Жизнь в европейских морях и океанах. Урок по биологии "Жизнь в морях и океанах " план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему Жизнь организмов в морях и океанах сообщение

Вопрос 1. Какие природные сообщества морей и океанов вы знаете?

Моря и океаны можно сравнить с огромным домом, который заселен от самых верхних до самых нижних этажей. На разных этажах этого дома складываются разные природные сообщества.

1)Сообщество кораллового рифа

2)Сообщество поверхности воды

3)Донное сообщество

4)Глубоководное сообщество

5)Сообщество толщи воды

Вопрос 2. Какие существа составляют сообщества поверхности воды и как они между собой связаны?

На поверхности океана плавают родственники медуз - парусники. У них плоское, как плот, овальное тело, на котором возвышается треугольный парус. Парусник, как и кораблик, хищник, свою добычу он захватывает щупальцами. Плоское тело парусника похоже на палубу корабля, на ней можно увидеть «матросов» - маленьких крабиков. Захотев есть, такой крабик осторожно спускается к «днищу» своего живого корабля и выхватывает из его щупалец пойманных рачков. Другой «матрос» на «палубе» парусника - хищный моллюск янтина - не столь безобиден: он объедает мягкие ткани парусника. На поверхности воды живут морские водомерки, похожие на пресноводных. Они часто отдыхают на «палубе» парусника. А одна из летучих рыб откладывает на парусник икру. Все эти организмы составляют сообщество поверхности воды.

Вопрос 3. Какие две группы организмом включает сообщество толщи воды?

Сообщество толщи воды включает планктон и активноплавающие организмы. Планктоном (от греческого слова «планктос» - блуждающий) называют все множество живых существ, парящих в толще воды. Это разнообразные водоросли, лучевики, рачки. Все они мелкие и обычно имеют на теле выросты, щетинки, чтобы вода лучше поддерживала их. Активно плавают кальмары, различные рыбы, дельфины, киты. Они имеют вытянутое обтекаемое тело и сильные мышцы - приспособления для быстрого плавания. В толще воды складываются цепи питания: водорослями кормятся рачки, рачками - мелкие рыбки, а ими - более крупные рыбы, кальмары, дельфины. Удивительно, что многие киты, эти гиганты моря, кормятся планктоном.

Вопрос 4. Перечислите организмы, составляющие донное сообщество и сообщество кораллового рифа.

Очень богато видами донное сообщество, складывающееся на небольших глубинах. Помимо прикрепленных ко дну водорослей, здесь живут всевозможные моллюски с красивыми раковинами, актинии, раки-отшельники, креветки, морские ежи и морские звезды, осьминоги, а также множество рыб. Среди них особенно известны камбалы, скаты, удильщики.

Еще более разнообразны живые существа в сообществе кораллового рифа. Коралловые рифы - постройки, созданные бесчисленными маленькими морскими животными - коралловыми полипами. Рифы распространены в теплых тропических морях на мелководье и напоминают роскошные сказочные сады, населенные множеством причудливых обитателей. Это сообщество - одно из неповторимых морских чудес. По богатству жизни оно уступает только влажному тропическому лесу на суше.

Вопрос 5. Каковы особенности глубоководного сообщества?

А на больших глубинах океана, в вечной темноте, сложилось особое глубоководное сообщество. Растений здесь нет. Водятся некоторые виды кальмаров, креветок, причудливой формы рыбы. Питаются эти жители бездны мертвыми остатками организмов, «падающими» из верхних слоев воды, а также хищничают, поедая друг друга. Многие из здешних обитателей светятся: одни таким образом приманивают добычу, а другие защищаются от врагов - выпуская яркое облачко, сбивают с толку хищников.

Вопрос 6. Вспомните, почему начиная с определенной глубины в океане не встречаются растения. Будут ли они там расти, если их специально посадить? Обоснуйте свой ответ.

Растениям на большой глубине не достаточно света, а без него они не могут учувствовать в процессе фотосинтеза. Если их специально посадить на большую глубину они не будут расти, так как наблюдается нехватка солнечного света.

Вопрос 7. Сравните условия существования организмов в разных водных сообществах. Где условия наиболее благоприятны?

Все водные обитатели, несмотря на различия в образе жизни, должны быть приспособлены к главным особенностям своей среды. Эти особенности определяются, прежде всего, физическими свойствами воды: ее плотностью, теплопроводностью, способностью растворять соли и газы.

Плотность воды определяет ее значительную выталкивающую силу. Это значит, что в воде облегчается вес организмов и появляется возможность вести постоянную жизнь в водной толще, не опускаясь на дно. Множество видов, преимущественно мелких, неспособных к быстрому активному плаванию, как бы парят в воде, находясь в ней во взвешенном состоянии. Совокупность таких мелких водных обитателей получила название планктон. В состав планктона входят микроскопические водоросли, мелкие рачки, икра и личинки рыб, медузы и многие другие виды. Планктонные организмы переносятся течениями не в силах противостоять им. Наличие в воде планктона делает возможным фильтрационный тип питания, т. е. отцеживание, при помощи разных приспособлений, взвешенных в воде мелких организмов и пищевых частиц. Оно развито и у плавающих, и у сидячих донных животных, таких, как морские лилии, мидии, устрицы и другие. Сидячий образ жизни был бы невозможен у водных обитателей, если бы не было планктона, а он, в свою очередь, возможен только в среде с достаточной плотностью.

Плотность воды затрудняет активное передвижение в ней, поэтому быстро плавающие животные, такие, как рыбы, дельфины, кальмары, должны иметь сильную мускулатуру и обтекаемую форму тела. В связи с высокой плотностью воды давление с глубиной сильно растет. Глубоководные обитатели способны переносить давление, которое в тысячи раз выше, чем на поверхности суши.

Свет проникает в воду лишь на небольшую глубину, поэтому растительные организмы могут существовать только в верхних горизонтах водной толщи. Даже в самых чистых морях фотосинтез возможен лишь до глубин в 100-200 м. На больших глубинах растений нет, а глубоководные животные обитают в полном мраке.

Температурный режим в водоемах более мягок, чем на суше. Из-за высокой теплоемкости воды колебания температуры в ней сглажены, и водные обитатели не сталкиваются с необходимостью приспосабливаться к сильным морозам или сорокаградусной жаре. Только в горячих источниках температура воды может приближаться к точке кипения.

Одна из сложностей жизни водных обитателей - ограниченное количество кислорода. Его растворимость не очень велика и к тому же сильно уменьшается при загрязнении или нагревании воды. Поэтому в водоемах иногда бывают заморы - массовая гибель обитателей из-за нехватки кислорода, которая наступает по разным причинам.

Вопрос 8. Почему сообщество кораллового рифа наиболее богато видами? На какое земное природное сообщество оно похоже по большому многообразию видов?

Коралловые рифы - необыкновенные места в океане. Эти самые старые и богатые естественными сообществами экосистемы нашей планеты сохраняют стабильность, несмотря на радикальные эволюционные изменения всей земной биоты.

Рифы распространены в теплых тропических морях на мелководье и напоминают роскошные сказочные сады, населенные множеством причудливых обитателей. Это сообщество - одно из неповторимых морских чудес. По богатству жизни оно уступает только влажному тропическому лесу на суше.

Вопрос 9. Можно ли по внешнему виду морских организмов сказать, к какому природному сообществу они относятся?

У живущих в толще воды и активно плавающих животных тело имеет обтекаемую форму и смазано слизью, уменьшающей трение при передвижении. Развиты приспособления для повышения плавучести: скопления жира в тканях, плавательные пузыри у рыб, воздухоносные полости у сифонофор. У пассивно плавающих животных увеличивается удельная поверхность тела за счет выростов, шипов, придатков; тело уплощается, происходит редукция скелетных органов. Разные способы передвижения: изгибание тела, с помощью жгутиков, ресничек, реактивный способ передвижения (головомоллюски).

У придонных животных исчезает или слабо развит скелет, увеличиваются размеры тела, обычна редукция зрения, развитие осязательных органов.

Вопрос 10. Назовите организмы, изображенные на рисунке, и определите, к каким сообществам они относятся.

Дельфин относится к сообществу толщи воды. Осьминоги и глубоководные рыбы обитают в глубоководном сообществе. Кораллы и актинии представители сообщества кораллового рифа. Рыбы представители сообщества толщи воды. Мелкие рачки – планктон - представители сообщества поверхности воды.

Технологическая карта.

Учащиеся должны уметь характеризовать условия жизни организмов; выявлять черты приспособленности к определенным условиям

Объяснять сущность понятия «планктон».

Приводить примеры флоры и фауны морей и океанов по рисункам учебника.

Создать условия для формирования коммуникативных универсальных действий, (работать в группе, умение договариваться, действовать сообща. Слушать других, принимать другую точку зрения); - создать условия для формирования регулятивных универсальных действий (развивать умение ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности); -создать условия для формирования познавательных универсальных действий (заполняют таблицу, изучают многообразие организмов, обитающих на разных материках).

Проявлять интерес и любознательность к изучению темы. Ответственное отношение к природе; осознание необходимости защиты окружающей среды.

Основные понятия, изучаемые на уроке

планктон, прикрепленные организмы, свободноплавающие организмы.

этапа

Этап урока

УУД

Деятельность

ЭОР

Время

учителя

учащихся

I

Организационно- мотивационный

Цель активизация учащихся

Коммуникативные УУД:

Сотрудничество с учителем и сверстниками

Приветствует учащихся

Настрой на положительные эмоции и плодотворную работу на уроке.

Мотивирует учащихся на работу

Приветствуют учителя.

Встали ровно, повернулись.

И друг другу улыбнулись Садимся.

Вспомним правила поведения на уроке:

Если хочешь отвечать надо руку поднимать и конечно же вставать.

Девиз:

У того кто учится,

Всё всегда получится!

1 мин

Актуализация знаний

Цель: повторение ранее изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

Коммуникативные- планирование учебного Сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования

Как готовы вы сегодня к уроку?

Беседа по вопросам

1. Перечислите какие вы знаете приспособления организмов к окружающей среде? Приведите примеры.

2. Определите по карточке – какие примеры приспособлений вы видите? (Работаем в паре). Самооценка

3. индивидуально: заполняем таблицу – приспособления к условиям зимы, и делаем взаимопроверку с соседом по парте. Сверху подписываем свою таблицу. Самооценка

Отвечают на вопросы.

Используют индивидуальные карточки

Работа с таблицей.

Самооценивание себя в оценочном листе.

презентация.

Мотивация к учебной деятельности и целеполагание

Цель: формулирование темы.

познавательная-анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные : целеполагание как постановка учебной задачи, прогнозирование. коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Ребята! Мы с вами продолжаем изучать растительный и животный мир.

Что вы видите на слайде? Правильно, это вид Земли из космоса. Какой цвет преобладает? (синий, голубой) А почему? (обозначает водоемы на планете - океаны и моря)

Для того, чтобы правильно определить тему урока постарайтесь правильно отгадать загадки.

Загадки.

1. Состоит он из морей

Ну, давай, ответь скорей

Это – не воды стакан,

А огромный ………….. океан

2. Без конца и края Лужа
Не страшна ей злая стужа.
В Луже ходят корабли,
Далеко им до земли море

3. И долга и коротка,

А один одному не верит;

Всяк сам по себе мерит. жизнь

    (Слайд). Тема нашего урока: «Жизнь организмов в морях и океанах».

    И мы с вами отправляемся на виртуальную прогулку к морю. Давайте подумаем,с какой целью вы будете совершать эту прогулку, что вы хотите узнать. Зачем надо изучать жизнь в морях и океанах? (спросить несколько человек)

Вы совершенно правы . Ваши цели совпадают с моими .

(Познакомиться с жителями морей и океанов, с особенностями условий обитания и приспособления животных к ним).

ВОПРОС по формулированию проблемы : Ребята, а вы знаете, в каком слое воды, какие живут водные организмы?

ПРОБЛЕМА? «Как заселены живыми организмами моря и океаны».

Для того, чтобы решить эту проблему и достичь желаемой цели- чего нам не хватает – ЗНАНИЙ

Предложите план ваших действий, где вы будете добывать знания.

Из каких источников вы будете добывать знания для решения своей проблемы? (Учебник, компьютер, дополнительный материал) .

Определяют тему урока из слов океан, море, жизнь.

Учащиеся ставят цель урока. Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока.

Ставят проблему.

«Как заселены живыми организмами моря и океаны»

Восприятие и осмысление учащимися нового материала

познавательные - поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания. коммуникативные- сотрудничество в поиске информации

регулятивные – планирование, прогнозирование.

Земная жизнь зародилась в воде. Все что сейчас ползает, бегает и растет на земле, все, что летает над землей и все что роется под землей - все когда-то вышло из моря. Значит и мы люди, тоже начинались в море . (слайд 3)

Наше тело до сих пор наполовину состоит из воды, наши руки и ноги - это бывшие грудные и брюшные плавники рыб. Наши легкие образовались из рыбьего плавательного пузыря. Наше сердце гонит по жилам кровь (КАКУЮ НА ВКУС ) соленную, как морская вода, а удары нашего пульса так же ритмичны, как приливы и отливы моря .

Для миллионов удивительных существ море - родной дом. Дом не простой- многоэтажный . (слайд 4) Давайте пройдем с вами по этажам этого дома и познакомимся с его обитателями, решим их основные, жизненные проблемы.

РАБОТА с УЧЕБНИКОМ стр. 99-103. в ГРУППАХ по заданиям.

1 группа: Морские обитатели мелководий и открытой воды.

2 группа- обитатели открытой воды.

3 группа -обитатели морского дна и морских глубин.

Итак, чтобы начать свое исследование, каждая группа должна иметь карту -путеводитель. Эта карта, для исследования каждого этажа в конверте. Конверт находится на мелководье! Найдите этот конверт и начинайте работу.

Работа с учебником (работа в группах)

Работа с текстом.

(работа в группе)

Конверты с картой путеводителем (под партой на скотче)

Первичная проверка понимания

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата заданным эталоном, коррекция,

коммуникативные –инициативное сотрудничество в поиске информации. познавательные – построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Отчёт о выполненной работе.

У доски.

Работа в группах.

Самооценка работы в группе

Физкультурная минутка

Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнём мы на привале…
Вправо, влево повернись!
Наклонись и поклонись!
Руки вверх и руки в бок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы, вы ребятишки!

Первичное закрепление

Регулятивные : волевая саморегуляция Коммуникативные: умение выражать свои мысли познавательные – выбор оснований и критериев для сравнения.

А теперь мы закрепим полученные знания от наших товарищей во время вашего путешествия. Внезапно налетел шторм и собрал в одну кучу всех наших обитателей моря. Представителю 1 группы надо выбрать обитателей открытой воды и заселить их на свой этаж. А вторая группа проверит правильность выполнения задания.

Представитель второй группы выберет глубоководных обитателей моря и поможет им вернуться на свой этаж. А третья группа проверит.

И,наконец, 3 группа поможет обитателям мелководья вернуться домой. – 1 группа проверит.

Групповая работа.

САМООЦЕНКА

Анализ

Регулятивные – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Личностные- самоопределение.

Экологическая сказка. Жил был старик со старухой у синего моря. Закинул дед невод. Пришёл невод с тиной морской, стеклянными бутылками и мусором. Закинул во второй раз, выловил рваный башмак и ржавые банки. А среди них золотая рыбка. Не отпускай меня старче в синее море, я там погибну. Грустная сказка? На самом деле это правда. Мы, люди, очень много грязи бросаем в океаны и моря. Приносим вред обитателям. Мир океана очень велик и прекрасен. Рассказать обо всех обитателях на одном уроке невозможно. Но охранять его не только возможно, но и необходимо.

Рефлексия

Коммуникативные -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные –рефлексия. Личностные – смыслообразование, целеполагание.

Сегодня на уроке мне понравилось……..

До начала урока я думал (а), что…….,а сейчас знаю…….

Мне не понравилось…

Где будут необходимы изученные знания.

На доске заполняют пустой аквариум рыбами соответствующего цвета:

красного - усвоили весь материал урока и приняли активное участие в работе.

Синего - Если вам нужно еще повторить или прочитать.

Зеленого - плохо усвоили материал урока.

Записывают домашнее задание

Домашнее задание

    Всем § 23.

    По выбору: изучить дополнительный материал по теме.

    Творческое задание: написать мини-сочинение о каком-либо обитателе моря.

Составить кроссворд «Обитатели морей» из 7- 10 слов

Оценочные листы и тетради сдаем.

Карточка с заданием.

Практическая работа "Рассматривание карточек морских обитателей"

Рассмотреть карточки

Вписать названия животных в таблицу.

Определить черты приспособления к жизни в определенном сообществе (пути решения проблемы).

Смотри стр. 135-137

Дополнительный материал

Морские обитатели мелководий . Представьте, что вы отправляетесь в путешествие на морском научно-исследовательском корабле. На борту корабля находятся учёные, которые будут исследовать жизнь морских существ, составлять карту морского дна, измерять скорость морских течений, температуру и солёность воды на разной глубине и выполнять ещё много важных работ.

Корабль отходит от причала, и вы замечаете обитателей мелководья. На больших камнях видны многочисленные раковинные моллюски - мидии (рис. 87). Они прикрепляются к поверхности камней с помощью особых клейких нитей, поэтому волны прибоя не могут сорвать их с места. Другие моллюски, например устрицы, а также водоросли тоже прочно прирастают к камням. Мидии, устрицы, водоросли - это прикреплённые организмы.

Чуть дальше от берега на песчаном дне видны маленькие холмики. На вершине такого холмика видны круглые отверстия, ведущие в норку. Здесь живёт морской червь пескожил. Он питается так же, как дождевой червь на суше, - заглатывает грунт, в котором живёт, и переваривает всё съедобное, что там окажется.

Вот что-то пошевелилось у самого дна: это рыба - скат. У ската тело плоское и окрашено под цвет грунта, поэтому когда он неподвижно лежит на дне, то почти незаметен. Так же могут прятаться и другие морские жители, например камбала.

Жизнь на морском дне даёт ряд преимуществ его обитателям. Здесь легко можно спрятаться - закопаться в ил и песок, затаиться среди камней или среди водорослей (рис. 88). На мелководье не могут проникнуть крупные хищные рыбы (акулы). Но здесь есть другие опасности - прибойная волна, приливы и отливы, морские птицы.

Обитатели открытой воды . Корабль вышел в открытое море. Вдалеке показалась стая дельфинов. В толще воды можно заметить рыб. Среди самых быстроходных - акулы и тунцы (рис. 89). Это свободноплавающие организмы. В открытой воде негде спрятаться. Лишь быстрота плавания даёт преимущество в выживании. Поэтому обитатели открытого моря имеют обтекаемое тело и мощные мышцы, позволяющие развивать большую скорость.

Учёные опустили с борта корабля ведро и зачерпнули морскую воду. В ней они обнаружили огромное множество мельчайших существ - микроскопических рачков, крохотных медуз, большое количество одноклеточных водорослей, инфузорий, личинок моллюсков (рис. 90). Такие парящие и плавающие в воде растительные и животные организмы называют планктоном (от греческого слова планктос - «блуждающий»).Планктон обитает в водах всех морей и океанов, это корм для рыб и некоторых китов. Самые богатые «планктонные пастбища» находятся в холодном Южном океане, окружающем Антарктиду, и в холодных северных водах Атлантического и Тихого океанов. Также много планктона обитает у побережий Чили, Перу, Намибии и некоторых других стран. Киты, питающиеся планктоном, регулярно преодолевают тысячи километров, чтобы доплыть от одного «пастбища» до другого.

Жизнь в глубине моря . На корабле готовят к погружению глубоководный аппарат - батискаф. В батискафе можно спуститься на глубину более километра. Здесь совершенно темно: солнечный свет не проходит через толщу воды, и водоросли здесь не растут - на глубинах более 15О м света для фотосинтеза недостаточно. В этой зоне оисина царят особые условия.веды и живут особые обита шли. Например, здесь обитают рыбы, которые всю жизнь проводят на большой глубине и никогда не поднимаются на поверхность. Таковы удильщики (рис. 91). Их тело покрыто тёмной кожей. Большой рот вооружён мощными зубами. Эти рыбы могут проглотить добычу, превосходящую их по размерам. На

голове или спине удильщика находится длинный гибкий вырост - «удочка» со светящейся приманкой.

Как и обитатели других зон моря, глубоководные рыбы отлично приспособлены к своим условиям обитания.

1) Укажите экологические факторы, наиболее значимые для обитателей водной среды.

2) Заполните таблицу «Обитатели мелководий».

3) Ответьте на вопросы о планктоне.

а) Каковы особенности организмов, которые входят в состав планктона?

    Ответ: Микроскопические парящие или плавающие животные или растения.

б) Каково главное отличие планктонных организмов от рыб (акулы, тунца)?

    Ответ: Маленькие размеры.

в) Каково значение планктона?

    Ответ: Они служат пищей для водных обитателей.

4) Опишите особенности организмов, обитающих в открытых водах морей и океанов.

    Ответ: Обитатели открытых вод имеют мощные плавники и обтекаемую форму тела

5) Рассмотрите рисунок, сравните строение показанных рыб и определите, в какой части водной толщи моря они обитают. Обоснуйте своё мнение.

    Ответ: 1. Камбала - это плоская донная рыба, обладает способностью к мимикрии (сливается с песком).

    1. Тунец - обитает в открытых водах: торпедное тело, постоянно двигается, имеет большой кожистый киль.
    2. Конёк-тряпичник - голова и тело покрыты отростками, имитирующими слоевища водоросли. Водятся на коралловых рифах и на мелководье.

6) С помощью дополнительной литературы, Интернета подготовьте сообщение о глубоководных морских обитателях. Напишите план сообщения.

  • Ответ: 1. Условия жизни в глубоководье

    1. Растения - есть ли они в глубоководье?
    2. Планктон глубоководья
    3. Глубоководные рыбы.

Подведём итоги - что вы узнали о жизни живых организмов в разных уголках Земли

1) Заполните таблицу.

  • Функции организмов в природных сообществах

    Организм

    Растения

    Продуценты

    Животные

    Консументы

    Редуценты

    Бактерии

    Редуценты и продуценты

2) Объясните, какие приспособления имеются у акулы и удильщика, связанные с условиями, в которых они обитают.

  • Ответ: Акула: обтекаемая форма тела, мощные плавники, жабры.

    Удильщик: мощная форма тела, благодаря которой он выдерживает давление воды и «удочка» с фонариком, помогающая удильщику видеть, т.к. на дно плохо проникает свет.

3) Выберите правильный ответ и отметьте его.


Моря и океаны можно сравнить с огромным домом, который заселен от самых верхних до самых нижних этажей. На разных этажах этого дома складываются разные природные сообщества. Знакомство с ними мы начнем с поверхности воды.

Вот плывет небольшое (около 30 см в длину) странное существо. Синее с красным парусом. Это животное с необычным названием португальский военный кораблик (в старину португальцы ярко раскрашивали свои боевые корабли). Существо это - родственник медуз. Оно не тонет, потому что имеет большой легкий воздушный пузырь. Сверху на этом пузыре есть гребень, который и служит парусом. А вниз, в воду, уходят длинные щупальца. С их помощью кораблик ловит себе еду: рачков, рыбок.

На поверхности океана плавают и другие родственники медуз - парусники. У них плоское, как плот, овальное тело, на котором возвышается треугольный парус. Парусник, как и кораблик, хищник, свою добычу он захватывает щупальцами. Плоское тело парусника похоже на палубу корабля, на ней можно увидеть «матросов» - маленьких крабиков. Захотев есть, такой крабик осторожно спускается к «днищу» своего живого корабля и выхватывает из его щупалец пойманных рачков. Другой «матрос» на «палубе» парусника - хищный моллюск янтина - не столь безобиден: он объедает мягкие ткани парусника. На поверхности воды живут морские водомерки, похожие на пресноводных. Они часто отдыхают на «палубе» парусника. А одна из летучих рыб откладывает на парусник икру. Все эти организмы составляют сообщество поверхности воды .

Сообщество толщи воды включает планктон и активноплавающие организмы. Планктоном (от греческого слова «планктос» - блуждающий) называют все множество живых существ, парящих в толще воды. Это разнообразные водоросли, лучевики, рачки. Все они мелкие и обычно имеют на теле выросты, щетинки, чтобы вода лучше поддерживала их. Активно плавают кальмары, различные рыбы, дельфины, киты. Они имеют вытянутое обтекаемое тело и сильные мышцы - приспособления для быстрого плавания. В толще воды складываются цепи питания: водорослями кормятся рачки, рачками - мелкие рыбки, а ими - более крупные рыбы, кальмары, дельфины. Удивительно, что многие киты, эти гиганты моря, кормятся планктоном.

Очень богато видами донное сообщество , складывающееся на небольших глубинах. Помимо прикрепленных ко дну водорослей, здесь живут всевозможные моллюски с красивыми раковинами, актинии, раки-отшельники, креветки, морские ежи и морские звезды, осьминоги, а также множество рыб. Среди них особенно известны камбалы, скаты, удильщики.

Еще более разнообразны живые существа в сообществе кораллового рифа . Коралловые рифы - постройки, созданные бесчисленными маленькими морскими животными - коралловыми полипами. Рифы распространены в теплых тропических морях на мелководье и напоминают роскошные сказочные сады, населенные множеством причудливых обитателей. Это сообщество - одно из неповторимых морских чудес. По богатству жизни оно уступает только влажному тропическому лесу на суше.

А на больших глубинах океана, в вечной темноте, сложилось особое глубоководное сообщество. Растений здесь нет. Водятся некоторые виды кальмаров, креветок, причудливой формы рыбы. Питаются эти жители бездны мертвыми остатками организмов, «падающими» из верхних слоев воды, а также хищничают, поедая друг друга. Многие из здешних обитателей светятся: одни таким образом приманивают добычу, а другие защищаются от врагов - выпуская яркое облачко, сбивают с толку хищников.

Проверьте свои знания

  1. Какие природные сообщества морей и океанов вы знаете?
  2. Какие существа составляют сообщество поверхности воды и как они между собой связаны?
  3. Какие две группы организмов включает сообщество толщи воды?
  4. Перечислите организмы, составляющие донное сообщество и сообщество кораллового рифа.
  5. Каковы особенности глубоководного сообщества?

Подумайте!

  1. Сравните условия существования организмов в разных водных сообществах. Где условия наиболее благоприятны?
  2. Почему сообщество кораллового рифа особенно богато видами?
  3. Можно ли по внешнему виду морских организмов сказать, к какому природному сообществу они относятся? Приведите примеры.
  4. Назовите организмы, изображенные на рисунке, и определите, к каким сообществам они относятся.

Моря и океаны богато населены живыми организмами. Здесь складываются разнообразные природные сообщества: сообщество поверхности воды, сообщество толщи воды, донное сообщество и сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Мировой океан покрывает более 70% поверхности Земли. Он содержит около 1,35 миллиарда кубических километров воды, что составляет около 97% всей воды на планете. Океан поддерживает всю жизнь на планете, а также делает ее синей, если посмотреть из космоса. Земля - ​​единственная планета в нашей солнечной системе, которая, как известно, содержит жидкую воду.

Хотя океан является одним сплошным водоемом, океанографы разделили его на четыре основные области: Тихоокеанскую, Атлантическую, Индийскую и Арктическую. Атлантический, Индийский и Тихий океаны объединяются в ледяные воды вокруг Антарктиды. Некоторые специалисты выделяют этот район, как пятый океан, чаще всего называемый Южным.

Чтобы понять жизнь океанов, вы должны сначала узнать ее определение. Фраза «морская жизнь» охватывает все организмы, живущие в соленой воде, которые включают широкое разнообразие растений, животных и микроорганизмов, таких как бактерии и .

Существует огромное разнообразие морских видов, которые варьируются от крошечных одноклеточных организмов до гигантских голубых китов. По мере того как ученые открывают новые виды, больше узнают о генетическом составе организмов и изучают ископаемые образцы, они решают, как группировать океаническую флору и фауну. Ниже приведен список основных типов или таксономических групп живых организмов в океанах:

  • (Annelida );
  • (Arthropoda );
  • (Chordata );
  • (Cnidaria );
  • Гребневики (Ctenophora );
  • (Echinodermata );
  • (Mollusca )
  • (Porifera ).

Есть также несколько типов морских растений. К самым распространенным относятся Chlorophyta , или зеленые водоросли, и Rhodophyta , или красные водоросли.

Адаптация морской жизни

С точки зрения наземного животного, подобного нам, океан может быть суровой средой. Однако морская жизнь приспособлена для жизни в океане. Характеристики, которые способствуют процветанию организмов в морской среде, включают способность регулировать потребление соли, органы для получения кислорода (например, жабры рыб), противостоять повышенному давлению воды, адаптация к недостатку света. Животные и растения, обитающие в приливной зоне имеют дело с экстремальными температурами, солнечным светом, ветром и волнами.

Существуют сотни тысяч видов морской жизни, от крошечного зоопланктона до гигантских китов. Классификация морских организмов очень изменчива. Каждый приспособлен к своей конкретной среде обитания. Все океанические организмы вынуждены взаимодействовать с несколькими факторами, которые не представляют проблем для жизни на суше:

  • Регулирующее потребление соли;
  • Получение кислорода;
  • Адаптация к давлению воды;
  • Волны и изменение температуры воды;
  • Получение достаточного количества света.

Ниже мы рассмотрим некоторые способы выживания морской флоры и фауны в этой окружающей среде, которая сильно отличается от нашей.

Солевая регуляция

Рыбы могут пить соленую воду и выводить избыток соли через жабры. Морские птицы также пьют морскую воду, а лишняя соль удаляется через «солевые железы» в носовую полость, а затем вытряхивается птицей. Киты не пьют соленую воду, а получают необходимую влагу их организмов, которыми они питаются.

Кислород

Рыба и другие организмы, которые живут под водой, могут получать кислород из воды либо через их жабры, либо через кожу.

Морские млекопитающие вынуждены всплывать на поверхность, чтобы дышать, поэтому у китов есть дыхательные отверстия сверху на голове, позволяющие вдыхать воздух из атмосферы, сохраняя большую часть тела под водой.

Киты способны оставаться под водой без дыхания в течение часа или более, так как очень эффективно используют свои легкие, наполняя до 90% объема легких с каждым вдохом, а также хранят необычно большое количество кислорода в крови и мышцах при погружении.

Температура

Многие животные океана являются хладнокровными (эктотермическими), и их внутренняя температура тела такая же, как и окружающая их среда. Исключением являются теплокровные (эндотермические) морские млекопитающие, которые должны поддерживать постоянную температуру своего тела независимо от температуры воды. Они имеют подкожный изолирующий слой, состоящий из жира и соединительной ткани. Этот слой подкожного жира позволяет им поддерживать свою внутреннюю температуру тела примерно такой же, как у наземных сородичей, даже в холодном океане. Изолирующий слой гренландского кита может достигать более 50 см в толщину.

Давление воды

В океанах давление воды увеличивается на 15 фунтов на квадратный дюйм каждые 10 метров. В то время как некоторые морские существа редко меняют глубину воды, далеко плавающие животные, такие как киты, морские черепахи и тюлени, за несколько дней путешествуют от мелководья до больших глубин. Как же они справляются с давлением?

Считается, что кашалот способен погружаться более чем на 2,5 км ниже поверхности океана. Одна из адаптаций заключаются в том, что легкие и грудная клетка сжимаются при погружениях на большие глубины.

Кожистая морская черепаха может погружаться более чем на 900 метров. Складные легкие и гибкая раковина помогают им выдерживать высокое давление воды.

Ветер и волны

Животные приливной зоны не нуждаются в адаптации к высокому давлению воды, но должны выдерживать сильное давление ветра и волн. Многие беспозвоночные и растения в этой обладают способностью цепляться за скалы или другие субстраты, а также имеют твердые защитные оболочки.

В то время как крупные пелагические виды, такие как киты и акулы, не подвержены воздействию шторма, их добыча может перемещать. Например, киты охотятся на копепод, которых может раскидать по разным отдаленным областям во время сильного ветра и волн.

Солнечный свет

Организмы, нуждающиеся в свете, такие как тропические коралловые рифы и связанные с ними водоросли, находятся в мелких, прозрачных водах легко пропускающих солнечный свет.

Так как подводная видимость и уровни освещенности могут меняться, киты не полагаются на зрение, чтобы найти пищу. Вместо этого они находят добычу, используя эхолокацию и слух.

В глубине океанской бездны, некоторые рыбы потеряли свои глаза или пигментацию, потому что они просто не нужны. Другие организмы являются биолюминесцентными, используя светоносные или свои собственные светопроизводящие органы, чтобы привлечь добычу.

Распределение жизни морей и океанов

От береговой линии до самого глубокого морского дна океан кишит жизнью. Сотни тысяч морских видов варьируются от микроскопических водорослей до , которое когда-либо жило на Земле, синего кита.

Океан имеет пять основных зон жизни, каждая с уникальными приспособлениями организмов к своей конкретной морской .

Эвфотическая зона

Эвфотическая зона является освещенным солнцем верхним слоем океана, приблизительно до 200 метров в глубину. Эвфотическая зона также известна как фотическая и может присутствовать как в озерах с морями, так и в океане.

Солнечный свет в фотической зоне позволяет осуществлять процесс фотосинтеза. - это процесс, посредством которого некоторые организмы преобразуют солнечную энергию и углекислый газ из атмосферы в питательные вещества (белки, жиры, углеводы и т.д.), и кислород. В океане фотосинтез осуществляется за счет растений и водорослей. Морские водоросли похожи на наземные растения: у них есть корни, стебли и листья.

Фитопланктон - микроскопические организмы, которые включают в себя растения, водоросли и бактерии, также обитают в эвфотической зоне. Миллиарды микроорганизмов образовывают огромные зеленые или синие пятна в океане, которые являются фундаментом океанов и морей. Благодаря фотосинтезу, фитопланктон ответственен за выработку почти половины кислорода, выброшенного в атмосферу Земли. Мелкие животные, такие как криль (тип креветок), рыбы и микроорганизмы, называемые зоопланктоном, все питаются фитопланктоном. В свою очередь, этих животных едят киты, крупная рыба, морские птицы и люди.

Мезопелагическая зона

Следующая зона, простирающаяся до глубины около 1000 метров, называется мезопелагической зоной. Эта зона также известна как сумеречная зона, так как свет в ее пределах очень тусклый. Отсутствие солнечного света означает, что в мезопелагической зоне практически нет растений, но крупные рыбы и киты ныряют туда, чтобы охотиться. Рыба в этой зоне мелкая и светящаяся.

Батипелагическая зона

Иногда животные из мезопелагической зоны (такие как кашалоты и кальмары) ныряют в батипелагическую зону, которая достигает глубины около 4000 метров. Батипелагическая зона также известна как полуночная зона, потому что свет не достигает ее.

Животные, обитающие в батипелагической зоне, небольшие, но у них часто бывают огромные рты, острые зубы и расширяющиеся желудки, которые позволяют им есть любую пищу, которая попадает в пасть. Большая часть этой пищи поступает из остатков растений и животных, спускающихся с верхних пелагических зон. У многих батипелагических животных нет глаз, потому что они не нужны в темноте. Поскольку давление настолько велико, что трудно найти питательные вещества. Рыбы в батипелагической зоне движутся медленно и имеют сильные жабры для извлечения кислорода из воды.

Абиссопелагическая зона

Вода на дне океана, в абиссопелагической зоне, очень соленая и холодная (2 градуса Цельсия или 35 градусов по Фаренгейту). На глубине до 6000 метров давление очень сильно - 11 000 фунтов на квадратный дюйм. Это делает невозможной жизнь для большинства животных. Фауна этой зоны, чтобы справиться с суровыми условиями экосистемы, выработала причудливые адаптивные особенности.

Многие животные этой зоны, включая кальмаров и рыб, являются биолюминесцентными, то есть производят свет через химические реакции в своих телах. Например, рыба удильщик имеет яркий отросток, расположенный перед его огромным зубастым ртом. Когда свет приманивает мелкую рыбешку, удильщик просто щелкает своими челюстями, чтобы съесть свою добычу.

Ультраабиссаль

Самая глубокая зона океана, найденная в разломах и каньонах, называется ультраабиссаль. Здесь живут немногие организмы, например, изоподы - тип ракообразных, родственный с крабами и креветками.

Такие как губки и морские огурцы, процветают в зонах абиссопелагия и ультраабиссаль. Как и многие морские звезды и медузы, эти животные почти полностью зависят от оседающих останков отмерших растений и животных, называемых морским детритом.

Однако не все донные обитатели зависят от морского детрита. В 1977 году океанографы обнаружили сообщество существ на дне океана, питающихся бактериями вокруг отверстий, называемых гидротермальными жерлами. Эти жерла отводят горячую воду, обогащенную минералами из недр Земли. Минералы питают уникальные бактерии, которые, в свою очередь, питают животных, таких как крабы, моллюски и трубчатые черви.

Угрозы для морской жизни

Несмотря на относительно малое представление об океане и его обитателях, человеческая деятельность нанесла этой хрупкой экосистеме колоссальный вред. Мы постоянно видим по телевидению и в газетах, что очередной морской вид оказался под угрозой исчезновения. Проблема может казаться удручающей, но есть надежда и много вещей, которые каждый из нас может сделать, чтобы спасти океан.

Угрозы представленные ниже не имеют какой-либо определенный порядок, поскольку в одних регионах они более актуальны, чем в других, а некоторые обитатели океанов сталкиваются с многочисленными угрозами:

  • Окисление океанов - если у вас когда-либо был аквариум, вы знаете, что правильный рН воды является важной частью поддержания здоровья ваших рыбок.
  • Изменение климата - мы постоянно слышим о глобальном потеплении, и не зря - оно негативно влияет, как на морскую, так и на наземную жизнь.
  • Перелов - это всемирная проблема, которая истощила множество важных промысловых видов рыбы.
  • Браконьерство и нелегальная торговля - несмотря на законы принятые для защиты морских обитателей, незаконный вылов процветает по сей день.
  • Сети - морские виды от мелких беспозвоночных до крупных китов могут запутаться и погибнуть в заброшенных рыболовных сетях.
  • Мусор и загрязнения - различные животные могут запутаться в мусоре, как и в сетях, а разливы нефти наносят огромный ущерб большинству морских обитателей.
  • Потеря среды обитания - по мере роста населения мира увеличивается антропогенная нагрузка на береговую линию, водно-болотные угодья, леса водорослей, мангровые заросли, пляжи, скалистые берега и коралловые рифы, которые служат домом для тысяч видов.
  • Инвазивные виды - виды введенные в новую экосистему способны нанести серьезный вред родным обитателям, так как из-за отсутствия естественных хищников у них может произойти демографический взрыв.
  • Морские суда - корабли могут нанести смертельные повреждения крупным морским млекопитающим, а также создают много шума, переносят на себе инвазивные виды, уничтожают якорями коралловые рифы, приводят к выбросу химических веществ в океан и атмосферу.
  • Океанский шум - в океане много естественных шумов являющихся неотъемлемой частью этой экосистемы, но искусственные шумы способны нарушить ритм жизни многих морских обитателей.
mob_info