционно-предметная система, которой в наибольшей мере отвечают комбинированные уроки.

Структура комбинированного урока следующая: организационная часть, сообщение темы и целей занятия; опрос учащихся по изученному материалу; изложение нового учебного материала и его закрепление; вводный инструктаж; пробное выполнение приемов практической работы; самостоятельная практическая работа учащихся и текущие инструктирование учителя; итоговая часть.

Теоретические уроки проводятся при переходе от изучения одной конкретной технологии к другой, когда нужно организовать усвоение учащимися значительного объема теоретического учебного материала. Они учатся чтению чертежей и эскизов, работе с технологическими картами, знакомятся с вопросами организации, общими правилами безопасности и охраны труда, требованиями гигиены и производственной санитарии. Структура теоретического урока может включать в себя организационную часть, сообщение его темы и целей, изложение материала, закрепление его путем краткого опроса учащихся, работу по усвоению теоретических знаний в виде решения технических задач и упражнений.

Практический урок: ставит целью непосредственное освоение учащимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование умений и навыков и занимают основное место в системе уроков по той или иной конкретной технологии. Ученики осуществляют подготовку рабочих мест, овладевают рабочими инструментами. Практические уроки играют большую роль в развитии у учащихся культуры трудовых движений и формировании общей технологической культуры. Примерная структура практического урока следующая.

Организационная часть обычно несколько сложнее, чем у теоретического урока, поскольку на практическом занятии, кроме собственно учебного, организуется и трудовой процесс.

Итоговая часть урока посвящается приему выполненных ученических работ, их оценке. На протяжении всего урока проводятся инструктажи, вводный, текущий и заключительный. Завершается урок уборкой рабочих мест.

Урок лабораторная работа. Эти уроки являются разновидностью практических, так как на них учащиеся занимаются в основном самостоятельной работой, но она носит не трудовой, а исследовательский характер.

Примерная структура урока-лабораторной работы следующая: организационная часть; сообщение темы, целей и задач, изложение теоретического материала, на котором основана лабораторная работа и его закрепление; выдача заданий на лабораторную работу; ее выполнение; подведение итогов лабораторной работы и всего урока.

Урок по решению технических задач занимает как бы промежуточное положение между теоретическими и практическими занятиями. На нем ученики решают в расчетно-техническом плане задачи конструкторской и технологической подготовки производственных процессов.

Структура урока решения технических задач такова: сообщение темы и целей занятия; изложение теоретического материала, на котором основано решение технических задач и его закрепление.

Контрольно-проверочный урок: имеет целью получение данных об уровне технологической подготовки учащихся, степени прочности усвоения ими технических знаний, умений и навыков. Эти уроки проводятся обычно по окончанию изученной темы, а также в конце четверти, позволяя осуществлять периодическую аттестацию учащихся по технологии.

Примерная структура контрольно-проверочного урока: организационная часть; сообщение темы и целей занятия; выдача задания на контрольную практическую работу; выполнение контрольной работы; подведение ее итогов и урока в целом.

Организация работы учащихся на уроке технология

Обучение технологии в общеобразовательных учреждениях носит в основном практический характер. Большая часть учебного времени отводится на самостоятельную учебно-трудовую деятельность учащихся. Поэтому на этих уроках очень важно правильно ее организовать, чтобы она была целесообразной и эффективной с учебно-познавательной, организационно-технической и экономической точек зрения, что позволит им успешно овладевать имеющимся опытом технической деятельности, на основе которого у них будет формироваться свой опыт в области технологии. В практике обучения технологии получили распространение следующие формы организации учебно-трудовой деятельности учащихся: фронтальная, бригадно-звеньевая, индивидуальная.

При фронтальной форме организации работы все ученики выполняют одинаковые учебно-трудовые задания, продвигаются по учебному процессу как бы единым фронтом. Инструктирование учащихся (вводное, текущее и заключительное) и контроль за их работой осуществляются учителем одновременно для них всех. Эта организация учебной работы используется обычно в начальный период освоения рабочих приемов и трудовых операций. Необходимым условием для организации фронтальной работы является наличие соответствующего инструмента и оборудования для всей группы. Например, если в кабинете технологии 3-4 швейные машины или в учебной мастерской по деревообработке столько же токарных станков, то организовать фронтальную работу группы учащихся нельзя. В этом случае обычно их работа организуется звеньями или по графику.

Положительной стороной фронтальной организации труда учащихся на уроке является то, что каждый из них, работая в коллективе, в то же время выполняет изделие или другую порученную ему работу от начала до конца, осваивая при этом все трудовые операции, и видит конкретный результат. Вместе с тем фронтальная организация работы учащихся на уроке имеет свои недостатки. Как уже отмечалось, ее нельзя организовать, если нет возможности обеспечить всех необходимым оборудованием и инструментами. К тому же индивидуальные особенности и различные познавательные возможности учащихся требуют дифференциации учебно-трудовых заданий.

Бригадно-звеньевая организация работы предполагает деление группы занимающихся на уроке на отдельные звенья или бригады и выдачу каждому звену или бригаде своего задания. Внутри звена ученики обычно выполняют одинаковую работу. Например, на занятиях по технологии обработки тканей звено учеников в составе 3-4 человек работают за швейными машинами, а остальные учащиеся занимаются обработкой ткани вручную. В бригаде чаще всего выполняют работу с разделением труда, т.е. каждый делает только часть общей работы.

Наиболее распространена на занятиях по технологии индивидуальная форма организации учебной работы. Как правило, учащиеся при этом выполняют общее задание. Но если учитель хорошо изучил своих учеников, знает возможности каждого, то может давать им задания индивидуального характера. Индивидуализация технологического обучения создает благоприятные возможности для развития личности каждого ученика.

В помощь начинающему учителю по технологии прилагается словарь по тканям, из книги Ирины Журавлевой “Ткани” в Приложении 1 . Вам необходимо сделать только подборку тканей.

Современные требования к урокам технологии в начальных классах.

Подготовка учителя начальных классов к урокам технологии, составление планов-конспектов

Содержание образования становится достоянием личности только в процессе ее собственной активной деятельности. Эта деятельность, осуществляемая на основе определенных приемов, должна быть рационально организована, вместиться в те или иные организационные формы форма вообще есть способ организации того или иного процесса или предмета, определяющей его внутреннюю структуру и внешние связи. Применительно к процессу обучения, это способ, характер взаимодействия педагога и учащегося, учащихся между собой, учащегося с изучаемым материалом (индивидуальное, коллективное, классно-урочное, дополняется экскурсиями, играми, домашней работой, кружки, конкурсы, олимпиады, выставки, смотры.

Под уроком «Технология» понимается занятие, на котором учащиеся, объединенные в группу (класс), под руководством учителя или самостоятельно овладевают технологическими знаниями, умениями и навыками. Каждый урок представляет собой составную часть, ступень или звено в учебном процессе. Вместе с тем, урок – это относительно самостоятельный и логически завершенный этап ан пути овладения учащимися ЗУН.

В каждом конкретном случае учитель должен руководствоваться рядом особенностей в развитии личности ребенка - интенсивным формированием их мировоззрения, нравственных убеждений, принципов и идеалов, оценочных суждений, самосознания, отношения к себе, товарищам и коллективу в целом, волевых качеств. Знание особенностей психического развития и умелое их использование помогают учителю правильно и более эффективно осуществлять воспитательную работу с учащимися, как на уроках, так и во внеурочное время.

В отличие от других общеобразовательных предметов, уроки трудового обучения используются для организации не только учебной, но и созидательной деятельности учащихся. Нередко в этом случае говорят об учебно-трудовой или познавательно-трудовой деятельности, что является неточным: ведь учебная деятельность – это тоже трудовая деятельность по добыванию знаний, формированию умений. Когда же речь идет об учебной и созидательной деятельности, то становится ясным, что труд учащихся является не только учебным, но и общественно полезным, производительным.

Процесс трудового обучения используется для формирования у учащихся умений и навыков и усвоения ими соответствующих знаний. При этом должно обеспечиваться тесное единство обучения и воспитания. Формирование умений и навыков, усвоение знаний осуществляется на основе требований дидактики (теории обучения), которые в свою очередь, базируются на определенных психологических закономерностях.

В психологической и педагогической литературе по-разному определяются понятия – «умение», «навык», «знание». Однако, если проанализировать различные определения данных понятий, то оказывается, что они часто дополняют друг друга, указывая на следующие стороны и особенности умений и навыков: содержание умений и навыков как психических процессов; условия образований умений и навыков и особая роль упражнений; уровень развития умения или навыка; роль знаний в процессе формирований умений и навыков; психологическая структура умений и навыков; роль сознания и характер мыслительных процессов в их формировании и функционировании; функции, отводимые в деятельности умениям и навыкам.

Под формированием умения мы понимаем процесс подготовки учащихся к быстрому, точному и осмысленному выполнению определенного действия (совокупности действий). Этот процесс включает в себя активную деятельность самих учащихся (наблюдение, упражнения, самоконтроль и т.п.), направляемую учителем (объяснение, показ, исправление ошибок и т.д.).

Под формированием навыка мы понимаем сложный процесс закрепления и совершенствования умений, приводящих к тому, что ученик может автоматизировано выполнять определенные действия.

Под усвоением знаний мы понимаем процесс получения (самостоятельно и с помощью учителя), закрепления и применения научных понятий, факторов и других подобных сведений.

Приведенные выше определения понятия являются относительными, так как очень часто формирование умения – это процесс закрепления ряда навыков; приобретенные конкретные умения и навыки нередко составляют основу для формирования нового, более сложного умения или навыка. Иначе говоря, между понятиями (и, конечно, самими процессами) «умение» и «навык» существуют диалектические взаимосвязи, а формирование умений и навыков должно осуществляться на базе соответствующих знаний.

Научно установлены следующие основные условия успешного формирования умений и навыков, которые являются общими для всех их видов:

1) определенность задачи, понимание цели и способов ее достижения,

2) наличие у учащихся необходимых знаний,

3) соответствие методов обучения особенностям формируемых умений и навыков,

4) эффективность инструктажа,

5) достаточное количество упражнений,

6) своевременность и объективность оценок деятельности учащихся и знание ими результатов упражнений,

7) активный характер деятельности учащихся.

На уроках технологии учитель систематически излагает учебный материал, организует восприятие этого материала и практическую деятельность учащихся по применению, усвоению и закреплению технологических знаний, по формированию практических умений и навыков.

Урок технологии имеет свои особенности. К ним предъявляются особые требования.

1. Простановка четких учебно-воспитательных целей, которые должны быть достигнуты в результате проведения урока. По достижению целей урока судят об его эффективности.

2. Правильный подбор материала для урока, каждой его части исходя из целей, темы, уровня подготовленности учащихся.

1. Основная масса времени (не менее 30 мин) – это практическая работа;

2. Полезность изготавливаемого изделия;

3. Работа режущим инструментом – строгое соблюдение правил ТБ.

4. Выбор наиболее целесообразных форм, методов и приемов обучения.

5. Организационная четкость (время, рабочее место культуры труда.

6. Обратная связь на каждом этапе урока.

7. Межпредметные связи

Основные блоки, которые так или иначе всегда присутствуют на уроке.

1. организация урока

2. мотивация учебной деятельности

3. подготовка учащихся к практической работе, обратная связь

4. практическая работа

5. подведение итогов урока, оценка проделанной работе

6. уборка рабочего места.

1) Организационный момент 1 – 2 мин.

Проверка готовности к работе, наличие материалов, инструментов, клеенки, тряпки. Дежурные. Порядок на протяжении всего урока.

2) Мотивация учебной деятельности 1 мин.

Сообщение темы, цели, содержания деятельности, области применения получаемых знаний.

3) Подготовка к практической работе 7 - 10 мин.

Актуализация тех знаний, умений, способностей учащихся, которые будут использоваться, пополняться и развиваться в процессе работы, анализ трудового задания, планирование хода предстоящей работы.

Если предусматривается творческая работа, добавляются элементы, подготавливающие конструкторскую деятельность учащихся.

Беседа, рассказ, обобщение и пополнение знаний, выполнение опытов и наблюдений за свойствами материалов и инструментов → сами, использование раздаточного материала, опрос, карточки-задания.

Связать материал урока с предыдущим, обобщать, использовать знания учащихся по другим предметам, показать необхомимость этих знаний, способ их применения.

Анализ и планирование работы проводятся для создания у учеников общего представления об объеме и характере трудных заданий для полного и четкого представления детьми конструкции изделия. При выполнении творческой работы самостоятельно.

Устно или графически по образцу, рисунку, графической иллюстрации, чертежу. Вопросы для анализа образца могут быть следующие:

1. Что это за изделие? Каково его назначение?

2. Из каких частей оно состоит? каково назначение каждой части? Какая часть самая (трудоемкая) главная? Какова форма каждой части?

3. Из каких деталей собрано изделие? Количество его частей? Сколько одинаковых из них? Сколько разных? Какова форма деталей? Как соединены детали в изделии: подвижно, неподвижно, вразъем? С помощью чего сделано соединение? Нужны ли дополнительные части или детали для сборки? Какая особенность в конструкции изделия?

4. Из каких материалов выполнено изделие? Каковы их свойства? Почему именно они использованы для изготовления изделия?

5. Какие инструменты понадобятся для работы?

Анализ помогает обосновать необходимость и назначение объекта, уточняет конструкцию изделия, развивает навыки наблюдения, выделения и сравнения частей и целого, увеличивает словарный запас. Ребенок должен четко усвоить что, как в какой последовательности следует делать, продумать образ и оформление будущего изделия.

Трудные моменты. Предварительно познакомить с терминологией, уточнить словарный запас.

Усложняется от класса к классу, усложняются сами изделия, увеличивается самостоятельность учащихся.

Возможно построение чертежа развертки (выкройки) с опорой на образец. Чтение чертежей заключается в понимании детьми, прежде всего, самого изображения, затем конструкции изделия, его размеров и операций по изготовлению.

Если ученику предстоит создать новые образы, осмысливать средства их воплощения, то подготовительная работа должна пробудить художественно-образное представление, создание особого эмоционального настроения. Следовательно, подготовительный этап должен включать основу образов – аналогов, способы конструирования тех или иных форм, показ отдельных технологических приемов, музыка, стихи, слайды, специальные предложения.

Время ограничено! Занимательность должна быть для пользы дела, целесообразна, а не просто отнимать учебное время. Именно этот этап определяет весь образовательный смысл урока.

Если теоретических сведений много, они могут чередоваться с практической работой.

На данном этапе урока может осуществляться проверка домашнего задания, актуализация изученного материала.

4) Практическая работа. 30 мин.

Индивидуальная или коллективная, по группам. Это основное время урока, на котором обязательна помощь учителя, его контроль, инструктаж. Формирование практических навыков, умение контролировать свою работу, сравнивать свою деятельность с образцом. Правила ТБ.

На начальном этапе учитель обычно объясняет и показывает приемы выполнения операции, замедляя и уточняя каждое движение, обращает внимание на возможные ошибки. Эффективность этого этапа зависит от того, насколько учащиеся работали самостоятельно, справились с работой и не сделали ошибок. Возможен взаимоконтроль – осторожно.

5) Подведение итогов: проверка учащимися выполненного изделия в действии, исправление недостатков, оценка, выяснение результатов решения поставленной задачи.

Привлечение внимания детей к полученным результатам, общая оценка достижений, повторение и обобщение пройденного на уроке, формулирование умения рассматривать и оценивать свою работу друг друга, развитие интереса и внимательного отношения к труду других, оценки.

Учитель сам задает тон обсуждению. Важно работу ребенка оценивать с его же прежними достижениями. Пожелание по улучшению.

mob_info